Недавно мы всей семьей пересмотрели замечательный старый детский фильм «Внимание: черепаха!». Там первоклашки время от времени поют песню «Главное, ребята, сердцем не стареть».  В детском исполнении эта таежная песня звучит очень забавно. Но история, которую я хочу рассказать, не про это. После просмотра фильма песенка прицепилась ко мне и периодически возникала то в середине дня, то в конце. Вместе с песенкой как-то сама собой всплыла история короткого знакомства двухлетней давности. Позапрошлым летом мне довелось пообщаться с четырьмя пенсионерами (назовем их так, они и сами себя так в шутку называли). И я поняла, что песня про нестареющее сердце – это про них. Про них и хотелось бы мне вам рассказать.

Таня, Вася, Миша и Марина приехали в Крым на стареньком микроавтобусе. С собой у них были походные шорты, кеды, кепки, и они никогда не сидели и не лежали на пляже просто так. Они все время двигались. С утра мужчины готовили для дам завтрак: кофе и бутерброды. Или дамы готовили, я уж не помню точно кто. Помню, что меня со стороны поразила их динамичность, рыцарские манеры у мужчин и женственность дам. Мужчины спокойно без позерства споласкивали посуду, женщины так же спокойно с тихой радостью заворачивали бутерброды. Все было как-то так рассчитано, что никто не чувствовал себя принужденным.

Каждый день «пенсионеры» вставали рано, когда остальные отдыхающие в частном секторе еще спали. Наши герои тихо завтракали, очень стараясь не учинить лишний шум и не потревожить сон соседей. Потом так же тихо убирали за собой и отправлялись на какую-нибудь экскурсию. На своем микроавтобусе они объездили за пару-тройку дней все желаемые места на крымском побережье и в один из вечеров решали судьбу двух оставшихся на отпуск дней. Тогда у нас и получилось познакомиться поближе.

Окружающие нас горы мне были знакомы с детства. Необходимые тайные тропы для проникновения в заветные заповедные угодья очень пригодились бы именно сейчас: крымские власти расставили везде патрули с целью не допустить самовольного посещения желаемых туристами целей. Всюду пестрели таблички с указанием, что нецелевым экскурсантам без сопровождающих грозит камнепад и опасность. Все это так, но казалось, что главной целью такого ограничения была вовсе не забота о неорганизованных туристах, а банальное желание властей содрать с приезжих отдыхающих как можно больше денег.

«Пенсионерам» очень хотелось побывать на горных вершинах. Там действительно очень красиво и есть что посмотреть. На одной из них сохранились остатки старинной лестницы, которая последний раз обновлялась в 18 веке, а датируется 2-ым, сверху открываются красивейшие пейзажи и неповторимый вид с вершины, — в одну сторону до Ялты на Медведь-гору, в другую – до Феодосии на Коктебель. Учитывая, что на море я была с двумя детьми-дошколятами, «пенсионеры» пообещали свою помощь в передвижении по горам, и мы решились. На утро был назначен поход, разработан план обхода застав, преграждающих путь к вершине, упакованы рюкзаки с бутербродами и питьевой водой. Мои дети были счастливы возможностью взрослого похода, «пенсионеры» — тем, что мечта осуществится и день будет использован с максимальной пользой: с самого утра — поход, потом — купание в море, после обеда они решили собираться в обратный путь.

Утро похода началось стремительно. В шесть утра участники быстро и скромно позавтракали: дети выпили по кружке парного молока, взрослые по чашке кофе. За калиткой уже тихо урчал мотор микроавтобуса: мы собирались доехать до селения под горой в целях экономии времени — нам нужно было успеть пройти заставы до появления на них дежурных. Утро было прекрасным: солнышко только встало,  птички пели, всё благоухало свежестью. Кто знает крымское лето, тот поймет, насколько прекрасно именно утро. Потом, через пару часов, наступает жара. Ходить по горам на солнцепеке  — мало удовольствия. Чем раньше выйдешь из дома, тем лучше! Обязательны головные уборы и питьевая вода.

Нам благополучно удалось миновать все заставы, найти правильные тропы, и мы взяли путь на вершину. Построившись в цепочку, так как ширина тропы не позволяла идти по двое, мы дружно двинулись в путь. По сторонам открывались красоты Крыма: виды на бухты, на прилегающие скалы, по бокам от тропы рос можжевельник и особая крымская сосна. Бедные люди, проводящие весь свой отпуск на пляже! Они лишают себя такой красоты. Движение – жизнь.

Мы идем друг за другом. Изредка переговариваемся, делаем остановки в особо живописных местах для фотосессии и чтобы утолить жажду.

