«Церковь против ЭКО? Подумаешь, церковь и против препарирования трупов была, кстати, по тем же самым причинам. А потом ничего, передумала. Зато сколько женщин могут познать радость материнства!». Или вот ещё такое: «Но ведь речь идёт не о том, чтоб себе собачку завести или зуб запломбировать. Речь идёт о человеческой душе! Выходит, жизнь другого человека настолько обесценивается… Одно дело, когда у меня аппендицит и я вмешиваюсь в ход событий, а другое дело — я так хочу деточку, но чтоб непременно носик как у меня, а глазки как у папы… »

Так почему же Церковь не одобряет новые технологии в деторождении? Попробуем разобраться.

ЭКО: что недопустимо

Иеромонах Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы

Cогласно «Основам со­циальной концепции Русской Православной Церкви» высшей ценнос­тью врачевания является жизнь человека и его душа. Библейские запове­ди и гиппократовское «не навреди» осеняют чело­веческую жизнь с момен­та зачатия независимо от того, каким образом оно осуществляется. С этого момента каждый из нас – это живая душа, образ Божий, призван­ный к встрече со своим Творцом. Поэтому, гово­ря об ЭКО, мы должны заботиться и о роди­телях, и о ребенке. Вот почему три аспекта ЭКО, с христианской точки зрения, пред­ставляются абсолютно неприемлемыми.

Во-первых, создание и утилизация «запасных» эмбрионов. Эффектив­ность ЭКО невелика (око­ло 20%), кроме того, оно опасно для женщины. Гормональная стимуля­ция яичников, с помо­щью которой получают яйцеклетки, чревата серьезными осложнени­ями. Чтобы не рисковать, для повторных имплан­таций замораживают «запасные» эмбрионы. Но если этих импланта­ций не происходит, чело­веческие жизни зачастую становятся сырьем, из которого извлекают стволовые клетки, де­лают фармпрепараты и даже косметику. Это бесчеловечно.

Во-вторых, суррогат­ное материнство. Технология ЭКО позволяет вовлечь в процесс создания новой жизни до 5 человек: двое заказчиков, двое доноров и суррогатная мать. При этом учитывается стремление «заказчиков» получить ребенка, но не учитывается право самого ребенка быть ребенком своих родителей, быть ими зачатым и выношенным. В том случае, если ребенок узнаёт об истории своего появления на свет, возможны тяжелые переживания и депрессии, связанные с кризисом самоидентичности. Чьих родителей он ребенок — биологических, социальных или суррогатной матери?

У таких детей часто возникает желание найти тех, чьи гены они восприняли и чья любовь хранила их под сердцем во время их внутриутробного развития. Поскольку эта информация относится к области врачебной тайны, данная ситуация может обернуться для детей «из пробирки» серьезными нравственными и душевными страданиями. Кто дал нам право обрекать их на эти страдания?

Когда малыша отдают «заказ­чикам», разрывается глубинная связь между ним и матерью, носив­шей его под сердцем. Это травмирует их обо­их. А само материнство низводится до уровня коммерческой услуги, доступной и лицам, не вступившим в брак, и гомосексуалистам.

В-третьих, использова­ние донорских клеток. Брак – это таинство двоих, в котором нет места для «третьей стороны». Именно на моногамный брак Бог благословляет человека в раю, как и Христос Свое первое чудо – умножение­ вина совершает именно во время брачного торжества. Кроме того, и у ребенка есть право быть ребенком своих родителей.

Тем самым «Основы» не возражают против ЭКО, в котором участ­вуют только родители (никаких суррогатных матерей, доноров, эк­спериментов с выбо­ром внешности) и не создается «запасных» эмбрионов. Чтобы избе­жать последнего, можно криоконсервировать не эмбрионы, а яйцеклетки.

Именно так процедура ЭКО регламентирована в итальянском законо­дательстве, которое в этом сегменте могло бы стать основой и для российского.

Тем не менее остается такая проблема ЭКО, как повышенная ве­роятность патологий и заболеваний.

Но до­пустим ли эксперимент над ребенком без его согласия? Тем более эксперимент, о котором заранее известно, что он может причинить ему боль и страдания? В свете христианской этики и Нюрнбергский кодекс, и Хельсинкская декларация налагают на подобные опыты однозначный запрет. Проблема в том, что при ЭКО согласие не­возможно испросить в принципе, поскольку сама жизнь возникает в его результате. Так можно ли считать же­лание получить «своего ребенка» достаточным основанием для того, чтобы его здоровье оказалось под угрозой? Согласно «Основам…» ответ на этот непростой вопрос остается за без­детной семьей. Ни от крещения, ни от иных таинств Церкви дети, полученные методом ЭКО, не отлучаются. Но вот родителям, пре­жде чем решиться на него, стоит посовето­ваться с духовником.

