Недавно на работе, на большой торжественной съемке ко мне подошли папа с дочкой.

Дочка у папы была уже взрослая, лет семнадцати. В красивом светлом платье в пол, волосы уложены, осанка… Можно писать портрет маслом, причем как в девятнадцатом веке барышень писали — так все аккуратно и выдержанно было в этой дочке, просто загляденье. Ну и сам папа, конечно, тоже красивый мужчина.

И вот этот папа мне говорит, кивая на свою дочку: «А вы могли бы ее сфотографировать красиво? Она у нас обычно плохо на фотографиях получается». И дочка, бедная, стоит рядом и глаза опускает в пол, и пытается немного улыбнуться, чтобы не было видно, как ей невесело-то сейчас стало. И стыдно. Оттого, что она недостаточно хороша будто бы. Ей за себя неловко. А папа ничего такой стоит. В пиджаке, на Чехова похож. Прикидывает, какими бы средствами улучшить дочь.

И я думаю, что ж ты, папа, делаешь-то! Ты же родного человека сдал какому-то фотографу незнакомому сейчас. «Она у нас недостаточно хороша. Может, вы нам ее улучшите как-то, как там вы умеете?».

И дочка стоит с этим чувством своей недостаточной хорошести. Что-то ей еще надо сделать, как-то извернуться, чтобы быть достойной. Папиной, например, любви и признания. И вообще того, чтобы тут стоять в этом своем красивом платье. А она, повторю, такая, что можно хоть сейчас брать мольберт и портрет писать. А папа ей такое. Это папа, по которому она потом будет подсознательно мерить свою жизнь. И мужа выбирать.

А еще там была мама на съемке. И вот уж мама была само совершенство. Во всем. Платье, укладка, мимика, жесты, взгляд, поворот головы, все выверено до миллиметра. Такое совершенство, что прямо скулы сводит. Даже когда она кого-то слушала, было видно, что это она не просто слушает, а «поддерживает беседу». С должной степенью заинтересованности, как и подобает в приличном обществе.

У этой мамы тоже, наверное, была мама, которая ей говорила, что хорошей девочке положено, а что нет. И чтобы быть достойной жизни и мира, надо ходить натянутой, как струна, и ни в чем себе не давать спуску, и даже свою улыбку мерить по линеечке — вот так хорошо, а так уже неприлично; и не стыдно так скалиться-то, ты же на людях все-таки.

И я думаю, что запросто может случиться так, что эта дочка-барышня тоже будет потом тянуться, как струна, чтобы все сводило. И выберет нечаянно мужа, который ей станет говорить, что вот его мама это делала не так, а гораздо лучше и правильнее. И впряжется дочка во все эти мифы и ожидания предыдущих поколений, и будет тащить их неврозы. И считать, что дабы стать достаточной и приемлемой для мира, ей надо что-то еще сделать — с собой, со своей внешностью, манерами, фигурой, привычками, ногами, карьерой, домом, детьми… И не будет верить в то, что она просто, в принципе, сама по себе достойна жить, просыпаться, и чтобы солнышко ей светило. Будет думать, что все это еще заработать надо примерным поведением.

Нет, ну что стоило сказать: «А сфотографируйте Машу, пожалуйста, она у нас такая красивая!». И все. И Маша бы расцвела, потому что папа ее принимает и признает.

А еще недавно была другая семейная съемка. Там никто не был натянут, как струна. Папу нужно было отпустить на хоккей, мама была полная и красивая и очень светло улыбалась, младший сын был с ямочками, а старшая дочка высокая, с белыми локонами. И я им говорю: «Хохочите и обнимайтесь!» — и они в ту же секунду давай хохотать и обниматься, и видно, что им действительно смешно. И еще они просили: «А мальчиков вместе? А Леву? У него такие ямочки, посмотрите! А Лену? А Лену вот в тех туфлях? А нас вместе?».

И никаких друг ко другу претензий, одно принятие. И папу на хоккей отпустили, и не приметили ему, что вот в кои-то веки, мол, и к тому же в выходной, а ты как всегда… И так и ушли, хохоча. И ни у кого не сводило мышц, все были достойны просыпаться и улыбаться, и чтобы солнышко им светило.

И я думаю, какой же это дар, какое умение — смотреть на родного человека и понимать, что он совсем не такой, как ты, и, может быть, даже не такой, как тебе бы хотелось, и оставлять за ним это право — быть не таким. И любоваться им, как цветочком, которые все — разные. И не делать из него экспериментальную площадку для своих модификаций и улучшений, потому что это примерно то же самое, как задаться целью сделать фиалки немного более похожими на георгины. Причем не ради радости и красоты, а потому, что якобы георгины технически лучше и имеют больше оснований цвести на Земле.

