Она была некрасива и болезненна, к тому же хромала. Жизнь ее складывалась непросто. Но в историю она вошла, как прекрасная поэтесса Серебряного века. Ее звезда взошла на поэтическом небосклоне Северной Пальмиры в 1909 году и взорвала общественность своей мятежностью и чувственностью. «Образ ахматовский, удар — мой, стихи, написанные и до Ахматовой и до меня», — такую оценку стихам поэтессы давала Марина Цветаева.

Ею заочно восхищались и вдохновенно цитировали, хотя свои стихи ей не нравились. «Я не люблю своих стихов, они мне кажутся сухими, — говорила поэтесса. — Я знаю, хорошо знаю, что это не то, ни одно не выражает того, что я хочу. Нет ничего тяжелее, как невозможность творчества, если есть вечное стремление к нему». Тем не менее, о ней заговорил весь Петербург, и тому была причина…

… В редакционной почте редактор петербургского художественного журнала «Аполлон», поэт, критик, сын знаменитого художника-передвижника Сергей Маковский обнаружил загадочный конверт — запечатанный черной сургучной печатью с девизом «Vae victis!» («Горе побежденным!»). Письмо было написано на французском, подписано литерой Ч., к нему прилагалось несколько стихотворений. Маковский прочитал стихи, которые сразу заворожили его личными полупризнаниями.

Незнакомка как бы невольно проговаривалась о себе, о своей пленительной внешности и о своей печальной участи. Впечатление усиливалось и бумагой с траурным обрезом, на котором оно было написано, и засушенными слезами «богородицыных травок», которыми были переложены листки, и запахом пряных духов, пропитавших бумагу, и на редкость изящным почерком. Маковский почувствовал себя околдованным. А когда загадочная поэтесса позвонила в редакцию, и он услышал ее обворожительный голос, поэт понял, что влюбился…

черубина

Звонки и письма в редакцию продолжали поступать. Инициал «Ч» расшифровывалось, как Черубина — дивное имя! Маковскому все же удалось приподнять завесу тайны, окутывавшей незнакомку с таким изысканным именем, называвшей себя инфантой.

«После долгих усилий мне удалось-таки кое-что выпытать у «инфанты»: она и впрямь испанка родом, к тому же ревностная католичка: ей всего осьмнадцать лет, воспитывалась в монастыре, с детства немного страдает грудью, — вспоминал Маковский. — Проговорилась она еще о каких-то посольских приемах в особняке «на Островах» и о строжайшем надзоре со стороны отца-деспота (мать давно умерла) и некоего монаха-иезуита, ее исповедника… Еще после нескольких писем и телефонных бесед с таинственной Черубиной выяснилось: у нее рыжеватые, бронзовые кудри, цвет лица совсем бледный, ни кровинки, но ярко очерченные губы со слегка опущенными углами, а походка чуть прихрамывающая, как полагается колдуньям».

Замкнули дверь в мою обитель

навек утерянным ключом,

и черный Ангел, мой хранитель,

стоит с пылающим мечом.

 

Но блеск венца и пурпур трона

не увидать моей тоске,

и на девической руке —

ненужный перстень Соломона.

 

Не осветит мой темный мрак

великой гордости рубины…

Я приняла наш древний знак —

святое имя Черубины.

После публикации стихов Черубины во втором номере журнала за 1909 — при этом отодвинули произведения Иннокентия Анненского, на что поэт сильно обиделся, — общение с ней продолжалось. Все сотрудники редакции завидовали Маковскому — только он разговаривал с иноземной красавицей по телефону. «Влюбился весь «Аполлон» … перестал спать весь «Аполлон», стал жить от письма к письму весь «Аполлон», захотел увидеть весь «Аполлон», — вспоминала Цветаева. — Их было много, она — одна. Они хотели видеть, она —  скрыться…»

О, сколько раз, в часы бессонниц,

Вставало ярче и живей

Сиянье радужных оконниц

Моих немыслимых церквей.

