Я настолько давно живу в Германии, что научилась с полуслова понимать этих людей, сжилась с их взглядами и образом жизни. Но школа… Школа — это то место, где я постоянно ловлю себя на мысли, что у нас было очень разное детство! Честно говоря, у меня ужасно много предубеждений по отношению к немецкой системе образования. Например, у них нет оценок в начальной школе. Нонсенс! Однако с другой стороны, как бы немцы ни подходили к процессу обучения, с задачей научить детей читать, считать и писать начальная школа вполне справляется. Поэтому, когда мои сыновья пошли в школу, я решила не возмущаться — пусть учат так, как у них положено, — а руководствоваться только результатом. И знаете, если абстрагироваться от системы и закрыть глаза на некоторые «вольности», немецкая начальная школа мне очень нравится!

Сложности перевода

Наверное, каждому известно, что в Германии с оценками все наоборот: самая лучшая — единица (у меня, бывшей отличницы, всякий раз дергается рука, когда я об этом пишу)! Так что формально наш двоечник здесь отличник со всеми вытекающими. И, казалось бы, переверни все с ног на голову, будет то же самое, что в России. Ан нет! Если единица и двойка работают с точность до наоборот («отлично» и «хорошо»), то с тройкой сложнее. Лично для меня она всегда была достаточно плохой оценкой, поэтому когда старший сын начал получать тройки по математике, музыке, а также, о Боже, по искусству, я забила легкую тревогу и отправилась в школу с боевым настроем «с этим надо что-то делать». Учительница сделала круглые глаза: «Вы что, фрау Хайнс, тройка — достаточно хорошая оценка. Это «удовлетворительно». Тогда как четверка — значительно хуже, потому что всего лишь «достаточно». Вот так! У немцев шкала шестибальная, поэтому тройка немного лучше нашей. Правда, разница очень тонкая, и я предпочла, чтобы математику мы все-таки подтянули до… двойки.

Что касается оценок в начальных классах, то, как я отметила выше, первые два года их не ставят вообще! Мол, не стоит сильно травмировать детей. Однако несмотря на такую трепетную заботу об их отпрысках, немецкие родители все равно недовольны и постоянно негодуют. Им не нравится, что в школах много требуют, много задают на дом и «бедным» деткам некогда играть (ага, посмотрели бы они на загруженных по уши российских школьников), что классы переполнены… Меня же, наоборот, весь первый год не покидало ощущение, будто мои дети ходят в школу не иначе как «играться»: оценок не ставят, домашних заданий мало, утро начинается с круглого стола, где каждый ребенок рассказывает, как прошел вчерашний день; в классах максимум 20 человек — красота! Поэтому на все причитания родителей одноклассников сына, я спокойно отвечала, что у нас в первом классе было 44 ребенка, но в итоге все как-то научились читать и писать.

В общем, первые два года все счастливо живут без оценок, а появляются они лишь в третьем классе. Но опять же не по-нашему: в дневник их не ставят (кстати, у немцев нет и журнала в нашем понимании), нет оценок ни за домашку, ни за устные ответы. Оцениваются же только контрольные работы, которых очень-очень мало. Боюсь соврать, но в год они пишут что-то около пяти диктантов, трех сочинений, пяти-шести контрольных по математике и одну по музыке. Поэтому полугодовая и годовая оценки — это комбинация контрольных и личного мнения учителя об успехах ученика, основанная на его активности во время уроков. То есть, если ты завалил контрольную, единственный способ поправить оценку — много отвечать в классе. Хотя официально за устную работу оценки не выставляют.

Домашняя страда

Не знаю, как в других школах, но в нашей принцип такой: ребенок делает домашнюю работу сам, при этом мама, если она дома, ни в коем случае не сидит рядом с ним! Ребенок должен делать уроки самостоятельно, мама же помогает только, если возникают вопросы. А вот проверить тетрадки — ее прямая обязанность, потому что учитель делать этого не будет (он только поставит галочку, что задание выполнено). В Германии у школы нет воспитательной функции: она лежит на родителях. Если родители этого не делают (например, им все равно или не хватает времени, так как оба много работают), школа «вытягивать» никого не будет.

