Каждый год 31 декабря мы с друзьями… Каждый год летом мы с детьми ездим в Петербург. У нас там много друзей, близких, дорогих и отчаянно интеллигентных. Там же нежно любимая северная природа, остатки былой имперской роскоши, крейсер «Аврора» и невероятные, изумительно долгие закаты.

В этом году с погодой нам не повезло, поэтому все 10 дней питерских каникул прошли по музеям. Дважды посетили Кунсткамеру и Эрмитаж, были в Русском музее и Главном штабе, «Спасе на Крови», Казанском соборе, Инженерном замке. Ребенок Мария, собирая вещи, сделал выговор нерадивой матери, что мы не успели в Исаакиевский и Петергоф. Мать, видите ли, на один день залегла на диван с книжечкой, а могла бы ребенка Марию поднимать на колоннаду. Евдокия наша покидала Эрмитаж накануне отъезда с истерикой: чернофигурная керамика не рассмотрена, ну и что, что Эрмитаж закрывается, а у меня язык на плече после шести часов рассказов об искусстве. Иван просил повторить Инженерный, там большая выставка, посвященная 400-летию династии Романовых, он поклонник эпохи дворцовых переворотов. Одна Ульяна радовалась возвращению в Москву: «Мы приедем и сразу пойдем в Третьяковку!».

У меня нормальные дети, я не ращу из них высоколобых интеллектуалов, по крайней мере, большую часть времени. Они смотрят дурацкие мультфильмы и шумно выясняют, кто первый будет играть в «Майнкрафт». Табуретки у нас дома предназначены исключительно для сидения, а не для декламаций. Да и вообще я не большой поклонник легенды «у меня такие особенные и гениальные дети». Все дети гениальны до поры до времени, особенно в глазах родителей и друзей семьи. Только Туполевых и Суриковых из этих гениев почему-то не выходит в промышленных объемах. Но это тема другой колонки.

В этом месте пытливый читатель берет автора за пуговицу и говорит: «Постойте-постойте, обычные дети не могут по шесть часов ходить по музеям, да еще и каждый день! Лукавите, автор!». Со вздохом отмечу, что это стандартный комментарий на детско-музейную тему. Скажу прямо: мало кто из родителей понимает, зачем идти в музей. Зачем смотреть Рембрандта в оригинале. Зачем ходить по галерее с портретами Романовых. Зачем рассматривать национальные костюмы и утварь в Кунсткамере. Стандартная история: ходит бабушка/мама/семья и молча смотрит на витрину/картину/статую. Ребенка дергают за руку за любую попытку побега, шикают и шпыняют. Заключенный на прогулке, наши дни.

Из этого непонимания ищется привычный выход: нужен эксперт! Он расскажет и покажет, обратит внимание, тыкнет пальцем, настроит окуляр в глазах и процессор в мозгах. Можно расслабляться и умнеть не по дням, а по часам. И дети пусть тоже умнеют. Заодно. Только дети через полчаса такого потребления скисают и требуют выйти вон. Позорят родителей. Которые время свое на неблагодарных отпрысков тратят, деньги, силы. Растят их, дураков, растят, а все без толку.

Тут-то и кроется эпик фейл, системная ошибка.

Во-первых, экскурсия со случайным экскурсоводом почти всегда унылая. В храме Спаса на Крови тетенька-экскурсовод (бесплатные сборные экскурсии) скроила такое презрительное лицо, увидев детей, что нечего было и ждать. Она честно оттарабанила текст из Википедии про 7 тысяч квадратных метров мозаики, про залитый подвал и годы реставрации. Умудрившись не сказать ни слова о том, что видели наши глаза. Дети взвыли. «Мааам, ну пошли, ну мы все посмотрелиииии». Знакомо? Человек легким движением брови убил живой детский интерес! Так что пришлось сесть в центре зала прямо на пол, задрать голову и сидеть, рассматривая потолок. «Сейчас пойдем, немножко только посмотрю и пойдем», — говорила я. «Что это ты там рассматриваешь?» — спросил Ванечка. «Да вот думаю, какие тут животные изображены и почему», — смущенно призналась я. После чего пришлось подзадержаться еще на час, в очередной раз рассказывая про ослика, про Тельца, Льва и Орла, про сакральную геометрию, выложенную камнем на полу. А потом мы нашли все лилии, на мозаике с Благовещением — закрытые бутоны, на мозаике с Рождеством — открытые. Посчитали крылья у серафимов и херувимов, сравнили цвета одежд и вообще обсудили цвет в иконографии. Церковные мозаики — как ребусы, загадки, говорящие с нами языком символов и знаков. Читать эти знаки, распознавать их очень интересно. В это можно играть, можно пробовать повторить. У нас с собой всегда есть масляная пастель и блокноты, чтобы зарисовать понравившийся фрагмент, сделать паузу, задержать мгновение.

