Матушка Юлия Сысоева,  публицист, писатель, вдова священника-миссионера о. Даниила Сысоева, в интервью журналу Матроны.РУ рассказывает о добрых делах, воспитании, проблемах современных православных семьях и личной ответственности.

Юлия Сысоева — мама троих дочерей: Иустины, Дорофеи и Ангелины, автор книг «Записки попадьи», «Бог не проходит мимо», президент благотворительного фонда «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева».

О фонде

Мы организовали благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», цель которого – помощь священническим семьям и вдовам священников. У нас в стране есть много специализированных фондов, которые помогают, например, детям с онкологическими заболеваниями или бомжам. А вот такого места, куда могут обратиться попавшие в беду священнические семьи,  не было.

Некоторые думают, что таким семьям может помочь приход, но это не так. Есть настолько нищие приходы, есть вдовы иереев, дьяконов, которым достаточно быстро после кончины супруга перестают помогать или вовсе забывают о них.

С каждой ситуацией мы разбираемся лично, выясняем нужды семьи, практикуем индивидуальный подход, потому что нужды у всех разные, проблемы у всех разные.

Понятно, что все проблемы деньгами не решаются, но сейчас многое упирается именно в деньги: ремонт, лечение, отдых для детей. При этом мы, конечно, можем поддерживать и морально. Матушки могут чувствовать, что в трудностях, со смертью супруга о них не забыли, их не оставили, их жизнью интересуются. В кризисной ситуации очень важно понимать, что есть некая организация, которая небезразлична к их горю.

О добрых делах

Мы видим тенденцию такую, что люди последнее время хотят делать добрые дела, но им не хватает информации. Мы же не только помогаем конкретным семьям, но и даём людям возможность делать добрые дела, помогать. Люди действительно ищут, хотят что-то сделать, но не знают, кому помочь. Мы видим это и по своей работе, и по другим фондам. Люди устали уже от этой чёрствости, от бессмысленного зарабатывания денег, и покупка новой машины или бытовой техники уже не доставляет удовольствия.

Был такой период, когда люди только на себя работали, была некая чёрствость в отношении беды других людей. А сейчас мы видим такое явление, что многие люди стремятся выйти за эти рамки, оторваться от суеты, что называется – поднять глаза к небу. Уже устали от этого копания в земле, даже от изобилия устали, которое нам стало доступно в последнее время.

Раньше мы мечтали о забитых полках в магазинах, это казалось для многих просто пределом мечтаний. Сейчас супермаркетами никого не удивишь. Хочется уже думать о чём-то более возвышенном. Поэтому люди сейчас и стали стремиться найти ближнего, которому можно помогать.  А у нас на сайте дана информация о нуждающихся семьях, она проверена и достоверна. И человек может почитать о каждой семье. В этом и заключается смысл работы нашего фонда – дать возможность встретиться тем, кто нуждается в помощи, и тем, кто хочет сделать какую-то посильную жертву.

На самом деле, в такой помощи люди находят огромное удовлетворение – когда делается доброе дело, когда они сами получают молитвенную помощь от тех, кому помогают материально. Жертвователи таким образом и себе помогают, ведь вера без дел мертва. Многие действительно хотят жить по заповедям Христовым. Очень страшно услышать будет на Страшном суде «истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф.25:12)

Здесь присутствует и в хорошем смысле корыстный интерес, конечно. Помогая другим, человек зарабатывает себе «капитал» в Царстве Божием, вкладывая земные деньги в нетленные банки, которые не зависят от политической ситуации и курса валют. А там-то богатство точно не исчезает!

И матушки потом звонят, благодарят, рассказывают о том, как решились их проблемы. Вот у нас, например, была священническая семья, собирали им деньги на лечение ребёнка, больного лейкозом. Недавно они сообщили, что нужная сумма была найдена, ребёнок прошёл необходимый курс лечения  и исцелился. У нас была такая радость!

Человек всегда может найти то, что ему делать по силам. Да можно даже найти соседку одинокую в подъезде и элементарно ходить для неё в магазин за хлебом или разговаривать с ней. Я думаю, что если человек хочет делать добрые дела, то Господь всегда ему предоставит такую возможность. И такие дела, которые человек делает ради Бога, а не ради себя, никуда не теряются, навсегда остаются в вечности.

