«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19. 21). Кто из нас, услышав эти евангельские слова, не задумывался о том, насколько он похож на молодого землевладельца, спрашивавшего Спасителя: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Касалась ли вас печаль, погнавшая юношу прочь от Иисуса Христа, легким крылом или всей своей тяжестью обрушивалась на сердце? Одни с облегчением вздыхают: «Богатство мое не столь велико». Для других же и скудное владение, скромный достаток — повод к угрызениям совести.

Веками христианство, усилиями святых отцов, богословов, пастырей и мирян, основываясь на Священном Писании и Священном Предании Церкви, вырабатывало свое отношение к деньгам, собственности, богатству. Не стоял на месте и мир — развивались финансовые системы, крепли экономические науки, оттачивались навыки превращения денег в еще большие деньги.

Отношение человека к деньгам — всегда очень личное. В нем раскрывается все: все человеческие привычки, стремления, надежды и страхи. В иерархии человеческих ценностей деньги занимают основное место — место основы, фундамента, почвы, из которой произрастают все остальные блага. Недаром, рассуждая о деньгах, используют такие слова, как «источник» и «поток»: это и живоносная сила, и движение, оборот и круговорот, в который вовлечено практически все человечество.

Деньги как законсервированные поступки человека в этом мире, как фактор, определяющий его потенциал в поле жизненных свершений, во все времена привлекали к себе внимание религиозных мыслителей.

Для любого человека, мало-мальски изучавшего богословие, хорошо известно, что вопрос о деньгах и связанных с ними финансовых и коммерческих отношениях между членами общества является неотъемлемым атрибутом именно западной христианской мысли, порабощенной юридическим взглядом на духовную жизнь человека и общества. На Востоке, развивавшем учение о благодати в другом ключе, юридические вопросы и финансы как инструмент количественного измерения деятельности участников правовых отношений никогда не играли решающей роли. Однако это не означает, что восточные отцы, такие, как, например, Иоанн Златоуст, не касались их, так или иначе, в своих творениях повседневной жизни человека, сопряженной как с корыстью, сребролюбием, так и с милосердием, щедростью и помощью бедным. В целом же в трудах восточных христианских богословов мы не находим развернутого и регламентированного учения о роли денег в жизни человека. «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12. 15)», — учил Господь Иисус Христос. Под жизнью на Востоке понималась, прежде всего, жизнь духовная, а последняя мало пересекалась с темой денег.

Именно на Западе финансовый по сути вопрос — вопрос о закономерности продажи индульгенций, — побудил пять столетий тому назад августинского монаха Мартина Лютера вывесить на дверях церкви в Виттенберге свои знаменитые девяносто пять тезисов, появление которых положило начало победоносному шествию Реформации по землям Германии. Однако позднейшие последователи того же Мартина Лютера, исходившие, казалось бы, из его собственных установок, своими трудами сформировали характерную этику протестантизма, в рамках которой обладание деньгами служит видимым знаком благочестия и сугубого благословения Божия. Эти представления и стали краеугольным камнем «веры в светлое будущее» для сотен, тысяч и миллионов безвестных строителей капитализма, трудами которых на Западе и везде, где западная модель хозяйства получила распространение, деньги обрели совершенно особый статус, позволяющий говорить о них как о важном факторе духовной жизни человека.

Осуждая любостяжание как болезненную привязанность к накопительству, Христос вовсе не отрицал законность денег как таковых. Господь велел апостолу Петру платить подать на храм, а лукавых фарисеев удивил советом отдавать кесарю кесарево.

Рисунок Джеймса Тиссо "Кесарю кесарево, а Богу Богово"

Рисунок Джеймса Тиссо «Кесарю кесарево, а Богу Богово»

Монету для уплаты подати на храм апостолу Петру выносит из пучины вод бессловесное существо — рыба, — заведомо не вовлеченная в денежные отношения между людьми. Иисус Христос не сказал Петру: «Пойди и заработай нам денег на выплату подати». Не велел Он также попросить деньги у прохожих, хотя именно этим, по-видимому, занимался Иуда Искариотский, который носил денежный ящик. Деньги появляются чудесным образом из первозданной стихии, а не из стихии отношений между людьми.

