Мы, взрослые, часто вздыхаем, глядя на детей: нам бы их проблемы! А между прочим, быть ребенком не так уж и легко. У детей свои собственные проблемы, которые нам кажутся пустяковыми, но для их возраста и психики они очень серьезны, их нельзя недооценивать. Часто родителям, замотанным круговертью жизни, не хватает сил и времени на то, чтобы заниматься еще и детскими вопросами, и матери и отцы ограничиваются тем, что решить легче всего – вовремя накормить, одеть-обуть, проконтролировать уроки. И зачастую мы упускаем самое важное: внутреннее состояние ребенка. Особенно это касается проблем в школе.

Довольно-таки большое количество детей имеют проблемы в отношении с учителями, о которых родители даже не догадываются. Особенно часто эти ситуации возникают в младших классах, потому что если старшие дети уже начинают многое понимать и знают ту грань, которую учитель не должен переступать, то малыши молчат. Крайне редко кто расскажет родителям о том, что происходит в классе.

Эта статья – результат личного опыта, которым я хочу поделиться – вдруг кому-то будет полезно. И – не повторяйте моих ошибок!

Мой средний сын шел в школу с большим воодушевлением – он хотел учиться. Я с облегчением вздохнула – может, мне хотя бы над ним не придется стоять каждый вечер, долдоня, как попугай «делайуроки-делайуроки-делайуроки!» Я даже не особо интересовалась, как у него складываются дела в школе. Классная руководительница с 40-летним стажем работы, отличник народного образования, заслуженная-раззаслуженная. Там все должно быть хорошо.

Первые звоночки начались во втором классе. Сын скрыл от меня, что учительница просила меня подойти для разговора. Беседа все же состоялась: ребенок плохо учится, не старается, не может решить задачу, плохо читает. Как – не может решить задачу? «Дома же он спокойно их решает!» – попыталась возразить я, но меня не стали слушать. Не может, и все. И тут же прозвучала мысль: учить ребенка должны родители, а учитель — только проверять знание.

Дома я попыталась поговорить с ребенком, но он молчал. Я увидела, что он не может говорить на эту тему.

Первый сигнал того, что в школе что-то не в порядке – ребенок отказывается говорить об этом. Попытки завести разговор вызывают болезненную реакцию.

Если ребенок не рассказывает ничего плохого о школе, это не значит, что у него нет проблем. Маленькие дети молчат, потому что в их возрасте взрослые все еще представляют собой незыблемый авторитет, и если учитель делает что-то предосудительное, они считают, что так и должно быть, и не жалуются. Когда я разговаривала на эту тему с подругой, она поделилась своими детскими впечатлениями: «Наша учительница за ошибки била нас указкой по рукам и ставила на стул посреди класса. И мы никому не рассказывали, мы думали, что так и должно быть».

Теперь моей задачей стало разговорить сына. Не поверите – у меня на это ушло два месяца. Он упорно отказывался обсуждать проблемы с учебой. Но, в конце концов, диалог все же состоялся, и я узнала весьма неприятные, не сказать – шокирующие подробности. Оказывается, эта отличница народного образования унижала и оскорбляла детей. Использовались «глубоко педагогические» методы в таком стиле: «Встаньте, лохи, кто не сдал тетради». «Один дурак в классе, который не решил задачу. Сам встанешь, или мне сказать?» Учительница могла наказать весь класс за то, что дети недостаточно активно работали на уроке – ставила на все 45 минут, и они учились стоя.

При этом в классе имелись две девочки из числа «своих», которым можно все: не выучить урок, забыть тетрадь, опоздать – им ничего за это не было. Всем остальным за то же самое ставилось два в журнал. Доходило до того, что этим двум ученицам выдавались листочки, и они начинали писать контрольную, а остальные дети сидели и ждали, пока расстроенная поведением «негодяев» учительница не простит их и не разрешит писать контрольную. Какие оценки в итоге выставлялись, догадаться не трудно.

И тут я совершила первую ошибку. До конца года остался месяц, я посочувствовала сыну и уговорила его потерпеть. За лето обиды подзабылись, и в третий класс он пошел более-менее легко. И я совершила вторую ошибку. Он не жаловался, я подумала, что все в порядке и пустила дело на самотек. И когда в середине учебного года каждое утро стало начинаться словами «я не хочу идти в школу», я списала это на естественное нежелание ребенка учиться – а кто хочет? Я тоже не хотела.

