Как-то раз в воскресной школе я задала детям девяти-одиннадцати лет вопрос – что вы знаете про Крещение? Первым и самым распространенным ответом было: «Это когда воду освящают!» Точно, воду освящают, с этим не поспоришь. Правда, основной смысл праздника вовсе не в этом, но это же дети отвечали. При дальнейшем разговоре выяснилось, что некоторые все-таки знают, чему посвящен праздник Крещения, что именно вспоминается Церковью. Но не все и далеко не сразу. Честно говоря, это происходит с детьми очень часто, и уже в довольно сознательном возрасте – смысл события привычно подменяется обрядовостью, обычаями и традициями.

Да что уж говорить, такое и у взрослых верующих людей встречается, правда, реже. И в основном у людей, не слишком близких к Церкви, для которых христианские праздники это прежде всего соблюдение традиций и обычаев. Набрать крещенской воды, освятить куличи, вербу или яблоки, не работать в Благовещение и так далее. Но с людьми взрослыми это отдельная проблема, а мне больше интересно о детях, причем о детях верующих.

Я писала о семейных традициях, о том, как это важно для детей, и в частности о традициях религиозных. Насколько наши православные обычаи, постные и праздничные, облегчают детям вхождение в Церковь. Мы радуемся, когда дети с удовольствием идут в храм, и с самого раннего детства они окружены разными традициями. Сначала они ждут просфорку после причастия, потом ждут освящения верб, воды, когда «батюшка водичкой будет брызгать», яйца, куличи, Рождественский вертеп, постные выпечки жаворонков и «крестов» и так далее. Все это дает детям дополнительный интерес и стимул, все оставляет радостные воспоминания о церковном детстве потом.

Но важно всегда помнить, что обычаи обычаями, а главный смысл-то не в них. И это очень тонкий момент. Потому что кажется, что понять главное в христианстве у ребенка получится само собой, по ходу дела. Лишь бы его окружала любовь, был пример родителей, регулярное Причастие и исповедь, посещение храма. И вот, как будто бы ребенок постепенно перейдет от раскраски яиц на Страстной и освящения воды в Крещение к настоящему осознанию главного смысла всех этих событий. Но, увы, часто этого почему-то не случается. Вот ребенку 10, 11 лет, он бы уже должен начинать понимать, а для него по-прежнему Пасха – прежде всего освящение куличей и яиц, а Рождество – подарки.

Поверьте, я не преувеличиваю. Это мой личный опыт как преподавателя воскресной школы. Из раза в раз, из года в год я повторяю детям слова о главном смысле того или иного праздника, говорю с ними в первую очередь о нравственном и духовном, а что в итоге? А в итоге на вопрос, можно ли считать человека, который НЕ освящает куличи на Пасху, христианином, получаю дружное «нет». О, если бы это был единственный подобный ответ на такого рода каверзные вопросы… Но нет, при дальнейшем выяснении оказывается, что для многих детей обычаи и традиции закрывают порой не только глубинный смысл праздника, но и вообще само событие.

Думаю, никто не станет спорить с тем, что в Русской Православной Церкви (да и в остальных) обрядовость занимает очень большое место. Порой настолько большое, что иногда лично у меня это порождает желание стать ближе к протестантам. Без всего этого византийского золота и прочих финтифлюшек. Нет, конечно, я понимаю минусы протестантизма и говорю сейчас не о вероучительной части, а скорее, об общем порядке, о простоте взамен бесконечно культивируемого «благолепия». Но тут уж, как говорится, на вкус и цвет… Впрочем, я отвлеклась.

Меня очень волнует вопрос, как в определенном возрасте перестроить ребенка на более серьезный лад в плане духовной жизни, несколько увести его от всего этого «сказочного» антуража Церкви, от приятных, интересных и веселых обычаев, которые так цепляют в детстве. Как сделать так, чтобы обрядовое сознание, погружение в традицию не заменило ребенку – будущему взрослому – настоящее в христианстве. Чтобы не превратилось в основу его веры, а осталось на своем второстепенном месте. Очень уж грустно, а иногда и страшновато слышать от подростков о том, что не христианин тот, кто куличи не освящает и крещенскую воду не пьет…

4537657_large

Надо как-то тонко почувствовать этот момент, когда ребенку уже пора, уже нужно отходить от обрядовости. В этом году я начала занятия в воскресной школе с детьми 10–11 лет с темы канонов, традиций и обычаев. И мне пришлось подробно объяснять, что из этого главное, а что нет, что первично, а что вторично. Это был вынужденный шаг, ибо оказалось, что у детей, которые посещают воскресную школу не первый год, детей из воцерковленных семей, совершенно дремучие представления о христианстве, о Православной Церкви, о вере, богослужениях и иных православных церквях. Представления, увы, замешанные, прежде всего, на традициях и обрядах, а так же на псевдоблагочестивых православных детских рассказиках. Когда самым главным кажутся юбки, платочки, куличи, водичка, иконы и свечи.

