Для Елены Драпеко общественно-политическая деятельность оказалась той самой нишей, где в очередной раз сошлись интерес и призвание. Почему в очередной? Потому что однажды эти две составляющие уже пересекались в другой точке — ее кинокарьере. Иначе откуда такая востребованность у режиссеров — порядка 60 киноролей?

Широкому зрителю начинающая артистка запомнилась после выхода в прокат картины Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Елена сыграла роль Лизы Бричкиной — той самой в чем-то наивной юной блондиночки, которая более всего пришлась по душе старшине. В  этой ленте Драпеко снялась еще будучи студенткой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

Вслед за дебютом последовали приглашения в картины «Свой парень», «Версия полковника Зорина», «Одиноким предоставляется общежитие» и многие другие.  А спустя еще немного времени Елену увидели в должности начальника управления культуры Санкт-Петербурга, деканом одного из социальных вузов и даже депутатом Государственной Думы РФ. Только это были уже не роли, а самые что ни на есть настоящие и невероятно ответственные посты.  И не то, чтобы она к ним стремилась, просто видели люди, что человек умеет думать сначала о других, а потом о себе.

Вроде, женский подход, а характер у Елены мужской. В этом интервью актриса и депутат рассказывает о том, как закалялся ее характер, дает советы своим одиноким подругам и приоткрывает завесу тайны с тактических хитростей некоторых блондинок Госдумы.

image60907299

 

— На роль Лизы в фильме «А зори здесь тихие» вас выбрали по внешнему сходству. А характером вы с героиней вашей похожи?

— Мой папа и вся его родня выросли в деревне. Это были украинские переселенцы. Во время голода после Первой мировой они получили земли в Башкирии и жили в деревне, сохранив весь этот уклад, язык, вышиванки, подзоры… А мама моя из рода староверов, которые были высланы на Урал, еще в петровские времена. И вот получилась я с такой рабоче-крестьянской внешностью, которая очень подошла для Лизы Бричкиной: румяная, курносая, белобрысая… Из-за нее меня и взяли… Но воспитывалась я совершено в других условиях. Поэтому от Лизы я, конечно, отличаюсь. Я не так романтична и не так беззащитна.

Лиза — деревенская девушка, хозяйственная, основательная. Я же — дочь офицера, выросла в военных городках, различала по звуку типы летящих из орудий снарядов. В Ленинграде, куда мы переехали и который еще не восстановили после блокады, в Царском селе, мы — дети — играли в разрушенных казармах настоящими боеприпасами, которые находили по всем лесам Ленинградской области (они и сейчас там попадаются). Поэтому по духу я скорее ближе к Женьке Комельковой (ее в фильме сыграла Ольга Остроумова). Это с одной стороны. А с другой — я росла в красивейшем городе туманов, в городе литературы, в городе, напоенном поэзией. В 60-е поэты выходили на площади, их слушали тысячи людей, вглядывались, всматривались, искали в них духовную опору.

Я занималась в литобъединении у Татьяны Григорьевны Гнедич, писала стихи, как и все, наверно, в мое время. Татьяна Григорьевна — правнучатая племянница поэта Николая Гнедича, современника Пушкина, знаменитого переводчика «Илиады», и сама переводчица Байрона. Я с детства мечтала быть артисткой, играла в народном театре, занималась хореографией, вокалом. У меня и походка была такая воздушная… А у Лизы совсем другая пластика. Сначала мы сняли кадры, где Лиза чернобровая, с русой косой — там я была вообще без грима, мне только косу приплели. Отсмотрели пленку. И что-то оказалось не так…  И тогда наши гримеры замазали меня веснушками всю, выбелили мне брови, выделили скулы, сделали такой северный тип. И пластику мне пришлось менять, косолапить начать немного, осанку изменить…  

Кадр из к/ф «А зори здесь тихие»

Кадр из к/ф «А зори здесь тихие»

У других девочек таких сложностей не было. Они, по большому счету, каждая саму себя играли. А я еще и перевоплощаться-то как следует не умела. Начинала только учиться в театральном институте. И поэтому навыки актерского мастерства пришлось осваивать прямо на площадке. Но это была хорошая школа. Училась я у местных жителей — они кругом были. И мне надо было стать такой, как они. «Зори» снимали в Карелии. Места совершенно сказочные. Недавно я проехала по местам съемок: стоит деревушка наша, стоит банька. Там живут еще местные жители, которые помнят, как снимали фильм. Мы нашли болото, в котором утонула Лиза Бричкина. Прошло 40 лет, а болото такое же, представляете? И даже коряги, мне показалось, на тех же местах лежат…

— По сценарию в фильме все девушки гибнут. Ваша героиня тонет в болоте. Страшно было «тонуть»?