Встряхнул меня такой случай. Я приехала за сыном и вошла в школьный холл. Мне навстречу выбегали дети из «нашего» класса и каждый из них сообщал, что «Ваш Андрей на второй год останется». Это почему еще? Он учится на три-четыре-пять. С какой стати он останется на второй год? Тут ко мне вышел сын. По его виду сразу можно было понять, что что-то случилось. Но рассказывать об этом он упорно не хотел. Разговорился только дома: конфликт произошел из-за того, что он не смог сделать задачу. И преподаватель громогласно на весь класс объявила, что он останется на второй год.

На следующий день я вызвала классную на разговор, в процессе которого выяснилось, что она не понимает разницы между поругать и унизить. В ее понимании обзывания и оскорбления относились к воспитательным методам. Мало того, она подключала к этому весь класс – неудачи учеников обсмеивались коллективно. Учительница поняла мой настрой и пообещала больше не говорить таких слов, а я взяла с ребенка обещание, что он будет рассказывать мне обо всем, и этот год мы доучились нормально.

Моя третья ошибка – я не перевела его в другой класс сразу. Это надо было сделать еще тогда. Люди не меняются. Если в натуре заложено хамство, его не переломишь никакими разговорами.

Четвертый класс начался более-менее тихо, но спустя две недели опять начались оскорбления и унижения. Дело закончилось тем, что на уроке она за ошибку при чтении схватила мальчика за шею и потыкала его носом в учебник, а девочке за неправильно решенную у доски задачу дала подзатыльник. Я поняла, что в один прекрасный день она так же поступит с моим ребенком. К этому времени я стала общаться на эту тему с другими родителями. Практически все говорили, что дети неохотно идут в школу и жалуются на то, что учительница «орет». Но родители не придавали этому значения, поскольку в детском понимании «орет» может означать просто строгий тон. Одни родители даже ходили к школьному психологу, но это не дало никаких результатов – психолог объяснила ребенку, что учительница на самом деле хорошая, просто «вы ее не всегда правильно понимаете».

С моей подачи они стали разговаривать с детьми, и те наконец рассказали, что происходит в классе. Все возмущались, но на мое предложение пойти к директору отвечали отказом – боялись портить отношения. Мне отступать уже было некуда, и я решила принять весь удар на себя. Я пошла к директору.

Директрисе я выложила все, от и до: про оскорбления, про унижения, про «своих», про наказания, подзатыльники и тыканье лицом в учебник. Директриса, дай ей Бог здоровья, не стала обелять учителя и пообещала разобраться. Между прочим, она сказала мне такие слова: «Вы, родители, из страха замалчиваете такие случаи. А об этом надо говорить. Я узнаю о самых возмутительных вещах только когда дети идут на выпуск, когда они уже не боятся».

Отличница народного образования получила хорошую взбучку. На следующий день Андрей рассказал, что такой доброй она еще ни разу не была и даже ходила по рядам и помогала детям решать задачи. Но я все равно уважила его чувства и перевела его в другой класс, потому что через три дня он сказал, что «учительница не обзывается, но она так смотрит на меня, что мне страшно». Я очень надеюсь, что 1 сентября следующего года я не увижу ее среди учителей.

Мы, родители, должны уметь слышать наших детей – они часто подают немые сигналы бедствия, которых мы за суетой не можем различить. Из-за этого ребенок с его неокрепшей психикой может оказаться беспомощным против произвола взрослых людей. Плохой учитель может довести ребенка до неврозов и комплексов, это наложит отпечаток на всю последующую жизнь. Повторюсь: первый признак того, что в школе происходит что-то плохое – ребенок отказывается говорить на тему школы, напрягается, слыша вопросы об учебе, увиливает от ответов. Кроме родителей защитить его некому. Ребенку надо объяснить и даже в какой-то мере внушить, что в семье он всегда получит помощь и защиту, что проблемы, если они есть, надо решать, что о них нельзя молчать. Если дети жалуются на учителя, не отмахивайтесь, разберитесь, что происходит. Поговорите с другими родителями.

