Автор — Дебора Макнамара Дебора Макнамара — клинический психолог-консультант и преподаватель с более чем 25-летним опытом работы с детьми, подростками и взрослыми. Входит в профессорско-преподавательский состав Института Ньюфелда, ведет собственную консультационную практику и регулярно выступает с лекциями о детском и подростковом развитии для родителей, воспитателей детских садов, педагогов и специалистов в области психологии. Я учитель и всегда с нетерпением ждала сентября, хотя с его приходом перед началом уроков мне начинают сниться кошмары: телефонные звонки, на которые я не могу ответить, пропавшие ученики или забытый план урока. Но вопреки этим воображаемым кошмарам, которые никогда не претворялись в жизнь, я всегда чувствовала, что есть что-то особенное в начале нового учебного года: встреча с новыми учениками и попытка помочь им научиться учиться. Летом я изучаю программу и создаю новые планы уроков, а мои ученики начинают скулить, когда лето приближается к концу. Я никогда не придавала этому значения, искренно веря, что придет время, когда им начнет нравиться быть в школе. Но проходит первый школьный месяц, и я припоминаю, что на учение влияет не только класс, инструменты, программа или я сама. Учителя отвечают за создание продуктивной образовательной среды, а родители играют ключевую роль в том, чтобы ребенок пришел в школу, готовый учиться. С точки зрения учителя, есть много способов, используя которые, родители могут помочь ребенку достичь успеха в школьных делах. И хотя многие эти способы – ни что иное, как проявление здравого смысла, они-то обычно и остаются в тени более научных соображений и оказываются недооцененными. В основе простой постулат: когда школа и семья работают вместе, детские школьные успехи гарантированы. Вот что могут сделать родители, чтобы ребенку нравилось в школе, и он с интересом учился: 1. Упорядочить и нормально отнестись к тем сложностям, которые приходят в процессе учебы Любая учеба предполагает, что вас вытаскивают из уютного «я это знаю». Учеба погружает в открытия и вопросы, разбирает уже известное и снова собирает в другом порядке, и в процессе учащийся человек меняется. Но многим становится неуютно, потому что приходится ступать на зыбкую почву неясного, чувствовать себя неуверенно среди нового. Я всегда говорила ученикам, что если учителю есть дело до их учебы, он не будет создавать для них тепличных условий. Долг студента – не обижаться, а понимать, что если есть кто-то, кто верит в их способность учиться и расти, – это дар. Родители могут помочь ребенку справиться с новыми впечатлениями, успокоить бурю эмоций и войти в учебный процесс. Важно не пытаться всегда «спасти» ребенка от дискомфорта – неотъемлемой части учебного процесса, важно убедить чадо, что вы всегда готовы его поддержать в самостоятельном путешествии. Кроме того, если вы обвиняете учителя в том, что ребенку тяжело учиться, это вряд ли поможет выстроить хорошие отношения с педагогом или внушить ребенку уверенность в том, что он способен справиться с возникшими сложностями. Бывает, что детям нужна поддержка взрослых и даже их вмешательство, чтобы определить и преодолеть непростую ситуацию. Такая поддержка будет гораздо эффективнее, если между учителем и родителями существуют хорошие доверительные отношения. 2. Помочь ребенку адаптироваться Многое в школе ребенку может прийтись не по душе: перемены заканчиваются слишком быстро, у всех разные желания и потребности, кого-то нужно ждать, правила необходимо соблюдать. В школе бывает много кажущихся бессмысленными явлений, которые становятся частью жизни и которые нельзя проконтролировать. Некоторые дети приспосабливаются к ним легче, и отчасти благодаря поддержке дома. Часто сигналом неблагоприятной ситуации становится раздражительность ребенка: значит, что-то пошло не так. Фрустрация может выливаться на братьев и сестер, на близких, и бывает, что это становится обычным послешкольным явлением. Если вы найдете слова, которые помогут описать проблему, обнаружите шаблоны общения, которые следует скорректировать, то расстройство может уменьшиться, и ребенок легче приспособится к ситуации в целом. Слезы тоже могут быть уместны в процессе адаптации, и родители, поддерживая ребенка в принятии ситуации, которую он не может изменить, должны не терять терпения и тепла. 3. Сохранять крепкую связь с детьми Когда у ребенка крепкие и нежные связи с взрослыми дома, вряд ли они будут «жадными» до школьных привязанностей. Если дети не тратят все силы на то, чтобы найти себе друзей и таким образом удовлетворить жажду отношений, им будет проще сосредотачиваться, не поддаваться нездоровым связям со сверстниками, а если другие дети их не будут принимать, то обида и горечь будет меньше. Сегодня в школе наблюдается сдвиг парадигмы на ориентацию на сверстников. Дети приходят в школу, просто чтобы побыть с друзьями. Взрослые в школе становятся вторичным явлением, уроки – это досадное неудобство, а руководящие ценности – группы ровесников, а не школы. Когда превыше всего ставятся сверстники, дети перестают учиться. Если у родителей хорошие отношения с детьми, то дети будут свободно выстраивать здоровые отношения со сверстниками и следовать взрослым в школьном окружении, учиться у них. 4. Помочь ребенку выстроить конструктивное отношение к учителю и школе Когда дети видят, что родителям нравится их учитель и школа, они и сами начинают больше доверять взрослым в школе. Родители должны сыграть активную роль и настроиться на волну учителя, по возможности познакомиться, говорить об учителе тепло, демонстрируя доверие, ориентировать ребенка на школьную культуру и школьные правила, и убедиться в том, что отношения с учителем вошли в правильную колею. Если взрослые активно участвуют в представлении ребенка людям, которые будут за него отвечать, то ребенок лучше вписывается в новую ситуацию. Появляется чувство безопасности и покоя, и тогда можно фокусироваться на учебе. 