«Маша, ты как? Как папа? Приходи на похороны». Я – признаюсь – глазам не поверила, когда получила смс-ку с таким содержанием. Потом улыбнулась, начала тихо смеяться, хохотать, сползая от смеха с кресла: даже переживание непростого жизненного этапа не убило подаренных мне Богом чувства юмора и сарказма.

Дело даже не в том, что приглашавшему не пришло в голову, что я могу не знать о том, что кто-то где-то умер, ведь, если верить статистике, каждую секунду в мире рождается 4 человека, а умирает 3. Правда,  каждую секунду в мире создается новый on-line дневник, но на это мероприятие меня отчего-то не зовут. Я, конечно, в состоянии узнать, кого хороним у общих знакомых, если уж мне это так интересно. Но, оказывается, в православной тусовке сегодня модно приглашать человека отвлечься от своих проблем не прогуляться, сходить в кино, на выставку или в кафе, а… на похороны – как на своего рода светский раут. Вот и Александр Башлачев давно предупредил «А крестины там, иль поминки – все одно там пьянка-гулянка!».

В этом, безусловно, нет ничего ужасного или нового. Факт хождения на похороны по разным личным поводам, не имеющим отношения в покойнику, на разные лады обыгрывается в художественной литературе. Так, у Чарльза Диккенса есть своя версия жизни Гробовщика. Весьма примечательна юмористическая новелла Нодара Думбадзе «Поминки». Не пропустила тему похорон и Людмила Улицкая, написавшая «Веселые похороны». Украшением сюжета стали поминки и в кино. Пожалуй, первой в череде фильмов на эту тему вспоминается работа британского режиссера Майкла Ньюэлла «Четыре свадьбы и похороны», где группа товарищей довела до совершенства походы по разным «вечеринкам» от свадеб до похорон, чтобы приятно провести время, поесть, пообщаться, завести полезные контакты. Романы, наконец.

Но – таков один из моих очевидных недостатков – мне куда приятнее развлекаться совершенно иным образом. Хотя, опять-таки (это я все пытаюсь найти положительные стороны), приглашение прийти на похороны можно расценивать совершенно по-разному. И это тоже нормально. Во-первых, сколько людей, столько и мнений (и мотиваций для приглашения), во-вторых, любая ситуация вариативна и зависит от вашей точки зрения на нее. С определенного возраста люди же часто начинают ходить на поминки. «Вот и получается, что это такое место, где все могут (очередной раз) увидеться», – сказала мне подруга, не учитывая, правда, что я на похороны хожу еще и в силу профессии.

Журналисты культурно-общественного отдела прессы – знатные гробовщики: мы и некрологи сочиняем, и в последний путь провожаем исправно, а когда возвращаемся, еще и описываем увиденное. Но так как подруга моя не только талантливый ресторатор, но и человек, умеющий нестандартно мыслить и логически приходить к весьма интересным заключениям, я таки дослушала ее аргументы.

И постаралась услышать: «Когда скоропостижно умирает молодой человек, когда плачут родственники, когда безутешны друзья, это очень тяжелое испытание для всех, кто в похоронах участвует. Но ничего же не поделаешь.

Когда же умирает христианин, в достаточно преклонном возрасте. То (по идее) это светлый праздник. День перехода из жизни временной в жизнь вечную. Тогда на поминках можно услышать много интересных воспоминаний, смех, поучаствовать в радостном общении. И будто бы горя нет. Есть только светлая печаль. Есть надежда встретиться снова в том самом ином мире. Есть возможность подружиться с новыми близкими по духу людьми в этой жизни. Нам, людям, которые еще здесь, не чувствовать себя сиротами. Это же так важно.

Так что без всякой иронии скажу, что такие «светские» рауты пусть будут. И пусть мы там будем встречаться. Это нормально.

Гораздо тяжелее, когда в безвестности умирает человек. Неизвестно зачем жил. А когда умер, никто о нем не вспомнил. И никто ничего о нем не расскажет. Никому.

Слава Богу, современники оставляют теперь видео, журналы, статьи, книги. Так что не такие уже мы сиротки. Если поворачиваемся к миру лицом, а не задним местом.

На этой радостной ноте повторю: светские рауты любые хороши. А кто не верит в жизнь вечную, я не виновата».