Сотрудники фонда на могиле о. Даниила

О замужестве

Стремление женщины, заложенное от природы – это семья, дети. Многим кажется, что их нереализованность в том, что не могут найти спутника жизни, но ведь Апостол Павел: «Всегда радуйтесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:16-18) И если человек начинает впадать в уныние и говорить, что его жизнь не складывается, надо вспоминать эти слова о благодарности.

При этом понятно, что в Евангелии говорится «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10). Поэтому если девушка действительно очень хочет замуж, наверное, ей надо об этом молиться и попросить об этом Того, у Кого всё в руках.

А молятся и не получают тогда, когда не для пользы просят. Если женщина молится усердно и прямо таки лоб расшибает, а нет жениха, то стоит задуматься, может это – не её путь. И тогда надо как-то смириться, подчиниться, понять, что быть может, Господь отводит от худшего. Сколько было таких примеров, что вымаливали себе женихов, а потом жалели об этом.

При этом, если женщина подходит к зеркалу с унылым видом, смотрит туда и говорит сама себе «Я – уродина, я никому не нужна, Господи, пошли мне жениха», то это чушь какая-то. Я тоже сталкивалась с такими женщинами, которые постоянно ноют: «Ну кому я уже нужна? Уже время моё прошло». Но если женщина себя воспринимает таким образом, то на неё все и будут смотреть как на никчёмного человека. У неё же эта установка на лице написана! У неё потухший взгляд, унылое выражение лица, она перестаёт за собой следить. И какому нормальном человеку захочется жить с такой серой молью?

Конечно, очень трудно бывает набраться сил и сказать себе: «Хватит уже, пора что-то менять». Это куда сложнее, чем вечно жаловаться на жизнь, ныть и искать виноватых. Женихи просто так с неба не сваливаются.

Как ни парадоксально, часто счастливо выходят замуж именно те, кто этого вроде бы не ищет и не ждёт. Они могут при этом молиться, просить у Бога послать им хорошего жениха, если есть на то Его воля, но при этом на замужестве не зацикливаются. А мужчины очень хорошо чувствуют эту ситуацию, когда женщина мечтает броситься на шею и присосаться, как вампир, они от таких стараются убежать подальше. Важно вести себя грамотно и с умом, ведь есть же азы поведения для женщин.

О воспитании

Своим дочерям я говорю, что бегать за парнями не надо.

У подростков главная задача – учиться, становиться человеком, нормальной христианкой, а всё остальное приложится. Будут и женихи обязательно. При этом с мальчиками, конечно можно и нужно дружить, но первостепенные дела всё же другие. Маме надо учить своих детей грамотно расставлять приоритеты, не лениться объяснять ребёнку о том, что такое хорошо и что такое плохо, доступными для ребёнка словами, чтобы ребёнок сам научился разбираться в своей жизни.

Ну а процесс христианского воспитания в семье очень сложный, особенно когда кругом столько соблазнов, белое называют чёрным, а чёрное – белым, всё выворачивается наизнанку. Тому же подростку надо помочь разобраться, как делать выбор, чему верить.

Молодёжи активно пропагандируется сексуальная раскрепощённость, обещается при этом безопасный секс. Мол, делайте что хотите, главное – предохраняйтесь. А дети не могут смотреть на эту тему объективно, не понимают последствий такой жизни.

Понятно, что прежде всего должен быть пример в семье. А ведь бывает, что как раз в семьях дети видят обратное подтверждение тому, о чём их пытаются учить родители. Дети очень хорошо чувствуют это лицемерие, когда мама и папа живут какими-то двойными стандартами, двойной жизнью. Если родители тихо ненавидят друг друга, но при этом «долбят мозг» и «парят» детей этим христианством, то у детей совершенно закономерно возникает отторжение. И им кажется, что родители лгут, а вот в сериале показывают правду жизни. Поэтому, конечно, в первую очередь должен быть искренний пример родителей.

