Встреча с Богом лицом к лицу

Интервью с иереем Сергием Фейзулиным, священником подворья Троице-Сергиевой лавры

– Отец Сергий, наш сегодняшний разговор — о первой любви, о том событии, которое всегда влечет за собой грандиозное потрясение, глубочайший внутренний переворот. Для человека, который еще не стал взрослым, первая любовь — это встреча с иррациональным, когда не понимаешь до конца ни природы этого чувства, ни собственных побуждений. При этом первая любовь всегда сопровождается открытием нового мира, неузнаваемой метаморфозой бытия. Может ли первая любовь лишить юного человека опоры?

– Для меня, как человека верующего, любовь — это прежде всего Имя Божье и сила жизни, исходящая от Самого Господа. И поэтому, когда неопытная детская душа впервые сталкивается с проявлениями этого удивительного чувства — чувства подлинной жизни, доселе неведомой, таинственной, непостижимой, — то это не что иное, как первая встреча человека с Богом. Встреча с Богом лицом к лицу. Ибо если мы говорим о Любви, то обойти евангельское утверждение, что Бог есть Любовь, мы никак не можем. Ведь что испытывает человек, в котором живет подлинная любовь? Прежде всего, желание отдать всего себя, совершить какой-то поступок. Не уходить в себя, не замыкаться в переживаниях, а, наоборот, раскрыть свое сердце во всей полноте. Даже у самого робкого юноши вдруг появляется какое-то дерзновение, какая-то смелость и всегда — особая радость. В Новом Завете есть замечательные слова: «Боящийся не совершен в любви» (1 Иоан. 4:18). Здесь, конечно, идет речь не о страхе Божием, который возникает из опыта веры и духовного делания, а о страхе житейском. Любовь поднимает человека над жизнью и над собственными мелкими страхами и желаниями. И это, безусловно, святое чувство. В переводе с древнееврейского языка первое значение слова «святой» — «не от мира сего». «Будьте святы, ибо Я свят», — сказано в Священном Писании (Лев.11:44.). «Я не от мира сего», — говорит Христос. Вот эта неотмирность, самоотверженность как преодоление эгоизма и есть главное качество любви.

Я часто сталкивался с ситуациями, когда человек начинает бороться с этим чувством. Ведь с точки зрения мира сего, с точки зрения здравого смысла, переживания, которые человек испытывает в любви, кажутся смешными и нелепыми. Кроме того, они пугают своей непостижимостью, запредельностью, несоответствием привычному житейскому существованию «здесь и теперь». Именно потому так часто в состоянии любви рождается подлинное вдохновение, которое всегда есть стремление по ту сторону мира сего. И не случайно художники, поэты, творческие люди считают любовь формулой творчества, ее пружиной, ее пищей. Ведь именно любовь дает человеку творческую силу.

– Но с другой стороны, даже в состоянии влюбленности бывают и свои крайности, особенно в момент первой любви. Ведь такое сильное и незнакомое чувство подчас оборачивается ослеплением, потерей внутреннего равновесия и мудрости, а здесь недалеко и до ошибок. Как правильно вести себя родителям, наблюдающим своего ребенка в момент любовных переживаний?