Очень хорошо и трогательно печь жаворонков, но история сорока Севастийских мучеников несравненно важнее жаворонков. И булки в виде птичек никак не должны затмить ее. Можно и кресты печь на Крестопоклонную (хотя лично мне этот обычай кажется странным – зачем-то есть крест), главное, чтобы они не стали главным впечатлением в эти дни.

Скоро будет масленица. Об этом все дети знают, уж будьте уверены! А вот о том, что перед ней будет Неделя о Страшном Суде, а Прощеное воскресенье – воспоминание Адамова изгнания, никто из них не знает. По крайней мере, из моих знакомых детей. И о том, что уже вовсю идет подготовка к Великому посту, что была неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне… Хотя все это такие притчи, которые вполне по силам понять подростку, да и младшему школьнику на своем уровне тоже. Но нет, они же дети, зачем их грузить? Пусть радуются масленице, блинам, весне. Пусть ждут Пасху потому что это весело – куличи, яйца, разговение.

Возможно, я как-то слишком остро и мрачно вижу эту проблему, а на самом деле у всех все в порядке и такой проблемы нет. Но вот отчего-то мне чаще встречаются дети, которые радостно ходят в храм, имеют там свою тусовку, всегда готовы к праздникам и участию в обрядах. Только вот ничего или почти ничего не понимают из того, что происходит на службе и о чем говорится в молитвах.

Я отнюдь не предлагаю грузить детей сложными богословскими толкованиями, заставлять их выучить устав и все богослужения. Тем более, что и большинство взрослых этого не знает. Но я за то, чтобы не давать им задерживаться в детском состоянии в смысле духовности, вязнуть в традициях и обрядах. Дети достаточно разумны, чтобы воспринять более серьезные и глубинные вещи, чем уровень «все освятить и потом съесть».

Но, как говорилось у любимой Тэффи, «фер-то ке?» Что делать и когда – прямо сейчас или, как это обычно бывает с новой жизнью, прямо завтра? На мой взгляд, нужно начать с базовых, основополагающих вещей: по вечерам регулярно читать с детьми Евангелие, и какие же молодцы те, кто и так это уже делает! Читать не благочестивые рассказы «по мотивам», а само Слово Божие. На русском языке. И с объяснением непонятных мест. Кстати, некоторая часть тех детей, о которых я писала в начале статьи, как выяснилось, Евангелие не читали вообще. Совсем.

Как видите, для того, чтобы быть благочестивым ребенком, оно и не требовалось. Но даже если и так, сколько можно кормить детей кашками? По мере взросления пора аккуратно переводить на твердую пищу. Опытные мамы знают, что нужно вовремя начать давать ребенку впридачу к жидкому пюре что-то посущественнее – если упустить момент, взрослеющего ребенка трудно будет приучить к «нормальной еде».

Богданов-Бельский Николай Петрович. «В церкви»

Богданов-Бельский Николай Петрович. «В церкви»

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Шениа

Очень-очень согласна со статьей. Перед праздниками мы с детьми всегда читаем и обсуждаем смысл наступающего праздника. Моей старшей доченьке 10 лет и, увы, она также не всегда улавливает смысл оного, останавливаясь на внешнем. Сегодня же начну работать над этим. Даю публичное обещание.:))

olgayeriomenko

В религиозном воспитании, как и в медицине, главный принцип: "не навреди".
А второй — все идет от учителя. Если ребенок не испытывает уважения к преподающему (только не по принципу "он нас должен уважать, в Писании написано"), если учитель не является для него безусловным авторитетом — будет хуже. Именно поэтому я против преподавания Закона в школах. Атеистов взрастим. Пример — семья Ульяновых. Отца любили, но непререкаемым авторитетом пользовалась мать с весьма специфической религиозной доктриной. Результат — дети выросли не православными (хотя И.Н Ульянов был искренне верующим).

