Вот и начался Великий пост. Длится он сорок дней, к которым присовокупляется еще семь дней Страстной седмицы. Конечно, все мы знаем порядок богослужений и череду седмиц. Но, кроме «официальных» установлений, есть еще и народные, сложившиеся за многие века. Большинство их носит нерелигиозный характер, скорее, бытовой. Они помогают нам чуть легче пройти сквозь нелегкое время 47-дневного поста и немного скрасить его печальные дни.

Традиция первая. Грибной рынок

Наши предки, в распоряжении которых не было круглосуточных супермаркетов, предпочитали закупаться продуктами сразу на длительный срок и за один раз. Закупка на пост была важнейшим ритуалом, неотъемлемой частью поста. Первая неделя поста отводилась для таких вот закупок. Тысячи людей устремлялись на рынки, куда к началу поста свозили несметное число постной еды: сырые, моченые, квашеные, сушеные, вяленые, соленые овощи, ягоды, крупы, и, конечно же, «лесную говядину» — грибы. Закупались каждый от своего достатка, богатые люди брали товар возами.

Это сейчас постные продукты дороже, чем скоромные, а в то время квашеная капустка с клюквой да соленые огурчики стоили гроши. Основу постного стола составляли грибные блюда, поэтому постные рынки называли грибными. На базарах продавали грибы маринованные — закусочные, предназначенные для угощения «в прикуску», и похлебные, которые шли на похлебку, а так же сушеные и соленые. Из грибов готовили всевозможные солянки, икру, гуляши, фарши для пирогов, добавки для каш, щей и множество других блюд — практически все. Разве что десерты из грибов не готовили.

«Постный рынок», В.А. Копняк

«Постный рынок», В.А. Копняк

Традиция вторая. Великопостное печенье — «кресты»

Его пекут из постного песочного теста с цукатами, изюмом или миндалем в воскресенье Крестопоклонной недели. Как можно понять из названия, печенью придают крестообразную форму. Часто из изюма или цукатов на перекладинках делали «гвоздочки», а сами перекладинки поливали сахарной глазурью. «Кресты» были первым угощением в это день. Считалось, что их надо есть натощак и запивать святой водой — это должно было прибавить здоровья. Так же был и обычай по форме вынутых из печи крестов узнавать свою судьбу: если доставался крест ровненький, без изъянов, то человека ждали успех и благополучие. Если же крест был с трещинами, вздувался, или, еще хуже — разваливался, то жди беды и всевозможных тягот.

Традиция третья. «Жаворонки»

«Жаворонки» — это тоже вид постного печенья, приготовление которого связано с памятью сорока мучеников Севастийских, которую празднуют 22 марта по новому стилю. Со временем название праздника «сорок мучеников» плавно трансформировалось в «сороки» и в народном сознании соединилось с ожиданием весны и возвращением перелетных птиц. Поэтому печенье пекли из дрожжевого или песочного теста, придав ему форму птички с глазками из изюма или других ягод. Считалось, что в этот день зима окончательно уходит прочь, и прилетает первая весенняя птица — жаворонок.

В некоторых губерниях печенье называли «кулики», в некоторых «воробушки», а на севере — «тетёры». «Тетёры» из всего великопостного печенья имели самый загадочный вид: их делали из жгутов теста, которые переплетали между собой, получая причудливые орнаменты, схожие с древними рисунками солнца, животных, религиозных символов.

9

Число «жаворонков» должно было быть не меньше 40. «Жаворонки» были в основном детским лакомством. Сладких птичек раздавали детишкам, а те насаживали их на длинные тонкие палки, бегали с ними по деревне и зазывали весну песенками-веснянками. Вдоволь набегавшись, дети съедали «птичек», хвастаясь, у кого вкуснее да красивее мамка печет.

Традиция четвертая. Печенье «Лестницы»

Это печенье, как вы уже могли догадаться, пекут в воскресенье четвертой недели Великого поста, отмечая таким образом память Иоанна Лествичника. Для этого печенья использовали песочное постное тесто. Само собой, угощение должно было иметь вид лесенки. Чаще всего печенье формировали из двух жгутов, соединенных между собой перекладинами, но в некоторых областях «лестницы» выполняли в виде тонко раскатанной длинной лепешки, на которую лепили перекладинки.