И последнее. Среди моих знакомых более десяти бесплодных семей (от 6 до 10 лет бездетности) самым естественным образом зачали и роди­ли собственных детей вскоре после того, как начали нянчить усынов­ленных малышей.

Бесчеловечное отношение к человеку?

Протоиерей Александр Ильяшенко

Материнство – это нечто святое, Богом созданное. Современные технологии позволяют, во-первых, бесчеловечно относиться к человеку, а во-вторых, бесцеремонно вторгаться в некоторые сферы его жизни – сферы тонкие и безусловно ранимые. Не везде нужно и можно влезать со своими новыми технологиями.

Я бы не сказал, что проституция и суррогатное материнство — одно и то же, но и здесь и там бездушное, варварское отношение к женщине не как к личности, а как к объекту. Безусловно — это надругательство над женщиной, согласившейся стать суррогатной матерью, над ее душой и телом.

— А как быть с денежным вопросом? В суррогатные матери идут часто ради того, чтобы заработать денег для собственного ребёнка?

— Мне кажется, неправильно мерить какими-то количественными мерками данную проблему, потому что на самом деле проблема духовная, а не материальная. Нельзя продать Родину, нельзя продать честь, нельзя продать верность и т.д. Это все понятия, ценность которых не выразить ни в каких материальных единицах, в том числе и в денежных. Конечно, покупатели имеются в избытке, но, как говорил один из персонажей Куприна: «не все продается, что покупается».

— Почему в связи с суррогатным материнством обсуждают и то, можно или нельзя крестить такого ребёнка?

— Крещение – это ведь не оберег какой-то. Крещение, безусловно, необходимо человеку, который будет жить по-христиански, значит, крестить ребенка необходимо, если его родители – добрые христиане сами живут, и его будут воспитывать по заповедям Божиим. Если ребенка никто не собирается воспитывать христианином, то может и не надо его крестить? Так что это вопрос к родителям: будут ли они его в храм водить, будут ли причащать, будут ли учить тому, чему учил нас Господь, или он будет расти безбожником, эгоистом и развратником?

— А какая из двух женщин является матерью: та, что выносила или та, что дала свой генетический материал?

— Думаю, что больше мать та, что выносила. Ведь это она дает ребеночку свою кровь, питает его, заботится эти девять месяцев. Но в жизни складывается  иногда и так, что родная мать отказывается от своего дитя, что его усыновляют другие люди, и он, даже зная об этом факте, считает именно их своими настоящими родителями. Ведь родство – это не только физическое понятие, но и духовное.

Преступление против женской природы

Протоиерей Алексей Уминский 

— Как Православная Церковь относится к суррогатному материнству?

— Когда мы говорим о желании человека, живущего вне Церкви, он и то, скорее всего, задаст себе вполне резонный вопрос: а насколько это естественно для человека, для его природы  вообще? Насколько естественно подсадить свою сперму женщине, использующей себя в качестве курицы, в качестве инкубатора, а потом взять у нее ребенка, которого она родила, и присвоить себе? Что в этом ребенке твоего?

Наверное, можно ставить много экспериментов над разными животными, деревья прививать… Но мы же должны отдавать отчет, где биология, а где человеческая жизнь. Если люди — это только биология, то размножаться можно по-разному — почкованием, например.

Если мы говорим о человеке, который создан по образу и подобию Божьему  для вечной жизни, то тогда все встанет на свои места. И когда Господь говорил Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, то понятно, что он имел ввиду. А суррогатное материнство – это способ размножения не людей, а, скорее, неких человекообразных существ или высокотехнологичных животных,  которые забыли о том, что они люди, или еще этого не осознали.

— Православная церковь не раз сравнивала суррогатное материнство с проституцией (торговля собственным телом ради денег и получения удовольствия – в данном случае  чьего-то удовольствия быть родителем), Вы поддерживаете такую же точку зрения?

— Нет, проституция – это торговля телом для получения сексуального удовлетворения. Хотя в фигуральном смысле «проституцией» можно назвать все что угодно. Женщина, торгующая собственными детьми, – это не блудница, это уже что-то другое.

