Всем нам знакомо чувство вины. Но немногие из нас знают, в чем его сила и ценность, как отличить мнимую, болезненную вину от истинной и как их преодолеть. В издательстве «Никея» вышла книга психолога Марии Сульдиной «Вина мнимая и настоящая», посвященная этой теме. В ней собраны яркие свидетельства известных мыслителей, психологов и жизненные истории, которые помогают по-новому взглянуть на свой внутренний мир. Публикуем на «Матронах» главу из этой книги «Раздавленный виновностью, или Чем недовольна мама: второй тип невротической вины». 

«В нашей культуре считается более благородным бояться Бога, чем бояться людей, или, на нерелигиозном языке, воздерживаться от чего-либо по велению совести, а не из страха быть пойманным, — писала известный психолог Карен Хорни. — Многие мужчины, которые говорят о сохранении верности на основе велений совести, в действительности просто боятся своих жен. Вследствие высочайшей тревожности при неврозах невротик чаще, чем здоровый человек, склонен прикрывать свою тревожность чувством вины».

Общество контролирует своих членов с помощью порицания и поощрения. С детства нам объясняют, «что такое хорошо и что такое плохо», указывают, как надо себя вести, чтобы заслужить похвалу и избежать наказания. Именно на этой почве «вырастает» та невротическая вина.

Когда маленький или взрослый человек нарушает какую-то норму, он чувствует опасность лишиться любви и со всей остротой желает как можно скорее избавиться от этой тревоги любыми способами. Комплекс таких переживаний обычно принимают за вину, в то время как человек всего лишь стремится вернуться в «тихую гавань» принятия и любви.

Но родители (и общество в целом) воспитывают ребенка не только с помощью порицания за плохие поступки и поощрения за хорошие. Есть и более тонкие методы воздействия. Например, фраза «Как тебе не совестно?» адресована вовсе не к страху ребенка, а к его представлениям о самом себе и своем месте среди людей.

Большинство современных родителей, к счастью, учат ребенка не только бояться наказания, но и думать над смыслом своих поступков, брать на себя осознанную ответственность за сделанное. Однако далеко не всегда взрослые понимают, достаточно ли созрело в нем представление о мире и о самом себе. Это незнание оборачивается тем, что родители торопят ребенка, требуя от него постижения того, чего он в силу возраста не способен понять. В конечном итоге они добиваются не понимания и переживания, а их имитации.

Например, мама может сутками не разговаривать с семилетним сыном, пока он не признает свою вину и не попросит прощения, даже если он искренне не понимает, в чем виноват. Эмоции, которые испытывает в это время мальчик, очень далеки от внутренней работы усовестившегося человека, — он не знает, что происходит, сбит с толку, растерян и подавлен. Все, что он может понять в этой ситуации: мама его сейчас не принимает, и нужно признать вину за собой, чтобы снова стать принятым и любимым.

Однажды я услышала монолог одной мамы, которая держала на руках малыша всего-то лет полутора от роду и очень серьезно выговаривала ему, что он не уважает ни ее, ни тетю Галю и что пора бы уже ему стать взрослым и ответственным. Малыш молчал, понимая, что мама чем-то недовольна, но явно не понимал, чем именно. В силу возраста он, конечно, еще не способен имитировать свои переживания. Но если мама не изменит тактику воспитания, малыш научится этому позже.

Завышенные требования — прямой путь к невротической вине. Если маленький ребенок будет чувствовать только страх и начнет убегать, прятаться, оправдываться, отбиваться от обвинений, то повзрослевший научится защищать себя более сложным путем — он станет признавать свою вину, а позже еще и «заставлять» себя испытывать ее в любых сомнительных ситуациях, потому что, только чувствуя вину, можно быть уверенным, что ты хороший и тебя не осудят. Замечательно, если у ребенка есть природный иммунитет против неосмотрительных воспитательных мер. Но если малыш чувствительный, впечатлительный, ранимый, то до появления невроза ему рукой подать.

Итак, когда демонстрация вины и взятая на себя ответственность становятся способами избежать немилости, отвержения со стороны окружающих, человек начинает использовать их в качестве защиты. В этом случае он может верить, что рискует одобрением окружающих, если не будет показывать им, какой он ответственный. И почувствует себя более защищенным, имитируя чувство вины.

При этом он обычно не только копирует, но и искренне стремится пережить подлинную вину. Даже если он на самом деле совершает грех, то боится иной раз не его последствий, а того, что ничего не испытает после его совершения. Такой человек испытывает внутреннюю стянутость, подавленность, иногда даже раздавленность взятой на себя ответственностью. Как если бы пытался натянуть на себя одежду не по размеру или с натужной сосредоточенностью плохого актера старался бы изобразить на сцене то, что никогда не переживал. Иногда говорят: «Я чувствую вину за то, что не чувствую вины», однако это утверждение не совсем верно, правильнее было бы сказать: «Мне тревожно из-за того, что я не чувствую вины».