Число перекладин в такой съедобной лестнице могло быть разным, но символичным: 7 — потому что считалось, что есть семь «небес», 12 — по числу апостолов, 20 — по числу мытарств и так далее. Лесенки с большим числом ступеней могли иметь вид не печенья, а конструкции из двух длинных жгутов теста, между которыми в качестве перекладин укладывали небольшие пирожки. В отличие от «жаворонков», «лестницы» не оставляли себе: часть отдавалась в храм для причта, а остальное предписывалось раздать нищим.

Традиция пятая. Вербное воскресенье

На Ближнем востоке этот праздник называю Пальмовым воскресеньем, потому что в этот день вспоминают вхождение Господа Иисуса Христа в Иерусалим и торжественную встречу, которую устроили Ему горожане, выйдя на дорогу с пальмовыми ветвями в руках. Поскольку в России пальмы повсеместно не растут, а праздник приходится на раннюю весну, и единственным растением, которое к этому времени подает признаки жизни, является верба, то у нас принято в день праздника быть в храме с веточками верб.

w_6689b060

Сейчас каждый приходит со своим букетиком, прежде же обычно вербу рубили возами и с вечера доставляли в церковь, где после освящения раздавали верующим. Освященные веточки берегли со всей тщательностью, так как народная вера придавали им большую «силу». Пучком освященной вербы обметали углы дома, чтобы прогнать нечистую силу, на Юрьев день (день Георгия Победоносца) традиционно происходил первый выгон скота на пастбище, и коровушек с козочками да овечками погоняли в это день освященной вербочкой. В некоторых областях было принято класть веточку вербы в руки умершему, чтобы он «на том свете Господа встретил». Если случалась беда — корова или лошадь заболевали, то им давали попить водичку, в которой предварительно держали освященную вербу.

Во многих губерниях было принято освященной вербой хлестать друг друга, а наипаче — собственных детей, приговаривая при этом: «Верба — хлыст, бей до слез. Будь здоров, как верба». Существовало также поверье, согласно которому неплодной женщине надлежало съесть почку от освященной вербы, и тогда в скорости у нее должна была наступить беременность. Прутья старались сохранить до следующего Вербного, после чего меняли на новые, а старые сжигали в печи.

Традиция шестая. Четверговая свеча

В Страстной четверг во второй половине дня в храмах читается двенадцать Евангелий страстей Христовых. Это двенадцать отрывков из Евангелий, повествующих о тех муках, которые перенес Спаситель после ареста и вплоть до крестной смерти. По обычаю слушают это чтение с зажженной свечой в руках, поэтому такую свечку еще называли евангельским огнем, «страшной» (страстной) свечей. Для этого старались купить самую большую свечу, чтобы ее хватило на все богослужение, и еще на то, чтобы ее можно было донести до дома. Огонек берегли с особой тщательностью, нередко для того, чтобы сохранить его, свечку помещали в выскобленную тыкву.

Войдя в дом, с горящей свечой обходили все комнаты, все помещения, все углы, а над дверными и оконными проемами ее копотью рисовали кресты, чтобы нечистая сила не проникала в дом и не пакостила. Считалось, что если свеча не погасла на ветру, а с ее огоньком удалось обойти весь дом, то семью ожидает благополучие в текущем году, болезни и горе будут обходить ее стороной.

Традиция седьмая. Чистый четверг

Это второе, народное название Страстного четверга. В этот день люди стремились омыть душу исповедью, а тело — баней. Хозяйки после литургии затевали генеральную уборку в избе: мыли окна и полы, выметали всю паутину из углов, перемывали всю посуду, стелили чистую скатерть на стол, меняли рушники на иконах с постных на праздничные, украшали иконы красными искусственными цветами. Вечером вся семья шла в баню как следует попариться, «смыть грехи». В этот же день традиционно заканчивали последние приготовления к Пасхе: пекли куличи, красили яйца, делали масляных барашков и творожные пасхи. И, окончив все бытовые хлопоты, вступали в два самых напряженных дня: Страстную пятницу и Страстную субботу, чтобы в молитвенном усердии встретить Светлый Христов день.