Повеление отдавать кесарю кесарево также совершенно чуждо страстей, кипящих вокруг сбора налогов. Спаситель попросту велит по-детски отдавать кусочек металла тому, кто велел его изготовить и поместил на нем свое изображение. Тут нет духа сделки, здесь не находится места духу стяжательства, зависти и поиска выгоды, которым буквально пронизано все, что имеет отношение к сфере денег.

Такое же отношение к деньгам видим мы и в первохристианскую эпоху. Вступление в общину подчас требовало расставания с личным имуществом. Его следовало продать, а вырученные средства раздать нищим. Именно за утаивание части полученных таким образом денег были наказаны смертью Анания и Сапфира. Апостол Иаков в своем соборном послании обращается к богатым со следующими словами: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото и сребро ваше изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак. 5, 1-4). Строгие слова старейшего иерусалимского пресвитера поражают негативным отношением к деньгам. Однако, продолжая читать послание, мы видим, что Иаков имеет в виду не деньги вообще, а именно неправильное к ним отношение: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5, 4). Осуждая подобные финансовые злоупотребления в трудовых отношениях, апостол также настаивает на том, чтобы вносимые ими в светскую жизнь оттенки неравенства не проникали в сакральную жизнь христианской общины.

Теснимая сильными мира сего, Церковь пыталась дистанцироваться от исповедуемого ими язычества, отказываясь участвовать как в посвященных идолам государственных праздниках, так и в обычных отношениях, имевших место в государстве. Святые II–III вв. еще строго соблюдают правила нестяжания. Так, продает для благотворения нищим свое немалое семейное имущество святой Антоний Великий. Хотя накануне легализации христианства Церковь уже обладала немалыми средствами, жизнь христианина оставалась связанной с личным подвигом, в том числе и с подвигом отказа от имущества и от денег.

Хозяйственная деятельность церковных деятелей позднейшего времени впечатляет своими масштабами. Конечно, она немыслима была и без соответствующих денежных средств. Именно деньгами откупался от лангобардов Римский Папа Григорий Великий. Именно денежные средства, поступавшие Римской Церкви от принадлежавших ей огромных плантаций, стали причиной негативного отношения к Церкви новых завоевателей. Цели, ради которых Римской Церковью собирались эти средства, еще несколько веков оставались прежними — вспоможение вдовам, нищим и больным, а также развитие церковного искусства и богословского образования.

Однако проходят века, и казна святого Петра пополняется уже совсем не на основе добровольных пожертвований, да и расходуется она вовсе не на благотворительные цели, а на обеспечение роскошного образа жизни папского двора. И вот, пораженный до глубины души этим несоответствием, молодой монах приколачивает к дверям церкви тезисы о том, что деньги не могут обусловить прощение грехов, о том, что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества. Круг замкнулся, а европеец так и остался с прежними своими вопросами, по-прежнему находя на страницах Библии массу образов, относящихся самым непосредственным образом к деньгам: искупление, плата работникам, лепта бедной вдовицы. Текст Священного Писания мощным потоком вводил в сознание человека массу примеров того, как деньги служат спасению человека. Однако поток этот падал на истощенную почву, в которой не оставалось уже достойного места братству, любви и подвигу. Деньги, оставаясь бесспорным мерилом делового успеха, обрели постепенно в сознании протестанта ореол благословения Божия, ореол признака угодности этого человека Богу.

Иногда говорят, что первым, кто осознал, что деньги таят в себе скрытый смысл, был Фрейд. Он увидел лишь отрицательную их сторону. Для него деньги ассоциировались с чем-то отвратительным и презренным. Если отбросить яркие дежурные образы из арсенала отца психоанализа, то, в общем-то, идея отрицательной роли денег вовсе не нова.

