Через неделю начинается учебный год. Миллионы родителей в панике готовятся к этому волнующему событию. Образование – это важно.

Наваждение. Ничем другим я не могу объяснить истерику родителей из-за обучения детей. Мы очень нервные. Нас очень волнует будущее наших чад. В школе от нас не зависит почти ничего. Мы отдаем утлые челны надежд посторонним людям. Для которых наши дети – просто работа.

Через месяц после начала учебного года начнется кипение страстей в родительских чатах. День учителя – первая проверка на прочность нового социума. Языческий обряд приношения жертв неумолимому и переменчивому в своей жестокосердности божеству – покорные детишки несут букеты и конфеты. Однажды я попробовала вклиниться в поток поклонников с воплем «одумайтесь, давайте сэкономим». Последний раз таким несовершенным человеком я чувствовала себя в седьмом классе, когда меня травили в хорошей московской школе.

Школьные годы чудесные совсем не чудесны. Учиться по программе неинтересно и многое из того, что мы должны изучать в школе, не приносит нам (и нашим детям тоже) радости. Учить что-то из-за внешнего принуждения – лучший способ возненавидеть сам процесс учебы. Как следовать школьной программе и не потерять любознательность?

Школа вообще не про любознательность и развитие. Школа – часть системы по воспроизводству трудовых ресурсов. Государство оплачивает и контролирует образование граждан настолько, насколько государству необходимо. Слишком умные и слишком творческие люди, если их будет большинство, не нужны экономике. Кем они будут работать? Незначительная нужда в таких трудовых ресурсах восполняется самородками и детьми элиты, которые получают дополнительное образование или образование за рубежом.

Поэтому школа выполняет ровно свою функцию. Функцию инкубатора для будущих экономически активных членов общества. Для этого бесплатное образование и было придумано. Не для воспитания духовности или развития всесторонних талантов наших детушек. Политика занятости, зачем ты такая рациональная.

Сама я на стороне родителей, которые ищут хорошую школу. Пять лет я вожу детей в другой район, хотя из моего окна видно среднее учебное заведение, в которое можно дойти за три минуты. Несмотря на унификацию программ и требований, все равно сохраняется люфт в методиках. Иногда и в сильной школе могут быть более слабые учителя. Хороший учитель нечасто вписывается в крепкий педагогический коллектив, слишком выделяется. А школа берет очки за счет культмассовых мероприятий и нескольких одаренных учеников, с которыми занимаются репетиторы. За деньги родителей.

Для себя я вывела критерий оценки школы: требовательность к ученикам. Дети должны немножко постанывать, но справляться преимущественно сами. Совместные проекты и прочая показательная дребедень не должны отбирать у меня много времени. Но и не должны проходить по принципу «только отстаньте». Я очень умеренный человек. И считаю, что образование ребенок получает в семье. Имею в виду не домашнюю форму обучения.

Дети учатся, глядя на нас, родителей. Если родитель не может похвастаться уверенной карьерой или социальным успехом, то приводить в пример себя нет смысла. Как и назидать. Если родитель не читает книги и не учится сам, как он может продвигать идею чтения и обучения? Если родитель – человек милый и мягкий, как он может требовать жесткой дисциплины и режима? Что делать тем, кто не достиг впечатляющих успехов, не читает книг и не может похвастаться железной волей? Я в таких условиях самоуничижаюсь. Может, у вас есть лучшее решение.

Воспитание и образование нужны родителям, а не школе. Школе нужна отчетность. Базовое противоречие, с которым бессмысленно воевать и спорить. Можно сэкономить эту энергию и направить на детей. Пойти с ними в парк и поговорить о природе. О смене времен года, о биоценозах, о силе притяжения, вращении планет и первой космической скорости. Послушать ветер и вспомнить про циклоны, антициклоны, атмосферу, почитать на память пару-тройку стихов и сымпровизировать небольшую постановку мифа о Персефоне.

Но чу! Кажется, в интернете кто-то снова неправ. В конце концов, для циклонов есть учитель географии.

Фото: Елизавета Бузова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Фотограф и журналист, мама четырех детей, живет в Москве.

Другие статьи автора
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные

Не вполне так. Уверенной карьеры и социального успеха у меня нет, но образование высшее, законченная аспирантура и написанный дисер. Защитить осталось 🙂 так мне как бы нечего предъявить детям как показатель успеха, но читать люблю и интересно многое. Не все сводится к внешним показателям

Похожие статьи