Читайте также: Скауты: я тоже хочу играть в такую игру!

Поскольку автор прекрасно отдает себе отчет, что согласных с ним будет очень мало, он просит учесть один факт: сам автор человек с детства очень коллективный. Не специально «идеологически» воспитанный в таком ключе, а сам по себе такой. Автор любил детский сад (и мечтал о пятидневке), скучал летом о школе, был активным пионером, любил коллективные мероприятия, мечтал служить в армии и считает, что режим, дисциплина и хождение строем — это хорошо. 

Смотрю, общественность в ужасе — какой кошмар, возвращается «совок», на Красной площади в пионеры приняли три тысячи детей. И причитания на разные лады, от «кто же из них вырастет» до «что же у них за родители». Как-то так случилось, что я не в общем хоре и не вижу ничего ужасного в этом событии.

Во-первых, каждый может выбирать себе единомышленников, по крайней мере, пока. И вступление в ряды пионерской организации совсем не самое худшее, что может случиться с ребенком. Особенно, если ребенок сам, сознательно это выбрал. Более того, для многих детей это событие может стать и лучшим. Во-вторых, как человек, работающий и тесно общающийся с детьми много лет, я отчетливо вижу — да, именно организации детям и не хватает, очень сильно! Пионерия, возможно, не лучший вариант. С другой стороны, не будете же вы всерьез думать,что нынешняя возрожденная организация будет полностью копировать прежнюю? По крайней мере, в части идеологии..

1210-990x741

Кстати, я все-таки встретила нормальное трезвое отношение к этому событию. У человека, который тоже очень тесно общается с детьми, больше, чем я. И прекрасно видит все нынешние проблемы детей и подростков, сталкиваясь с ними каждый день.

Как бы ни ругали пионерскую организацию в советской школе, как бы ни ужасались ее тоталитарной сущности и идеологии, нельзя не признать, что именно она была той самой воспитательной составляющей, которая нынче из образования удалена. Вообще-то, это и логично, что воспитание из школы нынче ушло. Что ему там делать, как воспитывать ребенка? В процессе уроков, которые ведут пять разных учителей за день? Раз в неделю на классном часе? На переменах? Невозможно, ну никак. А пионерская организация худо-бедно несла эту функцию, вне уроков, объединяя всех независимо от учебного процесса. Замены ей нет, и не предвидится. А если вдруг что-то и возникнет, то непременно ура-патриотического толка, с политическими закидонами, и все будут плеваться и ругаться.

Не знаю, как в вашем детстве, а в моем такой уж страшно-махровой идеологии в пионерии уже не было. Было некое всеобщее объединение, с неплохой организацией (которая, конечно, на 80% зависела от руководителей на местах), с четкими нравственными ориентирами. Я до сих пор помню пионерскую клятву. Да, там есть имя Ленина и название Коммунистической партии, но что оно значило для нас? «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин», — мы воспринимали эти слова как «жить честно и правильно, учиться хорошо». Вот с борьбой потруднее, конечно. Хотя, в моей голове это сложилось скорее как борьба с несправедливостью.

Вспомните законы пионеров, разве они плохи? Особенно если убрать из них идеологические пункты про партию, коммунизм и комсомол (и вернуться, собственно, к изначальному, скаутскому варианту).

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер равняется на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.

Пионер лучший в учебе, труде и спорте.

Пионер дисциплинирован.

Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.

Пионер — товарищ и вожатый октябрят.

Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Пионер честен и правдив. Его слово — как гранит.

87334140_0pioner_1

А теперь посмотрите честно на своих детей, на знакомых детей, на знакомых знакомых и вообще. Ваши дети соблюдают эти прекрасные законы по жизни? Просто потому что они хорошие, и вы, в общем-то, их правильно воспитываете? Я могу констатировать, что нет. Современные дети соблюдают главный закон — сделать так, чтобы мне самому было хорошо. Точно так же, как и современные взрослые. Да-да, конечно, и тогда все относились к этому по-разному, но все же был нравственный ориентир, который так или иначе царапал в глубине души. Сейчас ориентир состоит в том, чтобы жить удобно и красиво. И уж определенно, современным детям ужасно не хватает дисциплины, за редким-редким исключением.

