Самое главное — и это знают все родители маленьких ребятишек — дети очень любят помогать. Другое дело, что их помощь зачастую приносит больше проблем, чем пользы. Оттого и предпочитают взрослые избегать такой подмоги и тем самым отбивают всякую охоту к этому у детей. Здесь могут помочь несколько достаточно простых правил. Ориентируйтесь на возрастные возможности ребенка, определяя «фронт работы». Даже очень маленький (двухлетний) ребенок вполне может (и наверняка захочет) вытереть шваброй лужу в ванной после купания. Если это будет поручено только ему, малыш будет гордиться своим вкладом и очень ответственно к нему относиться. Надо помнить и об ограничениях: если ребенок не может справиться с порученным делом, он приобретает опыт неуспешности, и в следующий раз его готовность помогать будет значительно меньше. Точно так же, если мама сначала просит помочь трехлетнего сына разложить столовые приборы, а потом ужасается, что он неосторожен в обращении с ножами, мамин испуг негативно окрашивает все действие. Такую ситуацию стоит заранее продумать и поручить ребенку разложить вместо ножей салфетки, ложки, поставить хлебницу. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Присмотритесь и вы увидите: кому-то больше нравится полоскать белье в тазу, кто-то с удовольствием «сгоняет» в магазин, но пылесосить для него мука мученическая, кто-то с легкостью перемоет всю посуду, лишь бы не выносить мусор, а другой охотнее поможет приготовить обед. Полезно также время от времени менять привычные поручения, чтобы они не превращались в рутину. Особенно это касается уже довольно взрослых детей, чья помощь по хозяйству вполне ощутима. Хвалите и благодарите. Если речь идет о маленьких детях, которые только пробуют свои силы, это правило обязательно. Даже если грязи после «уборки» стало больше, если жир только размазался по посуде после «мытья», если вам придется потратить в два раза больше времени на то, чтобы привести все в порядок — хвалите и благодарите. Вы благодарите за желание помочь. И это желание на начальных этапах нужно поддержать обязательно. Потом, когда ребенок примется за дело во второй и третий раз, покажите, как лучше вымыть посуду, объясните, какого результата нужно добиться (если ребенок в силах его достичь). Даже если после этого вас не удовлетворяет качество работы, лучше все же сначала похвалить: «Молодец, стаканы ты отлично вымыл, а вот тарелки нужно еще с мылом помыть — уж очень они были жирные». Подумайте о дополнительных источниках удовлетворения для вашего ребенка. Кого-то вдохновляет сам результат: был бардак и мусор, стало чисто, аккуратно и красиво. Кого-то очень поддержит ваше искреннее изумленное восхищение: «Неужели это ты сам все сделал?! Вот это загляденье!». Другого ободрит похвала — особенно хорошо действует косвенная, когда вы рассказываете отцу, бабушке, подругам, какая дочка отличная помощница. Для кого-то важна приятная перспектива после завершения уборки: «Сейчас все сделаем и пойдем пить чай с пирогом (гулять, смотреть интересный фильм, поедем за город, пойдем в гости…)». Учитывайте желания и потребности детей. Не забывайте, что вы просите своего ребенка о помощи, а не требуете исполнения воинской дисциплины, прописанной в уставе. Применительно к младшему возрасту — постарайтесь и сами относиться к домашней работе с увлечением, находить что-то интересное в самом процессе и заражать энтузиазмом своих детей. Для подростков же более ценна возможность выбирать: выполнить ту или другую часть домашней работы, решать самому, когда ее сделать (разумеется, в разумных пределах — например, до завтрашнего дня, к воскресенью, на этой неделе). К счастью, возможность приучить детей к домашнему труду целиком зависит от родителей. Немного терпения и изобретательности, внимания и энтузиазма — и ваши усилия обязательно будут вознаграждены. Ксения Сборщикова Источник: Блог автора в фейсбуке