Год на год не приходится, а этот выдался каким-то особенно тяжелым. Не только субъективно, но и объективно, например, в политическом плане. Вокруг творятся странные и порой абсурдные вещи в стране, в мире, вокруг нас. Стоит посмотреть телевизор, а в Интернете немного отклониться в сторону от обычного безопасного маршрута, как тут же попадаешь в гущу, в мешанину всяческих скандалов, грязи, ужасных новостей. Заголовки СМИ, обсуждаемые темы, да и сами поводы для обсуждения периодически вызывают ощущение нереальности, бредовости происходящего. Как будто попал в параллельную реальность, ибо происходит что-то не вполне человеческое. Каждая «острая» тема обсуждается и обсасывается до бесконечности, циклически, то затухая, то снова разгораясь. Вот сейчас – новый виток разговоров о сложившейся вокруг Церкви ситуации. И это понятно, потому что всем так или иначе хочется разобраться с наболевшими вопросами, закрыть их, а они никак не закрываются. Высказываются различные эксперты, известные люди, журналисты, а мне хочется поговорить о «политике» просто с точки зрения обывателя, обычной домохозяйки. Потому что эксперты экспертами, а политика, хотим мы этого или нет, затрагивает в итоге каждого человека в той или иной степени. Весь этот год, а может быть и больше, я старательно прячу голову в песок и сознательно делаю вид, что я ничего не знаю о том, что творится вокруг в стране и мире, в Церкви и за её пределами. Впрочем, мне и вправду удается подолгу ничего не знать. А еще я научилась пропускать если не мимо ушей, то реагировать максимально безэмоционально на всякие неприятные новости, которые не касаются близких и дорогих мне людей. Потому что на это уже решительно не хватает душевных ресурсов. Но совесть, как всегда, не дремлет, вопия: «А почему это ты ничего не хочешь знать? Пусть все за тебя другие решат, да?» На тему, должен ли сознательный человек быть политически активным, я думаю уже давно. А если вопрос сузить и углубить, то еще и о том, должна ли женщина (особенно женщина несвободная, мать и жена) быть политически активной. И если да, то в какой степени? Почему-то мне кажется, что совсем не дело женщине, обремененной семейством, увлекаться политикой, хоть некоторые, вполне мной уважаемые представительницы прекрасного пола, ей и занимаются. Вообще-то, честно говоря, когда у тебя большая семья, как-то и некогда интересоваться политикой… Но стоит только начать рассуждать об этом, в душу закрадываются определенные сомнения. А как же твои идеалы? Как же будущее, твое и, главное, твоих детей? Разве ты не должна за него бороться? Чтобы, например, твои дети могли жить и действовать свободно, говорить, что думают. Или иметь право на нормальное образование и медицину. Да много чего. Значит, так или иначе, и об этом ты тоже должна позаботиться. Вроде бы все верно, но замечали ли вы, что рассуждения вокруг политики как правило очень заводят и раззадоривают? И от вопроса «почему один ортопед на три городских детских поликлиники» постепенно приходишь к мысли «всех посадить!», и чаще всего рассуждения быстро становятся неконструктивными, переходят в разряд ругани и недовольства, и вдруг оказывается, что все и вся тебе должны. Должны, но не дают. И вот уже проскальзывает знакомое: «эта поганая страна» и «надо валить»… Но при таких рассуждениях, очень сильно подозреваю, всякая другая страна тебе непременно тоже чем-нибудь не угодит. Да и вообще, почему люди думают, что все должно быть именно так, как они хотят? Я всегда себе говорю в таких случаях: «Остынь, мать, 100 лет назад (или сейчас где-нибудь в Африке) никакого ортопеда не было бы твоим детям вообще». Мне кажется, что всегда, во все времена, при любом социальном устройстве, при любом руководителе большая часть людей чем-то да недовольна. Причем чаще всего чем-то достаточно абстрактным, то есть практических выходов никто не предлагает. Вот просто плохо – и всё тут. И когда я честно смотрю на свою жизнь, на то, что у меня есть, и на то, чего у меня нет и не будет, я понимаю, что мне практически не на что жаловаться. Многие миллиарды людей до меня, и многие сейчас имеют гораздо меньше (в том числе и свобод, и возможностей, я не только и не столько материальные блага имею в виду). При этом все еще возникают порывы за что-то бороться, и это как правило вовсе не нравственные идеалы. А еще чаще хочется бороться не «за» что-то, а «против». Раньше я очень любила спорить и доказывать всем свою позицию. А теперь мне хочется засунуть голову под подушку, когда начинается спор. Все мы знаем, что «в споре рождается истина». Но почему-то кажется, что автор этого выражения совсем не то вкладывал в понятие спора, что привычно сейчас. Истина может родиться в споре только в том случае, если он ведется с целью эту истину найти. А не отстоять своё. Из этого следует, помимо всего, еще и взаимное уважение оппонентов. Много вы видели таких споров? Увы и ах, чаще всего «спор» равен «ссора». И, к сожалению, в эту же печальную копилку и рассуждения о роли и месте Церкви. Какая роль у Церкви, какое место? Разве она призвана быть политической силой? Разве апостолы боролись против социального строя и призывали к этому других христиан? Тут такое количество вопросов, а ответы, боюсь, будут очень неоднозначные… Вот после известных событий одни заявили об уходе из Церкви, другие написали об этом — кто-то гневно, кто-то с сожалением, кто-то наиболее взвешенно. Теперь пишут на тему издевательства над фотографией Патриарха. И впечатление такое, что неважно что конкретно случится скандального, лишь бы случилось – чтобы написать, обличить, призвать и т.