«Неожиданный» грех

Пожалуй, ни в чем другом не выражается этот тип невротической вины так ярко, как в религиозной жизни. Например, от этого недуга страдал Николай Гоголь. Его духовник, ржевский священник Матфей Константиновский, считал, что причина бед его чада — сама писательская деятельность, сплошной грех, а не куда более реальные душевные проблемы писателя. «Книга твоя должна произвести вредное действие, и ты дашь за нее ответ Богу», «Отрекись от Пушкина, он был грешник и язычник» — такими фразами были наполнены письма отца Матфея.

В более легкой форме эту невротическую вину переживают многие православные христиане. Они не испытывают прилива благодати во время богослужения, не плачут во время исповеди, не испытывают особенных эмоций при виде инвалидов или бомжей, и эта «бесчувственность» их угнетает.

Но опасность заключается еще и в том, что, сосредоточившись на имитации, человек, особенно молодой, теряет возможность осознать, выстрадать свои собственные ценности. Эта ситуация его мучает, заставляя сопротивляться навязанным нормам, даже если они исключительно правильные. Это может приводить к совершению греха даже там, где ожидать его было невозможно.

В православной культуре тема греховности и виновности выражена с особой силой, поэтому невротическое чувство вины в наших краях — дело обычное. Сегодня в церковной среде то и дело встречается нарочитая хмурость и самоедство, а о своей греховности люди часто говорят постоянно и во всеуслышание. Иной раз кажется, что многие из них даже гордятся своей неутихающей виновностью, принимая ее за святость.

Точно так же, как и дети, очень многие взрослые люди (и таких немало в церковной ограде), боясь лишиться любви и быть отвергнутыми, испытывают мучительное желание скорее исправить ситуацию, и это переживание они принимают за вину. Но иногда ситуация усложняется тем, что они пытаются искусственно «раскрутить» в себе переживание своей виновности и «плохости». Эти два самообмана, две формы невротической вины, могут встречаться отдельно, независимо друг от друга, или вместе, в связке.

Самообман истощает наши силы, поскольку имитировать жизнь намного сложнее, чем жить честно. Подспудно мы накапливаем напряжение и раздражение, поскольку ощущаем себя униженными необходимостью лгать. Раздражение до поры до времени может направляться на себя, и в этом нет ничего хорошего, но рано или поздно оно неизбежно выплеснется в грехе, совершенном как бы назло: себе, культуре, родителям, обществу, навязавшими «тиранящие» человека моральные нормы.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
kasablanca

Поэтому не хожу на исповедь в монастыри. И духовника заводить боюсь. Насоветует еще как Гоголю. Пичалька.

Это да. Поэтому, идя на исповедь, вооружаюсь мозгом. или иду к заранее известно что адекватному священнику

Ольга Алексеева

Но ведь это можно расценить как гордыню…

Мозг расценить как гордыню? ну я не расценю, а кто расценит, до того мне дела нет

Ольга Алексеева

Я сейчас не о Вас конкретно думаю. Ведь написано о смирении, Божьей Воле, послушании.

Annouchka

Мне священник в монастыре, кстати, после исповеди дал совет: включать голову.

Mariya_Ya

А есть еще рассудительность, святые отцы говорят, что исключительно полезное качество, которое нужно каждому христианину ;).

Ольга Алексеева

У святых отцов только о смирении слышала.

О смирении чаще транслируется с амвона. А об обязанности думать своей головой и самому нести ответственность за свою жизнь говорится реже

Ольга Алексеева

Это да. У самой под боком два известных подворья — а хожу в толчею приходского храма.

Mariya_Ya

И я боюсь очень. Говорят, духовника меняют только в крайнем случае.

У нас с этим проще, село, священников немного. Духовник получается по факту — у кого много лет подряд исповедуешься. А если переезжаешь, или меняешь приход, или меняется священник — соответственно исповедуешься уже у другого. Получается, духовник поменялся.

Mariya_Ya

У нас каждое воскресенье разные батюшки исповедуют. Приход большой, очередь на исповедь тянется через весь храм. Но есть же такая практика, когда духовник далеко, к нему можно съездить раз в сезон или общаться по переписке, а на исповедь ходить в приходской храм, и все в порядке.

kasablanca

В приходском храме длинные очереди, быстро, быстро. А в монастырях и очередь поменьше и времени у монахов больше. Но страшно по 10 минут рассказывать о своих грехах, как я со стороны видела.

Ольга Алексеева

На православии ру вышла прекрасная статья «и меня вылечат?» Просто все как есть.