В детских жалобах необходимо отделить истину от воображения и своеобразного толкования детьми поступков взрослых. Ни в коем случае нельзя оправдывать унижающие или оскорбляющие действия учителя – это должно пресекаться на корню. В случае конфликтов не бойтесь обращаться к руководству школы и не бойтесь оказаться в одиночестве – скорей всего вы не получите поддержки от других родителей. Если вы чувствуете, что конфликт зашел слишком далеко, то правильно будет перевести ребенка в другой класс или даже другую школу. Сейчас это сделать очень просто, я перевела сына из класса в класс за две минуты – столько времени ушло на то, чтобы написать заявление. На следующий день он учился уже в другом классе. И даже в случае перевода необходимо уведомить директора школы о происходящем. Детей надо защищать.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
tim_vika

Лилия, спасибо. Статья понравилась своей конкретикой.
У меня пока нет детей, но я внимательно читаю такие вещи, чтобы в будущем быть хоть немного подготовленной. Этот личный опыт, которым Вы делитесь, бесценен.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Пожалуйста. 🙂

Спасибо,Лилия!Тоже сталкивались с такой учительницей…Действительно,важно как можно раньше заметить состояние ребенка и разговорить его!И если ребенка не защитит мать,то уже вряд ли кто то другой сделает это!Спасибо за статью!

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Да, мы должны защищать своих детей и вовремя распознавать опасность.

Неля

Рада, что Вы нашли в себе мужество защитить ребенка. И спасибо, что написали об этом. Хорошая статья.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Мне это было нелегко. Никто из родителей не поддержал меня, все испугались. А после моего демарша эти же родители мне звонили и говорили "Спасибо, Вы и нам помогли". 🙂 НО теперь я для родителей тех "своих" учениц враг № 1. :)))

Galkka

Если позволите, взгляд "с другой стороны баррикад" — со стороны педагога. Меня всегда удивляла и шокировала "забитость" многих родителей, которые позволяют учителям обращаться с детьми возмутительным образом, при этом боятся пожаловаться, перевести ребенка в другую школу или другой класс. Учитель — это не святой мученик, а обычный человек, со своими психологическими проблемами и комплексами, и нередко учителя при молчаливом согласии родителей срывают на детях свое плохое настроение. И это будет продолжаться, пока родители молчат и терпят. А по поводу того, что автор надеется, что после ее жалобы учительницу уволят — нет, не уволят, могу поспорить. Для того, чтобы директор хотя… Читать далее »

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Три года назад из этой же школы уволили учительницу младших классов, которая обзывала детей нецензурными словами. Идти в УНО не понадобилось, хватило жалобы двоих родителей. Да и директор вряд ли будет подставлять свою голову из-за какой-то там "училки", простите. Им гораздо важнее сохранить свое лицо и лицо школы. Почему я думаю, что она уволится — потому что мне сказали, что она уже объявила об этом на собрании, что работает последний год.
А директриса у нас классная. На самом деле. И о школе заботится, и о людях.

Nika

Это Вам повезло с нормальным директором. Моя бывшая школа расформирована сколько-то лет назад, преподаватели разбежались по разным. Мне очень повезло до 7 класса дожила старая директриса, до последнего класса у нас были нормальные преподаватели, кроме 1, а в последнем классе сменился "ассортимент" в связи с назначением нового директора. Теперь уже случайно слышу иногда о том, где и как преподают те, кто меньше всего нравился детям. По молодости они чего-то боялись, став завучем и директором не боятся ничего. А остальные были замечательные люди, как-то встретила физика, уже и не помнила, как его зовут, но мило пообщались. Моя математичка еще жива, правда… Читать далее »

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Абсолютно Вы правы. Все зависит от директора. И я поэтому и пошла к директрисе сначала, и ей так и сказала — давайте попробуем решить этот вопрос, не вынося его за пределы школы. Кстати, после этого родителям всех классов на собраниях раздали мейл директора и классные передали ее слова: Сначала со всеми проблемами идите к директору, не надо сразу бежать в УНО. :)))

Galkka

И еще — я не верю в "доброго директора", который якобы не знает, какими словами учителя в его школе "воспитывают" учеников. Обычно директора в курсе "воспитательных методов" учителей, а перед родителями изображают "святую невинность". А что еще директорам говорить? "Да, я все знаю, но держу учительницу, потому что у нее стаж большой и родители на нее жаловаться боятся". Не скажет этого директор, хотя именно это, скорее всего, правда.

galina1976

У меня брал учился у такой "заслуженной". Желание учиться и веру в себя ему отбили на всю жизнь. Только сейчас, ближе к 40-ка, он стал жалеть о том, что не получил нормального образования и потерял возможность устроить свою жизнь более благополучно. После восьмого класса он ушел из школы.