Дети (большинство) не умеют работать в коллективе, у них нет ни чувства локтя, ни чувства ответственности, ни желания помогать, ни желания сделать что-то не для себя лично. «Мне это не нужно!» — вот и весь разговор. Никакой учитель в школе не сможет их заставить, а если даже будет упираться, то обязательно возмутятся родители. Потому что родители тоже соблюдают свои интересы в первую очередь. Я все думаю — с одной стороны это правильно и логично; сначала свое, потом общественное. Но как-то так выходит, что сначала свое, потом снова свое, и дальше свое, свое, свое… Я вижу это везде и во всем. Да что там, мне и самой хочется все время плюнуть на «чужое», бросить все общественные дела (которых у меня и так немного) и заняться исключительно своими.

Если бы коллектив для воспитания нормального полноценного человека был не нужен, люди бы никогда не объединились. Семья семьей, домашнее воспитание это прекрасно, но воспитание в окружении разных людей ничуть не менее важно. А этого окружения, коллектива, у большинства детей-то и нет. Класс в школе? Ой, помилуйте. Даже мои весьма социализированные дети не считают это общностью. Повезло тем, у кого есть хорошее внешкольное занятие с крепким дружным коллективом, будь то кружок, спортивная секция, турклуб. Но туда еще надо попасть, и не говорите мне, что это доступно каждому ребенку, было бы желание…

e55389ae7497d6734198b22363696da5

Вы скажете — есть же, например, скауты, они лучше пионеров. Да есть. Но их мало, про них мало кто знает, у них нет всеобщей поддержки. Это, в некотором смысле, элитарность, в отдельных местах, совсем не массово. Есть православные скауты, но ведь не все дети православные, это факт. Или мы волнуемся опять же только о «своих»? К тому же скауты ориентированы все-таки на некое походно-следопытское направление. Не всем это интересно. А вот организация скорее чисто нравственного характера, с дисциплиной, взаимопомощью, с акциями помощи другим была бы необходима всем современным детям. И она все-таки должна быть при школе, в идеале.

Почему при школе, почему централизованно? Потому что школа все же место наибольшего скопления детей, причем детей самых разных. Было бы здорово объединить их какой-то правильной идеей. И еще потому что это, в отличие от секций, объединений и кружков, будет доступно каждому ребенку. Независимо от его финансового положения или семейного устройства.

Когда я училась в педагогическом университете, у нас был отличный преподаватель педагогики. Работающий, к тому же, и в школе. Он рассказал о том, как создал при школе школьный клуб, как развивал эту идею, как клуб стал популярен, как вступление в него стало очень желанным для детей, как дети менялись. Я, помню, взялась помогать ему обрабатывать анкеты из этой школы, было очень интересно, хотелось немедленно создать такие клубы в каждой школе. И тут очевидно, что больше всего зависит от конкретных людей, которые готовы вложить душу, силы и личное время в детскую организацию.

Недавно мы с мужем заспорили о том, что лучше — дисциплина, ходить строем и объединяться в коллективы или сидеть по своим углам и заниматься тем, что интересно лично себе, а в коллективной жизни по возможности не участвовать. А заодно немного подискутировали о том, что лучше — коммуна, монархия или демократия. Муж справедливо сказал, что всех пытаются одинаково причесать в коллективе, об уравниловке и так далее. А я вспомнила и привела в пример мечту своего детства — колонию Макаренко. Как здорово и мудро там было все устроено! О, как я хотела в детстве оказаться в таком месте… И тут получила неожиданный ответ: колония Макаренко — это просвещенная монархия. Это нельзя повторить, нельзя сделать массовым явлением, здесь все зависит от руководителя на 99%. Наверное, это правда, хотя ученикам Макаренко отчасти удалось повторить его опыт воспитания.