При этом, несмотря на то что нет оценок, родители прекрасно осведомлены об успеваемости их ребенка. И если вдруг появляются проблемы, их очень быстро ставят в известность (обычно вызывают в школу, чтобы вместе с учителем решить, как исправить положение). Если же все нормально, то в середине года, перед рождественскими каникулами проводится официальный разговор учителей с родителями в присутствии ребенка. Итоги обязательно документируются в полугодовом табеле, где словами описана успеваемость по разным предметам. А в конце года выводится годовой табель (опять же текстом).

На откуп преподавателя

Конечно, с нашей точки зрения, все очень расслабленно. Мало того, получается, что многое в руках учителя, и если тот по каким-то причинам невзлюбил ребенка, будет ему тройка, а родителями грамотно объяснят, почему. Мы столкнулись с подобной несправедливостью, когда старший сын учился в третьем классе. Началось с того, что нежданно-негаданно он получил полугодовую тройку по его любимому искусству с комментарием «не всегда выполнял руководства учителя». Поговорив с парнем, я выяснила, что тот понятия не имеет, отчего вдруг «три»: на уроках не балуется, слушает и даже раскрасил кошку, в точности как было велено… Короче, я отправилась в школу и аккуратно поговорила насчет кошки и тройки. В итоге получили годовую двойку. То есть эдакого чистого самодурства «ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать» здесь все-таки нет, и если учитель видит, что ребенок под присмотром — уроки делает, родители в школе появляются и проявляют интерес, — то все можно исправить.

Боюсь, прочитав это, вы решите, что немецкая школа — несерьезная организация, а немцы особо не заморачиваются с учебой. Это не так. Конечно, учиться в здешней школе куда проще, чем в среднестатистической российской. Кроме того, уставшие родители не обременены еще и лавиной домашних заданий по всем предметам (что, по-моему, большой плюс). Но главное — немецкие дети с малых лет привыкают к тому, что домашняя работа — это личная ответственность. Поэтому им значительно проще учиться в высшей школе, нежели российскому студенту, который в душе уверен, что в случае чего всегда можно «подключить родителей». Немцы же привыкли рассчитывать только на себя.

Катя Хайнс

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Менеджер, мама двоих мальчишек. Уже 17 лет живет в Германии.

Другие статьи автора
2 Comment threads
59 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
kasablanca

Наши школы не рассчитаны на такое. Нам с дочкой сразу сказали, без намеков, что родители обязаны доносить материал, то что наметил учитель на уроке. Что обязательны платные факультативы по английскому. И репетитор. Потому что не справиться. А дочка старательная.

Ezhik

Дальновидный учитель,сразу на английский факультатив настроил. Не справляются с программой по английскому дети,даже и старательные. Справляются единицы одаренных,а у обычного он так «проваливается»,что не выкарабкаешься. Программа ли такая или что…
А так да-«что русскому хорошо,то немцу смерть»,и наоборот тоже,видимо.))

Не уверена, что вот так могут заявить об обязательности чего-либо платного в школе. Родитель может быть нищим, пьяным и каким угодно еще, и тем не менее, его детям среднее образование гарантировано. То есть заявить конечно могут, но не имеют права

Ольга Алексеева

Нищих и пьяных у нас просят перейти в школы, где пьют пиво на крыльце.

Прикольно. а я всегда пребывала в убеждении, что имею право посещать школу, к которой отношусь по месту жительства, вне зависимости от состояния кошелька моих родителей. И посещала. В мои школьные годы наша семья была практически нищей. Мы не сдавали деньги на подарки — ни себеё ни учителям. у нас не было денег. И речи не было ни о репетиторах, ни о платных вузах, ни даже о покупных учебниках, за ооочень редким исключением. Нас никто не просил перейти в другую школу

Ольга Алексеева

Это было давно. Сейчас, во всяком случае у нас в городе, рейтинговые школы мягко намекают. В не рейтинговых не намекают — им и так забот хватает, половина класса русского не знает, какой тут английский.