– Безусловно, и здесь случаются крайности. Чтобы лучше понять ребенка, который впервые открыл для себя это чувство, можно вспомнить знаменитые эпизоды из русской литературы. Ведь большинство художественных коллизий вырастают именно из возникновения любви в человеческом сердце. И Наташа Ростова, и Татьяна Ларина пребывали в состоянии, когда «душа ждала кого-нибудь». Обе героини предощущали это событие, пребывали в состоянии готовности открыть свое сердце навстречу тому таинственному миру, приближение которого они только предчувствовали. И становится понятно, что чувство первой любви заложено в каждом сердце и уготовано каждой судьбе. И внезапный восторг, и обновление мира, и чудесное преображение внутреннего бытия (которые описываются и у Толстого, и у Пушкина) — человеческая душа ждет этих открытий, как пробуждения. Именно поэтому здесь так легко пойти по пути крайностей и ошибок, как это было в любовной истории Наташи и Анатоля Курагина. В неутоленной жажде долгожданной любви может родиться и ослепление, и страсть, и даже ненависть. И вот: самый близкий и родной человек для Наташи — Соня — оказывается предательницей, а родители — врагами. Такое грандиозное событие, как первая любовь, часто влечет за собой и жестокую внутреннюю борьбу, и тяжелые испытания. Человек верующий знает, что в такой непростой ситуации нельзя уповать ни на собственное разумение, ни на свои душевные побуждения. И если давать советы родителям, то самое главное в любой семье — это оставаться авторитетом для своих детей и воспитать в них потребность духовного общения — со священником, наставником, близкими людьми. Не всегда человек может разглядеть то, что видно духовным взглядом, и во всех тайных соблазнах и испытаниях любви, уверен, поможет разобраться священник. Ведь все благое в нашей жизни может происходить лишь с помощью Божией.

– Отец Сергий, вы говорили о любви как о чувстве «не от мира сего». Вместе с тем, мы живем именно в этом мире, полном искусов и соблазнов, в мире, где само понятие «любовь» давно потеряло свой подлинный смысл. Как научиться современному молодому человеку отличать истинное от ложного, светлое от темного, любовь от страсти? Тем более — в момент влюбленности, когда привычный мир теряет былые очертания и обретает новые краски?

– Молодой человек, как сказано в эпиграфе к «Евгению Онегину», всегда «и жить торопится, и чувствовать спешит». А что говорить о нашем времени, в котором жизнь не течет, а мчится в ускоренном ритме? Все происходит быстрее — и созревание, и вступление во взрослую жизнь. И как тут не потеряться в «половодье чувств», в котором не всегда разглядишь настоящее, неотмирное и святое? В каждой любви, даже если ее воспринимать в сугубо земной плоскости, есть частица святости, дарованной свыше. Иначе мы не могли бы существовать. Но мы не всегда осознаем этот дар, ставя под сомнение его божественную природу, искажая смысл любви как таковой. Воспевая «любовь», современная «культура» зачастую отрицает даже семью — основание, цель и плод любви.

Я думаю, что «испытание чувств» — это вечная тема, и человеку, заблудившемуся как в современных ценностях, так и в собственных переживаниях, прежде всего, необходимо научиться отделять чувство от чувственности.

Современная психиатрия свидетельствует, что часто человек чувствует глубокий трагизм существования, ощущая себя жертвой игры каких-то темных сил. Но об этом сказано еще у апостола Павла: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Получается, человек бессилен даже в собственных поступках. И только жизнь в вере расставляет те акценты, с помощью которых мы можем отделить свет от тьмы.

Верующий человек чувствует этот переход от спокойного, светлого состояния к темным, болезненным метаниям, разрушающим душу. Этот момент очень точно описан у Гоголя в «Вие», когда герой седлает Панночку-ведьму, — ужас от соприкосновения с нечистой силой.

А ведь совсем близко, почти на грани с этими страшными и разрушительными метаниями лежит чувство чистое и высокое, и здесь так опасно не разглядеть эту грань! Дурное всегда примешивается к святому, и неопытное сердце так легко может заблудиться в темных ухищрениях чувств! Тем более в среде современных стереотипов, навязанных сегодняшним кодексом поведения — с экранов телевизоров и с обложек глянцевых журналов. И везде, чуть ли не через слово, говорится о любви, которой сегодня объясняются все самые низкие и грязные мысли, побуждения, поступки.