О проблемах православных семей

Я вижу, что в православных и священнических семьях очень много проблем. Православие само по себе не является гарантией семейного счастья, верности, любви. Я вижу, что многие матушки думают, что они застрахованы от измен и развода. Если обычные женщины ещё могут побаиваться измен, то уж в священнических семьях матушки бывают уверены, что уж их-то мужья от них точно никуда не денутся, всё вытерпят, ведь им второй раз жениться нельзя. Ничего подобного!

Вообще, у нас это встречается. Девушка добилась своего, вышла замуж. Штамп в паспорте, венчание. И если при этом думать «Ну всё, теперь он от меня никуда не денется, теперь я могу не следить за собой, есть всё подряд, об мужа ноги вытирать, могу орать на него, он всё равно развестись не может». У православных это развито гораздо сильнее, чем в обычных семьях. Ну а как же! Венчаный брак, один раз на всю жизнь.

И здесь важно понимать, что модель поведения жены не должна отличаться от модели поведения невесты. Невеста же понимает, что если она жениха будет досаждать, то он просто развернётся и уйдёт, и она останется ни с чем. Жена должна вести себя так же, как невеста, а не думать, что она застрахована венцами, печатями, и вести себя так, будто ей всё позволено.

А дети всё видят. Они видят это лицемерие и ложь, они это чувствую.

Православные родители очень часто пытаются оградить, изолировать детей от общества вообще. Как будто можно засунуть ребёнка под колпак. Такие родители стремятся отдавать детей во всякие мыслимые и немыслимые православные гимназии, воскресные школы, подбирать православных друзей, чтобы ребёнок общался только с правильными мальчиками и девочками. Но это не сработает.

Важно сделать ребёнку все необходимые духовные прививки, чтобы у него выработался иммунитет. А для этого с ребёнком надо общаться, разговаривать, объяснять, учить видеть причинно-следственные связи. А чтобы ребёнок поддерживал с родителями дружескую связь, доверял родителям, нельзя только давить и запрещать.

Конечно, ребёнок часто всё равно закрывается, потому что мама есть мама. Здесь придётся проявлять мудрость и искать подход к конкретному своему ребёнку, чтобы он не боялся делиться с родителями своими важными и сокровенными проблемами.

У нас же часто так бывает, что мама изо всех сил воспитывает дочь, не уважает её личное пространство, давит на неё, а потом такая дочь становится более свободной и вырывается на свободу подальше от такой матери. На таком этапе уже сложно налаживать дружеские отношения. Можно, наверное, но очень сложно. Лучше всё-таки с детства учиться дружить с ребёнком.

Мы наблюдаем эти конфликты детей и взрослых сплошь и рядом. Все эти невестки со свекровями оттуда же произрастают, когда матери начинают ревновать своих сыновей к их жёнам, например. И возмущаются: «Как же так, он её больше любит, чем меня, но я же главнее, я же мама!»

То же самое и с мамами девочек происходит. Девочка выходит замуж, и мама вдруг становится тёщей. И если мамы конкурируют с супругами своих детей, то в семье начинаются серьёзные проблемы. Вмешательство родителей в дела взрослых детей недопустимы. Дети, создавая свои собственные семьи, уже способны брать на себя ответственность за свою жизнь, а с ними продолжают сюсюкаться, как с маленькими. Это часто происходит из-за эгоизма родителей, я думаю.

О путешествиях, шаблонах и личной ответственности

Мне нравится видеть что-то новое, интересное. Смотреть разные страны, города, другие культуры. Очень люблю активный отдых, например, горные лыжи. Не хотелось бы себя ограничивать четырьмя стенами или дачей.

Может быть, кому-то достаточно паломничеств, но те, кто утверждают, что только так и надо отдыхать, что православным нельзя знакомиться с другими культурами – это какие-то шаблоны.

Навязывание какого-то образа жизни или размышление о том, что православной женщине можно только в паломничества – это же тоже шаблон. Я знаю огромное количество активных православных семей, которые ездят отдыхать за границу.

Да, все эти шаблоны навязывались очень активно: платки эти, юбки, неухоженные волосы. Иногда какие-нибудь формы читаешь – и просто удивляешься. Я не знаю, о чём думают женщины, рассуждающие о том, можно ли пользоваться дезодорантами.  Конечно, нет. Надо вонять потом, и это будет очень православно! И столько копий ломается вокруг такой ерунды. А люди не о том думают.