«Купец едва может избежать погрешности… Посреди скреплений камней вбивается гвоздь: так посреди продажи и купли вторгается грех» (Сир. 26, 27 и 27, 2). Эти слова ветхозаветного мудреца Иисуса, сына Сирахова, уже свыше двух тысячелетий являются авторитетным выражением отрицательного взгляда на коммерческие отношения между людьми. Сейчас, когда натуральный обмен в подавляющем большинстве стран ушел в глубокое прошлое, такие коммерческие отношения практически повсеместно связаны с деньгами. Поэтому современный «купец» едва ли может избежать прегрешений, и иного вывода не может сделать из вышеуказанного текста внимательный и последовательный исследователь ветхозаветной мудрости.

Однако современный мир суров. Не покупать и не продавать — это удел маргиналов. Поэтому люди, которые стремятся так или иначе уклониться от связанных с коммерцией грехов, встают перед выбором: если обманывать, то только не родных, если брать проценты — то только не со своих по вере. Если работать, то только по найму, не погружая свои руки в кровоточащие раны искалеченной реальным бизнесом плоти людских отношений.

Конечно, всегда были, есть и будут люди, умевшие употреблять богатство во благо себе и другим, но их всегда меньше, чем тех, кому богатство навредило, иначе мы бы жили совершенно в другом обществе. Ведь если вникнуть в содержание слова «сребролюбие», становится понятно, что оно описывает не только любовь к деньгам, но болезненную, порочную зацикленность на них, а это — отличительная черта множества отнюдь не богатых людей. Глубокая пропасть пролегла между бедным человеком, сосредоточенным на смиренной задаче пропитания близких и употребляющем деньги именно на эти нужды, и тем, кто, не имея средств на утоление голода разнообразных страстей, обречен со злобой и проклятиями снова и снова возвращаться к мысли о прошедшем мимо него достатке.

Как же широк диапазон взглядов на один и тот же предмет, с которым каждый из нас обречен сталкиваться в повседневной жизни! Кого мы будем слушать? Кто вообще, по-нашему, полномочен говорить о роли денег в жизни человека? Отшельник, отказавшийся принять современный мир и деньги как стержень отношений между людьми в этом мире? А может быть, нам послушать человека, всерьез научившегося «делать деньги» и сполна вкусившего все преимущества обладания ими?

На человека, обладающего деньгами и властью, ложится особая ответственность. Церковь не осуждает сами деньги, она лишь учит человека правильному отношению к ним. Все злоупотребления деньгами лежат, собственно, в двух основных плоскостях. Первое — это путь получения денег. Законен он или не законен, страдают ли при нашем обогащении другие люди, или, напротив, он ведет к росту хороших рабочих мест и общественному процветанию?

В Основах социальной концепции Русской православной церкви, к примеру, сказано: «Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом». Священное Писание говорит: «Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его… чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24. 14-15); «Горе тому, кто… заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер. 22. 13).

Второе направление, в котором деньги проявляют свою неоднозначную сущность, связано с распоряжением ими: идут ли они на благо нам и нашему ближнему, или, напротив, приближают к нравственному и экономическому краху?

Всякий из нас знает, что обладание деньгами является нравственным испытанием, через горнило которого не смогли пройти многие люди и многие семьи. Часто супруги, счастливо прожившие в самом скромном достатке многие годы, по достижении житейского благополучия обнаруживают, что просто не могут оставаться вместе. Трудности держали их вместе, заставляли сообща искать решения и учили идти на компромиссы. Свалившиеся с богатством новые возможности разводят их друг от друга все дальше и дальше.