— В современном обществе суррогатное материнство – это услуга. Причем услуга платная, стоящая немалых денег. Возможность заработать – это для большинства женщин как раз тот фактор, который заставляет их становиться суррогатной матерью. А если она не берет за это денег, а просто вынашивает ребенка из желания помочь? Такие случаи тоже имели место быть…

— Я не вижу принципиальной разницы между тем, заработала ли она, выносив ребенка, или отдала его в чужие руки бесплатно. Это все-таки сильно отличается от того, как это было в Ветхом завете, когда наложница Агарь родила от Авраама на коленях Сарры Измаила, потому что Сарра была бесплодной. Но она не разлучалась со своим сыном, она была ему матерью, и он ее знал. Главный-то вопрос в чем? Суррогатная мать отрекается от своего ребенка, выбрасывает его из чрева, из своего сердца, из своего ума. И младенец не может не чувствовать, что его бросили, не может не испытывать боль от разрыва с матерью.

— А какая из двух женщин является матерью: та, что выносила, или та, что дала свой генетический материал?

— И так, и так может быть. Мы знаем случаи, когда, выносив ребенка, женщина оставляет его в роддоме, когда его воспитывают другие люди. Эти женщина совершают очень тяжелый в нравственном отношении проступок, и он лишает ее впоследствии права быть матерью для этого ребенка.

Права родительские получает тот, кто забирает его. Они становятся родителями, а матерью – женщина, которая не рожала его. В суррогатном материнстве все сложнее. Женщина, которая принимает во чрево ребенка, зная, что отдаст его потом в чужие руки,  с самого начала идет на преступление. Преступление против себя самой, против женской природы.

— А если говорить о других вспомогательных репродуктивных технологиях, которыми располагает современная медицина, — таких, как ЭКО, искусственная инсеминация и др., — здесь не усматривается преступление против природы?

— Это тоже не совсем естественный способ, но все-таки более естественный, чем суррогатное материнство. Нельзя сказать однозначно, что в нравственном ключе это безукоризненно. Но в случае того же ЭКО берется семя отца, клетка матери… Эти два человека  связаны друг с другом браком. Чтобы родить ребенка, они используют какое-то научное изобретение, помогающее женщине выносить плод.  И, родив, мать не откажется от него. Искусственное оплодотворение – это технический момент. Суррогатное материнство – нравственный аспект.

— А если ребенка, рожденного суррогатной матерью, родители соберутся крестить впоследствии, им откажут в этом?

— Может быть, и не откажут. Все же знают историю с крещением суррогатного ребенка Филиппа Киркорова. Из этого даже шоу устроили, которое зрителей в определенной степени завело… Раньше представление с куклами устраивали, а теперь с живыми детьми… Вопрос на самом деле серьезный. Можно было бы, например, определить, что таких детей можно крестить только в случае смертельной опасности, например. А вообще таким семьям отказывать в крещении, потому что жили они не по-христиански.

Христиане знают, что Церковь не одобряет суррогатный способ рождения детей. И если они идут на это, значит, изначально позиционируют себя не как христиане. А Православная Церковь не может крестить детей не христиан. Конечно, если они покаются, и их покаяние будет признано, то ситуацию, наверное,  уже можно будет рассматривать под другим углом. Родители, которые даже формально были крещены, должны подготовиться к крещению ребенка, свидетельствовать о своей церковности, вере во Христа. Суррогатное материнство свидетельствует об обратном.

Беседовала Ольга Щербакова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Наталья

Как же быть тем людям, которые не могут без этой помощи обойтись???

MariaOrlova

Ответил иеромонах Димитрий Першин: "Среди моих знакомых более десяти бесплодных семей (от 6 до 10 лет бездетности) самым естественным образом зачали и роди­ли собственных детей вскоре после того, как начали нянчить усынов­ленных малышей."

Светик

Не надо далеко ходить, у нас в соседнем доме такая семья живет. Девчонки уже взрослые. Долго не было своих детей в семье, удочерили девочку, и почти тут же зачали своего. Девочки почти ровесницы и даже внешне похожи. 🙂

Larus Marinus

В таком подходе тоже кроется опасность, она описана психологами. Если бесплодные супруги усыновляют ребенка не ради него самого, а для того, чтобы он "поспособствовал" рождению собственных детей, приемный ребенок зачастую оказывается отверженным: либо он "выполняет" свою "функцию" и становится не нужен, потому что появляется родной ребенок, либо "не выполняет", и воспринимается виноватым в том, что не оправдал ожиданий. Психологи пишут, что с такими мотивами детей усыновлять нельзя, нехорошо к человеку относиться, как к функции.

