За последние 25 лет, то есть по сравнению с последними советскими временами, резко снизились конкурсы на инструментальные отделения в музыкальных училищах и в консерватории. Особенно это показательно в отношении фортепиано, куда конкурс был всегда завидный. Училище, которое традиционно профильно готовит абитуриентов в консерваторию, на подготовительные курсы не может набрать даже 8 человек. Конкурс на фортепианное отделение с 8-10 человек на место в начале 90-х упал до 1,5 человек. Говорят, мол, восемь-то человек мы набрали, но лучше бы мы набрали только шесть.

То же самое или еще хуже — для других инструментов. В консерватории из 20 имеющихся мест по классу фортепиано на курсе только 5 занято русскими студентами, остальные — иностранцы. Не потому, что им приоритет, а потому что русские не идут. Желающих стать исполнителями среди русских — минимально. Исключение, разумеется, составляет вокал — тут конкурс велик, как никогда. Число учащихся, «доживающих» до конца музыкальных школ и получающих диплом, так же катастрофично.

Что же случилось? Или снова «Путин в этом виноват»?

А ничего не случилось. Коренное изменение в подходе к домашнему воспитанию в семьях интеллигенции разрушило саму возможность профессионально обучать ребенка игре на инструменте. Детей больше ни к чему не понуждают и ничего делать не заставляют. Мнение ребенка, воспитание так называемой «свободной личности»: «я хочу» и «я не хочу», «мне нравится» и «мне не нравится» — вот определяющие вещи, которыми руководствуются современные родители. И если в школе, «на шару», это еще проходит, то при индивидуальном образовании, когда схалявить невозможно, как в случае с обучением игре на инструменте, когда ребенок с педагогом один на один, да еще и при огромном количестве нудных, неинтересных, монотонных домашних занятий, всегда сопряженных и с личным участием мамы, и с обязательным принуждением к таким занятиям, тут современные подходы к воспитанию берут верх, и ребенок бросает заниматься.

Мамы начинают и выигрывают. Проигрывают навыки принуждать себя к труду, к послушанию, в конце концов. В итоге проигрывает профессионализм и, между прочим, культура, на жалкое положение которой те же самые мамы сетуют. В итоге, мне кажется, проигрывают так горячо любимые ими дети. Они не становятся теми, кем могли бы стать. То есть понятно, что кто-то все же выходит в люди. Но Великой Музыкальной Державой Россия не будет уже никогда. Это так.

Не выходит музыканта без принуждения к труду. И Чайковского заставляли музыкой заниматься. И Спивакова не пускали в футбол играть.

Илья Забежинский

Источник: Блог автора в фейсбуке

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Natalya Natalya

А потому что взрослых надо брать. Ведь слушателем все равно сколько исполнителю лет, 5 или 105.

Бррр. Вот зачем я буду заставлять своего сына, если он не хочет? Он не хочет, я не хочу. Это же не садо-мазо… Автор хочет — пусть заставляет, а не пытается навязать чувство вины аудитории.

Ольга Алексеева

Разумное принуждение должно быть. Но там, где есть желание и способности.

elena_d

Принуждение к труду (если мы о доп.образовании) должно быть в той области, к которой у ребенка есть и способности, и интерес. Т.к. не бывает такого, что даже интересное занятие — увлекательно всегда. Во всем бывают периоды подъема и периоды спада, и вот именно в такой период спада — но обязательно в сфере интересов ребенка — нужно и поддерживать, и уговаривать, и понуждать иногда (ИМХО). Но зачем всех поголовно запихивать в музыкалку — мне непонятно. Даже если есть способности, но просто нет интереса, в чем смысл такого насилия? Есть масса других занятий, которые можно предложить ребенку. Не обязательно всех под одну… Читать далее »

Автор забыл, кажется, что Марину Цветаеву мать заставляла сидеть за пианино. Мать была хорошей пианисткой, обожала музыку. А у дочери талант в другом. Нравится музыка, есть способности — садись за инструмент сам, глядишь и дети подтянутся. Не подтянутся, значит это не их, а их — другое. А детей силой заставлять — это чаще всего убить в зародыше любовь к тому, к чему пытаются приохотить

У нас недалеко от дома женщина на скрипке играет в подземном переходе. Красиво так играет. Я в музыкалку если и отдам, то только чтобы было куда энергию девать ребенку. Потому что вот вся суть музыкального образования — петь на свадьбах и играть в переходе на скрипке. Большего можно добиться, только если ты сын Чайковского. Ну или Галкина хотя бы.

Natalya Natalya

Необязательно, можно в оркестре. У меня сестра просто считает счастьем умение играть на пианино.

Natalya Natalya

Кстати не будет музыкантов в том числе потому, что ребенка в музыкалку надо ВОДИТЬ, ну и еще ПОКУПАТЬ инструмент. У нас в городе музыкалка в старой части города, где почти никто не живет. Весь народ живет в спальном районе города, это полчаса транпортом. Если ребенка некому водить, то он и не ходит в музыкалку, будь он хоть безумно талантлив. Вот если бы музыкалку построили в спальнике… Только группа ПИК чота не хочет))) Ну и единой России тоже видать не надо.

У нас музыкалка в городе, даже недалеко от нас. Но покупать инструмент — это да. Какая-нибудь домра профессиональная стоит дороже, чем подержанная машина моего мужа. Лучше я ребенка на юга свожу, чем потрачу столько денег на призрачное будущее с игрой в оркестре.

