Первые летние купания сохранились в моей памяти как самые замечательные мероприятия. Отчётливо помню, что прогретая июньская вода ласково обнимала и несла. Она нянчила и забавляла: показывала то стайку рыб, то ярко-синюю стрекозу, а то доносила аромат прибрежных кувшинок, сам запах которых был похож на дуновение ветерка. Теперь я почему-то не испытываю того щемящего восторга от плавания: видимо, воспитывая своих детей, окончательно перестала мечтать о покое и примирилась с невозможностью вернуться в материнское чрево.

Рождаясь, мы все плакали о потере тепла и покоя, мерного покачивания, постоянного биения рядом самого родного сердца. Но всему своё время, и вот чьи-то заботливые руки принимают кричащего младенца. Сколько их ещё будет, этих рук, сколько открытий и, конечно, слёз…

С рождения человек ценит удобства. Ребёнок не будет лежать мокрым, не промолчит, что голоден, не откажется побыть у матери в объятьях. И вот ещё одно серьёзное препятствие малыш преодолевает, переходя на твёрдую пищу. Он удивляется, выталкивает языком ложку и плюётся, но мы и не думаем, что кормить его ещё чем-то кроме молока не нужно. Кроме того, многие кормящие матери испытывают раздражение от частых прикладываний подросшего младенца, а после прекращения грудного вскармливания отмечают всплеск исследовательской активности ребёнка и прорыв в его развитии.

Так и проходит второй в жизни проблемный урок.

Дальше — сложнее. И мы стараемся не оставлять в жизни детей места трудностям. Родители часто в силах ждать, пока ребёнок сам справится с одеванием, и не могут не акцентировать внимание на несовершенствах выполненной им работы. Мы бросаемся на помощь в борьбе с пуговицами и застёжками, отнимаем тряпочку, которой малыш «только размазывает грязь» или демонстративно перемываем посуду, перестилаем постель и перетряхиваем портфель.

В. М. Васнецова «Царевна-лягушка»

В. М. Васнецова «Царевна-лягушка»

Мы и сами не видим пользы в преодолении каких-либо сложностей в своей жизни. А жаль. У нас сложилось такое отношение к новым навыкам, будто время их приобретения равно времени обучения в школе и профессиональном учебном заведении. До семи лет — рано, после получения диплома — ни к чему. Именно такое отношение может превратить любую сложную жизненную ситуацию в катастрофу. Новые требования на работе, кризис семейных отношений или какое-либо другое нарушение любовно разработанных планов, вместо того чтобы заставить нас переоценить и инвентаризировать свои установки, оказываются непреодолимым препятствием. А тем временем, любая потерянная возможность лишь открывает где-то новую дверь, часто гораздо лучше прежней. Вы будете смеяться, но сказка на эту тему тоже есть.

Запустил однажды Иван-царевич стрелу, чтоб узнать, где невеста его живёт. Но то ли перед этим важным делом не помолился, то ли карту местности не изучил. Словом, повезло ему крупно, и полетела стрела далеко-далеко — в болото. И поймало его стрелу диво дивное — лягушка. Вот это да! Но делать нечего, взял царевич лягушку и понёс царю-батюшке показывать. Так, мол, и так, докладывает сын отцу, вели ещё раз счастья пытать.

Посмотрел царь на грязные-прегрязные сапоги царевича, на его мокрый кафтан и лицо перепачканное и говорит, дескать, нет, годится тебе и такая невеста. Дела! Судя по всему, впал Иван в чёрную печаль после венчания с лягушкой, поскольку ни разу не увидел, как жена его, лягушка болотная, царские задания выполняла. А меж тем и хлеб, и рубашка, и ковёр пестротканый, лягушкой посланные, царю-батюшке пришлись по душе более хлебов, рубашек и ковров остальных невесток. Но и после всех чудес не унялся Иван царевич: взял да и сжёг шкурку лягушиную, чтоб, значит, совсем утвердиться на месте нежданно счастливого мужа. Поторопил события, не смирился, не утерпел! Впрочем, всё кончилось хорошо, ведь парнем он был смелым: не закручинился и жену свою у Кощея отвоевал.

Не поленимся и мы, сделаем себе лягушку-красавицу, пусть она будет напоминанием, как важно уметь жить, не пасуя перед трудностями.

6 (1)

Прежде всего нам потребуются ножницы и альбомный лист бумаги. Итак, складываем лист пополам, надрезаем его чуть выше середины и отгибаем получившиеся углы в стороны. Это будущий рот лягушки.

1 (2)

Далее делаем надрез посередине верхнего отогнутого угла и так же выполняем сгибы. Получатся прорези глаз.

2 (2)

Теперь необходимо расправить заготовку и вывернуть сложенные части листа таким образом, чтобы получилась лягушка.