— Как таковой технической страховки — ремней, веревок — не было. Ребята меня просто вовремя вытаскивали. Мы снимали на пленку Шосткинского комбината. Чтобы не было брака, снимали по семь дублей. Тяжелая была довольно сцена… Инженер по технике безопасности в тот день на всякий случай уехал в Москву — плюнул, сказал, что он не готов отвечать за наши кинематографические фокусы, так что если «с девчонкой чего случится, то его вины в том нет!». Я не слышала этого лично, но мне рассказывали, что инженер и режиссер сильно повздорили из-за этой сцены. Но в конце концов все обошлось.

Кадр из к/ф «А зори здесь тихие»

Кадр из к/ф «А зори здесь тихие»

— Роль Лизы в картине Ростоцкого сделала вас знаменитой на весь Советский Союз. А дала ли она еще что-нибудь, кроме известности?

— Любовь граждан, зрителей. «А зори здесь тихие» — фильм, который не стареет, его посмотрели уже несколько поколений. Но любовь эта не такая, как к звезде, от которой все пытаются пуговицу оторвать, а очень теплое доверительное отношение, как будто я не актриса, а та самая Лиза Бричкина, в чем-то наивная, но правильная, честная, какая-то родная, своя… Ко мне и обращались-то сначала зрители больше как к Лизе, а не как к Елене. За помощью обращались. Я потому и делами общественными начала заниматься…

Конечно, я благодарна режиссеру, благодарна фильму, потому что после того, как он стал знаменитым, и ко мне стали по-другому относиться, и жизнь моя сложилась иначе. Та роль оказалась чем еще важна для меня? У каждого человека есть что-то (или кто-то), по чему (или кому) он проверяет свою жизнь. Бывают такие периоды, когда есть выбор: можно пойти по этому пути или по тому… Какой путь правильный? И вот советуются люди: кто с Богом, кто с другом, у кого, может, старшие есть… А я иногда советовалась с Лизой Бричкиной: как бы она поступила? Что бы сказала мне: одобрила или нет? Мне кажется, Лиза — это такой незамутненный образ России. Мы много суетимся в нашей жизни, гордимся временными успехами или приобретениями, ценой которых порой становится душа, которую мы рушим.  У Лизы я всегда училась не суетиться, не размениваться на мелочи.

ed1

— Когда в Афганистан поехали поднимать боевой дух наших солдат и офицеров — тоже с ней советовались?

— Тогда у меня сомнений никаких и не было! Это были шефские поездки. Мы работали бесплатно: ездили в группы войск в Германию, в Чехословакию, в Венгрию, в Монголию. Такая группа психологической разгрузки. Она нужна была не для того, чтобы развлекать, а для того, чтобы возвращать людей после боя в человеческое состояние. Часто в горячих точках — особенно после первого боя — у солдат случается шок. И чтобы вернуться в нормальное состояние, нужно либо рассмеяться, либо расплакаться — то есть чувства должны вернуться. На войне первое, что убивают — это человеческие эмоции. Там работают другие законы.

В 1984 году собирали такую бригаду для поездки в Афганистан. И не могли собрать, потому что люди действительно боялись. Ко мне пришла Ада Румянцева — секретарь партийной организации — и говорит: так, мол, и так, надо ехать, а ехать некому.

Я сказала: Ада Алексеевна, я с вами. И мы поехали: Леня Дьячков, Женя Леонов-Гладышев, Санька Яковлева, которая в «Экипаже» снималась, я и Ада. А еще нам дали «звуковика» — оформителя музыкального сопровождения. Но на первой же репетиции он не смог нажать кнопки на магнитофоне — ну что это за специалист такой? — я спросила, в каком он звании. И он проговорился: сказал, что капитан, после чего нам стало ясно, что он к нам приставлен, по-видимому, со стороны КГБ.

Конечно, мы понимали, на что шли. И все мы были добровольцами. Дома у меня был скандал. Мама кричала: «Ты не мать своей дочери и не дочь своей матери! Тебя там убьют, и что мы здесь будем делать?» Дочке два годика исполнилось только.

