Рисуем рукавицу Кира Салимова 24.02.2014 Дети 5 Ехал мужик с горшками и один потерял. Впрочем, нет, о горшке сказочка уже была… Но на наше счастье мужик был растяпой и обронил по пути ещё и рукавицу. Обычную меховую рукавицу. Правда, жалел мужик о ней недолго, потому как и зима кончалась, и вещь была уже совсем ветхая. Итак, ехал мужик по лесу, подгоняя лошадку, да раскраснелся, раззадорился – к тому же погода совсем не морозная была. Вот снял мужик рукавицы, да одну и обронил. Мужицкая рукавица – вещь добротная: тёплая, большая. Начали к ней подбираться всякие зверушки. Сначала Мышка, потом Лягушка… Зайчик прискакал, Лисичка прибежала, Волчок притрусил. Вариантов сказки сохранилось много, и из них видно, что зверушки какое-то время жили мирно. Справлялись. Но все они были разными: того и гляди, Лисичка обидит Зайчика или Волчок ночью всем спать не даст; тут догляд был нужен. И присмотреть тоже было кому: бурый Миша, Михайло Потапыч, ходил и издали наблюдал за странным общежитием. Мишка был царём леса, так что право имел и делом занимался своим. А дел у Михайлы было много: сломанные осенним ветром ветки к весне убирать, кусты малины вовремя рассаживать да не разрешать кабанам-хулиганам земляничные поляны перепахивать. А теперь и за разношёрстными соседями следить приходилось. И тревожился Мишка не зря. Однажды Заяц заметил, как Лиса припрятала себе часть рыбки, которая на всех была вырублена Волчком из замёрзшего лесного озера. И давай Заяц её ругать, а Лиса перешла на личности и назвала Зайца косым. Что тут началось! Мышка под стол забилась, Лягушка раздулась и стала квакать, точно пришло лето, Волчок завыл, а Заяц от испуга чуть не прогрыз дырку в самом дальнем уголке рукавицы. Михайло Потапыч ползимы не отдыхал, поэтому долго разбираться не стал: пришёл, да и завершил рассказ о чудесной площадке молодняка. Все мы помним его последнюю фразу: «А я вам всем пригнётыш!» Тут и сказочке конец. Жаль, что не дружат теперь мышки и лисички, зайчики и волчки. А лягушки и вовсе от своих водоёмов стараются не отдаляться. Хорошо ли вышло? Ох, не очень. Сидит каждый зайчик под своим кустом и дрожит от страха: боязно одному-то жить в лесу! Волк воет ночами на луну, а мышка роет бесконечные ходы под землёй, чтобы защититься от хищников. Но давайте изобразим картинку отрадную, нарисуем нашу рукавичку, полную дружных и радостных жильцов. Работать сегодня будем цветными карандашами. Возьмём обычный альбомный лист и обведём руку художника. Теперь пусть он рисует рукавицу таким образом, чтобы манжета была просторной: из неё будут выглядывать герои нашей сказки: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волчок и Михайло Потапыч. Рукавичку можно «оборудовать» как избушку: нарисовать окошки, печную трубу и дым из трубы. Сказка эта нам знакома не только в прямом её смысле, из детских книжек, но и в переносном, житейском. Усталые взрослые только и делают, что заботятся о пользе маленьких человечков, а те как будто стараются вывести их из себя своими выходками. И первой реакцией на шум из детской бывает желание придавить всю эту суету своим авторитетом, пригрозить лишением сладкого, развлечений и прочих проявлений родительской любви. Это действительно экономит время, но неэффективно в перспективе. Детские конфликты уходят вглубь, дети учатся докучать друг другу исподтишка, вести свои войны незаметно. Вот тут-то и оттачиваются такие неприятные качества, как вредность и подлость. Когда мне хочется накричать на детей, я вспоминаю один эпизод из своей школьной жизни. К нам в класс пришёл новый учитель рисования. Вероятно, он был практикантом, потому что выглядел очень молодо и долго у нас не преподавал. Так вот, этот молодой человек обращался ко всем нам – ученикам начальной школы – на «вы», держался вежливо, голоса никогда не повышал. И я не могу припомнить ни одного момента непослушания с нашей стороны; класс замирал, когда этот учитель входил в кабинет. Возможно, его пример даже определил мой выбор специализации, и я стала учителем рисования именно поэтому. Право ребёнка на уважение считается неочевидным. Кто такой ребёнок с точки зрения взрослого человека? Личинка человека, недочеловек, который всё делает не так: портит, ломает, всем мешает и всячески бестактно себя ведёт. Но не оборотиться ли на себя? Не начать ли нам – взрослым и умным – с себя? Стучать в дверь детской, прежде чем туда входить, брать деньги из детской копилки, предварительно договорившись об этом. Так же важно давать ребёнку право свободно высказывать свои мысли и делать выводы вместе с ним. И только уважением можно добиться доверия и пройти путь передачи опыта кратчайшим образом, без долгих уговоров или – о ужас! – оскорблений действием. Взрослым очень трудно меняться, ведь наши глаза видели и предательства, и слабость, и трусость. Мы смотрим на мир с точки зрения презумпции виновности, но с этим нужно что-то делать. Любому родителю просто необходимо воспитать в себе привычку не осуждать ребёнка походя, а всегда пытаться понять его мотивы. Да и сами по себе детские конфликты тоже не стоит считать абсолютным злом. Мы живём в неидеальном мире, где нужно не только знать правду, но и уметь видеть ложь, быть способным не только любить, но и отстраняться, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать. При наличии диалога между миром взрослых и миром детей из любой ситуации можно вынести назидательный момент. И первый шаг для достижения понимания должен сделать человек взрослый.