 

Горя безгрешными свечами,

Пылая славой золотой,

Там, под узорными парчами,

Стоял дубовый аналой.

 

И от свечей и от заката

Алела киноварь страниц,

И травной вязью было сжато

Сплетенье слов и райских птиц.

 

И, помню, книгу я открыла

И увидала в письменах

Безумный возглас Гавриила:

«Благословенна ты в женах».

Пленительная Черубина де Габриак на самом деле была скромной учительницей, которую звали Елизавета Дмитриева. Она родилась 12 апреля 1887 года в Петербурге в небогатой дворянской семье. Ее отец рано ушел из жизни от туберкулеза. Эта же болезнь, из-за которой она на долгие годы была прикована к постели, после чего у нее развилась хромота, мучила и Дмитриеву.

Черубина2

Но тяжелые недуги — Елизавета страдала потерей памяти, слуховыми и зрительными галлюцинациями, а после перенесенного дифтерита на год ослепла — не помешали ей блестяще учиться. С золотой медалью она окончила Василеостровскую гимназию, а в 1908 году — Императорский женский педагогический институт по двум специальностям: средневековая история и французская средневековая литература.

Одновременно Дмитриева слушала лекции в Петербургском университете по испанской литературе и старофранцузскому языку, после чего непродолжительное время училась в Сорбонне, где и познакомилась с поэтом Николаем Гумилевым, влюбившимся в нее. А близкая дружба с поэтом Максимилианом Волошиным завязалась в «Башне» у Вячеслава Иванова, державшего знаменитый петербургский литературный салон. В Коктебеле, на даче у Волошина, и родилась совместная идея литературной мистификации…

А потом сказке наступил конец. Правду узнал поэт Михаил Кузмин, выведавший номер телефона Дмитриевой. Переводчик фон Гюнтер добился у Дмитриевой признания в обмане, тайна стала известна в редакции «Аполлона», оскорбительный выпад Николая Гумилева в адрес Дмитриевой привел к дуэли между ним и Максом Волошиным… В результате в конце 1910 в «Аполлоне» появилась еще одна подборка стихов Черубины, с заключительным стихотворением «Встреча», подписанным подлинным именем поэтессы.

«В комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы, — так описал встречу с разоблаченной Черубиной потрясенный открывшейся правдой Маковский. — Она была на редкость некрасива. Стало почти страшно. Сон чудесный канул вдруг в вечность, вступала в свои права неумолимая, чудовищная, стыдная действительность».

Черубина3

Но в этом описании глубоко разочарованный поэт, несомненно, сгустил краски. Дмитриева не была красавицей, но и уродливого в ее внешности не было. Более того — она обладал умом, талантом, душевным богатством и излучала сильные женские флюиды, неудержимо притягивала к себе, недаром ее окружали многочисленные поклонники. Максимилиан Волошин и Николай Гумилев несколько раз делали ей предложение, но быть женой Дмитриева не захотела и ответила обоим женихам отказом.

«Самая большая моя в жизни любовь, самая недосягаемая это был Макс. Ал. (Волошин), — признавалась поэтесса. — Если Н. Ст. (Гумилев) был для меня цветение весны, «мальчик», мы были ровесники, но он всегда казался мне младше, то М. А. для меня был где-то вдали, кто-то никак не могущий обратить свои взоры на меня, маленькую и молчаливую. То, что девочке казалось чудом, — свершилось. Я узнала, что М. А. любит меня, любит уже давно, — к нему я рванулась вся. Мне все казалось: хочу обоих, зачем выбор! Во мне есть две души, и одна из них верно любила одного, другая другого».

Зачем же Максу Волошину понадобилась эта мистификация? Вообще он был склонен к розыгрышам. Так, он предлагал Марине Цветаевой опубликовать ее стихи о России под именем поэта Петухова. Может быть, поэту хотелось посмеяться на Маковским, отличавшимся снобизмом, — он мечтал, чтобы в редакцию посетители приходили во фраках и приводили с собой балерин Императорского Мариинского театра.

