Кто шагает дружно в ряд? Елизавета Правикова 21.05.2014 Дети 146 Читайте также: Скауты: я тоже хочу играть в такую игру! Поскольку автор прекрасно отдает себе отчет, что согласных с ним будет очень мало, он просит учесть один факт: сам автор человек с детства очень коллективный. Не специально «идеологически» воспитанный в таком ключе, а сам по себе такой. Автор любил детский сад (и мечтал о пятидневке), скучал летом о школе, был активным пионером, любил коллективные мероприятия, мечтал служить в армии и считает, что режим, дисциплина и хождение строем — это хорошо. Смотрю, общественность в ужасе — какой кошмар, возвращается «совок», на Красной площади в пионеры приняли три тысячи детей. И причитания на разные лады, от «кто же из них вырастет» до «что же у них за родители». Как-то так случилось, что я не в общем хоре и не вижу ничего ужасного в этом событии. Во-первых, каждый может выбирать себе единомышленников, по крайней мере, пока. И вступление в ряды пионерской организации совсем не самое худшее, что может случиться с ребенком. Особенно, если ребенок сам, сознательно это выбрал. Более того, для многих детей это событие может стать и лучшим. Во-вторых, как человек, работающий и тесно общающийся с детьми много лет, я отчетливо вижу — да, именно организации детям и не хватает, очень сильно! Пионерия, возможно, не лучший вариант. С другой стороны, не будете же вы всерьез думать,что нынешняя возрожденная организация будет полностью копировать прежнюю? По крайней мере, в части идеологии.. Кстати, я все-таки встретила нормальное трезвое отношение к этому событию. У человека, который тоже очень тесно общается с детьми, больше, чем я. И прекрасно видит все нынешние проблемы детей и подростков, сталкиваясь с ними каждый день. Как бы ни ругали пионерскую организацию в советской школе, как бы ни ужасались ее тоталитарной сущности и идеологии, нельзя не признать, что именно она была той самой воспитательной составляющей, которая нынче из образования удалена. Вообще-то, это и логично, что воспитание из школы нынче ушло. Что ему там делать, как воспитывать ребенка? В процессе уроков, которые ведут пять разных учителей за день? Раз в неделю на классном часе? На переменах? Невозможно, ну никак. А пионерская организация худо-бедно несла эту функцию, вне уроков, объединяя всех независимо от учебного процесса. Замены ей нет, и не предвидится. А если вдруг что-то и возникнет, то непременно ура-патриотического толка, с политическими закидонами, и все будут плеваться и ругаться. Не знаю, как в вашем детстве, а в моем такой уж страшно-махровой идеологии в пионерии уже не было. Было некое всеобщее объединение, с неплохой организацией (которая, конечно, на 80% зависела от руководителей на местах), с четкими нравственными ориентирами. Я до сих пор помню пионерскую клятву. Да, там есть имя Ленина и название Коммунистической партии, но что оно значило для нас? «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин», — мы воспринимали эти слова как «жить честно и правильно, учиться хорошо». Вот с борьбой потруднее, конечно. Хотя, в моей голове это сложилось скорее как борьба с несправедливостью. Вспомните законы пионеров, разве они плохи? Особенно если убрать из них идеологические пункты про партию, коммунизм и комсомол (и вернуться, собственно, к изначальному, скаутскому варианту). Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер равняется на героев борьбы и труда. Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества. Пионер лучший в учебе, труде и спорте. Пионер дисциплинирован. Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду. Пионер — товарищ и вожатый октябрят. Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран. Пионер честен и правдив. Его слово — как гранит. А теперь посмотрите честно на своих детей, на знакомых детей, на знакомых знакомых и вообще. Ваши дети соблюдают эти прекрасные законы по жизни? Просто потому что они хорошие, и вы, в общем-то, их правильно воспитываете? Я могу констатировать, что нет. Современные дети соблюдают главный закон — сделать так, чтобы мне самому было хорошо. Точно так же, как и современные взрослые. Да-да, конечно, и тогда все относились к этому по-разному, но все же был нравственный ориентир, который так или иначе царапал в глубине души. Сейчас ориентир состоит в том, чтобы жить удобно и красиво. И уж определенно, современным детям ужасно не хватает дисциплины, за редким-редким исключением. Дети (большинство) не умеют работать в коллективе, у них нет ни чувства локтя, ни чувства ответственности, ни желания помогать, ни желания сделать что-то не для себя лично. «Мне это не нужно!» — вот и весь разговор. Никакой учитель в