Сейчас много разговоров о том, как в старину была устроена жизнь беременной женщины и женщины, недавно родившей. Бытует мнение, что беременные и родившие как сыр в масле катались. Особенно грешат выдумыванием всяческих небылиц сторонники так называемых естественных родов, долгого грудного вскармливания и совместного сна. А как обстояли дела на самом деле?

Увы, ничего этого не было. О беременности женщины, как правило, узнавали достаточно поздно, поскольку единственным достоверным признаком того, что женщина беременна, было явное шевеление плода. То есть, когда у женщины прекращалось «рубашечное», она предполагала, что «затяжелела», но говорили о состоявшейся беременности только после того, как плод начинал шевелиться.

То, что якобы к беременным на Руси относились с благоговением, — миф. Беременность зачастую воспринималась как помеха и всегда как нечто совершенно обыденное: подумаешь, понесла, дурное дело не хитрое. Беременность не воспринималась как таинство, это был естественный процесс, стоивший не больше внимания, чем легкий насморк. В старину считали, что выкидыш у женщины может быть только по двум причинам: по грехам или «сделали», а не от тяжелой работы, поэтому никаких поблажек беременная не получала, работала по-прежнему много и тяжело, выполняя все свои обязанности по дому. Как свидетельствуют историки, нередко баба шла рожать, бросив белье в корыте или недомешанное тесто. Что касается родов в поле, о которых так любят говорить почитатели естественного образа жизни, то это, конечно, иллюзия, что женщины откладывали в сторону серп, рожали, и тут же вскакивали на ноги, чтобы продолжить работу — «и ничего», и все, мол, были здоровые и крепкие.

Несмотря на то, что такие роды не были редкостью, ни одна здравомыслящая женщина не желала разрешиться в поле. Да, бывали случаи родов прямо в стогу, но это не была норма. Если начало родин заставало женщину в поле, то она старалась попасть домой, чтобы роды прошли в более подходящих условиях. Хорошо, если встречалась телега, — ее могли довезти до избы, впрочем, бывало, что женщина, которую растрясло в телеге, прямо в ней и рожала. В остальных же случаях роженица добиралась до дома пешком. В поле рожали те, кто не успел добежать до дома. Случались роды и на берегу реки во время полоскания белья, бывало, что женщины ухитрялись родить во время «шопинга» — на ярмарке.

Роды принимала повитуха, она же повивальная бабка. Это женщина, овладевшая акушерским искусством и оказывающая роженицам помощь. Повитуха контролировала весь процесс родов, который мог длиться и несколько суток, при необходимости принимала меры для исправления положения плода, для ускорения родов, пеленала родившегося младенца — повивала, от чего, собственно, и происходит наименование этих древних акушерок — повитухи. Кстати, в обязательный послеродовой курс восстановления входило и повивание родильницы — бабка дня через два-три вела ее в баню, там распаренной женщине «правили живот» и затем на несколько часов, а при необходимости — на несколько дней — туго утягивали тканевыми бинтами — это служило профилактикой грыж и выпадения матки. Но пеленание далеко не всегда спасало от этой беды.

Как же проходили собственно роды?

Поняв, что женщине пришло время родить, свекровь, мать или другая женщина в семье посылала кого-нибудь или сама шла за повитухой. Опять же, из боязни, что нечистая сила может навредить роженице, шли окольными путями и бабку звали не прямым текстом, а иносказательно: «Зашла бы ты нашу корову посмотреть, а то обещалась, а не идешь». Услуги повитухи оценивались примерно в десять копеек, один хлеб и один пирог. Если свекровь была скупа, и о цене договориться не удавалось, то так и приходилось женщине рожать без более или менее квалифицированной помощи.

«Жница», К. Маковский

«Жница», К. Маковский

Роженицу обычно уводили в натопленную баню — самое чистое помещение на подворье. У кого по бедности не было бани, рожали прямо в избе. Там, в обществе повитухи, роженица переживала период схваток. Существовало множество приемов для ускорения родов. Схватки женщина обычно переносила стоя: ее ставили в дверном проеме и заставляли висеть на брусе или на вожже, перекинутой через брус. Если процесс затягивался, то роженицу могли трижды обвести вокруг стола, принудить дуть в бутылку, опрокинуть на доске (положить на широкую доску и резко переместить из положения вниз головой в положение вниз ногами), заставить подняться по лесенке на сеновал и спуститься обратно, внезапно окатить ведром ледяной воды, или подговаривали других женщин резко ворваться в баню с криками «Горим! Пожар!», колотя при этом скалками в корыта.