Зато заслуженная. А как родители радовались, что брат попал к ней в класс….

verasharapova
verasharapova

Ага, ага. Вот мой брат попал в класс фиг знает к кому — девочка после института в разгар 90-х не нашла работы. У детей все было в шоколаде весь первый касс — ничего не задано, всегда пятерки, какие уж там крики и оскорбления — все же самые лучшие. В мае 1-го класса свалила неизвестно куда и даже трудовую книжку не забрала. Говорили, устроилась в какую-то фирму. А следующая учительница их весь второй класс приучала сидеть на уроке спокойно и даже читать учила с самого начала. Как?

Annavic

Ну надеюсь не так, как в статье написано (если Вы об этом сейчас). Неужели Вы не чувствуете разницу между справедливой строгостью и оскорблением/унижением человеческого достоинства? Ведь разница очевидна. Первое — благо, и делается ради блага учеников, а второе — вымещение злобы и садистских наклонностей, и никакого желания блага для ближнего там нет, эгоизм сплошной. В статье ведь речь идёт именно об этом — о неприемлемых (и незаконных) способах воздействия на детей, а вовсе не о поддержании дисциплины в классе.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Мы тоже радовались поначалу. А там от звездючести крышу снесло.

DS2012

+ миллион!!! Училок надо окунать с головой в то самое, куда они окунают наших детей! Училок именно, а не Учителей с большой буквы. Особы, подобные описанной классручке, понимают только силу и окрик

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Точно-точно. У меня вообще была мысль сделать диктофонную запись и на родительском собрании включить. Но до собрания было далеко, я не стала издеваться над собственным ребенком. А проучить ее как следует надо бы.

MaryNightingale

Конечно, описан вопиющий случай, и детей надо защищать. Но хочу про себя сказать — осуждала учителей до тех пор, пока сама 3 месяца в школе не поработала (так получилось, что осталась без работы и вскоре забеременела, а в таком положении на другое место было не устроиться. Правда, до декрета я так и не доработала, возникла угроза выкидыша). Школа, куда я устроилась, была крайне неблагополучной. Это замкнутый круг. Дети (многие из которых были из не слишком благополучных семей) не понимают другого языка, кроме как крик. А завуч-директор-опытные учителя ДАЖЕ НЕ ПЫТАЮТСЯ предложить другого способа завоевать авторитет. Им надо, чтобы на уроках… Читать далее »

Galkka

Думаю, не столько система, сколько политика администрации школы. Администрация сама решает, по какому пути идти — простому (дисциплина любой ценой, вплоть до оскорблений и рукоприкладства) или сложному (заинтересовать детей), подбирает соответствующих учителей и создает соответствующую атмосферу в школе.

DS2012

90% директоров идут в итоге по первому пути. Чего напрягаться-то?

Лилия Малахова
Лилия Малахова

У нас второй вариант. Наша директриса говорит — будут учить в две смены, но оскорблять детей я не позволю.

MaryNightingale

Ну, там деточки те еще. По официальной версии, озвученной при приеме на работу, коллега, на место которого меня брали, попал в аварию, а как я потом узнала, на самом деле старшеклассник сломал руку за то, что тот обозвал его девушку уже не помню как — может просто дурой, а может и проституткой (справедливости ради, почти все ученицы одного из 10 классов своими манерами действительно сильно напоминали представительниц этой древней профессии)…Ну а позиция завуча — что с них с быдла взять… Только орать и строить. Но двоек поменьше в журнал, чтобы не портить картину. И знаете, я помню, я тогда действительно… Читать далее »

MaryNightingale

А пару лет назад меня узнала бывшая ученица (а я ее — нет), и сказала что один мальчик из их класса (честно говоря, я его уже не помню) разбился насмерть на мотоцикле перед самыми выпускными экзаменами ((((((.

MaryNightingale

"(дисциплина любой ценой, вплоть до оскорблений и рукоприкладства)" Насчет рукоприкладства там не разойдшься, один коллега рассказывал, как слегка шлепнул девочку указкой по руке, а она побежала в травму побои снимать. Конечно, девочек бить, да еще и указкой, не очень здорово, но, насколько я ее помню, у меня ту самую девочку желание отлупить возникало неоднократно. Сейчас ведь, действительно, права детей и все такое.И учителя, чувствуя, что силовых методов воздействия на учеников им практически не оставили (выгнать с урока запрещено, а то еще придет маньяк, либо несчастный выбросится из окна либо просто на лестнице шею сломает во время урока, а ты отвечай,… Читать далее »

Galkka

Работа в школе — дело добровольное.
У многих учителей вполне получается поддерживать порядок, не оскорбляя учеников — причем не в каких-нибудь элитных гимназиях, а в обычных школах.
Все-таки не всем дано быть учителем.