Я не призываю возродить коммунистически направленную пионерскую организацию, отнюдь. Но я считаю, что детско-юношеская организация должна быть именно всесоюзной (или как теперь это назвать?), правда, на добровольных началах. А чтобы дети в нее хотели вступить, стремились, вот тут надо постараться. И как всегда, дело в тех, кто будет заниматься этим на местах, в «просвещенных монархах». Это самая большая проблема, ибо неравнодушных взрослых, талантливых педагогов, энтузиастов сейчас, кажется, не осталось почти совсем. Правильно, зачем? Это же не свое, это чужие дети… А нынешних взрослых (молодых и энергичных) не воспитывал коллектив, они не знают, что такое делать для других.

Хотя, пожалуй, я все-таки немного преувеличиваю. Не все так мрачно, судя по огромному количеству волонтеров в самых разных сферах деятельности. Что только подтверждает мою уверенность в том, что большинству людей совершенно необходим коллектив. И люди его ищут, ищут общего дела, ищут радости помогать другим, делать что-то не для себя. Это здорово, именно это внушает мне надежды на то, что у нас все будет хорошо!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Юлия

Читала, захлебывалась мыслями, чувствами, слюной в конце концов… Вот первый раз слышу эту грамотную мысль. Ну действительно не хватает!!! Порой как воздуха. Я дитя девяностых, хоть и успела побыть октябренком пару месяцев. Я помню этот ужас пустоты, я вижу его сейчас на своем сыне. Хочется, ах как хочется махровой советской объединенности и сплоченности. Независимо от… Спасибо вам за статью.

Loreleya

А я -дитя 80-х.Один год была пионеркой, потом все развалилось.И никакой скорби не чувствовала. Перестали заставлять всех одинаково думать (иметь свое мнение нельзя было), собирать макулатуру, делать никому не нужную стенгазету. Кружков, курсов и организаций по интересам в моей жизни потом было предостаточно, но я сама их выбирала.Многие с теплом вспоминают свои православные гимназии, но опять же, если они в согласии и со своей волей туда шли, а не затолкнутые православнутыми родительницами.

Φωτη

Уважаемый автор , Елизавета, думаю с Вами согласны будут многие. Хотя , были минусы , но ведь и нет ничего идеального.

ККК

Кроме пионерской организации были разные и бесплатные кружки! Не надо никого загонять в скауты или в пионеры! Государство должно содержать или дотировать дополнительное образование, что бы привлечь туда молодых и талантливых педагогов. Там и коллектив, и общие задачи, и любимое дело! "Велосипед" успешно использовался в СССР- ничего придумывать нет необходимости. Все упирается в ДЕНЬГИ!

MaryNightingale

"Кроме пионерской организации были разные и бесплатные кружки!"
Сейчас они тоже есть.

Ежик

На практике все не так просто.Была в двух соседних общеобразовательных школах. В одной-ничего,в другой платные танцы. Бесплатные есть-но в моем городе,например,дворец творчества юных с бесплатными кружками так расположен,что туда еще добраться суметь надо…

Ксания

У нас история та же: и были, и есть кружки и секции (раньше бесплатные, сейчас — хоть какие-то) в райцентре и областном центре (от моего родного села расстояние примерно одинаковое и туда и сюда). И самая главная проблема в советское время была — доехать туда. А еще, туда надо было попасть. В областном центре в большинство кружков не брали без городской прописки родителей (мол, езжайте в свой район, нам для своих мест не хватает). А на более престижные кружки и горожан не очень охотно брали (на плаванье очередь стояла, бассейны не резиновые). Сейчас осталась одна проблема — доехать. Правда, почти… Читать далее »

Ежик

Я последнее время все чаще делаю вывод,что дело не в деньгах. Точнее,не только в них. Дело в том,как организовать процесс,какие выделить приоритеты,с кого за что спросить.
Очень яркий пример-недавняя статья на Правмире-интервью с директором детского дома. Очень сильная. Что делается для решения проблемы сиротства-а что надо сделать,чтобы был эффект. И денег надо в разы меньше. Так и тут. Зачем-то строят в каждом городишке дотационные огромные ледовые дворцы. Чтобы несколько десятков детей с родитеми туда ездили. А надо организовывать при школах обычные спортивные секции,особенно для мальчиков-только и всего. ИМХО.