Показательно, что раньше, на Руси, это слово почти не употреблялось в бытовой речи, настолько трепетным было отношение к этому чувству. Если простые люди описывали любовь в семье, то чаще употребляли слово «жалеть» вместо слова «любить». Ведь с любовью связывалась, прежде всего, любовь Божья — нечто святое, высокое, неземное. Увы, в современном мире такое понимание любви далеко ушло в прошлое, а традиционная патриархальная культура вытеснена вторжением чужой идеологии, наплывом искаженных норм и жизненных ориентиров. Происходит чудовищная подмена: чувства — чувственностью, любви — страстью. И здесь, повторяю, только Церковь, только жизнь в вере может уберечь человека от этого страшного натиска чужой «культуры».

Священное Писание говорит о семье как о «малой церкви». И самая главная задача родителей — это воспитать в ребенке чувство преемственности нашей евангельской традиции и ее понимания сущности семьи. «Тайна сия велика», — говорит апостол Павел (Еф. 5:32). Именно «тайна», а не бытовые семейные взаимоотношения.

Показательно, что, по церковным законам, самое страшное наказание — это отлучение от церковного общения. Часто ошибаются, думая, что этот закон означает отлучение от причастия: причастие — это таинство, которое является суточной кульминацией церковного богослужения. На самом деле отлученный человек не может даже находиться в церкви. Он — вне народа Божьего, вне любви, вне семьи. Таким образом Церковь дает понять человеку, что его грех делает его одиноким, отделенным от Христа, от людей, от церковной жизни. И это одиночество было самым страшным наказанием. И конечно, у отлученного от церковного общения человека возникала жажда вернуться в Семью — в дом Божий, в лоно народа Божьего. Сейчас, в сознании современного человека, этот страх — страх оказаться одному, наедине со своим грехом — утрачен, как забыта и главная сущность семьи, ее тайна. Поэтому родительское воспитание должно зиждиться на евангельском понимании смысла семьи, на связи с духовной традицией. Причем церковные правила и предписания не должны становиться мертвой буквой закона, но всегда рождаться из чутких и трепетных отношений в семье. Иными словами — из животворящей Любви.

Беседовала Александрина Вигилянская

Интервью опубликовано в православном журнале для родителей «Виноград» (№2(28) март-апрель 2009, тема номера «Мой ребенок влюбился»). 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Всё о воспитании и внутрисемейных отношениях.. Журнал призван помогать читателям в непростых вопросах воспитания, внутрисемейных отношений, образования, культуры. Читатели «Винограда» - люди, для которых семейные ценности и культурные традиции являются основополагающими понятиями. Наши авторы - это всегда авторитетные специалисты в области воспитания, психологии, филологии, истории, естествознания, искусства, а также представители православного духовенства. Разделы журнала: Тема номера, Воспитание, Семья, Образование, Искусство

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ivan

Возможно я сейчас скажу неправильные слова, возможно я сейчас глубоко заблуждаюсь… Но. Мне кажется сейчас церковь как никогда далека от молодежи, как никогда огромна пропасть между церковью и молодежью. Я сейчас не говорю о той молодежи, которая регулярно ходит в храм и присутствует на всех службах. Таких, просто мизер от общего числа молодых людей. Я говорю об обычных молодых людях, которые учатся в институте, учатся в школе, в конечном итоге начинают работать. Когда я читаю эти статьи, то понимаю, что сказаны они от чистого сердца, но так же я понимаю, что это как какой-то далекий обособленный от реальности мир. От… Читать далее »

tata

Вы заблуждаетесь. В храме в цетре города всегда люди и среди них очень много молодежи. И это не постоянные прихожане храма и воспитанники воскресной школы, а как раз те, кто "которые учатся в институте, учатся в школе, в конечном итоге начинают работать". При этом храме регулярно проводятся беседы с молодежью и не только на разные темы, есть объявления с номерами телефонов священников, которым можно позвонить, договориться о встрече или просто задать вопрос. Вобщем все рядом, надо — бери. "….нужно понимать какие у них реальные проблемы, что у них в голове, а не что по факту происходит" — по факту —… Читать далее »