Ася

Мне кажется такое развитие событий иногда на ранней стадии можно предупредить.Многие родители гоняются за "заслуженными", хотя это не показатель того что учитель хороший.Мы когда старшую дочку отдавали в первый класс сначала попытались с учителем познакомиться, пообщаться. Кроме того "наша учительница" вела школу развития для дошкольников в этой же школе по вечерам.Мы к ней на эти занятия ходили.Дочке моей она понравилась.Когда спросили "будешь учиться у Надежды Петровны?" она не раздумывая согласилась.

verasharapova
verasharapova

О времена, о нравы! Нас в младшей школе тоже за ошибки били указкой, да и в среднем звене иногда доставалось физических наказаний. Я уж не говорю про крик, постановку в угол и выгон из класса. И я до сих пор считаю, что это нормально. Секретом это не было — моя мама могла случайно узнать, что меня ударили указкой и т.д. Шока это не производило, никакой реакции не вызывало. И в старших классах никаких "граней, который учитель не должен переходить" мы тоже не знали. Хотя все были в адеквате и достаточно развитые ребята, учителя нас называли уже на "Вы", но по-прежнему… Читать далее »

MaryNightingale

Насчет падения авторитета учителей согласна, но вот это "но в конфликте учитель-ребенок априори должен быть прав учитель" — абсолютно неприемлемо. Ребенок что — быдло бессловесное?

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Скорей, надо учить ребенка, что возражать надо культурно. Как я говорю своим детям — в конфликтах надо вести себя так, чтобы у противника не было возможности сказать "а ты сам".

MaryNightingale

""Пока еще взрослые для них представляют авторитет" — в том то и дело, что с каждым годом, похоже, взрослые представляют для детей все меньше авторитета." Грош цена тому авторитету, который держится на битие указками. Просто для того, чтобы работать в новых условиях (с учетом прав детей на личную неприкосновенность) нужно обладать специальными навыками, которых советско-постсоветское педагогическое образование предложить не может. У нас сейчас таких кадров не готовят. Я уже писала, в школу я пошла за временным неимением возможности устроиться на лучшую работу. Ну ладно, я быстро разобралась, что это не мое (хотя педагогическое образование имею и до сих пор преподаю… Читать далее »

Лилия Малахова
Лилия Малахова

И это правда. Уровень подготовки оставляет желать лучшего. Хотя на моей памяти, и наши учителя советской закваски тоже могли физ. силу применить, и оскорбить. И тогда никому из родителей в голову бы не пришло идти жаловаться директору. Еще сами бы дома наподдали.

MaryNightingale

До сих пор помню фразу классной "Если родители тут же пьют и тут же детей делают, понятно, почему такие детки". И это в практически либеральные девяностые. И никаких скандалов. Сейчас бы — на кусочки порвали.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Порвали бы. Причем не обязательно — родители пьют. Это могут быть тяжелые роды с гипоксией — достаточно для того, чтобы ребенок рос с неадекватным поведением.

MaryNightingale

У нас в классе был мальчик…Учительница литературы как-то сказала — у тебя такая замечательная мама, так она меня просила — "Мариванна, если он будет распускаться, я позволяю Вам вывести его в туалет и двинуть как следует, чтобы не было свидетелей" Мальчик страдал повышенной агрессией, как-то другому устроил ушиб мозга.А семья, вроде бы, нормальная.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Нормальная мама? Которая говорит учителю — двиньте ему как следует? Таких детей надо вести к неврологу, психотерапевту, а родителей к психиатру.

Nika

моя покойная первая учительница НИ разу не повысила голос, в соседнем классе орала истерично тетка, у детей на 2 года старше нас тоже крикливая была. Благодаря нашей, а потом молоденькой первой классной, почти всему классу было интересно учиться, мы уважали обеих, да и сменившего их классного рук-ля мужчину тоже. ( Авторитета у истерички или крикливого невыдержанного непрофессионала не будет.) Последняя классная была принята на работу при новом директоре, слабенькая как преподаватель, но неплохая женщина. Она ни разу не позволила себе орать, пасовала перед подростками редко, уважения добилась. У меня был когда-то шок от поведения первоклашек, когда я пришла к племянницам… Читать далее »

Gallka

Но ведь дети приходят в школу, чтобы получить знания — как можно сразу писать без ошибок ? Любое новое дело и взрослый человек, если осваивает — без ошибок же невозможно. Поэтому есть инструкторы, тренеры и тд. Бить за ошибки — это не нормально .

5julia68
5julia68

странные рассуждения

Похожие статьи