Nata.

А в нашей школе как раз организовано. Порядка 40-ка разных кружков и секций. На любой вкус. И спортивные, и музыкальные, и художественные, и технические, и познавательные. Примерно половина из них — бюджетные. Можно выбрать 2-3 кружка в неделю бесплатно. Воспитатель детей с продленки разводит по кружкам, кто куда записан. Очень удобно, все не выходя из школы.

Ежик

Хорошая у вас школа.
В нашей тоже все организовано. Она,правда,маленькая. Но тоже есть кружки и секции. Спортивная только для мальчиков. Одно "но"-школа негосударственная и,соответственно,платная. И далековато. А когда пошла узнать,как же в обычных, хотела одну дочерь пристроить побегать-оказалось,в двух близлежащих никак.

Nata.

Школа у нас построена по индивидуальному проекту. Говорят, что одна такая в Москве и еще она в Питере. Две чаши бассейна, спортивный зал-трансформер три в одном, балетный класс, тренажерный зал, изостудия, артриум, роскошный актовый зал и еще много всего. Помимо двух уроков физкультуры плюс два урока плавания в неделю. обязательно. и госэкзамен по физкультуре. И главное 10 минут пешком. Но попали мы туда просто по счастливой случайности. Потому как ранее она к нашему дому приписана не была.

Нина

А что за школа, если не секрет?

Nata

№1329 МО "Тропарево-Никулино"

Машенька

Спасибо за статью, любопытный взгляд на пионерскую организацию в наше время:) — Современные дети соблюдают главный закон — сделать так, чтобы мне самому было хорошо. А что в этом плохого? Именно это — "чтобы мне было хорошо" — лежит в основе любого доброго дела во имя ближнего: " мне хорошо, когда я делаю добро". Не кому-то хорошо — а , в первую очередь, мне самому. Если в добром деле нет бонусов (вот этого самого "мне хорошо") для человека, который им занимается, это дело не сдвинется с места. А насчет ценностей… ценности ИМХО не насаждаются коллективом , извне. То, что извне,… Читать далее »

Татьяна

Настоящее "хорошо" для другого человека далеко не всегда сопряжено с "хорошо" для себя. Мать Мария Скобцова пошла в газовую камеру за другого человека или для своего "хорошо"? Думаю, первое.

ККК

Вот мне нравится, когда на описание банальной в общем то вещи- как эгоизм, даже я бы сказала базовой вещи для человека, находят героический пример. Просто вымораживает. Вам про обыденную жизнь, ежедневную, без всяких газовых камер, или у вас каждый день подвиг запланирован, как у барона?

Машенька

Да, "мне хорошо" — это же далеко не всегда шкурничество. Это — опора на свой мир, в первую очередь. И к тому же, эта базовая вещь вполне себе трансформируется в заботу о других: когда человек включает другого в свой мир. Распространяет на него свою защиту и отвечает за него. Ну вот, к примеру, зубки у грудничка режутся, мать несколько ночей спит вполглаза, а то и вовсе не спит. Плохо ей? — надо думать, физически не очень хорошо. Знает она. ради чего сна-покоя лишается? — конечно: зуб прорежется, деть успокоится, и вообще — дело-то житейское. Жертвует она в этот момент собой… Читать далее »

Арина

Вообще вопрос о разумном эгоизме интересен с богословской точки зрения. Ветхозаветная заповедь гласит "возлюби ближнего как самого себя". Христос же принес заповеди блаженства, немного иные.

