Продолжаем публиковать серию лекций сестры Павлы.

Сестра Павла – католическая монахиня из конгрегации Сестёр Миссионерок Святого Семейства блаженной Болеславы Ляминт (Congregatio Sororum Missionarium Sanctae Familiae). Имеет богословское и светское высшее образование (факультет психологии Ростовского государственного педагогического университета), преподаватель, психотерапевт с многолетней практикой. В настоящее время живет и работает в Белоруссии.

Сестра Павла – один из последовательных и опытных христианских психологов. Ее советы ценны и продуманны.

 
Сестра Павла: Вы знаете, сегодня коварная тема, она называется «Ложное смирение».
 
Из зала: Какая хорошая тема!
 
Сестра Павла: Вот! Я как придумала, так аж сама рада была (смеется).
 
Ложное смирение. Я бы хотела спросить, здесь вообще все верующие? Или есть люди, которые неверующие?
 
Из зала: Наверное, все.
 
Сестра Павла: Все верующие.
 
Из зала: Ну, по крайней мере, те, кого я знаю все верующие, а кого я не знаю, тех привели верующие. Другое дело конфессионально – православные, протестанты католики, так что…
 
Сестра Павла: Неужели есть католики, слушайте? (смеется)
 
Из зала: Наконец пришли католики.
 
Сестра Павла: Замечательно, можно, я посмотрю? Я очень-очень-очень рада, честное слово, что все христиане. Значит, тогда можете сразу себе записать Мф, 23:12, и Мф 5:16: «Кто унижает себя, тот возвысится», — Иисус говорит. И по этому принципу мы начинаем жить после обращения или после так называемого второго обращения. Для некоторых он оказывается очень сложным, а для некоторых — очень легким.
 
Почему сложным, почему легким? Почему легким — мы потом к этому придем, а почему сложным – потому что, во-первых, человек хочет находиться очень высоко, у нас есть идеальный образ каждого из нас и мы всегда хотим действительно этому образу соответствовать. Ну, и когда высокомерный человек слышит «кто унижает себя» он, конечно не чувствует себя слишком хорошо. Но когда слышит это человек, у которого комплекс неполноценности, он может решить, что наконец-то он нашел свое. Почему? А потому что можно ничего не делать, можно жить в тени, можно спокойно быть безответственным. И теперь вот этот вопрос ложного смирения мы рассмотрим в нескольких пунктах.
 
Унижаю себя в глазах других, чтобы они меня возвысили – это первый момент из явления, которое называется ложное смирение. «Кто унижает себя, тот возвысится». Обращаю внимание сразу же на вторую часть, ага, «тот возвысится», замечательно, значит, буду себя унижать, принижать, не уважать. Во всяком случае, буду об этом говорить и буду это внешне показывать. Таким образом, мы одеваем на себя так называемую религиозную маску. Религиозную маску ложного смирения и унижаем себя для того, чтобы нас заметили, чтобы внимали нам, чтобы нас утешали. Это всё на самом деле берется от недостатка любви или от страшного одиночества. Очень плохо человеку, и вдруг человек находит именно такой путь для того, чтобы кто-то наконец-то обратил на меня внимание. Тогда, конечно, начнут тебе говорить: «Да вообще, что ты говоришь, ты замечательный человек и так далее, ты много чего можешь, у тебя разные таланты». Ну и так далее, и начинают человека утешать и возвышать.
 
Если вы чувствуете, что человек принижает себя в принципе без повода, то будет серьезным обманом утешать его. Когда начинается такая речь: «Ой я бедненькая, ой, я ничего не могу, всю жизнь ничего не добилась», а это говорит директор серьезного частного предприятия и собственник еще, понимаете. Нельзя утешать – не то, что не надо – нельзя утешать такого человека, потому что вы тогда начинаете участвовать в его обмане, в его самообмане.
 