Я верю в жизнь вечную, и подруга, безусловно, не виновата. Но ходить на похороны я бы все же хотела осознанно. А то я никак не могу отделаться от подозрения, что мелодрама от Ньюэлла «Четыре свадьбы и одни похороны» неприметно для многих превратилась комедию-нуар Ника Харрана «Четверо похорон и одна свадьба» – о соревновании между двумя похоронными фирмами за новых клиентов. Изобретали всякое, пока один из директоров, сочтя  традиционный ритуал похорон излишне старомодным, не придумал «жанровые похороны», чтобы друзья и родственники не скучали.

Тут-то и открывается бесконечный простор для фантазии: и друга помянули, и юбилей любимого дедушки в ресторане одновременно справили. Или свадьбу, день рождения или… те же самые СашБашевские крестины.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Мария Свешникова – журналист, пишущий о религии, рок-музыке, кино, проблемах подростков, театре, благотворительности... Как она сама шутит, о чем-то одном говорить - «королевство маловато, разгуляться негде», - отдавая тем самым дань великому драматургу Евгению Шварцу (цитата из монолога Мачехи в «Золушке»). А еще, когда тема ей кажется заслуживающей особого внимания, Свешникова пишет колонки. Порой спорные, не всегда «удобные» для читателя, ставящие вопросы, принуждающие, заставляющие думать.

Другие статьи автора
новые старые популярные
5julia68

для моей реальности это, слава Богу, неизвестная проблема. Впервые слышу

olgayeriomenko

Пожилые люди часто любят ходить на похороны, где человек умер «как подобает». Помню французскую комедию, где пожилая элегантная францужкнка принимала ухаживания жениха: «Дорогая мадам, позвольте пригласить Вас проводить в последний путь месье…» А уж в России — особенно, ещеВишневская писала, что хоронят у нас на совесть. Кстати, сколько ни слышала отзывов об организаторах похорон (и в нашей семье) — все в восторге от их работы, деликатности, работы не за страх, а за совесть, Моим знакомым недавно такие похороны организовали за небольшую сумму, что они плакали от умиления. А вот про организвторов свадеб и праздников очень редко в нашей стране услышишь… Читать далее »

5julia68

это понятно. но в статье другая мысль. что-то типа свадебного генерала или раута. наверное, есть такая тенденция на самом деле, если известный журналист об этом пишет

Ксания

Поскольку свадьбы теперь даже в селах празднуют скромнее, делая упор на качесвте праздника, а не на количестве гостей, то похороны — это один из немного.х поводов увидеть сразу всю мою родню, по скомным подсчетам, с ближними и дальними — больше сотни человек. Кстати, в селе, откуда я родом, по старой традиции на похороны никого не зовут. О них только сообщают, как о факте. Кто-то из близких (как правило, самый адекватный, умеющий держать себя в руках) садится на телефон и начинает по списку обзванивать всех родных и друзей покойного, собщая о случившемся. Считается, что кто покойного уважает, тот придет и сам,… Читать далее »

Zeru

***Считается, что кто покойного уважает, тот придет и сам, его звать не надо. *** Мудро и логично. В Северной Америке поступают так: покупают специальный блок в местечковой газете и вешают обьявление в церкви, где сообщается, кто почил, чей он был муж/сват/брат/отец, и время и место проведения отпевания/похорон. Сейчас, правда, газеты уже отмирают, а информация распространяется через социальные сети и электронную почту. И прийти может любой желающий, каждый, кто посчитает нужным/важным для себя проститься с покойным. Насильственное же посещение похорон (нередко даже совсем незнакомых людей), я встречала только в некоторых корпорациях, когда у большого босса умирает родственник и все сотрудники отдела должны… Читать далее »

olgayeriomenko

Скончалась в нашей деревеньке старушка 99-ти лет от роду. На похороны пошли я и моя внучатая тетушка. Бабушка уже не ходила далеко из-за полиартрита. На поминки мы не пошли, просто проводили на кладбище. Возвращаемся, начинаем рвссказывать бабушке, кто приехал, «Маньку видели, у Таньки внучка замуж вышла, Кирочка прибегала — еще бодра». Бабушка слушала, отложив томик Толстого, когда мы закончили рассказ, заговорила:«Я не поняла, где вы были? В клубе? На именинах? Я ошиблась, надо было перед выходом одной и второй объяснить, как себя вести на похоронах».

Zeru

В позапрошлом году моего мужа пригласили на похороны в весьма настойичвой форме. У православных это особенно хорошо получается – изложить своё пожелание таким усовествляющим тоном, чтобы человек заранее испытал чувство стыда в случае, если он вздумает сказать "нет". Так вот проблема, собственно, была в том, что покойника он в своей жизни видел только один раз. Поверхностно пообщался где-то в гостях. При этом ни до той встречи, ни после никакого общения между ними не было. "Ну ты же его один раз видел!" — православная голубица просила смиренным и одновременно не терпящим возражений голосом (и как это у них так получается? ))… Читать далее »

Nata.