д. И такое впечатление, что верующие люди испытывают какое-то особенное удовлетворение от «гонений» на Церковь. А я недоумеваю. Наверное, я неумная, но мне все кажется – разве же это гонения? Разве может выходка глупых женщин осквернить храм? Они, к счастью, в алтарь не вошли и ничего не тронули. Да и вообще — Бог поругаем не бывает. Или усы, пририсованные Патриарху, могут оскорбить верующего? Разве Патриарх не человек? Значит, на любого другого человека можно карикатуры рисовать (и тут уж сам решаешь, бороться ли с этим и считать оскорблением), а Патриарх нуждается в особенной защите. Какие-то пустые метания и раздувания из мухи слона. Зато подобные обсуждения, высказывания за или против, создают иллюзию бурной деятельности на благо Церкви (страны, общества). Сколько раз было замечено, что ничто так не разъединяет хороших людей, друзей, родных, как вопросы политики. Немедленно разногласия переходят в споры, споры в ссоры, бессмысленный крик и брызганье слюной. Человек, с которым ты дружишь много лет, вдруг начинает презирать тебя за то, что ты подписал или наоборот не подписал письмо в защиту кого бы то ни было или за то, что ты не идешь/идешь на митинг, или за то, что ты ходил/не ходил на выборы… Это неизменно огорчает, удивляет, а порой и потрясает. Людей (и что удивительнее всего, людей верующих тоже) меньше возмущают факты предательства, измены, вранья и прочих настоящих грехов, чем факты политической принадлежности или непринадлежности к чему-то. Вроде как приличному, интеллигентному и думающему человеку неприлично не иметь активной политической позиции, а грехи-то у всякого есть, чего уж… Но отчего-то все время вспоминаются слова давнего знакомого: «А какое отношение это всё имеет к делу нашего спасения?». А может, имеет все-таки? Вот этот-то вопрос и не дает покоя. А вдруг для спасения недостаточно заниматься только собой и теми, за кого ты отвечаешь перед Богом – детьми, родителями, близкими? Вдруг надо бороться и против несправедливости во всем мире, чем обычно и обусловлена активная политическая позиция у думающих честных людей. Сколько раз я слышала, что обязана иметь твердую позицию по тем или иным вопросам, потому что от этого зависит будущее моих детей. Или что нельзя оставаться честным человеком, если ты поддерживаешь X, Y или Z. Или не поддерживаешь. Но что же делать, если мне никого не хочется поддержать. И практически никакой из действующих или существовавших ранее социальных устройств мне не нравится? Почему я должна поддерживать кого-то только за то, что он «против», прямо как по принципу «враг моих врагов – мой друг»? Я не хочу так. Мне не нравятся ни протестующие, ни подавляющие. Я не хочу быть монархистом, как ультраправославные, я не хочу быть настоящим либералом, как левые, я хочу справедливости и мира во всем мире. Но такого социального устройства еще не придумали. А всеобщее равенство и братство вообще в условиях этого мира невозможно. Нет Рая на земле – и не будет. При этом я не считаю, что активным быть плохо. Просто если уж ты активен, будь конструктивным и деятельным по-настоящему. Неизменно восхищают люди, которые знают точно, чего они хотят, и стараются это реализовать. Ставят конкретные цели, например, не допустить свалки в лесу или помочь бездомным. Вот к ним хочется присоединиться потому, что их дело созидательное, а не разрушительное. И я готова бороться с какой-то конкретной несправедливостью рядом со мной и моими близкими, зная о ней не понаслышке и не через десятые руки. Но бороться за некую абстрактную «свободу», да еще в компании малосимпатичных и абсолютно незнакомых мне людей, я решительно не желаю. Мне жаль тратить на это свои физические и душевные силы, свое время. В конце концов, я просто боюсь в один прекрасный момент увидеть эту самую «свободу», которая окажется совсем не такой, какой я себе её представляла. И не нужно говорить, что кто ничего не делает, тот не ошибается. Потому что есть изначально провальные варианты. Вот совсем недавно попалась прекрасная фраза – выбирая лучшее из худшего, не стоит надеяться на положительный результат. Каждый выбирает для себя, на то мы и созданы свободными. Поэтому моя страусиная позиция многим, наверняка, покажется неверной. Я сделала этот выбор для себя. Раз я хочу светлого будущего, к нему нужно стремиться. Но единственный путь к такому светлому будущему – это сознательность каждого отдельного человека. Вот чтобы здесь и сейчас лично ты делал то, что от тебя требуется, и делал это хорошо. И детей своих так воспитал. А поскольку все мы крайне несовершенны, то движению вперед всегда есть место, а времени всегда не хватает. Лучше сделать что-то осязаемое, полы, например, вымыть, чем пойти на митинг. Потому что вымыть полы – это уменьшение энтропии, а митинг – её увеличение. Тем и отличаются по-настоящему деятельные люди: они не говорят, они уменьшают энтропию и борются с хаосом совершенно конкретно. Мне хочется быть похожей на таких людей. Ведь возможностей приложения твоих сил в созидательном ключе многое множество. Всегда есть кто-то, кому нужна помощь, всегда есть место, в котором можно навести порядок в совершенно приземлённом смысле, всегда есть кто-то, кто нуждается в поддержке. И в первую очередь стоит посмотреть на своих близких, потому что бороться за них где-то там, совершая акции протеста, глупо. Особенно, если им нужны твои любовь и забота здесь и сейчас. Дерзай! Зашей, например, дырку на детских колготках. Взамен политики.