Каждое приращение личного богатства, пусть даже небольшое, открывает перед человеком новые поведенческие сферы. При этом возникает соблазн отвергнуть все то, что было накоплено в душе человека в годы лишений и ограничений. Переходя на новую социальную ступень, человек меняет свое мировоззрение, и в его глазах обесцениваются такие добродетели, как терпение, честность, верность, бережливость, сострадание, сочувствие. В распоряжении большими деньгами ведь имеются и такие духовные опасности, о которых большинство из нас знает только понаслышке. Недаром апостол Павел предупреждает нас о том, что корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6. 10). В отношении таких опасностей лучше придерживаться жесткого взгляда, не позволяющего нам опуститься до преступного легкомыслия. Будем ли мы спрашивать у наемного убийцы, поднаторевшего в своем ремесле, стоит ли дойти до его глубины падения, чтобы сознать, что убийство — это грех? Очевидно, что в решении этого вопроса для нас достаточно будет непосредственного следования заповеди «Не убий».

Очевидно, что от нас вовсе не требуется решения  вопроса о роли денег в нашей жизни. Ясно, что без денег мы на этом свете не выживем, следовательно, нам просто необходимо их зарабатывать и правильно ими распоряжаться.

Не меняя, по мере накопления житейского опыта, своего отношения к деньгам, мы рискуем оказаться в замкнутом, неразрешимом круге денежных отношений: испытывать постоянную нехватку средств и, даже добившись повышения зарплаты, не вылезать из долгов и кредитов.

К сожалению, слишком часто в решении всех вопросов, связанных с деньгами, мы прислушиваемся не к голосу совести и даже не голосу разума, а к голосу страха. Именно страх остаться без денег вынуждает нас выбирать неинтересную, но перспективную, по мнению окружающих, профессию и годами терпеть нелюбимую работу. Люди по разным причинам вообще боятся говорить о деньгах, стесняясь показаться излишне в них заинтересованными или, напротив, обнаружить полное незнание финансовых тонкостей. К различным страхам, добавляющим изрядную долю стресса в повседневную жизнь горожанина, в наши дни добавились страхи, связанные кражами с электронных счетов, своевременными выплатами кредитов, многоуровневыми финансовыми пирамидами, «выгодными» покупками и экономическим кризисом. Страх сопровождает и деяние, и недеяние: вложение денег в рискованные проекты и невозможность элементарно сохранить свои сбережения из-за постоянного роста инфляции.

Внимательно анализируя собственное отношение к деньгам, мы очень часто обнаруживаем, что в самом корне нашего мировоззрения лежат не наши собственные выводы, а клише, шаблоны, зароненные в нас школьным воспитанием или родителями. Чужие представления о жизни, зачастую выраженные в поговорках или крылатых фразах, сопровождают нас, оказывая самое непосредственное влияние на наши решения. Одни, таким образом, «зарабатывают на жизнь тяжелым трудом», другие «еле сводят концы с концами», третьи «в долгах, как в шелках», четвертые знают, что «не в деньгах счастье», пятые уверены, что «копейка рубль бережет», и так далее.

Теперь, когда подросли уже наши дети, нам приходится серьезно взвешивать каждое обращенное к ним слово. Если раньше мы могли собирать и копить материальные блага и знания, сберегая их для себя, теперь пришло время всем этим делиться. Какое отношение к деньгам мы передадим им? Каков наш уровень финансовой грамотности? Чему мы можем учить других, если сами мало что знаем и умеем?

Ясно одно — обстоятельства меняются гораздо быстрее, чем раньше. Недостаточно просто советовать время от времени ребенку быть экономным, «не тратить деньги на ерунду» и «хорошо учиться в школе, чтобы получить потом хорошую работу». Слишком быстро старые понятия и отработанные схемы терпят крушение вместе с возлагавшимися на них надеждами.

