Все родители стремятся выбрать для своего ребенка самое лучшее. В этой статье мы попробуем разобраться, как выбрать «идеальное» автокресло. При этом мы понимаем, что универсальный рецепт в этом вопросе дать невозможно. Но нам вполне по силам «разложить» его на составляющие и собрать как пазл из нужных, важных и подходящих именно нам функций. Итак, каким потребностям оно должно удовлетворять? Во-первых, это, безусловно, безопасность. Все кресла, продаваемые на европейском рынке, должны пройти обязательную сертификацию согласно требованиям безопасности ECE 44\03 или ECE 44\04. Но прохождение этой сертификации гарантирует, что автокресло отвечает лишь минимально допустимым требованиям по безопасности. Поэтому в Европе очень развит институт независимых экспертных организаций, которые тестируют потребительские товары по гораздо более жестким методикам и требованиям, приближенным к реальной жизни. Чтобы убедиться в правильности выбора, ознакомьтесь с результатами независимых испытаний («краш-тестов») детских автокресел, проводимых специализированными компаниями. Самые авторитетные тестовые организации в Европе это Автомобильный клуб ADAC (http://www.adac.de/) и журнал WarenTest (http://www.test.de). Кресло должно быть «по размеру» ребенку, и ему в нем обязательно должно быть удобно. Это тоже требование безопасности — из неудобного кресла малыш будет пытаться вылезти, плакать или капризничать и отвлекать на себя внимание водителя, что недопустимо на дороге. Производители автомобильных детских кресел предлагают широкую линейку, группируя кресла по возрасту и веса ребенка. Есть универсальные кресла-«трансформеры», объединяющие несколько групп. Внутри группы кресла тоже могут отличаться по количеству регулировок, типам крепления и ремням безопасности. Кресла группы 0 больше напоминают люльку, их часто так и называют «автолюльки». Такая люлька закрепляется на заднем сиденье автомобиля при помощи специальных крепежных ремней. Ребенок же фиксируется в люльке широким и мягким ремнем, а вокруг головы малыша размещается дополнительная защита. Ребенок находится вдоль заднего сиденья, перпендикулярно движению автомобиля. Группа 0 0+ 1 2 3 Примерный возраст ребенка 0—12 мес. 0—15 мес. 1—4 года 3,5—7 лет 6—12 лет, от 120 до 150 см Вес 0—10 кг 0—13 кг 9—18 кг 15—25 кг 22—36 кг Установка Перпендикулярно ходу движения автомобиля Против движения автомобиля По ходу или против движения По ходу движения По ходу движения Положение ребенка Лежа Полулежа Возможность регулировки угла наклона Возможность регулировки спинки по высоте, редко — регулировка угла наклона Сидя, спинка отсутствует Автокресла-переноски группы 0+ устанавливаются лицом против хода движения на переднем или заднем сиденье. Кресла этой группы как правило универсальны и могут использоваться как переноска, качалка и просто как стульчик. Некоторые можно устанавливать на шасси колясок и использовать как люльки прогулочной коляски. Врачи рекомендуют непрерывное нахождение ребенка в этом кресле в автомобиле не более 40—50 минут, поскольку малыш находится в нем полулежа, а его дыхательные пути еще недостаточно развиты, чтобы обеспечить полноценное дыхание в такой позе. Это касается грудничков, которые еще не держат голову самостоятельно. Если ехать далеко, то ребенка можно просто вынимать каждые 40—50 минут и минут 10—15 держать на руках в более горизонтальном положении. Зато с точки зрения безопасности кресло группы 0+ значительно превосходит люльку. Остановимся на этом подробнее. Идею расположения младенцев и детей по направлению против движения предложил в 1963 году Бертил Алдман, профессор Университета Чалмерс в Гетеборге, Швеция. Профессор Алдман применил принцип конструкции сидений, используемый астронавтами, рассчитанный группой ученых после долгих исследований и состоящий в распределении нагрузки по всей поверхности спины. Это и легло в основу создания автокресла для детей, располагающегося против направления движения. В случае удара спереди нагрузку принимает вся поверхность спины — наиболее «прочная часть» ребенка, — а не хрупкая шея. В 1972 году компания Volvo выпустила первое в мире автомобильное кресло, в котором ребенок находился против хода движения. Кресла-переноски должны использоваться до достижения ребенком минимального возраста 12—13 месяцев (на их родине, в Швеции, дети ездят так до 3 лет). Но основной критерий здесь не возраст, а рост и вес ребенка. «Спиной вперед» ребенок должен ездить до тех пор, пока его рост и вес не превысят максимальных значений, указанных производителем автокресла. В случае удара только это положение позволит защитить хрупкую шею от мощного «кивка» вперед непропорционально тяжелой головой. Об очень многом говорит тот факт, что за всю историю использования сидений, устанавливаемых против направления движения, был зарегистрирован единственный случай гибели ребенка (результат чрезвычайных обстоятельств). Есть кресла, объединяющие группы 0+ и 1. Они имеют схожую конструкцию — жесткая люлька с регулируемым углом установки (для бодрствования и сна) на пластиковом основании и могут