Иностранные языки в большинстве обычных школ преподаются плохо, это факт. Но стоит ли еще в младшей школе связываться с репетиторами и платными факультативами и загружать детей, когда иностранный язык им еще просто не нужен? Ведь детям иностранный язык реально понадобится только, когда они начнут самостоятельно, без взрослых, ездить за границу и еще когда придется сдавать ЕГЭ. Мы традиционно нанимали нашим детям репетиторов в 8 классе, причем младшей дочке так надоел школьный английский,что она выбрала учить с нуля французский и за 4 года сумела выучить его настолько, что без труда поступила на филфак МГУ, закончила его с красным дипломом и теперь… Читать далее »

Ольга Алексеева

У соседки сын пошел в английскую школу. Во втором классе начался английский сразу со второго года обучения. Как??? А надо было на факультатив в первом классе ходить потому что, а вы прошляпили.

Ну это уж совсем за гранью. Зачем нужно отдавать ребенка в спецшколу, чтобы еще платить за дополнительный факультатив? Проще нанять репетитора или отправить ребенка на лето в хорошую языковую школу, чем заморачиваться с такой «английской школой». В конце концов, вам шашечки или ехать?

Ольга Алексеева

В теории красиво. Но так везде. Вроде тут уже писали. А в школу, скорее всего, будем поступать в эту. Она лучшая в микрорайоне. Да, сам выучит, когда надо будет. На практике — не выучит. Репетитор, потому что иначе два в четверти будет — это одно. Репетитор, потому что английский потом пригодится — другое. На последнее всегда не будет времени, денег.

Пока ребенок учится в начальной школе, обычно выбирают не лучшую школу, а лучшего учителя, что совсем не одно и тоже. А в средней школе ребенок уже достаточно большой, чтобы ездить в школу не по месту жительства. Верность первой школе, конечно, трогательна, но по своему опыту и по опыту других родителей могу сказать, что только единицы учеников заканчивают ту школу, в которую поступали в 1 классе. Кто-то переходит в специализированные школы и лицеи, потому что определились с выбором будущей профессии, кто-то, потому что появились трудности в общении с одноклассниками (подростки часто сильно меняются до неузнаваемости, и соответственно, обстановка в классе тоже),… Читать далее »

Ольга Алексеева

В шгн поступают единицы. А эта школа неплохая. А в языковых школах всегда язык рано начинали учить. И в большинстве на выходе знали неплохо. Так или иначе, иногда, как я понимаю, выхода не остаётся, лучше не спорить с учителем. Опять же повторю, раньше я считала также. Но теория с практикой расходятся. К тому же, многие хорошие школы при поступлении требуют английский. Не буду водить в музыкальную школу, вот и время.

Ольга Алексеева

Кстати, Нина, я и по поводу развивашек думала, что глупости, лучше мамы никто к школе не подготовит. Тем более, лучше такой мамы, как я: и читаем мы, и рисуем, и на тренинги к Бурмистров ой я хожу. Ан нет. В садике учит дурацкие стишки, а со мной про Роббин-Боббина не хочет. Радостно учит в группе буквы, а мое ненавязчивое чтение азбуки Маршака, игнорирует. Вообще, без меня занимается значительно лучше. И любит это.

Ezhik

Вообще об этом какие-то психологи говорили,что так бывает-с мамой не учится,а с воспитательницей учится. Мама для него слишком «своя»,чтобы с ней напрягаться.

Мне еще далеко до подготовки детей к школе. Но, серьезно, не преувеличено ли это? ребенок, идя в первый класс, должен уметь читать, писать, считать и еще кучу всего. Допустим, я или развивашки его этому научили. а в школе что делать? репетиторов нанимать? )) чесслово, чудно как-то получается.

Ezhik

Нет,тут дело не в этом. Дело в том,что расслоились классы,школы. И родители стараются отдать туда,где будет не мат с первого класса у одноклассников. Но тогда к детям будут требования-писать у нас нет,а вот читать и считать-да. Предполагается.что заинтересованный родитель так или иначе ребенка научит,а незаинтересованный-нет. И дальше в этом классе обучение будет построено с учетом того,что ребенок как-то читает. А в другом классе (школе)-что он не читает. Говорят,где-то обучение построено с учетом того,что по русски плохо говорят,но мы еще вроде не дошли…а дальше как пойдет,зависит от способностей и усердия ребенка. Кто-то и сам на 5 тянет до 11 класса,а не… Читать далее »

