Читайте также: Развиваем память. Часть вторая

Продолжаем тему развития памяти. Сегодня самое время перейти к специальным приемам запоминания. Для начала давайте вспомним,  какими приемами запоминания мы пользуемся или пользовались в своей жизни.

В прошлой статье мы уже разбирались с тем фактом, что зрительная информация запоминается без каких-либо усилий с нашей стороны, а вот для работы с текстовой информацией, как правило, используются:

— механическое повторение (больше известное нам как зубрежка);
— работа с текстом и составление плана или конспекта;
— линейное конспектирование текста;
— выписки отдельных положений из текста;
— многократное чтение текста;
— пересказ после прочтения.

Наибольшим спросом из вышеперечисленного пользуется «зубрежка»,  но результат данного процесса известен слишком хорошо: сдать экзамен можно, но понимания материала этот метод не дает, так же, как не позволяет выстраивать ассоциативные цепочки и связи между дисциплинами, не дает заложить базу знаний, на которой вырастает профессионализм.

Метод работы с текстом, с последующим составлением плана или схематического конспекта используется нечасто, так как он требует определенных навыков обработки материала, которые можно приобрести только в процессе целенаправленного обучения. В основе метода лежит умение выделять важную информацию, находящуюся в тексте, а этому в школе, как правило, не учат. И, переходя из школы на другую ступень обучения, человек использует данный метод не в полную мощность, поверхностно и с очень низким КПД.

Метод линейного конспектирования текста также не лишен недостатков. В первую очередь это невысокая скорость в процессе работы, что влечет за собой рассеивание внимания и ухудшение запоминания текста. А во-вторых, форма конспекта – запись слов друг за другом в линию, также не является достоинством. Конспект становится записью текста, в то время как должен быть записью смысла, чтобы стать опорой для запоминания. Линейный конспект, в отличие от плана или схем, читается сложнее, в нем трудно найти нужный факт или положение.

Метод выписки отдельных положений или мыслей позволяет глубже вникнуть в текст, выписки делаются часто своими словами, кратко, позволяют в последующем быстро восстановить в памяти нужные события, но умение использовать метод выписок не является спонтанным процессом и приходит только в процессе обучения,  требуя необходимости придерживаться ряда правил:

— вид записи (выдержки, записи, план, тезисы) выбирается в зависимости от поставленной цели;
— ведение записей требует умения анализировать структуру произведения, делать обобщения, выделять главное в тексте и видеть логику развития.

Многократное прочтение текста прививалось нам с первого класса, и сейчас нередки случаи, когда учащиеся  уверены, что достаточно прочитать материал несколько раз, чтобы его запомнить. Проведенные эксперименты показали, что если человек прочитает текст четыре раза, то запомнит его намного хуже, нежели прочитает тот же текст один раз, но перескажет его три раза. Из чего следует, что при запоминании текст мало просто читать. Его необходимо повторять!

Самым эффективным методом запоминания является – пересказ после прочтения текста. Во время пересказа происходят мощные процессы обработки   изучаемой информации в коре головного мозга, в то время как повторное чтение не требует напряжения сил, так как в процессе повторного чтения происходит «узнавание» уже прочтенного материала и создается иллюзия знания, но материал в памяти не закрепляется.

Если же прочтенный материал не закрепить повторением, то через 40 – 60 минут происходит забывание, следовательно, по прочтении необходимо повторить текст, а второе повторение сделать через 15-20 минут после первого, третье повторение через 6 – 7 часов после прочтения текста, и четвертое на следующий день.  Повторять можно не только пересказывая, но и мысленно: когда вы идете по улице, обедаете. Информация прокручивается в памяти, раз за разом и происходит «погружение» в дисциплину.

Мы кратко рассмотрели методы, которые чаще всего используются нами в процессе обучения и которые использовались задолго до нашего появления на свет. Однако информационный поток с каждым годом становится все мощнее и мощнее, знания в той или иной отрасли обновляются каждые пять-семь лет, поэтому требуются и новые методики восприятия, запоминания и припоминания информации.