школе не сможет их заставить, а если даже будет упираться, то обязательно возмутятся родители. Потому что родители тоже соблюдают свои интересы в первую очередь. Я все думаю — с одной стороны это правильно и логично; сначала свое, потом общественное. Но как-то так выходит, что сначала свое, потом снова свое, и дальше свое, свое, свое… Я вижу это везде и во всем. Да что там, мне и самой хочется все время плюнуть на «чужое», бросить все общественные дела (которых у меня и так немного) и заняться исключительно своими. Если бы коллектив для воспитания нормального полноценного человека был не нужен, люди бы никогда не объединились. Семья семьей, домашнее воспитание это прекрасно, но воспитание в окружении разных людей ничуть не менее важно. А этого окружения, коллектива, у большинства детей-то и нет. Класс в школе? Ой, помилуйте. Даже мои весьма социализированные дети не считают это общностью. Повезло тем, у кого есть хорошее внешкольное занятие с крепким дружным коллективом, будь то кружок, спортивная секция, турклуб. Но туда еще надо попасть, и не говорите мне, что это доступно каждому ребенку, было бы желание… Вы скажете — есть же, например, скауты, они лучше пионеров. Да есть. Но их мало, про них мало кто знает, у них нет всеобщей поддержки. Это, в некотором смысле, элитарность, в отдельных местах, совсем не массово. Есть православные скауты, но ведь не все дети православные, это факт. Или мы волнуемся опять же только о «своих»? К тому же скауты ориентированы все-таки на некое походно-следопытское направление. Не всем это интересно. А вот организация скорее чисто нравственного характера, с дисциплиной, взаимопомощью, с акциями помощи другим была бы необходима всем современным детям. И она все-таки должна быть при школе, в идеале. Почему при школе, почему централизованно? Потому что школа все же место наибольшего скопления детей, причем детей самых разных. Было бы здорово объединить их какой-то правильной идеей. И еще потому что это, в отличие от секций, объединений и кружков, будет доступно каждому ребенку. Независимо от его финансового положения или семейного устройства. Когда я училась в педагогическом университете, у нас был отличный преподаватель педагогики. Работающий, к тому же, и в школе. Он рассказал о том, как создал при школе школьный клуб, как развивал эту идею, как клуб стал популярен, как вступление в него стало очень желанным для детей, как дети менялись. Я, помню, взялась помогать ему обрабатывать анкеты из этой школы, было очень интересно, хотелось немедленно создать такие клубы в каждой школе. И тут очевидно, что больше всего зависит от конкретных людей, которые готовы вложить душу, силы и личное время в детскую организацию. Недавно мы с мужем заспорили о том, что лучше — дисциплина, ходить строем и объединяться в коллективы или сидеть по своим углам и заниматься тем, что интересно лично себе, а в коллективной жизни по возможности не участвовать. А заодно немного подискутировали о том, что лучше — коммуна, монархия или демократия. Муж справедливо сказал, что всех пытаются одинаково причесать в коллективе, об уравниловке и так далее. А я вспомнила и привела в пример мечту своего детства — колонию Макаренко. Как здорово и мудро там было все устроено! О, как я хотела в детстве оказаться в таком месте… И тут получила неожиданный ответ: колония Макаренко — это просвещенная монархия. Это нельзя повторить, нельзя сделать массовым явлением, здесь все зависит от руководителя на 99%. Наверное, это правда, хотя ученикам Макаренко отчасти удалось повторить его опыт воспитания. Я не призываю возродить коммунистически направленную пионерскую организацию, отнюдь. Но я считаю, что детско-юношеская организация должна быть именно всесоюзной (или как теперь это назвать?), правда, на добровольных началах. А чтобы дети в нее хотели вступить, стремились, вот тут надо постараться. И как всегда, дело в тех, кто будет заниматься этим на местах, в «просвещенных монархах». Это самая большая проблема, ибо неравнодушных взрослых, талантливых педагогов, энтузиастов сейчас, кажется, не осталось почти совсем. Правильно, зачем? Это же не свое, это чужие дети… А нынешних взрослых (молодых и энергичных) не воспитывал коллектив, они не знают, что такое делать для других. Хотя, пожалуй, я все-таки немного преувеличиваю. Не все так мрачно, судя по огромному количеству волонтеров в самых разных сферах деятельности. Что только подтверждает мою уверенность в том, что большинству людей совершенно необходим коллектив. И люди его ищут, ищут общего дела, ищут радости помогать другим, делать что-то не для себя. Это здорово, именно это внушает мне надежды на то, что у нас все будет хорошо!