Во-вторых, чтобы включиться в живой разговор с детьми, нужно по-настоящему интересоваться тем местом, куда вы пришли. А для этого, увы, надо потрудиться. Поискать информацию в интернете или книгах, подготовиться, почитать статьи, послушать лекции — вживую или онлайн. Сейчас такие знания найти легко. Но все равно на это придется потратить время и силы. Инвестиции в свое образование — лучшие инвестиции в мире. Ведь вы получаете новый уникальный навык, который можете использовать для собственного удовольствия, прикрываясь пользой для семьи. Нет возможности или желания трудиться — не трудитесь. Просто не молчите: даже банальная внимательность сделает ваш поход в музей в разы увлекательнее. Посмотрите на рамы у картин, посмотрите на сюжет, сравните картины из Италии с картинами из Германии — вслух. Поговорите с детьми о том, что вы видите. Помните, в школе сочинения по картинам писали? Вот и тут. «Стоит известный певец Шаляпин. Шуба на нем богатая, с меховым воротником, на пальце — кольцо, в руке — трость, под ногами — породистая собачка. Богато жил певец Шаляпин. А за спиной у него — ярмарка. Вроде оперный певец, знаменитость мирового масштаба, а на фоне балагана написан, хе-хе». Уже такого, живого разговора, будет немало.

В-третьих, культура и искусство — это доступные и простые вещи. Понимаешь это не сразу — может включиться история про собственную неординарность. Но когда поймешь, то не сможешь удержаться от вовлечения всех вокруг. «Брейгель — это комикс!» — восклицала я, после чего нас с детьми смели окружающие, рванувшие рассматривать голландского живописца. «Левитан рисовал в три-дэ, смените точку осмотра — и изменится цвет, свет и перспектива», — мы с детьми и примкнувшие к нам человек 15 из зала перебегали от полотна к полотну, нагибались, приподнимались на цыпочки и делились впечатлениями. «Какого цвета море?» — мы сидим на полу в Главштабе и смотрим на морские пейзажи импрессионистов. Ни один цвет не повторился! «Атрибутируйте статуи», — требую я от детей. И они старательно ищут в греческом зале сов, стрелы, кабанов, ветви лавра, крылатые сандалии и шкуры львов. В египетском зале Эрмитажа есть настоящая мумия, пройти мимо нее никак нельзя, как и не рассказать о бальзамировании. Чужая бабушка, подпихивавшая к нам внучка, ретировалась после рассказа об извлечении мозгов у трупа. Древние египтяне были ребята дотошные, что тут скажешь. Каждому органу — своя канопа. И книга мертвых как путеводитель по испытаниям загробного мира. Не так-то просто попасть на поля богов! Ну а там уже призывай ушебти для работы и спи-отдыхай в ожидании перерождения. Заметили вы параллель с волшебной куколкой, работающей за героиню, из русских сказок и древнеегипетскими ритуальными фигурками-ушебти? А она есть.

В-четвертых, в музее важна динамика. В одиночестве я не хожу в музей больше, чем на 1-2 выставки или избранные экспозиции. Я погружаюсь, выпадаю из реальности. Могу сидеть и тихо плакать перед стариками Рембрандта или замирать перед Врубелем. А сколько я могу смотреть на невразумительные черепки! С детьми такой роскоши позволить себе нельзя. Я привела их с собой, чтобы пригласить в новое пространство смыслов. Поэтому мы перемещаемся довольно быстро. Поискали фамильное сходство между Петром I и Елизаветой, между Петром III и Павлом — и дальше, любоваться императрицами. Устали — присели на пол в зале лангобардов и зарисовали рельефы с надгробий. Совсем устали — легли на банкетки и смотрим на голландские картины со сценами охоты. А там и натюрморты, а на этих натюрмортах — фрукты и овощи. Совсем не такие, как сейчас, ну-ка, дети, отыщите арбуз. Да, дорогой интурист, это все мои дети, а не занятия с детьми. Увы, по-английски для ваших детей специально не могу, это у меня отпуск такой, а не каторга.

В-пятых, нужно снизить планку. Моя цель как родителя — заронить интерес, дать прощупать глубину огромного моря культуры, накопленной человечеством, намочить ножки, поддержать первые попытки плыть самостоятельно. Захотят дети заплыть чуть подальше — вот вам, ребята, дорога к знаниям, в книжном шкафу стоит и ждет. Вот занятия в музеях, вот занятия в образовательных центрах, вот художественная школа, вот знакомство с искусствоведами, мастерами разных ремесел, художниками, реставраторами, историками и археологами. Спрашивайте, смотрите, берите столько, сколько способны вместить. Я рядом и помогу, поддержу. Не надо отчитываться, не надо вставать на табуреточку.