Ivan

по факту – это отражение того, что в голове, да но без понимания головы, не будут ясны причины того , что происходит по факту. Я с вами не согласен и вот почему. Что значит ходят в храм? Ходить в храм и участвовать в церковной жизни, это кардинально разные вещи. Да, это только первый шаг, но многие никогда не делают второй. Вы знаете, наверное достаточно много людей раз в год или в два могут прийти в храм, кто-то отдать записки, кто-то поставить свечку, кто-то возможно, даже на службу. И т.к. храм в центре, то в центре просто больше людей. А я… Читать далее »

Иван, если Вы говорите о миссионерской деятельности среди молодежи, то она существует. Отец Андрей Кураев, например, очень много внимания в своих лекциях и книгах уделяет именно вопросам, которые стоят перед молодыми и совсем юными людьми. Протоиерей Алексий Уминский пишет много, обращаясь к аудитории самого разного возраста, в частности его авторству принадлежит введение к книге "Двое во едину плоть" (тоже, кстати, чем не миссионерская работа). Меня очень тронула статья отца Игоря Прекупа "С ума вы сошли — создавать семью, не попробовав?!", где он говорит о том, что есть в христианском понимании целомудрие. Не стоит забывать и том, что вся история и… Читать далее »

Согласна с вами, Иван. Это проблема перевода — Церковь говорит на своем языке, который не очень понимает молодежь из не религиозных семей. Согласитесь, что в 17 лет есть дела поважнее, чем "продираться" сквозь непонятный язык, изобилующий непривычными формулами. Кураев молодец, говорит доступно и понятно, но многие ли до него доберутся?

Nika

Молодежь разная, московская и провинциальная разная, разумеется, если сравнить российских подростков, грузинских и финских, то можно обнаружить, что сходства больше между собой у представителей одной национальности. Всегда детям кажется, что их не понимают, вам в 20 кажется, что у вас-то все по другому, чем у 30, 40-летних или у ваших родителей. Проблемы есть вечные, а есть временные. Так вот взаимоотношения полов, вопрос как строить семью, как воспитывать детей из разряда вечных. Влюбленность имеет общие черты у всех людей )))) Осознание себя личностью у подростка имеет свои особенности, но общие черты есть, нет сугубой разницы в самоощущении подростка 60х и подростка… Читать далее »

Ivan

Посоветуйте, правда, не факт, что я туда пойду, но просто любопытно.

tata

С чем Вы несогласны? Вы наверное в курсе, что Бог оставляет человеку свободу выбора, потому в Церкви столько людей, сколько хочет там находиться. Кстати, священники из храма, о котором я говорила, частые гости в ВУЗе, расположенном неподалеку. Вы, похоже, хотите, чтоб церковь насильно прививала свои догматы всем-всем-всем. Тогда Вам, Ивану, будет комфортнее, потому что молодежь стала бы более похожа на Вас.

Ivan

я не думаю, что молодежь станет похожа на меня тогда. Скорее она сейчас похожа на меня или я на нее. Вы, мне кажется, меня не очень понимаете. Я говорю о том. что есть большая пропасть между тем, что нужно и между тем. что на самом деле. И если покопаться более конкретно, то окажется, все намного сложнее. И я так же считаю, что контакта между молодыми и православием сейчас нет. Потому что, если бы он действительно был, то было бы все по другому.