Ежик

Да,насчет преподавания "Основ Православия" я с вами полностью согласна, будет полный караул. На мой взгляд,в курсе истории нужно пара-тройка четких уроков чистого безоценочного рассказа об основах христианства. И все.

Ежик

Впрочем,мои дети учатся в православной гимназии…))

olgayeriomenko

Из нашей православной гимназии как раз много атеистов в итоге и выходит.

Ежик

Не знаю. Мы долго обдумывали этот вопрос и ответ не казался (и не кажется сейчас) однозначным.
Но пока я довольна и школой в целом и преподаванием Закона Божьего в частности.

olgayeriomenko

Не исключаю, что это именно особенность данной гимназии. (Я про нашу)

гость

Откуда у вас такие сведения, вы лично занимались изучением статистики, откуда берутся атеисты, и сколько их выходит из простых школ и из православных? Из вашей православной гимназии т.е. вы ею руководите? Или что ваш ребенок стал там атеистом, хватит уже пересказывать глупые сплетни.

Ежик

Как появляется активный защитник чего-то православного,жди грубости.
Что за странность?

Лилия Малахова

Давно замечено: как только подпись "смиренный раб Божий", так жди какой-нибудь гадости. 🙂

Jasmine

Моя бабушка родилась задолго до революции, и у них в школе преподавал "Закон Божий" священник. Как это было в те времена. До сих пор фотография осталась. Этой фотографии около 100 лет. Бабушка всю жизнь была верующим человеком. Все очень будет зависеть от того, кто преподает. Не обязательно, чтобы это был священник. Хотя по моим наблюдением у священников это получается лучше. Я думаю о многом из нашей истории, и истории христианства нашим детям было бы интересно и полезно послушать.

Liebe

Очень важная тема. Тоже с этим сталкивалась, когда преподавала в воскресной. Но, опять же, всё упирается в семью. У нас детей из воцерковлённой среды было очень мало. Причем такие родители воспринимали воскресную как некое учреждение доп.образрвания, бесплатное и позволяющее освободить себе время в выходной. Редкие начинали воцеркрвляться (параллельно с детским курсом шли занятия для родителей,но и там основными участниками были воцерковлённые мамы и бабушки)… Поэтому когда на Рождество или на Вербное воскресенье мы вдруг видели таких выпускников в храме,то всё — таки радовались. А с воцерковлённой семьи на самом деле другой спрос, и "формы благочестия" должны наполнятся духовным содержанием, а… Читать далее »

Лилия Малахова

Точно-точно. Дополнительное место, куда можно спихнуть детей на выходные. Тоже с этим сталкивалась. Не у всех, но процентов 60% в нашей ВШ было. А когда я попросила детей принести на следующее занятие краски и альбомы, от родителей потекла река претензий и возмущения: Это же ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА! У вас все должно быть бесплатно! И еще вы должны чаепития устраивать для наших детей, и поездки всякие (тоже бесплатно), и подарки на Рождество дарить. Кстати, самые массовые посещения были именно в те дни, на которые было назначено чаепитие — приходили все. На занятия никого, чайку попить — толпа народу. И за все время… Читать далее »

Елена

Да, всё это так, к сожалению…слона-то я и не приметил, как говорится… Конечно, с детьми надо разговаривать на нравственные темы, объяснять притчи, читать жития святых и Евангелие…но и это не даст 100% гарантии глубины и осознанного детского восприятия веры. Уповаю на личную Встречу, на Божественное вмешательство в жизнь конкретного ребёнка. Пока мы делаем всё, что зависит от нас — напитываем их благодатью, забрасываем зёрнышки…а уж что прорастёт, нам не дано предугадать. Очень сложная тема. Жду переходного возраста своих детей с большим волнением, но и с упованием на помощь Божию. Вижу примеры спокойно и благополучно пережитого переходного возраста детей наших прихожан… Читать далее »

Ежик

Да…и я жду переходного возраста с большим волнением…Тем более,чисто физиологически они вступают в него рано.
С другой стороны,если считать "переходным" 12-15,то я не очень боюсь. А вот 17-19-21,время тесного общения с противоположным полом,самостоятельности,выбора профессии боюсь гораздо больше.

Jasmine

я тоже переживаю, но что поделаешь. Боишься в основном неизвестности)).

olgayeriomenko

По-моему Вы очень строги к детям 10-11 лет. Лично меня в бытность повального увлечения реформаторскими учениями уберегли именно бабушкины куличи и жаворонки.
Именно поэтому мой ребенок не пойдет, наверное, в воскресную школу: мать сама интуитивно чувствует, что надо его душе.