Виталия

Я полностью согласна с вами. Именно об этом и говорят в школе приемных родителей. Надо понять для чего вы хотите усыновить ребенка. "Правильный "ответ- для того, чтобы помочь маленькому ребенку вырасти и реализовать свои способности. В противном случае проблемы ждут как родителей, так и ни в чем не повинного ребенка. Это нечестно по отношению к ребенку, которого принимают в семью.

Nata.

Подобная ситуация произошла в семье Ирины Понаровской. По факту, вряд ли она задумывалась об этом раньше, что так получится. Она удочерила девочку, когда отчаялась иметь детей, и через некоторое время родила сына.
И приемная дочь оказалась не нужна.

Nata.

У меня есть несколько знакомых бездетных пар уже в возрасте. И несколько одиноких женщин. Знаете, как-то все они прожили жизнь и выходит обошлись. При этом вполне самодостаточны и на судьбу не сетуют. Нельзя в этой жизни иметь все. Если Бог не дает, то может быть и не надо? — по крайней мере любыми средствами.

kiriniya

Вот я к такой мысли склоняюсь. Всю жизнь занималась чужими детьми, но никто "самым естественным образом" не зачался. И, кстати, о. Дмитрий Першин говорит скорее об опыте знакомых, чем дает рекомендацию. Ведь кому-то и усыновлять нельзя.

елена

Откуда знаете,что не сетуют?Об этом не докладывают..

Nata.

Тех, кто сетует, тоже видела. Разница есть. И не обо всем обязательно докладывать, но многие вещи видны и так, особенно, если находишься в общении с этими людьми не один десяток лет.

Бабочка

Вот как-то да. Издержки общества потребления. "Я хочу"- закон выше всех законов.
Как-то проще надо быть, что ли. Пардон за немодное слово, смиренней…

Оля

Наличие детей — не гарантия счастья. Дома престарелых заполнены стариками, отнюдь не бездетными.

Гоблинище

Всё так, да не так. Странно читать фразы вроде этой: "Кто дал нам право обрекать их на эти страдания?". Сильно напомнило Анну Каренину, когда она обосновывает свое решение не иметь больше детей: "Я бы всегда чувствовала себя виноватою пред этими несчастными детьми, — сказала она. — Если их нет, то они не несчастны по крайней мере, а если они несчастны, то я одна в этом виновата." Из таких опасений — как бы не сделать кого несчастным — лучше вообще никогда никого не рожать. А то бедным детям жить, страдать, сомневаться, искать ответы, учиться, работать, уставать, болеть и умирать. Кризис идентичности,… Читать далее »

Ксания

Есть еще аспект безопасности. Ведь, если так подумать, "биологические" родители либо действительно берут "котенка в мешке" (простите, что я так о ребенке!), предоставляя другим людям контролировать процес протекания беременности и образ жизни суррогатной матери, либо контролируют это сами, но тогда вся медицинская тайна является фикцией.
Не известно, захочет ли ребенок в последствии увидеться с женщиной, выносившей его. Но то, что женщина, под влиянием обстоятельств (например, тяжелое материальное положение) принявшая решение стать суррогатной матерью, не передумает потом — от этого ведь никто не застрахован. И если она знает, кому отдала ребенка, то может потом причинить семье немало беспокойства.

Ира

Если Бог не дает детей, то значит и не надо…Это как, если бы у того немощного был язык и он мог бы говорить, то неизвестно к чему это бы и привело..Ну и второй аспект, может это плата за грехи родителей…, но я не берусь судить..в любом случае, что творит Кирковров-безбожно, да и надоел он уже, не знает на чем уже денег срубить

Лидия

Ира, Вы не представляете, каково жить в бездетности.
Детей нет, но их очень надо, дети нужны каждой нормальной семье. Чадородие — ведь одно из предназначений семьи.
Не говорите, пожалуйста, фразу "Если Бог не дает детей, то значит и не надо", это сильно ранит тех, кто много лет надеется стать родителями СВОИХ детей, тех, кто верит, что молитвы будут услышаны и что бремя неплодства будет снято.

AnnaBigdan

не смогла пройти мимо вашего комментария наполненного болью и трудностью. Помоги Вам Господи и пусть Он воздаст Вам по вашей вере и смирению Его воле, как воздал родителям Иоанна Предтечи и Иоакиму с Анной.