Я уже подчеркивала ранее важную вещь — невозможно жить в Европе и ничего не слышать, не знать и не ведать о христианстве. В России культура и язык замешаны на православии слишком сильно, чтобы не заметить этого. Интерес рождается не от избытка информации, а от потребности души. Почему ее нет у многих или она слишком слаба, вопрос сложный, многоаспектный и связанный далеко не только с деятельностью Церкви. К молодым обращаются, говорят с ними честно и ясно (многие ведь понимают), просто не все готовы слышать. Так было и будет всегда. Сейчас вот пытаются ввести основы православной культуры в школах, чем не шаг… Читать далее »

Ivan

Tatiana Pospelova Иван, если Вы говорите о миссионерской деятельности среди молодежи, то она существует. Отец Андрей Кураев, например, очень много внимания в своих лекциях и книгах уделяет именно вопросам, которые стоят перед молодыми и совсем юными людьми. Протоиерей Алексий Уминский пишет много, обращаясь к аудитории самого разного возраста, в частности его авторству принадлежит введение к книге “Двое во едину плоть” (тоже, кстати, чем не миссионерская работа). Меня очень тронула статья отца Игоря Прекупа “С ума вы сошли – создавать семью, не попробовав?!”, где он говорит о том, что есть в христианском понимании целомудрие. Не стоит забывать и том, что вся… Читать далее »

Иван, это на мой субъективный взгляд здорово, что Вы так близко к сердцу принимаете сложившуюся ситуацию, однако, Вы не совсем объективны. Лекции о. Андрея Кураева послушайте и почитайте книги, например «Дары и анафемы», «Ответы молодым», «Если Бог есть любовь», тогда Ваше мнение будет более взвешенным, потому что сейчас Вы говорите о «таких» лекциях вообще и, возможно, Вам будет интересно познакомиться с иными материалами и подходом. Что касается Достоевского и прочих. Скажите, их не знает часть молодых людей, потому что недоступны их произведения? Или в школе-институте-техникуме редко упоминают? Может быть, потому что путь наименьшего сопротивления, широкий путь всегда будет избран большинством?… Читать далее »

Ivan

"Что касается Достоевского и прочих. Скажите, их не знает часть молодых людей, потому что недоступны их произведения? Или в школе-институте-техникуме редко упоминают? " Безусловно, они доступны, но насколько они нужны молодым людям сейчас, лично им? Вот в чем главный то вопрос. Сейчас молодежи во многом интересно другое. Сейчас все ускорено, технологии, ритм жизни. Все поставлены в жесткие условия. Лично я Достоевского почти не читал и у меня нет желания это делать, если честно. У моих друзей такая же история. Да есть та небольшая часть молодежи которой это надо, ну а большинству это попросту не интересно. Есть куда более интересные вещи.… Читать далее »

Молодежи интересно другое. И людям среднего возраста и пожилым. Те, кому Достоевский ближе Минаева, а Чайковский ближе Ранеток всегда будут в меньшинстве, Вы же понимаете. Это не зависит от эпохи. Что делать? Кураев тот же доступен для каждого. Но Вы сами говорите, что мало кому это интересно. Т.е. это не Церковь закрывается от стремящихся ко Христу, а люди даже не любопытствуют, что там за дверьми храмов происходит. Не переживать за всю молодежь или все человечество, а обратить свой взгляд на себя и близких, это самое правильное, что мы можем сделать. Можно долго и страстно рассуждать о голодающих детях Кении, при… Читать далее »

Ivan

Татьяна я говорю немного о другом. Здесь вопрос не в миссионерской деятельности как таковой, не в навязывании чего-либо. А в разных языках разговора. Молодежь говорит на одном, а ей говорят на другом. Как вы думаете, почему то, о чем я говорю поняла Rose-a-Lee? Если бы я говорил какие-то абстрактные вещи, человек меня бы не понял. Понимаете, от вашей позиции ничего не меняется. Ну не общаетесь вы , ну и не общаетесь, общаетесь вы в своем кругу, ну и общаетесь. Именно об этом я и говорю. Существуют кружки по общению. Человек не из своего кружка попадая в другой кружок не понимает,… Читать далее »