Но мне нужно было туда поехать. Для России это вообще был сложный период. В то время на международных кинофестивалях советской делегации не подавали руки — бойкотировали из-за Афганистана. Слухи оттуда очень противоречивые приходили. Я хотела своими глазами посмотреть, что происходит, и, конечно, помочь ребятам. Потому что был такой период — деморализация — не было до конца понятно, за что они воевали.

Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

В декабре 85-го мы прилетели в Кабул. И в первую ночь не смогли уснуть — был обстрел. Вторую ночь был тоже обстрел, и мы не спали. На третью ночь мы даже не услышали, когда начали стрелять, — так устали, что бухнулись и уснули. А утром мы полетели в Баграм. Это рядом с Панджшерским ущельем. И когда прилетели, корпус вертолета был весь в дырках — следах от крупнокалиберного пулемета. Одну из них мы нашли в двух сантиметрах от топливного бака. В общем, война была настоящая. И там я поняла, как прав был Ростоцкий, когда снимал «Зори»: ни суеты, ни криков. Очень тихо все, очень организованно.

Когда тревога, офицеры вскакивают, каждый знает, куда идти и что делать. На фронте, если ты не услышал или не понял, ты убит.  И поэтому там люди понимали друг друга с полуслова. Если ты не уверен в том, кто за твоей спиной, ты убит. Поэтому все были спаяны между собой. Вот это для меня очень важно было — как для актрисы, как для человека — понять, как строятся человеческие отношения в таких экстремальных условиях. Я узнала много страшного, жестокого, но я абсолютно уверена, что та война была очень нужна России. И потом, когда стали плевать в участников, обвинять руководство страны, я оказалась в оппозиции. Эти мальчики защищали коренные интересы России.  И жизни клали не просто так. Афганистан — это южное подбрюшье России. И как только мы его сдали, вся эта грязь, весь этот ужас переместился к нам.

— А в политику-то пошли почему? Кризис российского кино 90-х? Или неугомонность натуры?

— С 1980 по 1991 годы я была членом ЦК профсоюзов работников культуры. Я занималась охраной труда в культуре. Это не только кинематограф, это театр, цирк, полиграфическая промышленность. Я работала честно, занималась многими вопросами, и, если бы не рухнул Советский Союз, нам бы наверняка удалось добиться от правительства, чтобы библиотекарям выдавали молоко за вредность. Мало кто знает, что в архивах и в крупных библиотеках то же профессиональное заболевание, что и у шахтеров — силикоз: книжная пыль забивает легкие. Это очень вредная работа, и мы всерьез поднимали этот вопрос и какие-то решения начинали готовить. Для кинематографистов тоже пыталась добиться более комфортных и более защищенных условий труда.

Когда рухнул СССР, рухнула и наша кинематография. Я к этому моменту создала с моими коллегами Евгением Жариковым и Евгением Герасимовым независимый профсоюз — Гильдию актеров СССР. Все актеры Союза — а нас было 7000 человек — объединились в эту организацию, в каждой республике были филиалы. Мы занимались в том числе вопросами юридическими, потому что надо было вырабатывать систему договоров. Тогда наши артисты работали по демпинговым ценам на международном рынке. То есть белое лицо, кожа белая, а стоили как индусы — три копейки. И Международная федерация актеров была к нам в претензии: они боролись за повышение оплаты труда, а мы приезжали и рушили им рынок. Мы вступили в эту международную организацию, стали ездить на конгрессы, понимать, что в мире происходит.

ed2

После этого меня выбрали начальником управления культуры Санкт-Петербурга. И я стала министром культуры в городе, где культуры на три европейские страны. А ведь я не имела для этого необходимых знаний. Если б я знала на что иду, я, может, и не согласилась бы, но в результате я стала заниматься самообразованием. Я приглашала ученых — культурологов, экономистов, специалистов по внешнеэкономической деятельности, — которые по утрам занимались со мной, читали лекции, создала общественные советы, которые помогали мне работать. В течение двух с лишним лет я была министром культуры и туризма, потому что мне удалось доказать нашему руководству (тогда это были Собчак и Путин — мэр и заммэра), что к нам туристы едут смотреть культуру. Чем лучше состояние культуры, тем больше туристов, стало быть деньги туризма — это деньги и культуры тоже.