Насчёт мест в консерваторию и училище: полнейшая дезинформация. Я поступила в консерваторию на фортепианный факультет в 2001, конкурс был 3,5 человека на место, поступили 38. С тех пор ситуация кардинально не менялась. 38 пианистов каждый год, зачем столько?? Куда их девать потом? Знаменитыми или хотя бы востребованными исполнителями становятся 0,1% от выпуска. Остальные идут преподами в ДМШ, взращивать новых преподов ДМШ… Порочный круг, не находите?)) Система гос.музыкалок заточена на добротное профессиональное обучение, но она совершенно устаревшая: муштра, отсутствие индивидуального подхода, отсутствие уважения к личности ученика, программы под копирку. Какое может быть желание заниматься, если тебе дают пьесы, от которых тошнит?… Читать далее »

Вот полностью согласна. В начальной группе музыкальной школы при Гнесинке, куда год честно отходил мой 6-летний на ту пору племянник, ВСЕ мамы хором стенали, что детей за инструмент не усадишь, и играть не заставишь, и только ОДНА (!) смущенно говорила, что у нее тоже проблема, но ровно обратная: девочка бежит к инструменту, едва проснувшись, и ее надо как-то от него оторвать, чтоб одеть-накормить-вывести погулять. Удивительно ли, что по итогам экзамена в конце года (который все дети сдали, само собой!) преподавательница честно сказала, что этой барышне следует продолжать занятия, а всем остальным родителям посоветовала не мучить детей.

Ключевое: «при огромном количестве нудных, неинтересных, монотонных домашних занятий, всегда сопряженных и с личным участием мамы, и с обязательным принуждением к таким занятиям». Любое нудное занятие не только можно, но и нужно делать интересным. Если педагог не старается увлечь ребёнка именно самим процессом, самим трудом, если он не прикладывает все усилия, чтобы труд был в радость — то на мыло такого преподавателя. И правильно, что дети не хотят это делать. Смысл тратить драгоценные силы и энергию на то, что тебе ненавистно? Послушание — это не добродетель, а всего лишь отличное качество для адепта хорошо управляемого стада. Поэтому «Великой музыкальной державой»… Читать далее »

Ksaniya

Интересно, а почему надо непременно слыть «великой державой»? И, желательно, за чужой счет. То одному батюшке неймется, свои дочек повыучил, а чужих давай сразу после школы в размножение гнать. А то, дескать, не быть вам великой державой. Теперь-вот, дама успокоиться не может. Представляете, детей никто по пальцам не лупит, ночевать за инструментом не заставляет… ах, пропала слава России. А она вам такая слава нужна? Во времена моего детства поступить в музыкалку без блата было из области фантастики. Потому как в городке две музыкалки: в одну брали только с городской пропиской (потому как городская), в другую — всех (районная). И считалось,… Читать далее »

Ксания, вот про «великую державу» просто не в бровь, а в глаз. По-моему, самое величественное величие любой державы — это качество жизни ее граждан, а не все вот эти «нас все боялись», «было много великих и знаменитых», «мы делаем ракеты» и тд. Но беда в том, что качество жизни это очень конкретные вещи, которые стоят денег, а абстрактное величие это что-то типа золотого века, в котором никто не жил и никто не знает, что это. Поэтому даешь больше лозунгов и вперед. И еще беда, что абстрактные вещи в теории всегда заманчивее конкретных. Слава — звучит-то как! Вроде и незачем думать,… Читать далее »

И да, хочется ответить — кому надо славы и величия и всего такого — ну стань сам Римским-Корсаковым или Бетховеном. Можно подумать, что если дети толпой повалят в музыкалки, прибудет гениев. Максимум прибудет музыкально образованных людей. Это хорошо и полезно и здорово, но надо сообразовываться со средствами. Поэтому меньше пафоса, правда )))))

В музыкалку детей водят не столько для последующей игры в оркестре или повторения карьеры Дениса Мацуева,а для умения концентрироваться на занятии. Особенно это касается детей возбудимых,которые постоянно отвлекаются на уроках и дома. Для которых написать абзац текста — сложная задача. Игра на инструменте двумя руками,прежде всего фортепиано и гитара,для левшей способ уравновесить работу полушарий мозга.
Почитайте психологов.
Поездка на море это прекрасно. Но не решает многих учебных задач.
Подержаная домра по цене машины-можно найти дешевле. На первых порах и «дрова» сгодятся.
И научно показанный факт,что дети часто слушавшие фортепиано,имеют более развитый интеллект,чем другие дети.

Ksaniya

Умение концентрироваться можно достичь и другими методами, не ломая психику ребенка ежедневными скандалами, битьем по пальцам и спине, повторение пьнс с перекладыванием спичек из коробка в коробок… и чем там еще славна советская музыкальная педагогика. А слушать фортепиано можно и на концетрах или в записи, хорошре инструменты и хороших исполнителей. Не думаю, что под пользой слушания фортепиано имелись в виду «дрова» стоящие в провинциальных музшколах.

В случае повышенной возбудимости современные врачи рекомендуют другие занятия, например ушу :-). У нас в детской группе был такой мальчик, проблемы были настолько серьезные, что родителям пришлось искать частную школу с особым подходом, в общеобразовательной он учиться не мог. Гибкий, быстрый, нестандартно мыслящий, вообще талантливый парень, ушу ему нравилось. Результат был прекрасен: научился следовать дисциплине, гипервозбудимость со временем ушла, сохранил психику, живость реакции, интерес к жизни. Выиграл кучу соревнований самых разных уровней, успешно закончил школу.

Похожие статьи