Проходила педпрактику в одной из, как гоаорили, сильных школ города, правда тосу уже 11 лет. Так вот, при всех этих требованиях к первокласснику, половина детей в седьмом классе читала по слогам. Видать, как до школы их научили, так оно дальше и не пошло. Были там две-три сильные и старательные, как водится, девочки. Потом встречала их студентками филфака. А большая часть класса — ни о чем. Насчет школы и мата. У нас на сельское поселение одна школа, естественно, в ней все, кто не может/не хочет отдать ребенка в городскую. Но она всегда была очень даже, пока не сменился директор и не… Читать далее »

Ezhik

Ну вот видите-и у вас школа то такая была,то сякая. Нет,дело не столько в распальцованности,сколько именно во вложенности,или в способностях. Если это не какая-то суперэлита-незнаю-что,то небогатого,но хорошо подготовленного,»сильного» ребенка прекрасно примут в гимназический класс,хорошую школу и т.д. У нас у гимназии мат начался вот сейчас,классу к 8,и то,даже не мат,а больше грубый сленг.В нашей дворовой младшая школа материться-ужас. И у нас есть очень небогатые родители,которые считают нужным учиться именно здесь,из последних сил платят.

Когда ребенку реально понадобится язык,он выучит его без репетитора. Я учиоа английский в школе с первого класса и к выпускному не знала ничего. Выучила практически за один год в вузе, сдала кандидатский минимум на отлично. без репетиторов, разумеется.

Всегда считала и продолжаю считать, что учитель, требующий брать репетитора по своему предмету для освоения школьной программы, расписывается в собственной некомпетентности. А он тогда на что, учитель сам?

Ezhik

Ну по всякому бывает. Во-первых,может говорить не свой учитель,а классный руководитель-знает,как обстоят дела с тем или иным предметом в школе,все же педсостав разнороден. Бывает слабый,проблемный класс,в котором по тем или иным причинам учится данный ребенок-тогда даже лучший учитель будет ориентироваться на такой класс. Бывает,ребенок настроен на элитный ВУЗ-большинство без репетиторов не поступят. Или ребенок слабоват,но есть определенные амбиции в плане поступления. А так мне тоже идея репетиторов не нра,но однако же я и сама к ним ходила в 10-11 классе-это однозначно увеличивает шансы на поступление. Ну и само понятие «освоение школьной программы» размытое.

Это понятно, но все же от предложения взять репетитора, поступившего со стороны школы, сильно воняет. И правомерно ли это с юридической точки зрения? понятно, если это не в форме совета именно для данного ребенка, а как обязательная рекомендация для всех. я б в роно настучала, буде мне как родителю такое предложили бы )) P.S. мой муж учитель. Школа, в которой он работает, считается одной из самых сильных в городе. Деньги она ни с кого не берет и, насколько мне известно, репетиторов не рекомендует. Мой муж не рекомендует точно, сам свой предмет преподает

Ezhik

ну насчет «юридически» скажут «мы только рекомендуем,а так воля ваша». А так да,конечно,лучше когда все хорошо,но вот именно про английский мне с высоты полета 8 класса показалось здравым. Если в школе есть хороший факультатив-а они обычно все же недорогие,не как репетитор-я бы отдала.

Так, Ежик, если скажут: рекомендуем, а так воля ваша, значит, это не обязательное требование, и преподавание будет расчитано на то, что к ребенку репетитор не ходит. Факультатив другое дело, но я определенно против, чтобы ребенок проводил в школе целый день.

Ольга Алексеева

Школа не имеет права рекомендовать репетитора. Им это и не требуется.
-у Коли тройка по английскому!?
-да, посмотрите сами результаты его теста.
-он ничего не понимает из Ваших объяснений!
-я не могу разжёвывать каждому.
Все, мама идёт и берет репетитора. Лет 10-20 назад напрямую вымогали репетиторство. Сейчас юридически запрещено репетировать учеников своей школы.