3 (2)

 

4 (2)

В завершение работы можно раскрасить объёмную картинку по своему усмотрению, а снизу приклеить лист цветной бумаги — он будет обложкой. Всё, Царевна-лягушка готова!

5

Не думал, не гадал Иван царевич, что, вступая в столь неравный брак, он обретёт дом — полную чашу и жену-красавицу, но прошло совсем немного времени, и он с улыбкой вспоминал своё малодушие.

Обратимся к педагогическим наблюдениям. Судя по тому, какой успех имеет у детей проблемное обучение, когда педагог задаёт вопрос, а потом находит ответ с помощью класса, дети очень любят нестандартные задачи и творчески подходят к решению разного рода проблем. А знания, приобретённые в конце совместно пройденного исследовательского маршрута, наиболее ценны и прочны. И, наверное, это соответствует духу времени. Новые технологии, захлестнувшие человечество с середины прошлого века, заставляют осваивать всё новые и новые возможности тогда, когда мы, казалось бы, уже выходим из возраста школяров. Как никогда стало актуально сохранение способности обучаться.

Но вернусь к началу своих рассуждений. Однажды учёные задались вопросом: будет ли счастлив человек, если создать для него среду, близкую к внутриутробному пребыванию? Испытуемого поместили в воду, зафиксировали на поверхности так, чтобы он мог дышать, и лишили какой-либо агрессивной информации — создали тишину, комфортную температуру и приглушили свет. Оказалось, что время расслабления для утомившегося от суеты человека довольно скоро сменилось всё более усугубляющимся беспокойством и информационным голодом. Когда у тестируемого начались галлюцинации, эксперимент пришлось прервать.

А значит, дети рождаются не для того, чтобы снова попасть в тепличную среду. Человеческая личность развивается подобно пшеничному колосу: для роста тут нужны и солнце, и дождь, и ветер, и смена температуры. И это очень хорошо.

Заглавная картина: Геннадий Спирин

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Дочь, жена, мама, подруга, кума.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гостья

Замечательно написано! Спасибо!

Татьяна

Спасибо большое, Кира!
всегда с удовольствием читаю ваши статьи. Никогда не смотрела на сказку о лягушке-царевне как на рассказ о том, как из лимона получается лимонад. Спасибо за новый взгляд.

лиза гессен

Кира, спасибо! Как всегда, глубокий философский смысл и замечательная аппликация. Согласна с каждым словом о том, как мы вредим ребенку, пытаясь устранить все жизненные трудности на пути нашего дитяти, а в итоге получаем инфантильное существо и горестно недоумеваем. Интересно, так получается с единственным ребенком, или шанс все-таки есть и у малодетных?

Шанс есть у всех! И набаловать в том числе)) Мы, например, очень благодарны первой учительнице нашего старшего сына. Именно она сказала, чтоб мы ни в коем случае не застилали постель, не проверяли портфель первоклассника и не вешали его одежду в шкаф, а приучали сына всё это делать самостоятельно. Было так страшно, но я поверила опытному педагогу и отпустила парня. А ведь у меня тем временем было уже трое детей, и всё равно я была готова выполнять за старшего всю эту работу.

лиза гессен

Спасибо Вам за ответ, вероятно мой вопрос звучал несвоевременно, ибо дочь выросла, уже 18 лет. Анализирую проделанный путь и ошибки. Очень интересны статьи о воспитании, работаю преподавателем дошколят.Благодарна за Ваши интересные статьи.

Кира

Мне тоже очень понравилось!

Litsareva Elena

А мне название очень понравилось)

Анна1982

Спасибо большое! Мне еще вот кажется, что демонстративно перемывая за ребенком посуду, отпарывая пришитую им пуговицу и пришивая заново и т.д., мы отнимаем у него веру в себя и собственную ценность, обесцениваем его усилия, показываем ему, что он для нас никто. Да мало ли что он может подумать! На Правмире прочитала в одной из статей о 1 сентябрьских цветах очень печальный пример: ребенок растил для учительницы астру — САМ! А потом увидел ее выброшенной в помойку. Не поступаем ли мы так же и с ребенком — выбрасываем на помойку его любовь к нам, которая побудила его подмести комнату, помыть посуду,… Читать далее »

Спасибо вам, читатели, за тёплые отзывы!

Ежик

А меня больше впечатлило не про детей,о которых уже написано-переписано,а о взрослых. О том,что надо поддерживать боевой дух в том возрасте,когда уже формальное ученичество закончилось. И еще хочу сказать.что мир стал очень динамичным,и чтобы как-то соответствовать,постоянно надо чему-то учится. Но сравнению с 20-летней давностью жизнью. А часто не хочется,лень напрягаться,хочется старой рутины…
Ляга классная,обязательно сделаем.

Похожие статьи