Если уж дела обстояли совсем плохо, то посылали к священнику служить молебен и открыть Царские врата — последнее считалось особенно действенным. Ни о каком кесаревом сечении для простой крестьянской бабы не могло быть и речи. Если после родов плохо отходил послед, то женщине пихали в рот пальцы или ее же волосы — считалось, что возникающий при этом рвотный позыв способствует отделению плаценты. Неудивительно, что при таком родовспоможении в России до революции каждые седьмые роды заканчивались смертью женщины. Так что разговоры о том, что в старину рожали легко, тоже не более чем выдумка.

Мужчины никогда не присутствовали при родах. Исключение составляли случаи, если требовалось провести какие-то манипуляции с роженицей, например, поднять ее на доску. Только тогда могли позвать для подмоги мужиков, которые после оказания необходимой помощи тут же уходили. Никому и в голову не могла прийти такая блажь, как совместные роды.

Новорожденному пуповину перевязывали льняной ниткой и перерезали, в некоторых областях было принято, чтобы повитуха перегрызала пуповину. Пригласить на роды врача могли себе позволить только городские жители при условии, что они были платежеспособны. О такой роскоши, как роды в родильном доме, не могло быть и речи. Загвоздка в том, что самый первый родильный дом появился в России в Москве в 1764 году и предназначался он не для комфорта рожениц и новорожденных, а для того чтобы сократить количество «уличных» родов у гулящих женщин, которые своих новорожденных детей затем обычно выбрасывали в канализацию или на свалку. Рожать в таком роддоме было позором для добропорядочной женщины, поэтому фактически до начала ХХ века рожали исключительно дома.

Женщине позволялось лежать три дня, после тяжелых родов — до девяти дней, потом ее поднимали, и та же повитуха ее «расхаживала». Впрочем, такое было возможно только в больших семьях, где было кому подменить женщину. В богатых семьях роженицу освобождали от работы на весь послеродовой период — шесть недель. Если семья жила особняком, своим домом, без родни, то мать была вынуждена вставать едва ли не через час после родов и приступать к обычным домашним делам. Если роды были летом, то через три дня, максимум через неделю женщина уже шла в поле: считалось, что труд способствует быстрейшему восстановлению. Из-за этого многие женщины получали массу послеродовых осложнений в виде грыж, кровотечений, опущения матки. Единственная помощь, которую они получали, исходила от односельчанок: те на протяжении недели-двух ходили к родильнице поздравить с новорожденным и в обязательном порядке приносили с собой готовую еду, что позволяло хоть как-то облегчить ее труды по хозяйству.

Вопреки распространенному мнению, младенца не прикладывали к груди немедленно после рождения. Молозиво обычно сцеживали — оно считалось «дурным», «ведьминым молоком», способным принести младенцу хворь. Кормили грудью по возможности, как позволяла занятость матери. Частенько женщина просила покормить ее младенца родственницу или соседку, которая была не так сильно занята по хозяйству. Если позволяли условия, то женщины стремились кормить грудью как можно дольше, «пока дитя не застыдится», но не ради самого кормления, а ради того, чтобы не беременеть, — согласно результатам обследований крестьянок в XIX веке у 80% женщин, хотя бы раз в сутки кормивших детей грудью, критические дни отсутствовали на протяжении трех-четырех, а, бывало, и семи лет. По тем временам грудное вскармливание было достаточно надежным способом предохранения.