Ezhik

Так да. Учитель может сказать-обьясняю всем одинаково. Конечно,понятно,что учителя разные бывают,но и у одного и того же учителя результаты у всех разные. Тут просто вопрос,смиряться с таким положением вещей ( или не иметь возможности что-то делать),или какие-то меры предпринимать. А так да,у меня есть 3 знакомых,поступивших в МГУ и в МГИМО. Все из сильных школ,одна без репетиторов,две с ними. Мы туда и не замахиваемся,в принципе,ну и не совсем уж в задворки не хочется…хотя кто его знает.может правильно вообще работать идти и на заочный,если речь не идет о какой-то большой мечте. Я б всю голову сломала,если б мне надо было сейчас… Читать далее »

Ну да, мы просто по-разному смотрим на вещи. МГИМО или задворки — так передо мной выбор не стоял, я выбирала вуз и факультет по любви и ни разу в том не раскаялась. Если повезет с хорошим преподавателем — а мне повезло — то без разницы, какой вуз и факультет, было бы интересно. А насчет своих детей считаю, как смогут и захотят, так и будут учиться. Я помогу советом, примером, библиотекой. Деньгами на обучение не помогу

Ezhik

Так если по любви,я только за! главное,чтоб это не оказалась любовь к международным отношениям,тут,боюсь,невзаимность обеспечена.))

Это да ))))) надо еще чтоб взаимность была

Ольга Алексеева, да это вообще обалденно — у Коли тройка, мама берет репетитора. А у меня была тройка — где взять денег на этого репетитора? я уже писала, мой муж работает в гимназии. Преподает. Так у него не такая зарплата, чтобы наши дети могли расчитывать на репетитора, платный факультатив и прочее. Все сами. И если будут тройки, так тому и быть. Язык вообще испаряется из мозгов без употребления, посему его логичнее учить, когда он реально нужен, а оценки в аттестате не влияют ни на что. Ну и главное — даже емли нужно и влияют, мы не самые бедные, но нанять… Читать далее »

Ezhik

Когда-то давно-давно у меня был знакомый,постарше меня,говорил-да,будет все образование платное, и будешь думать,есть у тебя на ребенка 5 тыс долларов или нет. Я тогда была бедная-бедная,туфли было не на что купить. Хе,думаю,тут и думать нечего,ерунда какая. А вот теперь его понимаю.))

Ольга Алексеева

В 80-е я читала журнал в рубрике «их нравы»: «японский ребенок с трёх лет начинает сдавать экзамены. Первая ступень — поступить в продвинутый детсад, чтобы потом взяли в продвинутую школу, чтобы потом….» )))

Ольга Алексеева

Оля, каждый выбирает для себя. Смотрела итальянский фильм когда-то, о жизни типичной итальянской семьи. Старшая дочка с детства грезила звёздами, отучилась в Штатах, выбрала профессию астронома «по любви». Вернулась в Италию…и пошла чистить клетки в зоопарке. Её отец пытался устроить ее на более презентабельную работу, друзья говорят:»Да была бы она экономистом или инженером — устроили бы, а то астрономия..» Так что когда мы выбираем то, что нам нравится, мы несём ответственность за своё решение. Ваш муж решил не работать программистом на фрилансе, где можно неплохо зарабатывать, а стал преподавать в гимназии. Вы не стали пробиваться в Мск, пытаться зацепиться в… Читать далее »

Ольга, так я не попрекаю никого, и в мыслях нет. Из Москвы я уехала, и в страшном сне вижу туда вернуться. Никакие блага этого не стоят. Муж работает в гимназии, потому что это тоже по любви )) я упомянула это только потому, что странно было бы гимназии требовать от родителей учеников трат, когда она своим сотрудникам не платит столько, чтобы они могли эти траты нести. Она и не требует. Я не попрекаю никого, а просто искренне недоумеваю — если в первый класс ребенок идет уже полностью грамотным, и практически с первого же класса школа настаивает на дополнительном образовании, мне одной… Читать далее »

Ольга Алексеева

Эти времена прошли((( Хотя, у вас маленький поселок, может и другая ситуация. Учителям тоже есть что сказать в свою защиту.