Потом меня пригласили работать в университет деканом факультета культуры, и семь лет я читала в нем лекции. Я профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кандидат социологических наук.

И параллельно я занималась политикой. Создала организацию «Духовное наследие Родины», куда вошли композиторы, писатели, поэты, артисты. Мы боролись против вестернизации России. Тогда слово «патриот» было ругательным. В нас тыкали пальцем и кричали, что мы консерваторы, стоим на пути прогресса. А мы проводили акции, патриотические концерты, слеты городов-героев — всех 13 городов.  И наша организация вошла в народно-патриотический союз России — НПСР. И от нее как руководителя этой всероссийской организации меня включили в предвыборный список в Госдуму в 1999 году. Так я стала депутатом.

— И карьера актрисы на этом закончилась…

— Нет! Я каждый год снимаюсь в кино. И сейчас я играю в 20-серийном телевизионном фильме. В прошлом году мы сняли комедию «Женский день» — к 8 марта, кстати. До этого был фильм к 150-летию А.П. Чехова «Пенсне или наш Чехов» — тоже комедия. Я практически все время работаю! Конечно, уже не так, как в молодости, когда у меня было по три, а то и по пять фильмов «в параллель», плюс я не играю героинь — наверное, в силу возраста. Но мне всегда были интересны роли, в которых была какая-то социальная нота, роли, в которых я понимала, что хочу сказать зрителю. Просто развлекать население мне неинтересно. Я отказывалась от тех поделок, которые заполонили у нас экраны в 90-е — в основном с голыми задницами… Было время, когда не снималась совсем.

Но я благодарна вообще за то, что меня помнят режиссеры, зрители. Я считаю, что мне в жизни повезло: я занимаюсь тем, что я люблю.

Кадр из к/ф «Одиноким предоставляется общежитие»

Кадр из к/ф «Одиноким предоставляется общежитие»

— В чем заключается ваша работа как депутата?

Пытаюсь понять, как устроена жизнь. Нам иногда кажется, что наши несчастья берутся откуда ни возьмись. А у этих несчастий и забот всегда есть источник. И вот найти его и попробовать развернуть — это работа депутата. Понимаете? Я должна понять, если плохо какой-то организации или людям, — почему? Где в законодательстве  или в госустройстве что-то не так?

Сегодня, например, если вы хотите построить сарай на своем участке или колодец, то, скорее всего, вам придется получать справку о том, что на вашей территории нет археологических памятников, и только после этого вам разрешат строительство. Так устроено наше законодательство. Мы хотели закрыть археологию от черных копателей. Но в результате получилась такая история. Где, в каком месте надо что-то прописать, чтобы освободить бабушку Марью Ивановну от необходимости брать справку о том, что у нее в огороде нет кургана? Мы нашли это место в законодательстве. Сформулировали квалифицирующие признаки нарушений. Но как это сепарировать и отделить? Вот какова наша задача. Ну и много чего еще. У меня около 20 законов, которые мы ведем как комитет, и 20 законов, которые мы сопровождаем как соисполнители.

Раньше у нас были так называемые межведомственные комиссии. Все они были уничтожены лет шесть или семь назад. А есть вопросы, которые по переписке не решишь, потому что они решаются годами. И надо, чтобы эти чиновники все сели за стол переговоров. Вот очень такие переговоры проводятся в форме «круглых столов» в Госдуме. Это интересно. Иногда получается детективные истории, потому что позиции и истинные цели не всегда совпадают. Люди декларируют одно, а хотят другого. Такое тоже бывает: лоббирование интересов каких-то корпораций или олигархов. Приходится расследовать.

drapeka

 

Если б я родилась мужчиной, мне бы легче жилось. А то у нас, ведь знаете, как к женщинам относятся. Но приходится доказывать, что ты не блондинка, не артистка и не женщина, что ты государственный человек, и что знаешь не меньше, а иногда и больше. Но делать это надо по-женски. Так, чтобы не обидеть. Ведь мужчины очень болезненно переживают, когда у женщины выше социальный статус или образование выше. Вот не ущемить мужское самолюбие — это такая довольно тонкая наука, но она очень помогает решать проблемы. Главное, чтобы это ему в голову пришла светлая мысль. Его надо подвести к этой мысли. Он ее высказал, а ты потом говоришь: Боже, ну какой же вы умный! Как это вы придумали? А давайте я вам помогу? И мы вместе под вашим руководством сейчас доведем эту мысль до конкретного дела. (Смеется).  Это наши старые дамские уловки, которые приходиться использовать в том числе и на государственной службе.