 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Нюта

Вообще-то это больше не "Великопостные традиции", а перечень (далеко, конечно, не полный) народных верований, примет и суеверий. Хорошо бы и озаглавить статью примерно в таком контексте. К самому Великому посту это мало отношение имеет. Языческие корни в нас сидят очень глубоко, хоть уже и больше тысячи лет Православию на Руси. Вот так они причудливо переплетаются с церковными традициями и правилами. Сразу оговорюсь: я не хочу сказать. что всё это "плохо и нельзя", но не про Великий пост. Хотя, конечно, ИМХО. Статья интересная и познавательная для тех, кто "не в теме". Всех соблюдающих (в любом виде) Великий пост поздравляю с началом… Читать далее »

Loreleya

Грибной рынок и пальмовые ветви (вербы)-это суеверия?))Именно что традиции, учите великую русскую языку)))

Нюта

Собственно говоря, я не про грибной рынок и вербы как таковые. Но вот выгонять скотину вербочкой, съесть почку, чтоб забеременеть и т.п. — вот это как раз приметы и верования. В церковной традиции, в церковном уставе такого нет, как ни погляди. Грибной рынок- так это больше из области экономики (спрос рождает предложение)))). Да, традиции, но народные, оставшиеся из дохристианской Руси и прочно укоренившиеся в народе. Вы же не станете отрицать, что и Масленица именно оттуда, из язычества пришла, была оценена Церковью как безопасное дополнение к предпостовой подготовке, да так и осталась. Наверное, я придираюсь слишком к названию, простите, но думаю,… Читать далее »

Лилия Малахова

Ну а православные, которые едят виноград с Афона в надежде забеременеть? Это не суеверие? Или у нас разведчики — у них шпионы? 🙂

Нюта

Вот не знаю, я небольшой специалист в данном вопросе))) Думаю, что всё зависит от того, во что ты веришь. Если для тебя виноград или верба что-то вроде магического предмета сами по себе — то конечно суеверие. Но Господь может действовать через что угодно. Не знаю, как выразить правильно мысль. Вот человек молится Богу, просит его о чем то (хоть бы и ребенка), просит изо всех сил. Причащается, молится, лечится, опять же, у врачей, и ему дают совет что-нибудь такое употребить (виноград, вербу)))И человек очень, очень верит. что именно Господь через это ему поможет. И иногда помогает. Но не сам виноград,… Читать далее »

Гоблинище

Ой, насчет почки вербы Вы зря так 🙂 мне помогло 🙂

Лилия Малахова

Серьезно?

Гоблинище

Думаю, помогло не это, но что вербных почек я поела изрядно — это факт. Собственно, после этого и наступила беременность. Но после не значит вследствие

Лилия Малахова

Может, в них содержится вещество, способствующее наступлению беременности?

Гоблинище

Не знаю 🙂

Loreleya

Выгонять скотину вербочкой, вроде как есть цветы от Матронушки. Для кого то дикое язычество, а кому-то по силе веры онкологию исцелит.Тут надо в голову человека лезть, чтобы мысли прочитать о механизме действия. Человек телесен и веру выражает как может. Да, масленица из язычества,но "воцерковлена", никто как божество не воспринимает ее давно и не молится ей. Масленица=масленая неделя.Мне интересно читать про традиции прошлых веков.У греков свои церковные традиции, они могут казаться дремучими для нас. Вот бы кто статью выпустил, а?Могу сказать только что на Крестовоздвижение у них приносят полевые цветы и кладут к изображению (я видела вышивку Креста, увитого цветами, без… Читать далее »

Лилия Малахова

Матронушка у нас лет 15 как популярна стала, да и поздняя она святая. Вербочка — наше все. 🙂
А греки — да. Они на Пасху по Ветхозаветному обычаю колют барана. Сначала срезают ухо, кровью рисуют ему на лбу крестик — это как жертва, трижды обводят вокруг храма и потом забивают, и на пасхальный стол блюда из баранины.

Loreleya

Несчастный барашек…грузины тоже режут их почем зря.