Табуреточки у нас в доме — чтобы на них сидеть.

Начало истории: Четверо в машине, не считая мамы

Фото из семейного архива автора

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Фотограф и журналист, мама четырех детей, живет в Москве.

Другие статьи автора
новые старые популярные
LOCb

Вау! Я застыла то ли от удивления, то ли от стыда за свою низкую культуру. Нина, респект!!! Детям повезло с мамой однозначно!

С моими мальчишками не прокатывает((( Недавно ездили в Плес, так они сбежали из музея Левитана. Что-то я делаю не так. Хотя вроде так же. Но если некоторые члены семьи используют книги как наполнитель кошачьего туалета, к чему тут старания.

125319

С детьми только так и нужно! И мы со своими четырьмя так ходили-разговаривали. А теперь наш сын уже с собственным годовалым сыном ходит по музеям (а скоро и дочку брать с собой будет)
Интересно, что Нине с детьми сказали бы сейчас в Третьяковке, когда б она решилась сесть на пол или бегать от картины к картине?

то надо очень много сил. Я бы выдохлась после первого же похода. Даже когда хожу в музеи для себя и молча, всегда потом болит голова, а тут… рассматриваем льва, тельца, орла и ангела на иконостасе в храме, тоже поучительно )) а мозги у мумии выковыривали специальным крючком, по форме очень похожим на интеграл. Заметили параллель с математикой? а она есть ))))))

E.P.

К сожалению, это все возможно только если родители сами способны «сидеть и тихо плакать перед стариками Рембрандта или замирать перед Врубелем». А если любви к музеям особо нет, то вряд ли получится заинтересовать ими детей, увы.

Ezhik

А мне кажется,просто каждому свое. Я тут обратила внимание,как моя 5-летняя дочь ведет себя в музее-мы ходим,по крайней мере по местным или по привозным. В качестве воскресных выходов. Она за пять минут все обежала,потом у 3-4 запомнившихся экспонатов остановилась,задала вопросы и сказала-все! блины есть в ТЦ!)) Но вскоре опять просится в музей. То есть необязательно (хотя это отлично,конечно)-такие масштабные и познавательно-«подкованные» экскурсии. Каждому сверчку свой шесток.))
В Санкт-Петербург очень хочется. Но очень дорого, который год море побеждает…

elena_d

Даа… здорово. Но не для нас. Я полная тупица в плане искусства и культуры. Экскурсоводы и вообще всякие лекции на тему «кто — почему — в какой период времени — что хотел выразить и показать» — не для меня. Не хочу знать и не интересуюсь, кто, когда, почему и при каких условиях создавал шедевр. Но в музеи ходить обожаю (без ЭКСКУРСОВОДОВ!!!). За красотой. За чистым любованием человеческим талантом. За настроением. За душой творения, за душой творца, вложившегося в шедевр. Но не за историей создания, увы. Может оно и важно. Но мне почему-то совсем не интересно. Как не интересно — по… Читать далее »

Елена, как экскурсовод могу сказать по этому поводу, что история автора, создания произведения и прочие вещи могут обратить Ваше внимание на детали, которые Вы без того не заметили бы или не сочли важными. Или объяснить смысл этих деталей. Но это не агитация за экскурсии ))))) сама я хожу по музеям практически всегда без них. ходила ))

elena_d

Это мне понятно. Но я в целом не особо ориентирована на детали, меня обычно интересует впечатление или образ — в целом. К услугам экскурсовода же я склонна прибегать скорее в других объектах — в сталлактитовых пещерах или в развалинах крепостных замков, например. В Эрмитаже, или в любом другом крупном музее с бесчисленным множеством экспонатов мне хочется за одно посещение увидеть как можно больше, а не терять время на детальное изучение отдельных шедевров. И то… в Эрмитаже, помню, успевала только 2 этажа из 3 обойти (жертовала всегда импрессионистами — не мое), начиная обход с 10 утра, и с высунутым от усталости… Читать далее »

Елена, я в больших музеях в принципе не ставлю себе цели обойти все. Даже если я там в первый и последний раз. слишком необъятно.

Ольга Алексеева

Зачем летом дышать питерским асфальтом?

Ольга, в предыдущей статье автор писала, что на даче с четырьмя детьми вообще абзац %) правда, я тоже не очень понимаю, чем питерский асфальт принципиально лучше московского, но как познавательная экскурсия — почему бы и нет. Тем более раз все равно тот или иной асфальт неизбежен

Похожие статьи