Не удивлюсь, если спустя время кто-то слишком настойчивый не позовет также на похороны этих "хороших людей" — а какже, пару раз пересеклись, пару раз позвонили, да еще в чьих-то похоронах совместно участвовали — надо идти, не отвертишься!

Алиса в Стране Чудес

не понимаю почему такое отношение к православным…. сама живу здесь давно, была на похоронах несколько раз. Никакого давления, никаких проблем. Может быть там где Вы живете мало русскоязычных…..На чужбине, Вы же уже, наверное заметили, что русскоязычные больше тянутся к друг другу. Многие уже годами не были на Родине. Я думаю, что Ваш муж мог бы спокойно отказаться.

Zeru

В нашем храме очень большая русская община, а в городе число русскоговорящих граждан исчисляются десятками тысяч. Никакого дефицита в общении с соотечественниками здесь нет.

Приглашавшие попадают в категорию знакомые/приятели. В друзьях у них недостатка тоже нет, поэтому зачем им так понадобилось присутствие моего мужа никто из нас не понял. Отказаться же муж не смог потому, что своими аргументами они случайно попали по его самому слабому месту – боязнь показаться непочтительным, неуважающим других людей. Поэтому в его частном случае "спокойно отказаться" равносильно "спокойно дать кому-то по роже".

Светик

///Но, оказывается, в православной тусовке сегодня модно приглашать человека отвлечься от своих проблем не прогуляться, сходить в кино, на выставку или в кафе, а… на похороны – как на своего рода светский раут.///
Уже второй десяток лет тусуюсь, но не знала об этом, пока не прочитала здесь…
Может быть потому что я не известный журналист… А может у меня, как говорится, "на лице все написано", и меня не приглашают туда, куда мне не надо.)))

olgayeriomenko

Безвременно умершую коллегу отпевали в одном из соборов СПб. Все околоцерковные старушки, для которых храм стал клубом (могу их понять и не осцждаю) довольно бесцеремонно вели себя вызнавая, обсуждая, вынюхивая: «Артиска, что ли? Цветов сколько и народу,» — бабулька повисла на моем рукаве. Пока не рассказала краткую биографию, с рукава бабушка не стряхивалась. Другая прискакавшая старушка горестно заохала, что уже понесли, а она не посмотрела, как выглядит покойница.

Светик

Ну бабульки — это особая каста.))) Про них можно много говорить.)))

kiriniya

Я верю в вечную жизнь, но смех и радостное общение на похоронах — чудовищно. Неужели сложно придумать другой повод для общения?

Ник

Хм, разве Вам бы хотелось, чтобы на Ваших похоронах все только плакали? На моих пусть общаются на здоровье, лишь бы помолиться не забыли!

kiriniya

Я пока не планировала сценарий своих похорон. Но если бы на похоронах моих близких кто-то позволил себе ржать и общаться, то был бы удален — в том числе из списка знакомых. Расставание с человеком — горе. Кто этому рад, пусть радуется дома.

Zeru

Вы же сами прекрасно понимаете, что смеются не потому, что радуются смерти покойника. И не потому, что в гриме и оборочках он выглядит ужасно смешно. И не потому, что его пожилая тётушка так ржачно завывает в уголке. Так зачем же вешать на засмеявшегося или отвлекшегося на разговоры гостя те грехи, которые ему даже в голову не приходили? Эмоциональная природа человека неоднотонна и не контролируется с пульта управления. Поэтому гости при всём желании не могут провести несколько подряд застёгнутыми на все пуговицы. Особенно на поминках. В старину для поддержания нужной атмосферы нанимали специальных плакальщиц за деньги, и думаю, сейчас найдётся немало… Читать далее »

5julia68

на поминках через год я бы слегка поняла такое. но у гробы- извините, нет. я была свидетелем такой сцены, отвратительно

olgayeriomenko

Не хоте ла бы криков, успокоительных твблеток, «скорых». Пусть будет светлая грусть от сына и внуков (если будут). И пусть друзья институтские и бывшие коллеги соберутся и пообщаются, и меня добрым словом помянут.

kiriniya

Да, именно. Но не травят байки и не используют похороны как повод выйти в свет.

Алиса в Стране Чудес

Если Вы читали книгу ( или смотрели фильм) о старцах Псково-Печерской Лавры, то наверное реакция у Вас была бы несколько другая.

Похожие статьи