Ближе всех, как представляется, к истине подошла Цветаева, которая писала, что Волошин пытался ликвидировать «катастрофический разрыв души и тела»: скромной и некрасивой школьной учительницы Дмитриевой и ее романтических стихов. «Дать ей быть — ею!» Если это было так, то это, на наш взгляд, благородная идея. Иной вопрос — а какова глубина разочарования после падения с таких высот? Не слишком ли больно?

Дмитриевой было очень больно. Она страдала, погрузившись в глубину отчаяния. «Похоронив Черубину, я похоронила себя и никогда уже не воскресну», — признавалась поэтесса. А в прощальном письме Волошину она писала: «Я стою на большом распутье. Я ушла от тебя. Я не буду больше писать стихи. Я не знаю, что я буду делать. Макс, ты выявил во мне на миг силу творчества, но отнял ее от меня навсегда потом. Пусть мои стихи будут символом моей любви к тебе»…

В темном поле – только вереск жесткий,

да ковыль – серебряная пряжа;

я давно стою на перекрестке,

где никто дороги не укажет.

 

Но на небе звездный путь двоится,

чтобы снова течь одной рекою…

Научи, поведай, как молиться,

чтоб к твоей протянутой деснице

прикоснуться немощной рукою.

В 1911 году Елизавета Дмитриева вышла замуж за инженера-мелиоратора Всеволода Васильева, бесконечно доброго, скромного, самоотверженного человека, любившего ее преданно и беззаветно, приняла его фамилию и уехала с ним в Туркестан. Позднее она много путешествовала, побывав в Германии, Швейцарии, Финляндии, Грузии — в основном по делам «Антропософского общества».

Антропософия становится главным ее занятием на все последующие годы и, видимо, источником нового вдохновения. «Я знаю, что мой путь я отбросила, встала на чужой и узурпировала его, — признавалась поэтесса в письме. — Стихов я не пишу, как мне ни больно от этого. Я умерла для искусства, я, любящая его «болью отвергнутой матери», я сама убила его в себе».

В период репрессий по отношению к русским антропософам, начавшихся в 1926 году, в доме Васильевой был произведен обыск, во время которого у нее забрали все ее книги и рукописи. А самой поэтессе, после месяца тюрьмы, проведенного в Свердловске, разрешили выехать на три года в ссылку в Ташкент, где жил ее муж. Ее стихи, написанные в ссылке, наполнены мистическими переживаниями, одиночеством, любовью, обреченностью, тоской по родному Петербургу…

«Вернусь ли я когда-нибудь в мой город, где все мое сердце? Здесь я умираю», — писала она Волошину. Так случилось, что поэтическая стезя Елизаветы Васильевой тоже завершилась мистификацией — по предложению близкого друга последних лет, китаиста и переводчика Юрия Щуцкого, оказавшегося в Ташкенте, Васильева создала цикл семистиший «Домик под грушевым деревом», написанный от имени вымышленного ссыльного китайского поэта Ли Сян Цзы.

Домик под грушей…

Домик в чужой стране.

Даже в глубоком сне

Сердце свое послушай:

Там — обо мне!

Звездами затканный вечер —

Время невидимой встречи.

До конца ссылки поэтесса не дожила. Она тяжело болела, и врачи долго не могли определить, что с ней. В конце концов, был поставлен страшный диагноз — рак печени. Смерть наступила в ночь на 5 декабря 1928 года. Перед смертью поэтесса призналась мужу: «Если бы я осталась жить, я бы жила совсем по-другому»… А он написал в письме к Максу Волошину, сообщая о кончине горячо любимой жены, наступившей в возрасте сорока одного года: «Милый Макс, — спасибо за письмо, — не стою я его. Все, что было во мне хорошего — было от Лили…»

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, поэтесса, журналист. Член Союза писателей России. Автор 13 книг стихов и прозы и нескольких тысяч публикаций в СМИ. Мать троих детей, хозяйка домашнего очага.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Спасибо за публикацию! Мой любимый поэт. Действительно, считаю её непревзойдённой.