Ezhik

Мне кажется,это надо какую-то такую большую работу проделать,чтобы духовника «заиметь». Послушать,чего в проповедях говорит,разузнать,какая семья хоть чуть,какой характер,на штук 8 исповедей сходить,да на личную беседу. Согласие получить. А потом еще «отлавливать»-не всегда у нас служат четко одни и те же. Ды и гордыня,наверное,но вот это «муж и жена должны иметь одного священника/духовника»-меня прям оторопь берет,получается какой-то третий… ну и вспоминается,как меня батюшка вразумлял,молодой,правда. Жена,говорит,должна дать мужу свободу. Если она хочет,чтобы муж приходил вовремя к ужину,должна проявить женскую хитрость,и не кричать в трубку-когда ты приедешь,а ласково,мол,я уже накрываю,дорогой,как долго у тебя еще дела?» а я уже тетя такая,матрона-иванна…чуть не удержалась от… Читать далее »

Mariya_Ya

Хитрить-лукавить-лицемерить грешно, но женщине можно )) ох уж эти советы.

Ежик, ах Вы )))))
У нас с мужем один духовник, получается, но никакого третьего нет. Он нам отпускает грехи так же, как отпускал бы нам неженатым )) как-то именно на супружестве акцента нет вообще

Ольга Алексеева

Ёжик, а как надо? А то я до сих пор делала именно так, как батюшка говорил…

Ezhik

Контекст был такой,что муж домой не идет,находит себе всяческие дела вне дома-«свобода» у мужчины,и чтобы хоть как-то его заманить,надо очень ласково намекать про ужин,может,и сподобится…Как надо не знаю,у меня оговорено точное время явления супруга,и я чуть не с первых дней совместной жизни на этом настаивала,и к этому времени я накрываю ужин. Я категорически против переработок,это время и так далеко не раннее,а если есть какие-то планы-надо меня поставить в известность о времени прихода заранее.
А насчет «мужской свободы»-это какая-такая свобода у детного христианина,тем более многодетного,тем более священника? Пивасика? К друзьям в спортклуб? В библиотеку?

Ольга Алексеева

Со времён моей матушки ненавижу ультиматумы. И не ставлю их близким людям (исключение сама маман). Ультиматум, имхо, ставится, когда отношения подошли к краю.

Ezhik

Я бы не сказала,что это ультиматум-это скорее внятно выраженное мнение о том,как я вижу семейное устройство. Конечно,он мог не согласиться,сказать,приду как приду,работа-это святое,в поте лица,и свои интересы у меня есть и т.д. Но тогда бы и я занялась своими делами и рожать больше одного ребенка не стала. Муж,которого надо заманивать на ужин ласковыми речами и у него полно «мужских» свобод-это мне не нать…и матушке я как-то его посочуствовала-все же от священников обычно ждут так или иначе многодетности,и тут матушка с тремя погодками ласково мужа на ужин заманивает,с ума сойти. Ну а так конечно,у всех в семьях свое устройство и быта,и… Читать далее »

Однозначно да. Пока у нас не было детей, муж мог приходить с работы когда ему угодно, только предупреждал. Как только появились дети, все строго секунда в секунду. А как иначе? не, ну если надо свободы, то развод никто не запрещал. А в детном браке какая свобода у кого может быть, особенно когда дети еще младенцы? кто с ними кроме родителей еще сидеть должен? никаких приманок, только хардкор ))

E.P.

Дык наоборот к незнакомому священнику идти страшно. Вот тут как раз рискуешь что угодно услышать. А духовника Вы сами себе выбираете и понимаете, что от него ожидать. Не знаю конечно, насколько в наших реалиях может идти речь именно о духовничестве, все-таки о беспрекословном послушании речь обычно не идет. А вот исповедоваться постоянно у одного священника, которому Вы доверяете и который может дать толковый совет, это здорово.

Ezhik

Это да,конечно,иногда услышишь так услышишь. Но мне так понимается,что духовничество-это именно абсолютное или около того послушание данным советам (ну и больший шанс их получить),а вот это уже сложнее.

Ольга Алексеева

У Осипова есть лекция о духовничестве. Послушание без рассуждения — только в монастыре. В миру — только совет.

Никогда не слышала про такое. Духовник просто лучше тебя знает, т.к. исповедует много лет подряд, и может с большим основанием, чем кто-то другой, дать совет, но совет это только совет, а не непременное руководство к действию. В миру мы волю не отсекаем и ответственность за свою жизнь немем сами

Ezhik

Значит.я неверно посчитала,что монастырские правила и для мирян такие же.

Mirabilia

Задача христианина не в том, чтобы исполнить все моральные нормы, а в том, чтобы УВИДЕТЬ, что он НЕ МОЖЕТ исполнить все заповеди, как бы ни старался. Только при таком условии молитва станет искренней и не лицемерной.

Похожие статьи