А ведь все и всё на свете — Творение, прекрасный и большой сад. И Главный Садовник в нем — не вы и не я.

Так что давайте уймемся, дорогие, и отложим бурную деятельность по усовершенствованию наших ближних. Лучше постоим тихонько с трепетом и удивлением — потому что все так прекрасно, непохоже и неизъяснимо. И для каждого из нас здесь есть свое, особенное местечко.

А если я встречу когда-нибудь ту Машу, то непременно ей скажу: «Маша! Это вы! А я вас тогда запомнила. Давайте пойдем фотографироваться, там в парке яблони расцвели, прямо как для вас! Такая будет красота!».

И я уже вижу Машу в яблонях. И такая красота!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Мама, филолог, фотограф, переводчик. Живу на Севере. Меня интересует мир, его люди, песни, стеклышки и камушки.

Другие статьи автора
новые старые популярные
kitkat

Екатерина, дело в том, что папы и мамы, которым бы было недурно поменять точку зрения на своих детей, не читают такие статьи, их прочитает в лучшем случае дочка когда нибудь, если не дай Бог, жизнь не станет складываться.
А Вы что нибудь сказали той девушке, чтобы ее приободрить, ведь могли бы?

Katia_S

Так ведь «в лучшем случае дочка» — это уже прекрасно. Нас тут с вами целый сайт дочек разных возрастов, какой простор! 🙂 Мне кажется, что терапия чаще всего начинается как раз с детей, им проще осознать, что в датском королевстве что-то не так, и начать менять ситуацию. Для игр в манипуляцию нужны две стороны, и если один человек перестает принимать эстафетную палочку, то игра заканчивается. Так пусть это будет дочка. Мне сложно представить, чтобы родители сами пришли и сказали: «Милая, мы делали многое не так». Это, наверное, надо наломать каких-то экстремальных дров. Но даже если мама с папой не изменятся… Читать далее »

Berry

Знакомо…»принимает и признает» (горький смех)

У Маши еще не так всё плохо. Есть папа, который как минимум пошел с ней и мамой куда-то, хорошо одетый. Знает, что что-то у нее обычно не получается. Беспокоится, что получится «не очень».. Вообще, знает, что существует Маша))) Это к теме равнодушия отцов, слепоты родителей..слепоты детей..

Автору- Статья понравилась.Кроме того, наблюдения во время фотографирования, как люди себя видят, воспринимают — это интересная тема.

Katia_S

В целом, да.
Но я бы сказала, что бывают разные типы болезненного отношения к детям. Тут как в шутке про индийскую кобру, которая может убить одним укусом 97% жертв, а папа спрашивает её: «97?! Почему ты не можешь убить 100%?» Тоже мучительно.
Спасибо. А фотография действительно предоставляет широкое поле для наблюдений.

Плохо получается на фото — это вроде называется «нефотогеничный». Подумаешь 🙂 главное в жизни красивая. Такая фраза папы может смутить, только если предварительно человека уже спрессовали. А так, отдельно, довольно безобидно. Ну да, нефотогеничная. Красивые люди часто на фото получаются хуже, чем в реале. И наоборот ))))

Katia_S

Как представитель профессии я протестую)) Каждого человека можно снять красиво, тут вопросы уже к фотографу. Сколько проектов по типу «Красота без границ»…
Слово «нефотогеничный» — это больше про отношение и оценку. Притом упаднического характера))

Разумеется, можно снять красиво каждого. Но обычно под фотогеничностью понимается то, когда человек на большинстве фотографий, даже случайных, любительских и тд, получается хорошо. А есть люди, которые на многих снимках получаются неудачно — я опять же говорю не о студийной и не о профессиональной съемке, а просто когда «щелкают».

Katia_S

Ну, нащелкать-то можно и Киру Найтли так, что она уйдет из профессии в слезах)
То есть, понимаю, о чем Вы, но все-таки это именно технический вопрос, а не какая-то предопределенность, буквально несколько рекомендаций это дело решает.
Мне больше нравится подход наших родителей и бабушек-дедушек. Снимков мало, но они хорошие.

Разумеется. Конечно не предопределенность. А Кира Найтли, на мой взгляд, далеко не красавица ))

Похожие статьи