По пути я узнаю, что «пенсионеры» приехали из Петербурга. Когда и как сложилась их компания — я не уточняла, но из коротких фраз стало понятно, что у каждого из них семейная жизнь по тем или иным причинам не удалась, что кому-то после отпуска нужно разменивать квартиру, чтобы разъехаться с бывшим спутником, а кто-то разведен давно. Жизнь может сложиться по-разному, но это не повод унывать. Таня, Вася, Миша и Марина не первый год вместе. Также по их рассказам и поведению я поняла, что они — опытные походники. Недавно они проехали всю Карелию и периодически за время нашего похода обсуждали, когда поедут туда опять. В Карелии совсем иной климат и природа, чем в Крыму, но не менее прекрасные.

До вершины мы добрались благополучно. Открывшийся вид на какое-то время обезмолвил нас. Простор, море, скалы, ветер и ощущение полета. Слова в этот момент излишни. Да здравствует жизнь!

Спускаться было весело. Камушки шуршали под ногами, грозили падением. Скалы изгибались и прятали тропинку, как будто нарочно играли с нами в прятки. То один участник похода, то другой пропадал за поворотом, и мы окликали друг друга по имени. Мужчины ловили дам и детей на опасных участках, вся группа время от времени терпеливо ждала отстающих участников.

Несмотря на оцарапанные коленки и явно поджарившуюся кожу на лице, поход принес всем чувство радости, которое хотелось спрятать в укромный уголок «на потом», чтоб доставать из памяти холодными зимними вечерами как нечаянный подарок.

Солнце поднялось выше, птички умолкли, остались только цикады. Море празднично сверкало на солнце.

Внизу в бухте мы еле-еле пробрались к морю: пляж весь был уставлен лежаками и лежащими на них праздными отдыхающими. Им неведома радость достижения вершины и ощущение полета над рифами и плещущимся внизу морем. Они не чувствовали ветер на лице и не видели парящих внизу чаек. Жаль.

Купаемся, едим мороженое, пьем холодный квас и едем домой. Цикады поют нам свою песню, можжевельник дарит целительный аромат, дорога вьется над морем и ведет назад.

«В сорок жизнь только начинается», — говорит одна из героинь моего любимого фильма «Москва слезам не верит». Когда тебе двадцать, сорокалетние кажутся людьми из следующей жизни. А когда тебе сорок, кем кажутся шестидесятилетние?

Скоро мне будет сорок. Те самые сорок, о которых в двадцать думаешь, что жизнь в эти годы уже закончится,  потому что наступит старость. Сейчас мне это утверждение кажется смешным.

Главное, ребята, сердцем не стареть,

Песню, что придумали, до конца допеть.

В дальний путь собрались мы,

А в этот край таежный

Только самолетом можно долететь.

А ты улетающий вдаль самолет

В сердце своем сбереги…

Под крылом самолета о чем-то поет

Зеленое море тайги.

Теги:

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Замужем, воспитываю двоих сыновей. Проживаю заграницей. Работаю юристом, учусь в докторантуре, преподаю в воскресной школе.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Grusha_Jablonja

Молодцы "старички"! :))) Их жизненный выбор вызывает уважение; молодцы, что они не "расклеились" от всяческих своих обстоятельств! Немного жаль, правда, что в этой статье, как и в других это, увы, нередко бывает — если автор с восхищением пишет о "походном" варианте отдыха, то он не преминет слегка "попинать" любителей пляжного отдыха, чем создает впечатление некоторой ущербности последних. Но люди добрые, ведь жизнь у всех разная, и усталость разная! Бывают люди, у которых на протяжении года жизнь настолько напряженная, в ней столько суеты, беготни и нервов, что в свой законный отдых их действительно хватает исключительно на то, чтобы тупо лежать на… Читать далее »

galina1976

Ну простите! На пляже я тоже люблю поваляться. И не на пляже тоже люблю. 🙂 Дело не в этом. А в том, что такая красотища рядом, а люди не догадываются даже…

Спасибо за статью! Вспомнилось предыдущее лето, когда я впервые поехала в отпуск и впервые увидела горы, неделю мы шли по перевалам Кавказского заповедника, и с этим не сравнится ни один пляж и ни один пятизвездочный отель) И наверно, на всю жизнь вопрос "где провести отпуск?" превратился в "какие горы теперь и по какому маршруту?". Меня предупреждали, что если влюбишься в горы, то будешь всегда рваться туда, не сможешь больше без них — так и есть. Надеюсь, что лет через тридцать и я буду как Ваши "пенсионеры", ведь лучше не придумаешь)))

Горы — вообще отдельный мир и мировоззрение. Не поймешь пока не прочувствуешь.
Меня угораздило родиться в горном краю. Любовь на всю жизнь.

Мои "пенсионеры" действительно чудо!
Море позитива. 🙂

Xevronia

А мне кажется, что статья не столько про отдых, а сколько про радость жизни, про стремление идти вперёд. Не у всех есть возможность поехать к морю, можно радоваться тому, что есть.

galina1976

Спасибо! Абсолютно правильное замечание.
Статья о радости жизни независимо от возраста. 🙂