— Неужели при такой насыщенной жизни хватает времени еще и на семью?

— Мы просто всегда жили с моей мамой. Я очень рано развелась с мужем (не из-за моей общественной активности: он тоже был актер, и расстались мы по другим соображениям). И очень благодарна маме, потому что она воспитала мою дочку очень хорошо. Правда, воспитывала ее жестко: это нельзя, то нельзя, чтобы в восемь часов дома сидела, в школу — в белых носочках…  А теперь я сама бабушка. Днем — депутат, иногда — артистка, а вечером и ночью — бабушка. Вот сегодня трижды вставала к малышке — ей всего 7 месяцев, у нее режутся зубки. Дочке надо вставать в 5 утра. В 7 у нее эфир на радио. Поэтому с утра дежурю я.  А потом на пост заступает няня.

drapeko

— А в чем предназначение женщины?

— Хранить жизнь. Хранить и умножать ее. Делать эту жизнь теплой и уютной, когда из ничего можно приготовить обед. И еще снимать боли человеческие. Это очень важно. Мужчины этого не умеют. А мы умеем. Сделать так, чтоб не было так больно. Ведь эти стрессы социальные, личные трагедии — кто пожалеет нас? — мама, бабушка, жена. Пригреть, приласкать, пожалеть — это наше предназначение. Мы можем быть и не очень умными, и не очень красивыми, но если в нас есть душевное тепло, то мы всегда будем нужны. Бывают одинокие пожилые женщины, которые смотрят в окно с тоской. Среди моих подруг такие есть, и я им всегда говорю: родные, ну займитесь чужими проблемами, не своими: соседскими детьми, бездомными собаками… И у вас сразу зазвонит телефон! Вы сразу окажетесь в центре жизни. И сразу будете лучше себя чувствовать. Поэтому когда мне плохо, я беру дополнительную работу.

Я все время пытаюсь еще чему-нибудь научиться. Наши мужчины вывели какую-то удивительную женскую породу — русских женщин. Как им это удалось, я не знаю. Воспитать таких, которые все могут, все умеют. Как говорила моя бабушка Гликерия Федоровна, настоящая женщина должна уметь и шелка носить, и глину месить. Вот, мы все и умеем.

У меня много есть, чего вспомнить. Когда я закончу свою депутатскую карьеру — а это будет уже скоро — сяду писать книжку…

ed3

 

Беседовала Ольга Щербакова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
ВераЧ

Бедная моя страна, в которой такие депутаты….
Оправдывать войну в Афганистане?? Могу понять, если это сказано в 85-м году человеком с промытыми мозгами… но год-то 2014-й!! И что? Тот же багаж тащить и еще и аргументы правильные подводить?
Стыдно и неловко все это читать… штампы по всем вопросам.

Гоблинище

Согласна

Ната

Супер! Минусы очень показательны :-)) мда…Матроны.

Анна

Бедная моя страна, где политикой занимаются актеры.

Марпида

В Америке актер президентом был.))))

Светла

Ну действительно, актеры, разве ж они люди? Их место вообще в буфете. Зато были у нас лидерами и юристы, и недоучившийся семинарист, и другие разные. Есть что вспомнить, однако…

Елена 12

"Оправдывать войну в Афганистане??" Не думаю,что Елена Драпеко "оправдывает" войну: она говорит о том, что жертвы наших воинов не были бесполезными: "И жизни клали не просто так". Ничего просто так не бывает. Тех, кто выжил в этой мясорубке, уже умучили рассуждениями типа "мы вас туда не посылали". То, что в этом аду некоторые не просто выжили, а людьми остались (знаю и тех, кто к Богу пришёл ) — это великое их мужество и не надо его обесценивать. Слышали, наверное, о писателе-воине В. Николаеве?…У него есть книга "Живый в помощи" — как раз об этом. Он часто с болью говорит о… Читать далее »