5. Ограничить современные технологии Дети цепляются за современные технологии, чтобы справиться со скукой, пообщаться с друзьями или отвлечься от проблем (то же самое происходит и у взрослых). Чтобы новейшие технологии не становились похитителем времени, когда мешает сделать домашнее задание, поиграть или побыть с близкими, необходимо выстроить и поддерживать здоровые привычки обращения с девайсами. В начале учебного года во многих семьях ситуация с техникой контролируется, но жизнь становится все более напряженной, и мы соскальзываем с выбранной траектории. Создавая ограничения, родители должны заботиться о детях и твердо соблюдать установленные правила. Учителя и школы тоже должны устанавливать правила использования современных технологий: таким образом создается безопасная и продуктивная образовательная среда. Правила зависят от возраста, но в любом случае лучше уточнить у родителей, какие существуют правила, и придерживаться их. Все чаще школы сталкиваются с проблемой школьников, ушедших в соцсети и не вернувшихся к учебе. Цифровой мир сделал границы между домом и школой слабее, поэтому родительский контроль и наблюдение необходимы, чтобы предотвратить возможные проблемы. 6. Соблюдать расписание и школьные правила Правила, графики и расписание школы планируется заранее, учебная программа должна выполняться, выходные должны быть отдыхом. Когда родители помогают ребенку приспособиться к школьным будням, дни в классе проходят легче и продуктивнее. Когда дети постоянно опаздывают, не готовятся к уроку, у них нет необходимых предметов и дома им не помогают найти необходимое, или дети уезжают в разгар четверти, учить и учиться намного тяжелее. Родители должны помочь ребенку привыкнуть к расписанию, научить отдыхать после школы, восстанавливаться и возвращаться к учебе полным сил. 7. Оставлять время на игру Дети в школе работают, хотя многие учителя стараются сделать учебный процесс интересным и захватывающим. Для того чтобы у ребенка была возможность усвоить весь новый материал и быть готовым к дальнейшей учебе, необходимо дать ему возможность поиграть и отдохнуть. Возможно, после школы есть другие занятие, но не менее важно иногда оставлять ребенка в покое и не докучать ему, убивая его любознательность. Взрослым может казаться такое времяпровождение непродуктивным, но детям необходим отдых, чтобы в школе им было хорошо и интересно. Если заставлять ребенка работать слишком много, у него появляется отторжение к учебе и к нам – срабатывает защитный механизм. Есть время учиться и время отдыхать. Родители должны помочь ребенку в организации его мира и найти возможности и для первого, и для второго. 8. Оставить домашнюю работу на откуп ребенку Битвы вокруг домашней работы убивают добрые отношения и вряд ли помогут ребенку найти внутреннюю мотивацию к учебе. Если вы видите у ребенка ответственное отношение (или зачатки такового) к учебе, не мешайте им решать, когда и как они будут делать домашнюю работу и какая помощь им нужна от родителей. Когда родители не кричат о своих требованиях («домашнюю работу надо сделать!»), когда ребенок сам берет на себя ответственность (когда, где и как будет делать «домашку»), тогда он будет меньше сопротивляться. Цель родителей – помочь создать график, структуру дня и поддерживать ребенка в процессе выполнения домашней работы. Не начинайте битву за контроль домашней работы: она уничтожит желание ребенка учиться и родительский авторитет. 9. Общаться с учителем и поддерживать с ним добрые отношения Когда и учитель, и родители стремятся к добрым отношениям, выигрывают дети. В идеале хорошо начинать общаться до того, как проблемы возникнут или превратятся в бедствие. Я всегда думала, что было бы лучше, если ученики или родители приходили ко мне, когда проблема была в зародыше, потому что тогда у меня было больше возможностей помочь. Важно помнить, что учитель и родители видят ребенка в разном окружении, и обсуждение другой точки зрения может стать очень полезным. Если есть проблема, стремление сохранить добрую волю и отношения необходимо, но требует зрелого взгляда на ситуацию от всех ее участников. Для меня самыми продуктивными всегда становятся встречи, где родители стараются сосредоточиться на том, как помочь ребенку, а не обвиняют его и учителя во всех прегрешениях. 10. Поддерживать ребенка, когда возникают проблемы со сверстниками В школе практически невозможно защитить ребенка от обид со стороны других детей. Бывает, что дети чувствуют себя отверженными, в их адрес звучат обидные слова, распространяются злые сплетни. Когда возникают проблемы со сверстниками, родителям нужно утереть дома детские слезы и найти слова, которые помогут описать, что произошло. Ребенку важно чувствовать поддержку родителей. Если у ребенка проблемы с одноклассниками, поговорите с учителем. У него есть свои способы помочь детям и в классе, и во внеклассное время (конечно, учитель сам должен высказать готовность к участию в процессе). В багаже у школьника должна быть надежная поддержка и любовь близких. Учитель стремится создать безопасную атмосферу в классе, где нет места притеснению слабых или унижению кого бы то ни было, но учитель не видит (и не может видеть) все, что происходит от спортплощадки до класса. К счастью, если у родителей хорошие отношения с детьми, ребенок более стабилен и меньше реагирует на незрелость окружающих. Когда родители удовлетворяют потребности ребенка в привязанности и поддерживают его эмоциональное развитие, учитель развивает естественное желание учиться и преодолевать сложности. Учеба идет не в вакууме, и когда родители и учителя объединяются, у нас лучше получается помогать детям раскрыть весь их потенциал. Источник: MacNamara.ca Перевод с английского Александры Матрусовой