Буду молится о Вас

Лидия

AnnaBigdan, спасибо Вам!!!

Nata.

"Если Бог не дает детей, то значит и не надо"
Возможно Бог оберегает Вас таким образом от скорбей, связанных с детьми, которые лично Вы понести не сможете. Имеете представление о том, какие они бывают?
А молиться, просить, да, конечно ваше право. Но не любой ценой. В этом и суть.

Лидия

Nata, абсолютно с Вами согласна в том, что не любой ценой нужно становиться родителями!
Отчетливо представляю, что дети разные бывают.
Но не согласна с тем, что раз детей нет, то и не надо.
Больно, когда детей нет. Нужны они.

Nata.

Бога ради простите, но прочитав Ваш комментарий мне в голову пришел старый библейский эпизод про царя Давида и его сына, Авессалома…

Лидия

Nata, не поняла, в чём взаимосвязь указанного Вами библейского сюжета с моим комментарием?
Да, бывают неблагодарные и жестокие дети, но ведь, несмотря на все беды, причиненные Авессаломом своему родителю, царь Давид любил своего сына Авессалома, просил не убивать его и скорбел после его смерти.
Вы считаете, что риск родить преступника должен превозмочь желание иметь детей?

Nata.

Полагаю, что царю Давиду по плечам была такая скорбь, так как Господь Бог не посылает человеку креста свыше его сил. Не все такие, как Давид.
Но это есть тайна.

Nata.

Недавно стала впервые мамой одна моя знакомая в возрасте за сорок. В молодости она очень сильно хотела детей, лечилась, были выкидыши, вмематочные… Сейчас она говорит:"Зачем мне это надо? Почему сейчас, а не тогда?" В общем материнство ее не радует. Однако грустно.

гость

ТИХИЙ УЖАС,что происходит!!! Подходим вплотную к обещанному времени ,когда погрязшие в грехах будут тыкать в праведников и говорить " нечестивые!".Обсуждается то,что КРИВДА изначально! Правы святые отцы говоря,что если без ВЕРЫ живёшь, то всё представляется возможным и допустимым! Но только мы сами вправе решать,какова наша позиция:в ВЕРЕ или БЕЗВЕРИИ! Алилуйя!

Анна1982

Да и не только в праведников, но и в тех грешников, которые какой-то из грехов не хотят совершать или вообще, или больше уже не хотят. И не в деторождении только проблема. Разве "завязавшему" пьянице не тычут в нос его собутыльники: "Ты предатель и мне не друг больше?"

Анна1982

Но если все хотят вверх ногами и вниз головой, разве это обязывает нас тоже ходить так же?

Екатерина

Сколько же мало у нас любви! Ладно любви! Жалости, жалости совсем нет! Все с такой легкостью пишут о том, что если Бог не дал, то и не надо значит вам… Это пишут все бездетные? И именно бездетные, которые очень хотели иметь детей и нашли в себе силы смириться??? Не думаю, они-то должны знать как это тяжело… Ну хватит уже, ПРАВОСЛАВНЫЕ, богатые детьми кидать камни осуждения, есть кому в нас камни кидать и так! И решение ЭКО и тем более , наверное, суррогатного материнства дается людям не просто. И с чего вы знаете что творит Киркоров и его бывшая супруга? Вот… Читать далее »

Nata.

Я полагаю, что про любовь и жалость в данном случае имеет моральное право говорить женщина, побывавшая в шкуре суррогатной матери, причем бесплатно, так сказать по велению души. И БОЛЬШЕ НИКТО.

kiriniya

Да почему же жалости нет? Мы же эмоции по тексту считывать не можем. Это вполне может быть попыткой утешения. Или как раз смирение с тем, что так вышло. Может быть проявлением доверия к Промыслу. Не расстраивайте себя зря.

5julia68

Екатерина, вот себя хочу привести в пример. я православная, но смаковать подробности не имею желания, это частное дело людей, и обрываю на полуслове тех, кто это хочет сделать. А вот сама проблема меня очень волнует, так сказать. Все остальное в Ваших словах я не очень поняла. Хотя насчет жалости имею вот что. В этом акте, кроме мамов-папов, био-не-био, я уже запуталась, родителей1-родителей2, есть еще ребенок. И хочется разобраться с жалостью к нему, так как здесь не все понятно. И на эмоциях проблему не решить, здесь рассудить нужно.

Похожие статьи