Кстати, если бы могла, написала бы статью (опять феномен "Матрон" — вчера думала) о Масленице без блинов и оладий ((( Это про меня: до сих пор на ГВ, аллергик. Попытаюсь отыскать в этом промысел Божий.

Liebe

Я вот тоже думаю, отдавать ли в будущем в воскресную… Хотя школа школе рознь,как всем известно: лично знаю три разных варианта, и в содержании обучения и в педагогах))
Но о духовной стороне на доступном уровне надо даже с малышами говорить. Как-то так)
З.Ы. сочувствую с ГВ и аллергией у малыша ((( У нас та же картина,я уже забыла вкус молочных продуктов и пирожных! А так хочется… Хорошо хоть на черный шоколад не выдает реакции.)))

Елизавета Правикова

Да я ж совсем не против куличей и жаворонков, просто надо как-то постепенно это отодвигать на второй план. И я напротив, совсем не строга, я даже их оправдываю тем, что родители не озаботились. Скорее я строга к родителям 🙂 я и сама такой не шибко-то родитель, увы… 🙁

olgayeriomenko

Елизавета, строги в том плане, что в этом возрасте ребенок еще не воспринимает серьезные материи так, как нам того хочется. "Лето господне" написано от имени 9-10 летнего мальчика. Ребенок воспринимает все образно.

Лилия Малахова

Да я тоже думаю, что догматика в таком возрасте по боку. У них образы, действия: как ходили яблоки освящать, как куличи освящали, как Рождество праздновали.

Татьяна123

Я думаю, это просто тоска по патриархальному быту. У нас батюшка, лет 45. На своей страничке постоянно размещает фото куличей, девчушек в платочках, благообразных дедушек, вербочек, и прочее, с разными православными подписями.
Другой священник, ему уже 60. каждое Рождество вспоминает, как в детстве ходил на колядки. Так что, всё от взрослых идёт.

Φωτη

Тема детей в церкви — это наверное таже тема из серии — мой ребенок великий спортсмен, художник , музыкант… верующий. Тоже когда-то приходилось работать в воскресной школе , все детки были умные, любознательные, но ,по моим наблюдениям, только одна девочка понимала и искренне верила в христианство, сирота, с бабушкой жила, помню ее до сих пор рыженькая с канапушками и такой глубокий взгляд. . Здесь в Греции не освящают еду, но Пасха для большинства — жарить барана или козу, это так важно , что даже с кризисом все жарят животных. Мой сын вчера на вопрос в школе, что жарит каштанщик (каштаны… Читать далее »

Nata.

А маленький — это как? — мой в 6-летнем возрасте уже вполне осознано пересказывал Евангелие и основные сюжеты Ветхого завета. Конечно по детской Библии, но тем не менее. Ее читать ему я начала где-то лет с трех, у нас несколько изданий, посложнее и попроще. Он слушал с удовольствием и даже просил почитать. В чем здесь насилие, мне непонятно.

Φωτη

Ответ для Nata. Нельзя считать , что все дети одинаковые, мой ребенок не воспринимает святое Писание, не буду же я его насильно пичкать.

Катя

Мне кажется, что христианская церковь-это не совсем Ваше, да, да — именно не совсем… Если человек истинно принимает веру, он положит все усилия для того, что бы убедить в этом свое чадо… Уважать выбор конечно стоит, да… Но ведь это не выбор стиля одежды, профессии, супруга… Наша вера -это смыслообразущий стержень нашей жизни, и так деликатно изначально говорить "я буду уважать твой выбор", это же не хобби… Как раз задача родителя и посееть это зерно в душе ребенка… Мне думается так.

Φωτη

Катя, я — православная христианка , ни перед кем не скрываю свою веру , но и загонять — так же считаю неправильно. Я прилагаю все усилия , но по своему. "я буду уважать твой выбор" — потому что есть свобода выбора, много раз видела, как очень веруюшие загоняют детей ко Христу — они им не дают выбора — эти дети становятся атеистами! Я не написала, что 6-летнему ребенку я это так говорю, просто показываю , что он свободен — это очень важно. "Как раз задача родителя и посееть это зерно в душе ребенка." — согласна абсолютно, я это делаю .