Я считаю, что Христос любил других более себя.

Но это не для атеистов.

Neta

Мне кажется, "возлюби ближнего как самого себя" не предполагает сравнения "более себя" или "более другого". Апостол призывает мужей любить жен как свое тело, это примерно о том же. Но согласна с тем, что христианская заповедь с этой точке зрения все же ближе к "разумному эгоизму", чем к коллективизму с его"голос единицы тоньше писка" и "коллектив всегда прав".

Loreleya

Нета, спасибо вам, вы прояснили то, что смутно ощущалось в моем мозгу, но не находило формы. Христос учил любви, а пионерия в том виде, в каком я ее застала, учила коллективизму, надо все делать и думать сообразно с линией партии."Я-последняя буква в алфавите". В христианстве личность очень важна, можно сказать что каждый человек—макрокосмос.

Гоблинище

это новозаветная заповедь. да любите друг друга

Машенька

Нет, тут всё вполне вписывается в "хорошо для себя". Просто — это "хорошо" матери Марии — не для собственной шкуры, а — для своей души. Ей хорошо было — оттого, что она отдала свою жизнь за другого. Точнее, если бы она этого не сделала. ей бы точно было плохо, самой ей. Не думаю, что она в этот момент о героизме-негероизме рассуждала. "Хорошо для меня" — это на самом деле " я люблю":) А любить можно не только пироги, котят и собственный комфорт:) И "мне хорошо от того, что я делаю добро " — вообще безгранично, и в него при желании… Читать далее »

Neta

Мать Мария Скобцова никогда пионеркой не была. Пионерия моего детства воспитывала коллективный эгоизм, когда "хорошо" одного человека (если он не начальник) — это плохо, а "хорошо" звена, отряда, класса хорошо даже если оно аморально. Даже детские фильмы того времени показывают, как на пионерских собраниях все дружно травят того, кто посмеет выступить против коллективной неправды.

Nata.

По факту тоже было везде по-разному. Многое зависело от руководителей. Были коллективы и с вполне здоровой атмосферой.

Гоблинище

А Вам не кажется, что именно "сделать так, чтобы мне самому было хорошо" — это и есть основа цивилизации? Каждый сделает себе хорошо — не за чужой счет, потому что другие ему не позволят себя ущемить из тех же соображений — и всем будет хорошо. Все эти возвышенности и красивые слова… они привели туда, куда привели. Все вокруг колхозное, все вокруг мое. А мне почему-то думается, что только "разумный эгоизм" имеет будущее. Вспомните Дикий Запад — у каждого револьвер — везде порядок. Со временем, конечно, не все сразу… А у нас до сих пор есть закон о превышении самообороны. Вот… Читать далее »

Машенька

Согласна с Вами:)

И — тут даже не в разумном эгоизме дело. Мне кажется, что прежде чем дорасти до "мы" (до коллектива, команды), человек должен дорасти до "я". Иначе — очень здорово могут внутренние настройки посбиваться: вместо своего собственного центра (на который человек и опирается в самые трудные моменты жизни, за счет которого и выживает) будут некие "коллективные ценности". А коллективные ценности — штука такая… сегодня — одни. завтра — другие…

Гоблинище

Да, совершенно точно. Но в дестве у человека еще нет этого я, этого внутреннего центра. А в коллектив уже гонят, если взять ту же пионерию за пример. И что получается? Стадо баранов с молодых ногтей.

Manypenny

Я такое видела пару недель назад. Десяток малолетних футбольных болельщиков. Шли по улице, не разбирая, где тротуар, где проезжая часть, и орали во всю мощь. Жуткие детишки.