Лилия Малахова

А мусульмане вообще тыщами. Судьба у них такая.

Нюта

Жуть какая! Живому барашку ухо отрезают?!!! Ужас, хорошо, что мы не греки, честное слово! Хотя им то, наверняка, ни чем таким ужасным это не кажется. В отличие от барашка.

Лилия Малахова

Да, лично наблюдала эту процедуру. Не совсем отрезают, а делают надрез, чтобы кровь текла.

jane

"У греков свои церковные традиции, они могут казаться дремучими для нас. Вот бы кто статью выпустил, а?"

Поддерживаю!! Очень-очень интересны традиции Греции, а также особенности православной службы.
И хорошо бы это не безлично, а с интервью с греками (во заказала).

Лилия Малахова

Попробую взять интервью у гречанки.

jane

Еще бы и фото семейного праздника, быта…
(наглеть так наглеть))

Нюта

Обожаю фильм "Моя большая греческая свадьба". Хотя это про греческую диаспору в Америке, но всё равно-очень классная мелодрама. Смотрю её, когда на душе туман- и сразу веселее как-то))))

jane

Да-да! )

Loreleya

Сейчас смотрю документалку про Фриду Кало на ютубе.Так вот. В Мексике интересный обычай:накануне Пасхи фигуру из папье-маше взрывают символически как память о предателе-Иуде, которую надо уничтожить.При этом фигура представляет собой типичного такого мексиканца в народном костюме и шляпе .

jane

Наверное, аналог нашего чучела Масленицы, которое сжигают (только не придумали еще привязывать к предательству)) Вообще, я заметила, у многих народов обычаи перекликаются.
Тот же карнавал. У нас также были и ряженые, и песни, и пляски.

Loreleya

Скоморохи были бичом общества. Они вели себя вызывающе нагло.Если им не давали в ответ на выступление "мзду", могли избить хозяина дома или украсть что-то.Был выпущен ряд указов против скоморохов.Более вероятно что до наступления цифровой эры сложно было что-то придумать, так что все кажется похожим.

Читательница

А "съесть почку от освященной вербы" — это суеверие или нет? У меня есть знакомая — у них с мужем проблемы с зачатием второго ребёнка. Знаю, что она крещенная, но не воцерковлена. Вот ломаю сейчас голову, поделиться ли с ней данным советом или лучше не надо…

Maria_Francesca

Думаю, лучше не надо. Это правда суеверие.

Лилия Малахова

Лично я не вижу разницы в том, чтобы съесть почку от освященной вербы или ягодку винограда с Афона. 🙂 Последнее не считают суеверием, наверное, потому что с Афона. 🙂

Фаечка

Почему? Такое же суеверие.

Maria_Francesca

Ну я бы сочла 🙂 Я, признаться, несколько скептична и со всей определенностью верю только в Таинства.

Хельга

Лучше к врачу. И молиться, просить и оставить на волю Божию.

Гоблинище

Почему бы и нет? нет вреда в том, чтоб съесть вербный пушок.
Конечно, возлагать на это сугубые надежды не следует

Нюта

А я о чём? Об этом же, немного выше написала!)))))

Марина

Лилия, спасибо Вам большое за статьи! Всегда с огромным интересом их читаю.

Лилия Малахова

Спасибо! 🙂

Olga_23_april

Интересно, спасибо!

Лилия Малахова

🙂

Анна

Вот всегда было загадкой — как можно сделать все в Великий четверг, и еще сходить в баню, и при этом успеть на службу "12 Евангелий" в тот же Чистый четверг. Вот и здесь — п. 6 Четверговая свеча, а п. 7 Чистый четверг, а ведь это один день. Возможно, у кого-то есть собственный опыт на это счет?

Лилия Малахова

Вставали с первыми петухами. Весь день в их распоряжении. Можно успеть, с учетом того, что дети помогали с трех лет по хозяйству. Это же не мы, у которых офис 8 часов в сутки крадет. 🙂

Хельга

Как выгнал 10 детей скрести половицы, стирать половики, обметать потолки, а сама тесто ставь. В баню согнал всех, они друг-друга там намыли — одели, потом накормили, а ты творожные пасхи делай.