Я ветви яблонь поняла,
Их жест дающий и смиренный,
Почти к земле прикосновенный
Изгиб крыла.

Как будто солнечная сила
На миг свой огненный полет
В земных корнях остановила,
Застыв, как плод.

Сорви его, и он расскажет,
Упав на смуглую ладонь,
Какой в нем солнечный огонь,
Какая в нем земная тяжесть.

Гоблинище

Все-таки странные эти поэты. Я имею в виду Маяковского и Гумилева. Мало им, чтобы стихи были прекрасные, надо еще, чтобы и поэтесса была красавица. А сами-то не красавцы 🙂

Маковский!

aktovegin

Кстати, да.

Энная

Это Маяковский-то не красавец? Вот я бы запала на него — статный, мужественный. Еще и поэт.

Гоблинище

Нее, с лица страшный очень

Энная

Я поняла: у нас разные вкусы… ну ничего, я вам прощаю :)))

Гоблинище

Спасибо 🙂

aktovegin

Маяковский был очень красивый и видный мужчина.
А Гумилев…ну это был Гумилев 🙂 Там апломб заменял красоту.

Ну, Одоевцева была красивой и харизматичной, а вот стихи ее…без 100 г не прочтешь.

Есенина они (питерская поэтическая тусовка) бездарным считали.

Ксания

Ну да. Зато зайдите в любую библиотеку. Где их книги (имею в виду большинство этой тусовки), а где — Есенин 🙂

aktovegin

Маяковского там не было, он был москвичом и из другой тусовки. Гумилева там называли "пугало", уж не помню, в каком смысле.
А насчет Васильевой — все бы напечатали. Но нужна была…забыла, как это сейчас называется в шоу-бизнесе…Легенда! Тогда поэзия была шоу-бизнесом, довольно прибыльным, кстати.
Просто стихи от имени Черубины были бомбой. И самой Васильевой так было интереснее и комфортнее. Цветаева тоже красотой не блистала, но никому дела не было. Так что жалеть Черубину не надо.

а Маяковский видный был мужчина

MaryNightingale

Чего уж такого некрасивого в ней нашли — может быть, не модельная внешность, но вполне милая.

ККК

Если бы не ее гениальный рекламный трюк, никто бы особых претензий к внешности не предъявлял.

aktovegin

Старые фото очень смягчали внешность. Ну не аристократка: маленькая, толстенькая.

А вообще никогда не понимала, как Гумилев не догадался, не сопоставил элементарные вещи: почему испанка, выросшая в католическом монастыре, дочка посла,пишет стихи на русском? Стихи всегда пишешь на родном языке. Пушкин прекрасно говорил по-французски, но писал на нем лишь эпиграммы. Не станет юная девица открывать душу на чужом языке — ну не реально это.

MaryNightingale

Вообще представления о красоте — вещь субъективная и обусловленная эпохой (вон, во времена Шекспира загар считалось ужас-ужас, а сейчас специально в солярии ходят), но человеку, женщине, навязывают мысль о том что она некрасива, и приходится вот так изворачиваться, чтобы раскрыть свой творческий потенциал…

ККК

Да, при всех перекосах, сейчас гораздо проще! Идеал красоты все таки сильно размыт и как ни навязывают анорексичек, вон ширится кампания по пиару девушек в теле. Можно вообще внешностью не заморачиваться, как и псевдонимами, родом из совсем не экзотической страны.

aktovegin

Да, размыт. Но есть внешность "модельная", на которой можно нарисовать что-то красивое или пикантное. А есть — не модельная. Ну если ножки толстенькие, кривенькие, рост 150, нос картошечкой, глазки мелкие.
Сейчас не проще. Тогда популярность завоевывали в журналах и в светской тусовке. Сейчас тусовка осталась,а печатные издания заменил глянец и экран. Чтобы взлететь быстро, нужна фотогеничность. Поэтому надо быть ООООЧЕЕНЬ харизматичной личностью, чтобы пробиться к известности без внешних данных.