785

На сегодняшний день появилось и разрабатывается множество  разных программ и методик Т. Бьюзена, О.Андреева, Е.Е. Васильевой и В.Ю. Васильева и др., направленных  на увеличение скорости усвоения и запоминания всевозможной информации, они подразделяются на методы запоминания текстовой информации:

— логические методы («Алгоритм абзаца», «Карта текста», «Алгоритм текста»);
— образные методы («Картинка», «Путешествие», «Пластилин»);
— методы поэтапного осмысления текста («Медик», «Галочка»);
— методы запоминания правил, определений, статей («Образ», «Карта правила», «Эрудит»);
— мнемонический метод запоминания текстов «Бусы» и др.

Методы запоминания точной информации:
— методы мнемотехники («Цепочка», «Рассказ», «Цицерон» и др.);
— методы сопоставления («Математических последовательностей», «Математических вычислений», «Известной информации»);
— методы эйдетики («Зрительной прорисовки», «Мысленной прорисовки»).

Каждый человек может подобрать те методы, которые подойдут именно ему.

Т.Бьюзен в книге «Суперпамять» предложил упражнения для развития способностей:

— начните изучать новые предметы, иностранные языки для увеличения объема памяти;
— анализируйте свои сны, проверяйте образы для запоминания, иногда пытайтесь прожить заново некоторые моменты, подробно вспоминая события;
— ведите дневник и используйте при этом множество ключевых слов;
— используйте мнемонические системы и принципы во время отдыха, учебы для целенаправленного запоминания чего-либо;
— организуйте свое время таким образом, чтобы материал изучать на свежую голову, чтобы свести ослабление внимания в процессе работы к минимуму;
— повторяйте, чтобы мозг не забыл информацию;
— вовлекайте в работу правое полушарие головного мозга, именно оно отвечает за образность и выразительность мышления, последние облегчают запоминание;
— воспринимайте окружающий мир детально, стараясь замечать мельчайшие подробности, – в  этом случае процесс воспоминания будет протекать легче.

А я позволю себе привести несколько упражнений для укрепления памяти, которые необходимо выполнять регулярно, и результат не заставит себя ждать.

1. Разогреваем ладони, интенсивно растирая одну об другую. Массируем большие пальцы, активизируя на них точки, отвечающие за концентрацию внимания.
2. Ладони поочередно сжимаем в кулак и выпрямляем, выполняем эти движения одно за другим в быстром темпе.
3. Складываем «фигу» каждой ладонью поочередно, убыстряя темп.
4. Складываем ладони с разведенными пальцами и в быстром темпе начинаем менять пальцы местами.
5. Аккуратно, но энергично растираем мочки ушей, на них также находятся точки, влияющие на укрепление памяти.

Чем больше мы работаем над развитием памяти, тем совершеннее она становится, тем успешнее развиваются наши творческие способности, углубляются чувства и восприятие окружающего мира, а душа продолжает оставаться молодой и любознательной, даже несмотря на приближающиеся осень года и осень жизни.big_3322_oboi_ogromnaja_lekcija

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Преподаватель вуза, кандидат экономических наук.

Другие статьи автора
новые старые популярные
лиза гессен

Спасибо Вам за ценные советы. Где-то читала, что левшам полезно для улучшения навыков запоминания прописывать слова правой рукой, а правшам — наоборот. Также полезно проделывать несложные механические действия с закрытыми глазами. Это были не такие серьезные источники, которые упоминали Вы, просто газета. И на предмет 'фиги. Пересказала одному батюшке, о.Георгию, показавшийся мне забавным рассказ. Кратко — одна бабушка, молясь перед иконой Георгия Победоносца, ставила святому свечку, а змию складывала фигу. И вот змий ей приснился… Дальше не помню, но батюшка юмор не разделил, сказав, что фига- это перекерученное троеперстие, сложенное для Крестного Знамения. А этот рассказ тоже был батюшкой написан.… Читать далее »

Элла Рэйн

Лиза и Вам спасибо. Тренируйте память, почитайте Бьюзена или Васильевых, очень интересные методики, в статье все не раскроешь.

лиза гессен

Cпасибо Вам, а то как-то тренировалась самодеятельно- то стихи учила, то в столбик примеры на сложение решала. Только не помню — это от склероза или от старческого маразма ( кстати, а как избежать маразма, или это не диагноз, а фигура речи?)

Ольга

Память — это такая штука, которую надо регулярно поддерживать, тренировать. Статья понравилась, написано чётко и понятно — только бери и пользуйся) Спасибо!)

Похожие статьи