ВераЧ

Елена, я вроде русский язык понимаю… "Я абсолютно уверена, что та война была очень нужна России" . Тут есть варианты понимания? Что это, если не оправдание? "И жизни клали не просто так.." А жизнь человеческая бесценна, она Богом дана… Эта война была ошибкой или преступлением, уж и не знаю. А вот, что "ничто просто так не бывает" я с Вами полностью согласна! До сих пор аукается. По большому счету и развал Союза тогда был заложен. А вот про обесценивание это Ваши фантазии, нет такого в моих словах… Книгу Николаева обязательно найду и прочитаю. В 85-м году мне довелось побывать в… Читать далее »

Елена 12

"…про обесценивание это Ваши фантазии, нет такого в моих словах…" Вера, простите, объяснюсь. Дело даже не именно в Ваших словах: фразой "их мужество не надо обесценивать" я хотела сказать в целом о той позиции, когда, критикуя действия политиков, задевают за живое и людей, вовлечённых в тот или иной процесс…Они и без того на всю жизнь травмированы тем, что прошли через ад, а когда слышат, что всё это было пустое и "мы вас туда не посылали" и т.п. вещи им становится ещё больнее. Поэтому тут предельно осторожно надо. В этом плане "проще" с Отечественными войнами — ясности ОТНОСИТЕЛЬНО больше. Про то,… Читать далее »

ВераЧ

Елена, вот как раз и пытаюсь донести мысль, что обесценивание и неуважение к памяти вот в этой лжи и упертости. Вот если бы уважаемый депутат сказала, да, это была ошибка та война, но вы, воины, вы честно выполнили приказ, и это все наша общая боль… Вот это бы совсем другое дело… Так нет же, ведь проще жить не думая…эх, горько и больно, сестры!

Елена 12

Вера, я поняла Вас: действительно, горько, больно и крайне непросто всё это. А я ещё про Виктора Николаева скажу: кроме книги "Живый в помощи", у него есть книга "Безотцовщина". Кроме того, о его творчестве смотрела выпуски передачи "Литературный квартал" (т/к "Союз"), где он рассказывает о себе. Удивительный человек.

Оля

По-моему, она вполне ясно сказала, зачем нужна был эта война, и я с ней согласна. Если бы мы тогда не предали Наджибуллу и не вывели свои войска, сейчас бы не было в Афгане такого кошмара, не шел бы оттуда поток наркотиков в Россию.

ВераЧ

"не вывели свои войска…" А я вот думаю, если бы не вводили свои войска, так не было бы того кошмара.
Оля, а войска они из людей состоят… Вы согласитесь своими близкими пожертвовать, чтобы не шел поток наркотиков… или так, мастак чужими жизнями распоряжаться?

ВераЧ

Войны вообще не нужны для умных людей… за исключением, когда свою территорию защищать приходится.

Ирина Никитина

Видите ли, дураков в мире очень много, к сожалению.И умные запретить им развязывать войны не могут — права не имеют, ведь должна быть свобода для каждого — и умного и глупого — не так ли? Приходится тогда и умным воевать, другое дело, что любая война — ужас. Приходится взвешивать меры ужаса, и выбирать — мужское это дело, не наше — женское.И не всегда это удается и не всегда возможно, правильно взвесить, да и дураки не такими уж дураками иногда оказываются. Наличие ума не гарантирует ни порядочности, ни честности, ни милосердия. Итог: Свобода выбора — она страшна. Христу за эту свободу… Читать далее »

ВераЧ

Если честно, даже вообразить такую постановку вопроса не могу. Вы сравниваете Христа и советскую власть?? Я правильно поняла? То есть жизнь вечная и интернациональный долг- это где-то рядом?
Про свободу выбора. Свобода она вообще такая… предполагает еще и ответственность за выбор взять на себя. И иметь мужество признать ошибку и неправоту…
А самое простое вот так упереться рогом "мы были правы, и все тут, и не смейте рассуждать. Вот послали вас как пушечное мясо, и что с того, мы никогда не признаем, что то была глупость" (величайшая глупость, добавлю от себя)

Nata.

Именно так это и воспринимается.
Из той самой серии, пока ЛИЧНО не коснется.
Наверное у родственников наркоманов будет НЕСКОЛЬКО иной взгляд на данную проблему.