И вот эта ритуальная и фарисейская религия, которая бывает не только у православных, кстати, очень хорошо человека освобождает от ответственности. В такой вере не надо задействовать свой мозг, делать самостоятельный выбор. Куда проще выполнить тучу ритуалов и со спокойной совестью думать, что ты такой весь из себя правильно живёшь. И не надо делать никаких усилий над своим сердцем, над своей душой, понуждать себя любить ближних, делать добрые дела. А ритуалы обрастают новыми ритуалами, и мы получаем толкование на толкование, и так бесконечно.

Я часто вижу, как за видимым послушанием духовнику кроется огромное нежелание принимать самостоятельные решения. И эти вечные «батюшка благословил / батюшка не благословил» тоже оттуда идёт. Это может исходить и из благих побуждений, когда человек ищет волю Божью, но в то же время это нежелание брать на себя ответственность. Это же очень удобно, когда батюшка всё решает, а мы только под благословение подходим. Везде надо искать золотую середину.

Вот и совершенно правильное утверждение о том, что всё делается по воле Божьей, человек может интерпретировать в том же ключе и перекладывать на Бога ответственность за свои личные ошибки, за свои личные решения. Каждый человек имеет свободу, которую Господь у него никогда не отнимал.

С этого и Адам начал, ставя Богу в упрёк, что это Он дал Адаму такую жену. Это, выходит, Бог виноват в том, что «Ева обольстила меня, и я ел», а сам Адам тут вроде и не при чём. И эта проблема сохраняется и в современных людях.

Беседовала Лика Сиделёва

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

35 Comment threads
114 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
Яна

Отличная статья, во всем согласна, подписываюсь под каждым словом. Пытаясь общаться с православными подругами, я столкнулась с теми же проблемами (одевать только юбки, слушать музыку только православную, а прививки даже не обсуждаются.) Двойные стандарты даже не сколько в семьях, сколько в головах воцерквленных людей.

Не все православные такие 🙂

Согласна, и это радует. Особенно это заметно на данном сайте. И все-таки люди сильнее привязаны в внешней стороне.Например, сегодня я пошла в храм причастить доченьку, но забыла одеть ей крестик. В иконной лавке женщины это первым делом заметили, предупредив, что батюшка не станет причащать ребенка, посоветовали одеть ей свой крестик. Я так и сделала, не стала ни с кем спорить, хотя совсем недавно слушала ответ Дмитрия Смирнова как раз на такой же вопрос( какой был ответ, я думаю вы догадываетесь ). Добавить больше нечего.

Дарья

Да?У меня был случай, когда я сама причащалась без крестика, это было в самом начале пути после крещенгия(вы не подумайте, что у меня путь большой или лет много, просто крестилась в 17лет), потом каяться пришлось. А какой ответ был у о. Димитрия?

Не могу сказать дату программы, но точно блогпост либо беседы с батюшкой за июнь 2012г. Я конечно, лучше, чем о.Дмитрий не скажу, суть в том, что ношение креста, подтверждение веры в Христа, это хорошо, но это вторичные правила, главное не забывать суть христианства. Я надеюсь вы меня поняли, лучше, конечно, послушайте Дмитрия Смирнова.

Дарья

конечно, поняла!Спасибо!

Нина

эх, сколько разочарования и тоски увидела я в глазах подруги православной, когда сказала, что наконец купила себе теплые и недорогие брюки для беременных (зима была холодная, в юбки уже не влазила). даже стыдно стало

Однажды я в брюках для беременных стояла в храме к причастию, ко мне подбежала бабуля и спросила, есть ли у меня вообще крест и была ли я на исповеди…

Nata.

А вы случайно не спросили у этой бабули:"А кто благословил Вас задавать подобные вопросы?" — предполагаю, что надо было спросить, в следующий раз она бы подумала может быть прежде чем…

Почти у чаши, было не до этого. я ей даже ничего не ответила, покивала только.

А может бабуля руководствовалась благими намерениями — чтобы случайный человек не причастился в осуждение.

Nata.

Благими намерениями у нас вымощена дорога куда? — правильно, в ад.