Машенька

Вообще, процесс "коллективизации" с детского садика начинается.
Но — тут уж ничего не поделаешь, реалии такие, что сейчас без него — никуда…

Гоблинище

можно не отдавать детей в детсад, а в школе – человек уже хоть и маленький, но вполне сознательный, 7 лет – научить противостоять коллективу. Говорю так по опыту собсвенного детства. И тогда эта коллективизация не коснется. В детстве я не было самым счастливым ребенком, наверное, но тяжело в учении, легко в бою! теперь я самая счастливая взрослая ))

Машенька

В провинции (районный город) очень часто этого не получается, даже если бы хотелось: работы для мужчин не хватает, то одно, то другое предприятие разоряется, зарплату могут не доплатить, а то и просто — не заплатить. Многие мужья (даже непьющие, работящие) время от времени попадают в ситуацию " междуработья". И чтобы хоть как-то семью вытянуть, к заработкам вынуждена подключаться и жена — едва ребенок подрастет настолько. чтобы его взяли в ясли. А так — конечно, Вы правы, и маленькому лет до 4-х лучше у мамкиной юбки и со старшими братьями-сестрами, чем в группе, где на одну умотанную воспитательницу приходится кроме него… Читать далее »

Nata.

Такое практически везде. То есть очень невысокий процент может позволить себе по средствам сидеть с ребенком до школы. Бабушки с дедушками также есть не у всех. Нанимать няню — тоже не каждому по средствам. В итоге опять остается детский сад. Но самое интересное, что услугами детского сада вовсю пользуются… неработающие мамы!

Ежик

Согласна. Реалии таковы,что не слишком много женщин могут позволить себе не работать до 4 лет и при этом не укатиться в семье за черту бедности. Кроме того,даже если муж зарабатывает неплохо-в 3 года надо уволиться с работы,если она была до декрета. Тоже сомнительное решение,особенно если ребенок один. Касаемо "неработающих мам"-а тоже у всех свои трудности. У меня один ребенок пошел в сад (в 1 год и 10 месяцев), когда родился воторой.Ходил он,конечно, через неделю по 2 недели первое время,и может быть,правильнее было бы его дома оставить. Но это все было очень сложно, два ребенка такого возраста в тогда еще однокомнатной… Читать далее »

Nata.

Из воспоминаний моего "домашнего" детства: первый класс мне достался практически полностью сформированный из одной детсадовской группы. Дети все друг друга знали, чувствовали себя как рыбы в воде, и противостоять такому коллективу домашнему ребенку — ну просто три-ха-ха! Гораздо проще в этой ситуации стать мальчиком/девочкой для битья.
И потому кто учить-то будет? У кого есть такой опыт?

Анна1982

У меня была та же ситуация, только я еще и не в первый, а в третий класс попала, но это было не потому, что я была домашним ребенком, а потому, что мы переехали, до этого жили не в России, а после путча так и вообще стали "иностранцами", все быстренько забыли, что Армения и Азербайджан — это, вообще-то, тоже бывший Советский Союз.

Машенька

Всему своё время. И садик может оказаться неплохим способом обучения жизни в коллективе — только детёнышу там раньше 4-х лет делать нечего, ИМХО.

А в многодетных семьях проблем с обучением жить в коллективе вообще не стоит:)

Nata.

Многодетных семей в разрезе общества у нас пока слишком мало, поэтому это скорее исключение из правил.
Садики у нас глобально начинаются с 2-х лет, поэтому 4-х летний ребенок также приходит в уже сложившийся коллектив. Не говоря уже о том, что финансово до 4-х лет также сидеть дома могут не все.

Ежик

Вспоминается рассказ какой-то матушки пятидетной. Как она честно сказала,что у нее нет сил все так организовать,чтобы все дети были хорошо ухожены и развиты. Что она тяжело переносила беременности и всех куда-то водить,заниматься,да и просто качественно кормить у нее не было сил. Лично я ее могу понять. И батюшка на каком-то этапе посмотрел на все это дело и отвел детей в детский сад. Дальше она пишет,что с садом им повезло,и воспитатели были хорошие и прочее. И дети выросли хорошие.

Ежик

На практике когда появляется такой индивидуум в коллективе-"лишь бы мне было хорошо"-приходится очень много сил тратить на то,чтобы он не садился тебе на шею самым наглым образом. А чуть расслабился-он уже на ней сидит.))