Ezhik

У меня есть впечатление,что у моих английский к 7-8 классу так «просел»-не в языковой,хотя и далеко не в худшей школе-что теперь придется довольно много усилий предпринимать,чтобы это поправить. Причем у них хилые 4 и 5-но это за счет всяких там презентаций,активных уроков и т.д. Думаю,надо было сразу хоть немного дополнительно заниматься. А зачем надо-и ЕГЭ,и может уровень аттестата пригодится,и опять же,выучить с условного нуля не каждый сможет…

Не знаю, Ежик… я в вузе с нуля выучила французский — не разговорный, а читать и переводить — с преподом и итальянский практически сама, а всю жизнь была уверена, что у меня ноль способностей к языкам. 10 лет школьного преподавания английского привили мне только одну эту уверенность и все. в вузе все равно и его так же точно с нуля учила. Теперь, понятно, во всех школах язык да и не по одному. Но мой личный опыт говорит против этой практики. Если не повезет с особо талантливым педагогом или с мотивацией, это только потеря времени и нервов

Старшая дочка тоже выучила в университете с нуля французский достаточно, для чтобы свободно общаться. Младшая, как я уже писала, за 4 года с нуля выучила французский достаточно для того, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в МГУ. В университете она с нуля выучила еще итальянский и, поскольку, один из ее ближайших друзей неаполитанец, и она бывает в Неаполе по 3-4 раза в год, то теперь она свободно говорит еще и на неополитанском диалекте, который так сильно отличается от классического итальянского, что иногда его считают отдельным языком. Старший сын, когда «загорелся» английским, за год выучил больше, чем за предыдущие школьные 7 лет… Читать далее »

Ezhik

Я понимаю,если есть хорошая мотивация именно к использованию языка. Но вот ЕГЭ может быть и не очень сильной мотивацией,чтобы выучить быстро и хорошо,но и провалить его тоже не хотелось бы.

Ezhik

А вообще я в печали,что его хотят в ЕГЭ включить,не включали бы,я б и никаких действий не предпринимала. А слышу очень от многих-программа без репетиторов,без дополнительных курсов не осваивается. Ни про какой другой предмет так массово не слышу.Значит,не в учителях дело и не в детях.

Ежик, но для того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, нет необходимости грузить ребенка семинарами и репетиторами с начальной школы, для этого достаточно года-двух перед экзаменом. Младшему сыну в августе исполнилось 12, он поступил в 7 класс очень сильного лицея, который в свое время закончили его брат и одна из сестер. И ему пока вполне хватает английского, полученного в обычной школе без всяких дополнительных репетиторов или семинаров. Конечно, мы собираемся со временем нанять ему репетитора по английскому или иному языку, если он захочет вместо английского учить с нуля новый язык, как было с одной из его сестер, но сейчас у него более… Читать далее »

Ezhik

А с другой стороны,настанет 10-11 класс-а он не за горами-так или иначе для ребенка захочется лучшей доли. И возможно,что будет неплох и репетитор по русскому/математике,или профильному предмету,или курсы при ВУЗе. И вот так одновременно выложить столько средств,и финансовых и временных и учебных-весьма сложно. Ну и повторюсь-я бы не переживала,если б видела у них знания,более или менее соответствующие программе-как по другим предметам. А тут я вижу у одной вообще пустые глаза-я ничего не понимаю и ни одно правило не могу применить,а у другой (младшей из старших))) какое-то осмысление (пока? хотя она посильнее),но тоже не ахти…причем вроде и учителя не так,чтоб прям… Читать далее »

Не знаю, Ежик, старшие дети как-то поступали в вузы без репетиторов по предметам. Надеюсь, и младший справится сам. Кстати, и языки они учили не с профессиональными преподавателями, а со студентами языковых вузов, что, во-первых, в разы дешевле (расценки профессиональных преподавателей нам были просто не по карману), во-вторых, давало больше возможностей для выбора подходящего репетитора. Мои дочери и их однокурсники потом тоже подрабатывали репетиторами, когда еще учились в университете, это очень распространенная практика. Если студент оказывается хорошим репетитором, то действует «сарафанное радио» и к нему обращаются и другие ученики.