а вообще фейс-контроль в наших храмах налажен отлично)
Пришла некогда к знакомому батюшке на литургию, опоздала правда совсем немного, и все равно — прямо перед причастием — "девушка, вы НЕ БЫЛИ на исповеди!???". руки за голову, ноги на ширину плеч. А ничего что я была до этого у духовника в другом храме, например?
Тетенька потом пряталась под стойку со свечками, когда после службы оный отец вышел и со мной поздоровался.

Engy

Девочки, они не со зла, поверьте. Я сама недавно убедилась в этом. Я некоторое время не ходила в храм наш. Недавно пришла с дочкой и племяшкой, они захотели свечечку поставить. Мы подошли к иконе, а в это время батюшка наш благословлял на причастие. Я прикинула по количеству деток, что мы успеваем и свечку поставить, и благословение получить. Так ко мне сзади подходит знакомая, очень хорошая, душевная, услужливая женщина и тихонько говорит — вы на причастие, еще нужно благословение получить. Зная ее, я на 100% понимаю, что это было сказано из желания искренне помочь, услужить, почувствовать свою значимость. Я улыбнулась ей,… Читать далее »

Nata.

А я другой пример вспомнила. Мой ребенок любит целовать иконы. Мы как-то пришли на причастие, стоим, а рядом с амвоном висит икона всем святым. Ну и сын начал их каждого перецеловывать Совершенно искренне. А один "благочестивый" дядя говорит:"Скажите Вашему ребенку, чтобы он не хулиганил".

Nata.

Где-то я читала, сейчас уже не вспомню, что есть такой порядок — где исповедался, там и нужно причащаться. По крайней мере это проще, чем потом кому-то что-то объяснять и доказывать…

Такого порядка нету. Если есть духовник, можно даже не каждый раз исповедоваться, а причащаться как он благословит.
Тем более — там где я пришла — меня пригласил знакомый священник.

разумеется, благими, какими же еще
в брюках — значит "креста нет"

Nata.

А я помню всю беременность в брюках проходила, тоже дело было зимой, тепло и удобно, а что еще на этот временный период целый гардероб покупать? И так расходы предстоят немаленькие. И вообще, люблю носить брюки. А кому хочется тосковать — пускай тоскует, его право.

Статья действительно хорошая и поучительная.

Да, статья прекрасная. И дело даже не в том, что мы говорим о проблемах православных женщин, о том, что эти проблемы есть и решать их надо с переустройства содержимого головы этой самой женщины. Дело еще и в том, что м. Юлия очень точно подобрала определение тому, что имеет место быть практически во всех православных приходах, тому, что стало нашим повсеместным заболеванием, отталкивающим от православной церкви очень многих — и не только женщин, но и мужчин, не говоря уж о современных подростках — "ритуальная и фарисейская религия".

Эта подмена, этот оптический обман, выдающий за истинное православие длинные бесформенные юбки, растянутые на рукавах кофты, давно не мытые длинные волосы, собранные в "хвостик" или пучок, потому что, зачастую — и косу заплести либо лень, либо не из чего, неубранные квартиры с висящими клочьями обоями и комками столетней пыли… Но при этом обладательница всего этого "православного" обихода гордо крестит лоб по поводу и без, всем рассказывает, что два раза в день вычитывает правило (слово-то какое страшное — "вычитывает" — вы не находите? — не уместнее ли сказать — "Я стараюсь молиться/молюсь дважды в день"? — Но так не говорят, потому… Читать далее »

Анна

А еще постройте рай на земле…Без скорбей, без издевательств неверующих…Конечно, мы читали, что Господа гнали…Читали…Вразуми вас, Господи.

Если девушка, не воцерковленная, но когда-то давно крещеная, во младенчестве, в православие, попав в трудную жизненную ситуацию, идет в церковь — возможно — первый раз в сознательной жизни(!) — и забывает "о приличиях" — о, ужас! — в брюках…свечку ставит…все! конец ее неначавшейся православной духовной жизни в 9 из 10 случаях…Заклюют. Местные, православные. Хочется сказать — "бабушки" — но — вы не заметили тенденцию? — последнее время — не "бабушки" уже. А такие же, как она — молодые, или чуть старше…Осуждение, резкость и брезгливость — уже со стороны "православных" по отношению к ней, "чужой".