Самое горькое, что такие взрослые (с усиленным обрядоверием) тоже не редкость…

Гоблинище

Нам и в детской воскресной школе объясняли достаточно сложные вещи, а лет в 11 я стала ходить с мамой во взрослую, так там объясняли догматы, их смысл, формулировки, все эти "неслиянно нераздельно неразлучно неизменно". Не скажу, что все это понимала прям вот так с ходу, но открывалась какая-то глубина, это точно. И вот некоторые вещи до сих пор помню, а прошло уже 16 лет )))))

Аля

Может немного не в тему, но я, закончив филологический факультет, прочитав текстыи на древне-русском, и на старославянском, в общем-то мало чего из богослужения понимаю. Не думаю, что дети и большинство взрослых понимают больше. Я в этом смысле за подход протестантов. Библию же на русском можно читать, почему богослужения на русском нельзя.

olgayeriomenko

Насчет богослужений промолчу, не знаю. Но хотя бы в домашней молитве использовать родной язык. Например, молитва пр. Андрея Сирина трогает до глубины души, потому что звучит на русском и старославянском почти одинаково.А вот другие молитвы "на тя бо уповахом" — идут мимо, хотя и знаю перевод.

Татьяна123

А что за молитва пр. Андрея Сирина?

Jasmine

))

Jasmine

но ведь же старославянский — это родной для нас язык. Это язык на котором говорили наши предки. Это же не немецкий, или французский….

Гоблинище

Старославянский красивее )) в переводе некоторые молитвы вообще теряются. Не знаю, наверное это очень индивидуально, но я тесты служб понимаю и могу объяснить даже — может, не все и не всегда все правильно, но все же ))

Екатерина

Вот аналогично. Прочитала текст, параллельный перевод — и в целом понимаю все. Хотя филологический факультет не заканчивала.
И что я уж точно понимаю — что очень многое потеряется при переводе на русский. Как и при любом переводе всегда очень многое теряется.

Maria_Francesca

Можно сочетать. Иногда бывает так, что понять можешь, но все силы уходят на понимание. Или на правильное выговаривание. Я считаю, что было бы разумно иметь разные варианты и возможность выбора.

olgayeriomenko

я понимаю, но правило на "вычитываю". Канон Андрея Критского (скоро уже) в русском переводе близок и понятен. А на старославянском — понимаю, но душа молчит.

Гоблинище

Видите, это точно все индивидуально. У меня душа молчит, когда на русский переведено

Галина

Образование не имеет никакого значения.Просто нужно чаще ходить на богослужение,можно с текстом,непонятные слова в словаре.Я обошлась без всего, только ходила на службы, оно само запоминается и становится понятным.Самостоятельно научилась читать на церковно-славянском.Толь ко после этого оценила и поняла красоту этого языка.Особенно при чтении Псалтири.Большое значение имеет желание,а Господь поможет.

Nata.

Я с техническим образованием, но тем не менее с ЦС языком разобралась. И со Всенощной, и с Литургией. Читаю на ЦС Псалтырь, Евангелие и молитвослов также. Никакой проблемы его освоить для современного вполне грамотного человека я не вижу. Только немного времени и желания и все.

Jasmine

Все верно. Время и желание. Люди даже на иностранных языках начинают понимать службу, а уж на ЦС тем более. И потом можно же задать вопрос священнику, если какие-то слова непонятные встречаются. А в сербскую церковь придешь и слышишь тот же церковный язык. Очень радует.

Maria_Francesca

Насчет детей не знаю, но встречала кучу таких взрослых. Думаю, у них и дети такие же, чему родители научили, то и знают. Как бы им не остаться на всю жизнь духовными младенцами.

ольга н

Да, темы вроде " окрапиши мя супом" в разных вариантах. Но я за сохранение церковно- словянского как языка молитвы. А про детей, думаю, не совсем от возраста зависит, а от динамики личностного роста, самосознания. Есть дефицит хороших учителей З.Б., вообщем, скучновато как то. Наверно, все же семья отвечает за духовность. А если мама только воцерковленная, а еще малыши в доме. Я вот ищу, что старший может сам прочесть, в том числе детское Евангелие, и даю перед праздником читать.

Ой, а вот про "окрапиши мя супом" я ещё не слышала!

Nata.

Мой сын в 3 года изрек "хлеб наш насущный дай нам съесть!"

Dusineya

И на правмире было еще про "Я крокодила перед Тобою"..)

Похожие статьи