Оптимистичная часть этой новости заключается в том, что мы — не первые, кто задается вопросом о том, как воспитать в детях правильное, здоровое отношение к деньгам, значит, можно найти тех, кто располагает позитивным опытом решения этой задачи. Для начала, нам нужно просто преодолеть барьер молчания и понять, что деньги — та тема, на которую можно и нужно говорить, чтобы честно ответить на целый ряд вопросов, которые со временем встают перед каждым из нас. Хватает ли мне зарабатываемых мной денег? Если нет, то почему? Умело ли я планирую семейный бюджет, каковы мои повседневные расходы? Каковы мои цели и что я делаю для их достижения? В каком материальном положении находятся мои близкие? Какое место отведено деньгам в моей жизни и в моей душе?

Чтобы заложить фундамент собственного будущего и будущего детей, нужно говорить с ними о том, как честно и добросовестно работать, отстаивая также право на достойную оплату этого труда, как вести деньгам счет и тратить их с умом, как жить по средствам и планировать свой бюджет, проявлять смекалку и предприимчивость, брать ли и давать ли деньги в долг.

Чем эфемернее становятся деньги, перекочевавшие из кошельков на кредитные карты и недоступные ни взгляду, ни ощущению электронные счета, чем шире становится зазор между реальным трудом и его оплатой, тем яснее становится то, что деньги лично для нас — это то, что мы вкладываем в это понятие. Для одних это доступ к различным удовольствиям, для других — свобода, для третьих — возможность изменить мир.

Ефанова Валерия, Борский Антон

Статья опубликована в журнале для родителей «Виноград» (№3(35)2010)

 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Всё о воспитании и внутрисемейных отношениях.. Журнал призван помогать читателям в непростых вопросах воспитания, внутрисемейных отношений, образования, культуры. Читатели «Винограда» - люди, для которых семейные ценности и культурные традиции являются основополагающими понятиями. Наши авторы - это всегда авторитетные специалисты в области воспитания, психологии, филологии, истории, естествознания, искусства, а также представители православного духовенства. Разделы журнала: Тема номера, Воспитание, Семья, Образование, Искусство

Другие статьи автора
новые старые популярные
morwenlight

Выбираю удовольствие и свободу.
Ибо менять мир без удовольствия — глупо и опасно, без свободы — невозможно.

zirca

Но почему надо выбирать что-то из этих трех вещей?:-) Они, вроде бы, совершенно не исключают друг друга: вполне можно быть свободным, жить с удовольствием и помаленьку изменять к лучшему мир вокруг себя. И коли понимаешь, что деньги — не цель, а средство, они не повредят.

Natalya_Natalya

А для меня главный вопрос — определение достойной оплаты труда.
А вообще статья похоже ориентирована на людей, умеющих делать деньги. А жаль.

morwenlight

Угу. Я тоже не поняла, для кого писано есть сие. Умные рассуждения нащёт "что для нас деньги" хороши, когда эти деньги как минимум есть. Что для большинства из нас деньги — оно понятно: некая возможность как-то выжить. Удовольствия… свобода… изменение мира… шоб я так жила, чеслово)))
Ну, и противопоставлять эти три вещи некорректно, с моей т.з., впрочем, про это я уже сказала.

zosya72

Реальные, а не надуманные проблемы — не у того, у кого деньги есть, а у того, у кого их на самое необходимое не хватает.

morwenlight

Удовольствие иметь возможность вовремя оплатить ЖКХ — это тоже удовольствие, братия и особенно сестры! Удовольствие не встретиться с приставами — тоже удовольствие! Удовольствие оплатить детям хотя бы кружок рисования — тем более! Бойтесь, бойтесь искушений, дети мои!

Natalya_Natalya

Какого искушения?

Natalya_Natalya

Знаете, я себя так тоже успокаиваю. Но моя жизнь лучше и полнее не становится от этого.

Natalya_Natalya

Я думаю, для большинства здесь присутствующих деньги — это доступ к еде, необходимым элементам гардероба, галантереи, оплате счетов, покупке подарков близким, ну и мелким удовольствиям типа торта на праздник.
😀
И поездки на море раз в несколько лет редкий необходимый ремонт

Похожие статьи