Однажды я была свидетелем эпизода: "захожанка" обратилась с предложением помощи к "воцерковленной" женщине средних лет, которая убирала в храме. Вы догадываетесь, какой ответ она получила? — "Спаси нас Б-г от таких помощников!"…Я это РЕАЛЬНО слышала… Все "преступление" состояло в том, что девушка (кстати, в длинной юбке) имела юбку эту слишком яркую и опрятную, наверное… в противовес темной одежде "прихожанки"… Я могу понять, почему наша вера Православная, такая яркая, светлая, радостная — воспринимается как мракобесие, как "смерть при жизни", как кликушество практически — благодаря таким "женщинам" наших приходов…

Nata.

Ей наверное стоило обратиться к настоятелю с таким предложением. А бабулька, назначившая себя "главной по подсвечнику"… "Не здоровые нуждаются во враче, но больные"…

Рита

а А не в духовных ли книгах мы вычитываем, что прежде всего надо думать о душе, а не об одежде, и так же в православных книгах про выбор супруга/супруги пишут, что надо смотреть на душу, поэтому православные девушки и забивают на свою внешность, фигуру и начинают носить что попало…не в православных ли книгах пишут, что женщина не должна стремиться нравиться мужчинам, что тем самым она толкает его на греховные помыслы?

Nata.

Это обычно пишут в околоцерковной билетристике, которой сегодня гораздо больше, чем серьезной духовной литературы.

беллетристике?

Как трудно порой бывает объяснить молодежи, что мы может быть счастливы, светлы, открыты, можем искренне любить ближнего своего, как заповедовал Г-дь — не того ближнего, которого знаем, а любого, в том числе — и впервые вошедшего в Храм, или — еще не вошедшего, или — даже агрессивно настроенного… Что мы можем быть красивы, можем нравится мужчинам — и это вовсе не будет развратом, кокетством со знаком минус, нет! Это может быть теплая, светлая любовь ко всему, уважение ко всем — и к мужу, и к себе, и — к всем прихожанам, захожанам и посетителям, ибо — как м. Юлия говорит,… Читать далее »

MaryNightingale

Ну, наверное, в разных приходах по разному, но там, куда я хожу в основном женщины вполне прилично одеваются. Я специально обращала на это внимание.

Недавно столкнулась с одним "воцерковленным", "истово верующим", разведенным отцом 2 детей..(!)..который, причащаясь исключительно большими постами (4 раза в год, как вы понимаете), — настолько "благоговейно" подходил к таинству — что на несколько дней до того переставал мыться…ну, расчесываться, понятно, тоже… Дорогие мои, ну разве вы думаете, что Г-ду угоднее ваш грязный и неопрятный вид, чем чистый? Почитайте о том, как наши предки относились к Храму. Да хоть И. Шмелева вспомните — ("Лето Г-дне", если кто не читал — прочтите обязательно!!) — самое лучшее, самое чистое — надеть в Храм. Самую лучшую обнову, лучшую одежду, причесать волосы — т.к. — ПЕРЕД… Читать далее »

Катя

Анна Кор, А что, вы боитесь написать Господь, как христиане пишут? Что-то мне это напоминает именно иудеев и фарисеев. 🙂
Никто же не идеален…я часто вижу в храме красиво одетых женщин, есть такие, кто попроще — и тоже хорошо. Мне лично в принципе все равно, кто как одет..не в этом главное..и проблему фарисейства это точно не решит..
Статья отличная, спасибо.

Nata.

Катя, а Вы когда-нибудь молитвослов или псалтырь на церковнославянском языке открывали? Чтобы именно церковнославянским шрифтом? Откройте и посмотрите, как там пишется слово "Господь". Ну так, для общего развития.

Правила орфографии в русском и церковно-славянском существенно отличаются. И то, что на ЦСЯ слово "Господь" пишется под титлом совершенно не означает, что в русском оно должно сокращаться. И выглядит это как минимум странно.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Мы же не на славянском тут пишем, а на русском.

MaryNightingale

Очень умная женщина, замечательная статья.

zirca
zirca

Спасибо за статью, как всё верно здесь сказано… Дай Бог матушке Юлии и девочкам здоровья, успехов в делах и Царствия Небесного отцу Даниилу!

Похожие статьи