От взрослых людей часто можно услышать: «Я совершенно не умею рисовать, у меня нет ни капли фантазии». Ну, казалось бы, и пусть говорят. Но когда подобные мысли внушаются ребёнку в отношении его способностей, всем преподавателям рисования хочется плакать. Ваш ребёнок не умеет рисовать? Вы шутите? Нет? Тогда зачем вы подкидываете ему эту душевредную идею?

А помните, как он увлечённо возил мелком по бумаге, а потом по столу рядом с исчирканным листком? Как оставил свои каракули в тетради старшей сестры или на важных бумагах? Эти случаи, конечно, прискорбны, но вы сами виноваты. Как не следует оставлять детей наедине со спичками, так и важные бумаги с изобразительными материалами не хранят на видном месте в домах, где есть дети. Поэтому уж не ругайте, если допустили оплошность.

Но охота к рисованию отбивается не только в результате инцидентов, подобных вышеописанным, и проблема чаще всего начинается не только с нецелевого использования детьми карандашей, фломастеров и красок. Дело ещё и в том, что взрослые обычно критикуют результат детского творчества с позиции: похож или не похож детский рисунок на реальность. Взрослому кажется, что не похож, потому что у автобуса много колёс, окна в многоэтажном доме смещены, а на небе сразу изображены солнце и луна.

И чтобы понять логику такого рисунка, нужно знать одну простую вещь: маленькие дети, младшие дошкольники, рисуют не двухмерное изображение, а трёхмерное. В их рисунках наряду с высотой и шириной присутствует время. Например, множественные линии, похожие на пружины, могут символизировать что угодно: от полёта шмеля до размотанного клубка.

Важно понимать, что для успешного развития художественных навыков дети в возрасте от года до шести должны попробовать разные материалы и техники рисования без какого-либо внешнего «контроля над качеством», иначе страх перед белым листом впоследствии придётся преодолевать вдвойне.

А страх этот возникнет практически неизбежно по окончанию оговоренного возрастного периода или немногим позже. Сколько раз приходилось наблюдать, как смелый художник начинал стесняться несовершенства своих умений в области изобразительного искусства, как его работы становились суше, их герои — мельче, а интерес к рисованию сходил на нет.

И вот тут пора подвергнуть сомнению утверждение, что работа по образцу мешает развитию собственного художественного вкуса. Важен ещё и тот факт, что как раз в возрасте шести лет малыша начинают готовить к школе, и он вынужден учиться работать по шаблону и встраиваться в коллектив. Конечно, говоря о художественном развитии детей, мы не ведём речь о бесконечном копировании топографических ёлочек и пятиугольных домиков, но почему бы на уроках рисования нам не обратиться к работам признанных мастеров, чтобы овладеть навыками композиции?

Но вначале будет сказочный пример. И, казалось бы, в сказке, как нигде больше, главный герой инициирует неожиданные повороты событий и совершает неординарные поступки. Но бывают даже в сказках ситуации, когда исполнение чёткой инструкции важнее личной смекалки.

Вспомним Элизу из светло-грустного повествования Андерсена о диких лебедях. Как страшно и больно было нежной девушке по ночам рвать крапиву, да еще и где — на кладбище! А потом топтать колючие стебли босыми ногами и плести рубашки, сохраняя при этом молчание, даже если кто-нибудь требовал объяснений. Сколько терпения вложила в свой труд хрупкая Элиза, в точности исполняя советы, полученные в чудесном сне! И только так ей удалось рассеять злые чары и спасти своих братьев от заклятия всю жизнь провести в образе пусть и прекрасных, но всё же птиц.

Только последняя рубашка не была готова в срок, поэтому самый младший из братьев Элизы так и остался с одним лебединым крылом вместо руки… Истории Андерсена не славятся хеппи-эндами, в этом и состоит их особая связь с реальностью, их особая философская ценность.

Итак, мы тоже отправимся сегодня по уже известному пути. В качестве образца используем прославленные «Подсолнухи» Ван Гога. Чтобы не спугнуть инициативу юного копииста, позволим ребёнку самому выбрать материалы. У нас под рукой оказались цветные карандаши и восковые мелки. Карандашами были исполнены цветы и ваза, а фон закрашен крупными штрихами с помощью боковой плоскости мелка. Не нужно слишком сильно гнаться за точным исполнением деталей, но общую форму в этом задании сохранить стоит. Ван Гог, кстати, и сам был сторонником вольных копий, так что его светлую память таким образом мы не обидим.

_jpg_converted (11)

Педагогическая наука, бывает, впадает в крайности. Нас воспитывали в духе коллективизма и учили ходить строем, благодаря чему впоследствии расцвело множество молодёжных субкультур, которые со временем стали просто идеологической базой для создания тинейджерской моды. Теперь, по закону отмашки маятника, понятия «раннее развитие» и «креативность» тоже у всех на слуху, а каждый родитель стремится выявить у ребёнка необычные качества. Но и это не способствует гармонии в обществе.

Как личные интересы человека должны быть сонаправлены с общественными, так и в обучении рисованию не могут использоваться только нестандартные решения. Очень часто случается так, что толчком к собственной художественной деятельности служит уже признанное произведение. Изобразительное искусство развивается по определённым законам, поэтому наличие собственных идей не всегда играет главную роль в выработке художественного вкуса.

 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Дочь, жена, мама, подруга, кума.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Елена Д.

Оооо… я в детстве обожала рисовать. Рисовала в 3-4 г. часами: родители могли мне дать бумагу, карандаши — и быть спокойны, что я буду тихо-мирно рисовать. Помню и момент, когда рисовать я перестала. То ли в первом, то ли во втором классе к нам пришла девочка, которую родители водили в художественную школу. Она отлично рисовала. Учителя устроили в коридоре выставку из ее работ — а девочка проводила экскурсию, рассказывала про каждый свой рисунок. Это был момент ее славы. 🙂 А я смотрела на ее работы, и мне мои рисунки по сравнению с ними казались такими никчемными… И еще почему-то было… Читать далее »

Может быть и ревность, и зависть… Не нашлось человека, который бы поддержал именно вас, показал бы достоинства ваших работ, подсказал бы путь. Жаль. А девочка-то рисовать продолжила? Обычно такие моменты славы очень мешают развиваться.

Елена Д.

Ну я никому про свои чувства не рассказывала, просто перестала рисовать и все. 🙂 Так что поддерживать было некому.
А про девочку ту не знаю. Она у нас всего полгода или год проучилась, кажется… А после третьего класса меня вообще в другую школу перевели.

Мышка

Спасибо, хорошая статья, в основном для родителей. Я в детстве постоянно и много рисовала: ручкой, карандашами, потом красками… Были какие-то свои миры, пока я не стала рисовать "по шаблону", подражать кому-то, уже в школе. В художественную школу меня так и не отдали. Но я рисовала более-менее активно лет до 17, потом все сошло на нет. Мама критиковала мои рисунки, когда я уже была подростком, что я обнаженную натуру рисую (я указывала маме на картины классиков, типа Рубенса, но она говорила, что я не Рубенс…). Помню, как было обидно, что она вырвала рисунок из моего альбома — понадобился лист для каких-то… Читать далее »

Похожие статьи