Следующий момент – унижаю себя или жертвую собой, чтобы обрести ощущение права на жизнь. Думаю, что я свою жизнь не оправдываю, а установка какая? Жизнь собственную надо оправдать. Или, если сказать другим словами – жизнь надо заслужить. А жизнь нам дана вообще-то абсолютно без никакой заслуги, она нам просто дана, и в чем заключается ложное смирение? Ложное смирение заключается в том, что мы хотим оправдать нашу жизнь. А сама жизнь нам дана, она как дар. И Бог, создавая нас, дал нам жизнь даром и настоящее смирение заключается в том, что человек принимает этот дар. Вообще настоящее смирение характеризуется тем, что человек умеет принять: дар жизни, дар любви, дар дружбы, дар талантов. В конце концов, совсем простой дар от другого человека. В этом заключается смирение. Значит, когда оно проявляется в этом. Если человек не умеет принимать ничего, даже до такой степени, что не может просто принять собственную жизнь в таком плане, что она дана даром, о таком человеке нельзя сказать, что он является смиренным человеком. И вот эти все жертвы, которые человек приносит, все слова, которые вроде должны говорить о том, что он в принципе здесь никто – это всё на самом деле говорит, знаете, и о ложном смирении и о большой гордыне. Это большая гордыня, человек не смог принять даже дара жизни. 
 
Продолжение следует 
 
Источник – блог сестры Павлы

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Nedremlya

Давно ли в православной церкви католические монахини-психотерапевты подвизались учителями благочестия? У нас у самих почти в каждом храме за свечным столиком если не патрисса, то диаконисса.

Zeru

Nedremlya, в первую очередь "психолог",во вторую — всё остальное. Просто дайте себе труд подумать над этим.

Mary Nightingale

Лучше уж профессиональный психолог католического вероисповедания, чем "жуткоправославная диаконисса" за свечным ящиком.

В православной Церкви они никогда не "подвизались учителями". А вот на светском женском сайте — очень может быть.

Кстати, на нашем ресурсе не любят анонимов.

Vivat-viva

Почему-то мне казалось, что наша группа в большей степени все-таки православная, у меня например идет внутренний протест воспринимать слова, написанные или сказанные со стороны "католичества", будь то психолог или простой человек… Боюсь что-ли навредить себе, так как очень нетвердо стою на ногах относительно веры и боюсь подлога… Когда рассуждаеют просто женщины из правосланой среды, я допускаю ошибку в их высказываниях, допускаю возможность исправления, а здесь … Очень хотелось бы именно православия… Думаю у нас есть достойные представители.

По-моему, здесь все очень просто: не нравятся католики — не читайте католиков. Православных здесь тоже достаточно 🙂

Vivat-viva

И еще, я лично к анонимам отношусь спокойно, но при этом считаю Матроны немножечко и своим ресурсом, очень много ценного и полезного. Простите, если резковато.

Дорогая все-таки анонимная участница нашего клуба! Мы очень рады, что Вы считаете "Матроны" своим ресурсом, хотя бы немножечко. 🙂

Но у нас есть правила для авторов — человеческое имя и любая фамилия (не обязательно паспортная, можно девичью, вымышленную и т.д.). В каждой соцсети свои правила.

Когда одни люди выступают с открытой душой и с открытым забралом, даже об очень деликатных проблемах пишут под настоящим именем, а другие из-под ника приходят сказать им свое "фи!", это ставит участниц в неравные условия.

Vivat-viva

В чем-то вы правы конечно, но… для меня важнее просто знать мнение других. Допускаю, что есть люди открытые от рождения, но есть и те, кому это труднее дается. А так хотелось-бы знать мнение всех. Данный ресурс вообще отличается деликатностью во многом, очень редко наблюдаю "фи" .. ))) А если я ставлю вымышленные или фамилию или имя, тем паче сразу и то и другое, состояние общения становится более закрытым и наигранным, нежели я выступаю под своим ником, зарегистрированным во всех возможно-интересующих меня сайтах уже более 10 лет. Я не хочу никого обижать, я лишь прошу немного снисходительности и терпения, ведь этому… Читать далее »

trackback

[…] Начало лекции […]

Manami

Я согласна с автором, что принимать дар с благодарностью, с сознанием своей недостойности — это смирение. И это сложно — это личное — смирить своё "я сама могу" и быть кому-то должным. Мне, например, это сложно (но я стараюсь). А вообще-то у нас любят бедных и несчастных, которые на жалость так и нарываются типа "директора серьезного частного предприятия"- посидят, по ноют и их все любят. Быть самостоятельной и успешной в нашем обществе сложнее — так и ищут слабые места. И где больше смирения?

Похожие статьи