ВераЧ

Была я пионером… помню, как жалко было потерянного времени на всякую чушь, типа смотра строя и песни, так вроде, это когда маршировали и орали песни. Жесть!!
А еще крестик зашивали в кармашек на майке, нельзя пионеру крест носить((( Скрывать приходилось.
Нет, ни за что больше туда не хочу!!! Но это мое восприятие, не претендую, что у всех так.

Nata.

Марши строем это конечно да, на любителя. Что касается крестиков, так то была эпоха "победившего" атеизма. Да, туда как-то особо не хочется. Но неплохо бы иметь сегодня может не совсем подобную организацию, да, для желающих, никого силком туда не загонять, но наверное найдутся дети, которым это будет интересно.

Елена

Есть книга "Васек Трубачев", там герои все сплош пионеры, и воспитывает их вроде бы эта самая пионерская организация, те окружающие взрослые. Как мы сами научимся организовываться для дела, помогать ближнему, видеть соседа — так и дети научатся. А пока каждый делает так как ему удобно — замаршируйся.

Елена

П.С. пионерию всегда не любила, за лживость: собрания-втирания-мозгостирания, а на деле — пустота. Как пол мыть в школе — времени нет, все на полит минутки потратили

Елена 12

"…пионерию всегда не любила, за лживость: собрания-втирания-мозгостирания, а на деле — пустота". Вот уж точно. Полностью согласна.

Гоблинище

У моих родителей те же воспоминания. А я в селе столкнулась с отголосками — не пионерия, а ее шлейф уже. В Москве давно каждый сам за себя, и так все было нормально. А в селе еще остались потуги на что-то такое бессмысленное и беспощадное. Фуфуфу. Вот реально пол мыть так никого, а красиво потрепать — всегда пожалуйста. И вдобавок от учителей это шло и ими насаждалось.

Manypenny

А я ее и сейчас не люблю, пионерию эту. Ну собрали механически детей, оставили их в школе на лишний час (голодных и уставших, в душном классе), назвали этот час пионерским собранием и прополоскали мозги. Кому от этого стало лучше?

Ольга

Терпеть не могу пионерию не люблю советский строй

Φωτη

Да, были эти невыносимые смотр-строя-песни и лживость "собрания-втирания-мозгостирания". И все же нас учили помогать, работать , уважать, стремиться. Вот здесь в Греции, например, где не было ничего подобного — ни один ребенок (любого возраста) не уступит место пожилому и не поможет, а он не знает, потому что ему хорошо; школы все грязные, а потому что есть уброщицы, а детям приятнее бросать и мусорить , а не убирать …".Дикий Запад — у каждого револьвер — везде порядок." — ну каждый месяц здесь в новостях передают, как очередной ученик пострелял в школе … Вы уж извините — это бизнес в Америке, им… Читать далее »

Гоблинище

Ну да, Дикий Запад на любителя, но Союз, по-моему, на любителя еще больше. Там ученик кого-то пострелял — мало ли психов везде — а тут только и слышно что-то типа: школьница убила доской маньяка и ее теперь будут судить за превышение пределов самообороны; девочка отбилась от хулиганов — и ее будут судить… не, нормально так. Живу я в России, но если бы был союз, вряд ли бы жила!

Nata.

Однако я пожила при Союзе, и школу закончила, и в институт поступила, могу сказать, что в те времена (может и плохие) не было историй про "ученик пострелял", маньяки были редкостью, да и хулиганов на порядок меньше, охранники были только в сберкассах и ювелирных магазинах, а ученики младшей школы сами без родителей ходили на занятия, кружки и секции. И даже ездили в транспорте. Это по факту. Конечно, люди из Союза уезжали (позже из России уезжало гораздо больше), но уехать тогда на ПМЖ за рубеж было очень непросто. Во многие разы сложнее, чем сейчас. Поэтому прокручивать в этом плане "что было бы… Читать далее »

Φωτη

Да, да, я в школу с 8 лет ходила без мамы — а это примерно 20 минут на автобусе, мы пешком час или 2 "путешествовали" домой , никто не волновался. А сейчас такое даже представить страшно.