Энная

И тут я вспомнила Веру Полозкову. Возможно, у нее были другие пути для взлета — знакомства полезные, плюс интеллект, плюс то, чем она нам известна…

fancy

Полозкова — очень красивая женщина. Яркая, высокая, фактурная, колоритная, с сильными стихами и манерой чтения. В общем, как минимум очень заметная. Это большой бонус для популярности.

Энная

Ой, фактурная, яркая, колоритная и прочее — но с моими представлениями о красоте не вяжется. ИМХО. Кстати, один мой приятель делился, что его знакомство с Полозковой началось со стихов, но когда он ее увидел… разочаровался, да.

От Марго: а он уточнил в чем разочаровался? :))))) Представьте себе такую ситуацию с Пушкиным? Я его увидел… и разочаровался))))

Энная

Могу, конечно, в переписку заглянуть, но у нас шла речь именно о красоте. Я сказала, что мне не нравится Дмитрий Быков, не читаю принципиально, ибо толст, кудряв и усат))). А мой друг вспомнил про Веру Полозкову. Видимо, ожидал какое-то соответствие внешнего внутреннему, а там женщина — молодая, заметная, да, но никакой утонченности в ее облике не обнаружилось. Крупная, родинки какие-то, нос картошкой. Не принцесса, в общем.

Энная

Да, чтобы меня не упрекали зазря, Полозкова мне нравится как поэт.

fancy

Ой, бессмысленно спорить на вкусовые темы. Очень многие считают ее красивой. Но даже не это важно. Видела ее в деле. Зал держит — ого-го! Магнетизирует. Талант, голос, харизма — точно при ней. В общем, она классная)

Энная

Ну грешу я этим, люблю о красоте поговорить.

ККК

Если внешность не модельная, то может и не стремиться в модели и манекенщицы? Писать стихи можно с любой внешностью, а благодаря интернету можно получить широкий круг читателей, что облегчает задачу стать известной. Не надо интриговать и флиртовать с влиятельными господами, ответственными за выпуск журнала с твоими стихами.

fancy

Получить широкий круг читателей и стать известным — это все-таки разные вещи. Известность предполагает как раз этот самый шоу-бизнес — выступления, фото, обязательные видео в ютубе. И как раз для этого нужна внешность (если не модельная, то хотя бы цепляющая чем-то). Гениальные стихи можно почитать в интернете, а на выступление покупают билет — посмотреть/послушать поэта. Практически все популярные сетевые поэты — с более чем презентабельной внешностью. Один Дмитрий Воденников чего стоит, на его поэтические вечера валом ломились представители обоего пола — полюбоваться в частности.
Хотя в те времена отсутствующего интернета было попроще, да. Но не намного.

ККК

Внешность понятие спорное. Есть скучные красавцы, а есть настолько харизматичные люди, что их внешность (любая) будет считаться привлекательной, именно благодаря очарованию, внутреннему огню, таланту.

гость

Спасибо за интересное открытие!

Галина

Николай Заболоцкий — стихи Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё,… Читать далее »

Гоблинище

Заболоцкий не знал, что из некрасивых девочек часто вырастают красивые девушки 🙂 и описал он очень милого ребенка — рыжая, кудрявая, худенькая.

fancy

Да. А учитывая достижения косметологии, стоматологии и пластической хирургии (на крайний случай) — проблема вообще отсутствует))

aktovegin

Там больше в мистификации дело было. Е.Д. создала образ прекрасной испанки, которому было сложно соответствовать в реале. Да и не хотела она пускать редакторов в мир своих грез.
А в реале она участвовала в литературной жизни, была вхожа в очень узкий привилегированный поэтический круг (еще до Черубины). Так что эти стихи не совсем о ней 🙂 Внешность Е.Д. жизни не испортила .

Похожие статьи