Кстати, дочка знакомой стала репетитором еще в 11 классе: соседка попросила ее подтянуть по английскому языку сына-шестиклассника. Поскольку за полгода ей удалось вытащить мальчика с «между 3 и 2» на твердую «4», то ее стали просить позаниматься и другие родители, причем уже за бОльшие деньги. Из-за необходимости самой готовиться к ЕГЭ, она в прошлом году не взяла других учеников, но сейчас, хотя она еще только на 1-ом курсе у нее их уже пять! Это, конечно, исключение, и сама бы я, наверно, не доверила обучение своих детей первокурснице, а тем более, школьнице. Но вот уже 3-4 курс для меня (и детей)… Читать далее »

И еще. Сейчас в интернете огромное количество различных программ и курсов от уровня начинающих до продвинутых. Муж сейчас так учит итальянский, сама я пользуюсь английскими и французскими программами, и летом каждый день наш младший сын помимо математики и русского занимается хотя бы 30 минут по одной из программ (обычно туда включены это кусок видео для аудирования, чтение текста и ответы на вопросы, объяснение какого-нибудь нового грамматического правила и изучение новых слов и идиом). Конечно, системные занятия с репетитором это не заменит, но все-таки за 3 месяца позволяет продвинуться немного вперед, а не, наоборот, забыть все, чему учили в школе. Кстати,… Читать далее »

Ezhik

Кстати да,спасибо. Почему-то эта прекрасная мысль мне в голову не пришла,насчет программ,даже странно. Не знаю,сможет ли она самоорганизоваться,или с моей какой-то поддержкой,но попробовать надо. Про студентов да,тоже вариант,языковые факультеты у нас есть. Но что-то мне кажется,и хорошие студенты у нас не дешевы,может потому,что их все же немного профильных…

Ольга Алексеева

Нина, а какая программа? И как вы заставляете сына заниматься летом? И вообще, с какого возраста стали заниматься с ним какими-то заданиями?

Языковых программ очень много. Можно набрать в поисковике программу специально для детей и он покажет их достаточно, чтобы выбрать подходящую. Младший сын занимался по lingualeo, puzzle-english и duolingo, старший — не помню по каким-то еще и дополнительно много общался в анлоязычных чатах. Летом я организовывала занятия всем детям, пока им не начинали давать серьзные задания на лето в лицее. Это просто не обсуждалось, а принималось, как даность. У нас не было и нет возможности много их развлекать, а без ежедневных обязанностей наши дети быстро начинали скучать и действовать мне и друг другу на нервы. Кроме того, во время учебного года… Читать далее »

Добавлю, что раз в неделю вместо «Пятерки» я давала диктант, или изложение, или сочинение, что, конечно, требовало от меня больше времени при проверке, но иначе получалоь бы, что дети вообще нормально не пишут летом. В начальной школе я покупала для тренировки письма специальные тетради с заданими по чистописанию, и дети писали в них ежедневно, чтобы за лето рука не отвыкла, но в средней школе каллиграфия уже не требутся, главное, не потерять скорость письма,чтобы потом успевать конспектировать на уроках. Но теперь, когда младший уже в лицее, ему будет достаточно лицейских летних заданий и анлийского. Ну и музыки, конечно))

Дуолинго хорошая программа и языков много, но это чтоб словарный запас и грамматику не забыть. Говорить вряд ли научит )) но и школьный английский вообще не ориентирован на разговорную речь. Подруга, преподаватель на ргф, преподает еще на языковых курсах. И у нее бегинеры, то есть те, кто пришел с нуля, начинают с алфавита, через месяц уже начинают разговаривать. Вот еще аргумент против того, чтоб надрываться в школе. Чтобы заговорить на языке, совсем не требуется его 11 лет учить по три часа в неделю и еще дополнительно дома

Если нужна не тренировка навыков, а пошаговые уроки, то вполне приличным мне кажется Метод Тичера в puzle-enlish. Уроки сформированы по курсам, начиная с нулевого уроня. В каждом курсе больше 200 уроков, причем в конце каждого урока дается тест на усвоение, в конце каждой темы итоговые тесты, а в в конце курса обобщающие итоговые тесты по фонетике, грамматике и т.п. Но, конечно, одного Метода все равно недостаточно, поэтому, как в любых программах, кроме duolingo, там еще куча дополнительных тренировочных материалов: фильмы на языке, учебные ролики, переводилки, диктанты и т.п. В любом случае, все эти учебные программы освободили меня от необходимости самой… Читать далее »

Ezhik

Ну ия не о том,чтоб прям репетиторов нанимать по полной.а скорее о первом посте- о факультативе.