Neta

Мои дети и сейчас ходят в школу с 8 лет одни . Конечно, боюсь, молюсь, но не идеализируя безопасность своего детства. (Справедливости ради отмечу, что меня отправляли гулять одну с 5 лет, и на улице гуляли мои сверстники тоже одни, так что я не была одиночкой, как наши дети)

Елена

ИМХО, но преступность была и не малая, просто эти данные были "совершенно секретны" и до сих пор так… и не знали люди, хотя догадывались… + бедность+ прописка: няня — это из серии роскоши.
Моя мама всю дорогу меня "дрессировала" про чужих и конфеты: при первой попытке угостить — орать помогите (!?), 82 год дело было.

Φωτη

Елена, преступность всегда есть, но замечу, что никто из школы не пропал по дороге, не утонул в реке (мы купались часто одни), никто из нашей школы не был изнасилован, по крайней мере до 15 лет никто из детей не пил водку!

Арина

Ой, ну в УК полно с статей. Развратные действия, растление, например.

Manypenny

Я дважды убегала от насильников, первый раз летом 83-го, второй — в 87 году.

Екатерина (другая)

А у моей мамы одноклассница родила в 14 лет. Мама моя 62 года рождения.

Машенька

Тут тоже. наверное, в целом и за всех сразу и не скажешь. Мой опыт — такой же, как и у Вас: благополучное детство 70-80-х, доверие взрослым, самостоятельность — и даже мысли не было о том, что кто-то может сделать мне плохо (несмотря на все стращания взрослых насчет "не бери конфет у чужих"). С семьей и районом в городе повезло. А вот соседка моя (постарше меня) вспоминает своё детство с ужасом: жила в очень криминальной коммуналке + семья — люмпен-пролетарская… Ее рассказы о детстве-юности (кстати, очень позитивные всегда, с юмором — она рассказывает ради "посмеяться", а совсем даже не ради "напугать… Читать далее »

Nata.

Преступность естественно существовала во все времена, но ее масштабы во времена СССР были гораздо скромнее сегодняшних. Мне мама говорила о том же, это были 70-80-е, ходила одна я тоже много, но не помню ни разу, чтобы мне реально пришлось воспользоваться ее советом. Или кому-то из моих одноклассников. Не было реального повода.

Арина

А вы смотрели фильм "Холодное лето 53-го"?

Nata.

Нет, не смотрела. Я говорила о своей собственной жизни в 70-80-е. Мое личное детство-юношество в эти годы, не чьи-то рассказы и тем более фильмы. В 53-м году меня еще в проекте не было.

Арина

Ну Вы же из Москвы, так?

Москва вообще не Россия.

Neta

Согласна. Жила в Москве и гулять одна начала в начале 70-х. Но тоже помню и про Мосгаз (был такой маньяк), и про то, что ни в коем случае нельзя ходить близко к дороге, так как в нашем районе были случаи, когда детей затаскивали в машины и увозили, и про отравленные конфеты. Все детство прошло в пугающих рассказах. И сама несколько раз оказывалась в ситуациях, когда спасало только чудо. Просто родители у всех работали, бабушки были далеко не у всех (у меня не было), а няни — для большинства, действительно были недоступной роскошью. Вот и вынуждены были родители отпускать своих детей.

Neta

Хочу еще добавить, что уровень преступности в Москве всегда очень отличался по районам. Наиболее опасными были промышленные районы и новостройки, поэтому в оно и тоже время дети в каких-нибудь арбатских двориках чувствовали себя вполне безопасно, в то время как на окраине рабочих кварталов действовали банды самой настоящей шпаны, не говоря уже о настоящих преступников.

Похожие статьи