ВераЧ

Да, да! Именно так! Пока ЛИЧНО не коснется… а ведь кого-то война лично коснулась… У моей двоюродной сестры парень в Афгане служил, она его дождалась, поженились, двое детишек, он быстро умер, покалеченный весь пришел… У нее, наверно, тоже есть свой взгляд, и у его детей, без отца выросших. Простите, никого не хотела обидеть, тема по живому…

Елена 12

"… а ведь кого-то война лично коснулась… " Скорблю с вами. Вера, моего окружения эта война тоже коснулась (и не раз). И не только эта (ещё Чечня).
"…никого не хотела обидеть, тема по живому…" Вот и именно: все мы тут в одной связке, поэтому так и задевает…Деды жизни и здоровье отдавали, потом отцы и дядья, потом братья и ровесники…

ВераЧ

Спасибо, Елена! У меня мнение сложилось еще в 1985 году после посещения ферганского госпиталя…. Мы жили тогда в невероятно прекрасном городе в Средней Азии, мирный, солнечный, цветущий. Война где-то в Афгане, я и не задумывалась тогда особо об этом… А потом тот госпиталь… вот глаза и открылись, и думать стала, и анализировать по мере сил, конечно.
А книгу Николаева я нашла и начала читать. Кстати, интернациональный "долг" он именно так и пишет, слово долг в кавычках. Неплохо бы депутатам почитать… С первых же страниц книги только утверждаюсь в своем мнении.

Ежик

Нет,это она не оправдывает войну с политической точки зрения. Это сказано с позиции необесценивания солдатских трудлв тех,кто был на этой войне. и мое мнение-это правильно. А то получается-"вы воевали и погибали зря". Нельзя это без конца озвучивать. Тем более действительно,в военном прсутствии в Афганистане для нашей страны были свои плюсы. Другой вопрос,что они,вероятно,не стоили этих жизней.

ВераЧ

Говорю кислое, а мне, да нет, круглое…)) И минусы все прибавляются, удивляет даже.

Ежик

Да нет,вам не про "круглое".
Вам про то,что нельзя "не оправдывать " войну в Афганистане. Потому что тогда получается,что люди погибли зря. Есть те,кто готов матери сказать-ваш сын погиб зря? Война было ошибкой?
А интересно,как на подобные речи могут отреагировать те,кому отдают приказы? Может,они не пойдут в бой? А зачем? Ведь потом могут сказать-ты воевал зря.
На мой взгляд,в некоторых вещах надо тщательно взвешивать последствия своих речей. Даже если где-то нет строгой истины. И депутат в данном случае это как раз и делает. А не мозги у нее промыты.

ВераЧ

Ежик, про кислое-круглое я не именно Ваш комментарий имела в виду.
Сестры, вообще я в шоке от минусов и от комментариев… Никому свое мнение не навязываю, но считаю, что жить надо с открытыми глазами. И думать надо самостоятельно. Всегда.

Ежик

Просто вы мне это ответили,ну и я отвечаю.
Одно дело-думать,а другое-резать "правду-матку". Особенно,если это "правда-матка" не такая уж однозначная. Тем более,людям при статусе и власти…

ВераЧ

Да не то слово какая неоднозначная….

Знаете дорогие матроны, я вам расскажу такую историю. однажды в институте я училась языку в межнациональной группе. Там были люди со всего света. Моим соседом по парте был мужчина лет сорока по имени Рама. Я тогда была в положениии и весь класс меня опекал и хорошо ко мне относился. Очень хорошие люди. Месяца через два я случайно узнаю что Рама Афганец. Беженец. Меня как током ударило. Я же русская а он афганец, мы ж воевали, хоть и страна по-другому называлась. Набравшись смелости я спросила у него как в Афганитстане относятся к русским, понимая что ответ может мне не понравится. Рама… Читать далее »

annouchka

Анна, спасибо за эту историю.

Елена 12

Спасибо автору и героине интервью. Читается на одном дыхании. Прекрасная и интересная женщина. Особенно задело признание о том, что Елена Григорьевна "советуется" с Лизой. О предназначении женщины замечательно сказано. Ужаснуло про съёмки того самого эпизода, где Лизу затягивает…На это смотреть СТРАШНО (у меня был набор открыток "Елена Драпеко" с таким фото), а если ещё знать, что снимали в таких условиях…Вот уж действительно — по-нашему…

протопопица

"И шелка носить, и глину месить" — это здОрово!

kiriniya

Люблю ее.

Петра

Какая замечательная женщина!!!Даже не верится что депутат…

Александра

Спасибо! Понравилась статья. Героиня замечательный человек. Самая настоящая Русская Женщина. Очень близки её слова.

Похожие статьи