Блин, это ЕГЭ… когда его отменят уже

Ольга Алексеева

Прямо обратное из моего опыта. Все выпускники языковых школ общаются. Все остальные, и я а том числе, отучились на курсах, и все.

Ольга Алексеева

Оля, ну вот по чесноку. Ведя такой образ жизни как Ваш, как бы сказать…реликт времён СССР, когда язык нужен только для кандидатского минимума, можно учиться в любой школе и без языка. У нас мои ровесники из языковых школ уже получили гранты, десять раз ездили по обмену. У всех СВОБОДНЫЙ английский, без которого никуда.Если ты хочешь хирургом востребованным быть (ребята в основном), то, как правило, копишь деньги и едешь учиться за границу (сам, сам). Или грант выигрываешь. Но свободный английский само собой разумеющееся, без него никуда. Да, мне надо было самой учить, если так надо. Учила. На минимум «перевод со словарем»… Читать далее »

Ольга, по чесноку, если бы мне нужен был разговорный английский, я бы выучила его и так же точно сама. Просто пока я в декрете с двойняшками, русский и то забыла )) смысл мне был бы учить разговорный, когда говорить на нем не с кем. Это напоминает мне вопрос одного нашего шибко продвинутого латиниста к преподавательнице латинского: — а Вы можете говорить на латыни? — с кем??!! Допускаю, что было бы удобно знать язык и иметь гипотетическую возможность куда-то туда поехать, но если этой возможности не представляется, равно как и говорить по-английски не с кем, что бы мне это дало? я… Читать далее »

Ezhik

А я не поняла,СССР это комплимент или как? я считаю,там много чего и хорошо было,однако. А так да,все же жизнь мегаполиса и поселка разная,именно по укладу и отсюда-по менталитету. У меня знакомая трехдетная пожила несколько месяцев в селе-по стечению обстоятельств,а не по желанию,правда,небедном,с мелким «селообразующим» предприятием. Теперь размышляет,не поехать ли туда насовсем-говорит,морально там жить намного проще. Причем сама она удивлена такому размышлению.

Когда мы сюда приехали в конце 90-х, здесь был еще полный ссср. Комплимент или кровное оскорбление, но здесь был совок, и помню, как меня это изумило. Сейчас нет, конечно. Но морально, да и физически, здесь гораздо легче, чем в большом городе. Здесь красиво ))

Меня не гоняли с детства ни по одному школьному предмету, и за это я очень благодарна своим родителям. В седьмом классе попала к, как говорили, сильной англичанке и ушла от нее через месяц к другой, потому что эта сильная на каждом уроке просто орала, если ты чуть не знаешь, а я тогда пришла в новую школу и вряд ли могла сразу привести в соответствие этой программе свои знания. Я предпочитаю жить здесь и сейчас, а не убиваться во имя светлого будущего. Привет из СССР )))))) кстати, Христос тоже все время говорил: живите нынешним днем.

kasablanca

Ой, сколько понаписали! У нас репетитор — это моя двоюродная тетя, она бывшая учительница английского, занимается за полцены. Наверное, можно и без него, но мне так проще. Но факультатив настоятельно требуется. Не будет ходить — не будет успевать на уроке. Тогда могут попросить из школы в нашу ближайшую по прописке, чего я не хочу никак. Там другой контингент учителей и родителей. Город не очень большой, но расслоение на хорошие и плохие школы есть.

Ну понятно, это идет от школы, из которой могут попросить. И наверное в случае с языком и у школьника, и особенно когда двоюродная тетя, это оправдано )) но опять же из своего опыта могу сказать, что самостоятельно изучать лучше. Я готовилась к поступлению в вуз сама, моя подруга — с нашей прекрасной учительницей. Мой результат был на два балла выше. может, так получилось случайно, но так. По себе я точно вижу, что гораздо лучше понимаю, когда учусь сама, без тетеньки с указкой 🙂

Похожие статьи