Лилия Малахова

— А ты спи, отдыхай. 🙂

Хельга

Ага!

Арина

Дэвять.

Арина

Квашеная капустка с клюквой да соленые огурчики и сейчас стоят гроши

Лилия Малахова

Ну не знаю. Я тут как-то покупала квашеную капусту, 130 ре за 500 грамм. Килограмм , значит. 260 рублей. А килограмм свинины стоит 220 рублей. 🙂 Килограмм курицы 85 — 95. 🙂

Наталия

Ой, где-то не там покупали) Вот я, например, в самом обычном супермаркете 530 грамм капустки за 34 р. купила (не поленилась, посмотрела чек)

Olga_23_april

Это вам так повезло.
Вчера "отхватили" капусточку 350 гр за 65 рублей.

Лилия Малахова

Да ладно, поди нолик не разглядели один. 🙂

Loreleya

А меня кризис учит не покупать полуфабрикаты, а готовить из сырья.Кхе-кхе, нет худа без добра…

Kate

Чего не скажешь о грибах….

jane

Закупались так, как описано в статье, наверное, только сельские жители, ну в общем, как и сейчас. Городские не имели стольких мест хранения. Раньше в городе часто не квартиры, а комнаты снимали — это было нормой. Правда (на экскурсии рассказывали), были во дворах для снимающих комнаты сарайчики для всякого разного.

Лилия Малахова

Большинство городских жило в своих домах. Снимали жилье те, кто приезжал из деревень на заработки.

jane

Много кто снимал, не все имели собственное жилье (в т.ч. студенты, художники, писатели). А вот о Петербурге, например: "В доходных домах жил весь Петербург. По статистике, в начале XX века 98% жилья в столице сдавалось в аренду. Остальные 2% — это не только квартиры домовладельцев и дворников, но и одно-двухэтажные деревянные дома на городских окраинах. Которые в Петербурге, вопреки легенде о каменном строительстве со времен Петра I, еще в конце XIX века составляли половину всех городских зданий. Владельцами больших доходных домов в подавляющем большинстве были физические лица. Большинство петербуржцев — за исключением очень богатых и очень бедных — меняли квартиры… Читать далее »

jane

Прошу прощения за офф. Интересная тема, не смогла удержаться) "Первые этажи арендовали владельцы магазинов, ателье и модных салонов. Вторые предназначались для контор. На третьих, самых престижных, этажах селились купцы, промышленники и аристократы, выше — публика попроще. Если дом включал мансарды, то там обитали студенты, отставные военные нижних чинов и представители богемы. Словом, доходный дом того времени имел характер некой универсальной модели, в которой органично уживались многочисленные сословия дореволюционной России … …многие жильцы доходного дома были приезжими – Санкт-Петербург того времени был городом мигрантов. …непрерывным потоком на постоянное жительство приезжали чиновники, купеческие сыновья и разного рода специалисты – от квалифицированных слесарей… Читать далее »

Лилия Малахова

Санкт-Петербург того времени был городом мигрантов
Прямо-таки всплыла перед глазами картина с мигрантами-таджиками в Санкт-Петербурге 19 века. 🙂

Loreleya

Замени Питер Москвой и ничего не изменилось. Аренда, вероятно, стала выше по отношению к среднему доходу.

jane

Народные традиции как-то не поддерживаю (только вербочки на Вербное, конечно, освящаем). Но статья вкусная!

Юлианна

Ну да, а мы-то тёмные, Шмелева не читали))) И если уж идти за четверговыми традициями, то где же четверговая соль, которая от всех болезней?))) И крестики свечкой рисовать, и т.д. Пожалуй, действительно традиции — это верба, "кресты", жаворонки, коливо. Лествиц сейчас особо не пекут…

Loreleya

А я и сейчас, если донесу до дома четверговый огонь, крестики на притолоках рисую.Вот темная-то…Намедни было чудо: соседи сверху "протекли", капитально так, по стояку вода бежала полным напором и стояла слоем в 7 сантиметров, в результате все стекло к соседям ниже меня и у них потолки промокли, а у меня сухие. Пол под мусорным ведром протерла тряпочкой и все.
С чего бы это, а?

Похожие статьи