Иван, Вы утверждаете, что эти лекции и книги для идейных православных, при этом Вы их не слушали и не читали:) Вот здесь, допустим http://predanie.ru/audio/lekcii/kuraev/index.php?… много лежит любопытного. Послушайте. Говоря про миссионерство, важно отметить, что речь не идет про навязывание кому-то своих взглядов. Миссонер несет людям знания о предмете своей веры и любви, обращаясь к ним на понятном языке. И Шмелев не потому миссонер, что пытался намеренно кого-то обращать, а просто писал так, что невозможно не проникнуться хотя бы интересом и симпатией к православию. В этом смысле любой христианин может быть миссионером, если в его глазах светится тепло и любовь, заставляющая… Читать далее »

Ivan

Я не считаю, что кого-то можно привести. Я думаю, что это даже вредно, приводить кого-то. Вот вы говорите, что я не читал. Так точно так же не читали и остальные вероятно. Главное, наверное, читать другое. А вот, например передачи патриарха Кирилла, которые раньше шли на первом канале по утрам я иногда смотрел, когда случайно на них попадал. Суть в том. что человек не знающий что это такое, не будет специально искать этого. Это будет искать человек. который как-то, хотя бы как-то знает про это и имеет какую-то заинтересованность в этом.

tata

Ivan

"“Достоевский, Рублев, Шмелев, Чайковский разве не миссионеры?”

Да вы поймите одно, молодежь толком и не знает кто это!? Для нее эти люди не авторитеты! неужели вы не понимаете этого? "

А Вы с чего это взяли? Вы работаете с молодежью? Вы общаетесь с большим количеством молодых людей с разными интересами и разным уровнем достатка?

Ivan

tata "А Вы с чего это взяли? Вы работаете с молодежью? Вы общаетесь с большим количеством молодых людей с разными интересами и разным уровнем достатка?" Я не работаю с молодежью, я сам еще "молодежь". Я общаюсь в принципе, конечно, не со всеми вообще молодыми, которые есть, но с определенной частью. С той частью, которая живет обычной жизнью, ходит в кино, учится, работает. Ходит в клубы иногда, играет в футбол на спортивных площадках, ходит в фитнес-клубы, сидит вконатке и других соц.сетях. В общем обычные девушки и парни, не плохие и не хорошие. все они, конечно слышали про Рублева, знают, что он… Читать далее »

Ivan

Я не так уж и давно закончил школу, лет, относительно недавно ВУЗ. И я общался с этими обычными ребятами. они мои друзья. Я прекрасно знаю, какое настроение сейчас у молодежи и что она примерно думает по тем или иным вопросам. Конечно за всю молодежь я не отвечаю, но мне кажется , что такие же мысли у большей части российско молодежи по крайней мере, в столице.

tata

Ivan

"Конечно за всю молодежь я не отвечаю, но мне кажется…" Вам именно кажется, Ваши представления ограничены Вашим кругом общения.

"и не знаю какую именно молодежь знаете лично вы и какую молодежь вы имеете вообще ввиду.."

Именно я знаю много молодых людей, и я не стала бы всех причесывать одной гребенкой. Поймите Иван, есть люди, у которых такие же проблемы как и у Вас, а есть люди, у которых таких проблем нет. Смиритесь с таким положением вещей 🙂

Ivan

Вот сейчас, например, все обсуждают выходку этих юных девиц, которые совершили безумие в храме. Вы думаете, они не молодежь? А вы думаете среди молодых людей мало людей с радикальными, например взглядами?

Еще раз скажу, Иван, что я вас очень хорошо понимаю. Мне уже 30 и я не считаю себя такой уж молодежью 🙂 при этом очень хорошо помню себя до воцерковления. Кстати сказать, иной раз "форма подачи материала" среди суровых батюшек меня очень коробит, хотя по сути, как правило, придраться не к чему:))) Согласна, что Церковь, за не очень большим исключением, обращается в основном к своей пастве, которая хорошо понимает ее язык, круг понятий и формул. Человека "извне" такой язык чаще коробит. Что касается Достоевского и Шмелева, то, откровенно говоря, особенно первый не очень-то читается в 16-17 лет (второй просто не… Читать далее »

Похожие статьи