устанавливаться как против движения автомобиля (пока ребенок маленький), так и по ходу (когда он подрастет). Автокресла группы 1 чаще устанавливаются лицом по ходу движения, но есть и такие, в которых ребенок сидит спиной вперед. Ребёнок крепится встроенными внутренними ремнями безопасности, трех- или пятиточечными. Также есть модели, в которых малыш фиксируется не внутренними ремнями, а специальным столиком безопасности. Такой столик за счет перераспределения фронтальной нагрузки, возникающей при лобовом ударе, снижает напряжение, возникающее в шейных позвонках при резком «кивке» головой. Эти кресла имеют регулировку угла наклона для изменения положений сон/бодрствование. Автокресла группы 2 предназначены для детей возрастом примерно 3—7 лет. Они устанавливаются по ходу движения автомобиля и как правило имеют возможность регулировки спинки по высоте, чтобы подогнать ее под рост ребенка. В «чистом» виде они встречаются довольно редко, производители предпочитают объединять их с группой 3. Кресла групп 2 и 3 не имеют своих встроенных ремней и рассчитаны на фиксацию ребенка штатным автомобильным ремнем безопасности. В некоторых моделях присутствует возможность регулировки угла наклона для отдыха или даже снятия спинки кресла и превращения его в кресло группы 3 — бустер. Бустер представляет собой подушку-основание, без спинки, и используется уже подросшими детьми. Возраст здесь не имеет решающего значения, важно то, что штатная система пассивной безопасности автомобиля рассчитана на рост от 150 см. Пока ребенок не достиг этого порога, ему необходимо пользоваться бустером или креслом групп 2 или 3. Теперь поговорим о креплении автокресла к автомобилю. Общее правило таково — крепление должно быть максимально простым, чтобы любой член семьи смог установить кресло правильно. По статистике 8 из 10 кресел установлены неверно, и немалую роль в этом играет сложный способ установки. Есть два основных способа крепления кресла — штатными ремнями безопасности автомобиля и системой ISOFIX. Крепление штатными ремнями универсально, но часто замысловато, ISOFIX есть не во всех автомобилях, зато система настолько проста (кресло невозможно поставить неправильно) и надежна, что становится все более распространенной. Она представляет жесткую систему фиксации — стальные скобы, расположенные под спинкой сиденья, к которым посредством направляющих крепится кресло. В США используется система LATCH, где вместо направляющих использованы ремни с замочками. В автомобиль, оборудованный системой LATCH, можно установить кресло ISOFIX. Многие модели кресел снабжены и системой ISOFIX, и возможностью ставить их при помощи штатного ремня безопасности, что делает такие кресла универсальными. Также для большей устойчивости в креслах с ISOFIX часто используют третью точку крепления — «якорный ремень», расположенный сверху кресла и крепящийся к скобе в полу или потолке автомобиля или дополнительный упор в пол. Помимо того, что третья точка опоры обеспечивает дополнительную фиксацию, она еще снимает часть нагрузки с основного крепления кресла. Вес ребенка, использующего кресло с ISOFIX, не должен превышать 18 кг. На что еще обратить внимание при выборе автокресла? В первую очередь необходимо убедиться, что оно подойдет для вашего автомобиля: длины штатных ремней хватит для правильной фиксации кресла, и форма сидений и размер салона позволят правильно его установить. «Померяйте» кресло. Посадите туда ребенка, посмотрите, где расположены ремни (они не должны быть ниже плеч ребенка), как расположена голова — она не должна выступать за край кресла более чем на треть. При этом учтите, что ребенок будет расти, но ни в коем случае не следует покупать кресло «на вырост». Убедитесь, что ребенку удобно в кресле. Если это возможно, вовлеките его в процесс выбора, позвольте самому выбрать, к примеру, обивку — тогда он с большей степенью вероятности будет доволен покупкой. Посмотрите, есть ли в кресле боковая защита головы и плеч, из какого материала изготовлена обивка, как организована вентиляция и можно ли снять обивку для стирки. Некоторые модели комплектуются солнцезащитными шторками/козырьками, а также ковриками для защиты от грязи как сиденья, на котором установлено кресло, так и спинок передних сидений. Но эти аксессуары можно легко купить в детских или автомобильных магазинах. Большее внимание следует уделить ремням безопасности. В креслах, где фиксация ребенка осуществляется встроенными ремнями, используют трех- или пятиточечные ремни безопасности. Пятиточечное крепление обеспечивает более надежную боковую фиксацию и анатомически более безопасно. Для детей до трех лет обязательны пятиточечные или Y-образные ремни. Обратите внимание на прокладку замка, соединяющего ремни в области таза ребенка — в случае удара на это место будет большое давление, прокладка должна быть большой и мягкой. Обратите внимание на возможность регулировок. Дети часто спят в машине, возможность регулировки угла наклона самого кресла или спинки будет востребована. Высота спинки, подголовник — это тоже важно. Комфортных и безопасных вам поездок!