Конечно, не могло быть и речи о какой-то культуре половых отношений. По свидетельству историков тех времен, когда, как и сколько всегда решал мужик. И в этом вопросе опять же превалировало потребительское отношение к женщинам. Мужья лезли удовлетворять свою похоть, совершенно не считаясь с самочувствием и состоянием женщины: ни критические дни, ни беременность, ни недавние роды, ни усталость не были причиной для того, чтобы «подождать». Он хочет — она обязана. При таком раскладе супружеский долг часто превращался в самое обычное грубое насилие. И ничего удивительного не было в том, что часто женщина, едва родив, через месяц-другой вновь оказывалась «брюхатою», и все повторялось по кругу…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
HelenaLo

Какая жесткая жесть. Но неужели кто-то всерьез полагает, что в старину роды могли проходить легко и прекрасно? По здравому рассуждению, зная суровые условия жизни простого народа в старину, все становится понятно. Когда узнала, как женщины разрешались от бремени в средние века (в городах, между прочим), ужаснулась. Изуверство какое-то и невероятные страдания.

Лилия Малахова

Ну а как же — любимая присказка, что в поле рожали и какие все здоровые были. 🙂 Ну насчет здоровья трудно поспорить, потому что выживали на самом деле самые здоровые.

annouchka

В том-то и дело, что естественный отбор. Слабая родовая деятельность = вероятная смерть младенца и/или матери и т.д. Слабый иммунитет у младенца — тоже быстрая смерть. И так во всем.
Мою 87-летнюю бабушку ее тогда 44-летняя мама родила так: замесила тесто, поставила хлебы печь и пошла рожать (это был 10-й ребенок и 8-й выживший — очень высокие показатели, надо сказать)

Лилия Малахова

Да, бабушка молодец. 8 выживших детей это хорошо по тому времени.

aktovegin

У моей одной прабабушки было 9 из 10. У второй 7 из 9. У прапрабабушки 9 из 11. То ли здоровье богатырское, то ли о детях заботились.

Лилия Малахова

Думаю, что и то, и другое.

Наталья (др

У моей пра выжило 9 из 14, разница между младшей и старшим (моим дедом) — 25 лет, т.е. каждые 2 года рожала по ребенку. Дед (старший сын) прожил 97 лет, самая младшая — всего 55.

HelenaLo

"Конечно, не могло быть и речи о какой-то культуре половых отношений. По свидетельству историков тех времен, когда, как и сколько всегда решал мужик. И в этом вопросе опять же превалировало потребительское отношение к женщинам. Мужья лезли удовлетворять свою похоть, совершенно не считаясь с самочувствием и состоянием женщины: ни критические дни, ни беременность, ни недавние роды, ни усталость не были причиной для того, чтобы «подождать». Он хочет — она обязана. При таком раскладе супружеский долг часто превращался в самое обычное грубое насилие. И ничего удивительного не было в том, что часто женщина, едва родив, через месяц-другой вновь оказывалась «брюхатою», и все… Читать далее »

Гоблинище

Есть любители. Во-первых, скажут, что не было такого, а во-вторых, что только так и надо

Лилия Малахова

Уже сказали, что не было. 🙂 Дескать, народ был сильно богобоязненный. 🙂

Гоблинище

Тяжело жить без мифов о прекрасном прошлом….

Лилия Малахова

Ну да. Без мифов о прекрасном вообще тяжело жить. 🙂

Гоблинище

Да, далеко от идилии. Но мне, как историку, всегда казались очень странными рассуждения адептов естественного родительства, что так, мол, было всегда. Что ребенка сразу матери, что сразу к груди, кормление по требованию… Да никогда так не было ни у какого сословия

Лилия Малахова

Не было конечно. А в высших сословиях было зазорно кормить детей самой, нанимали кормилицу, а барышне некогда — по балам надобно ездить.

aktovegin

А в Англии так принято было у всех дворян. Даже у благочестивых мелкопоместных барынь (барышня — это девушка), какой была мисис Остен, жена викария. На Западе долго бытовал обычай отдавать ребенка на период младенчества "на сторону". С Джейн Остен так и поступили. Отдали на год кормилице в соседнюю деревню. Потом забрали ее обратно у женщины, которую девочка должна была считать своей матерью. А старшего брата Джейн так и не забрали — он эпилептиком оказался.
В России законные дети хоть дома оставались.

Лилия Малахова

Это да (насчет того, что дети дома оставались). Встречала упоминания о том, что императрицу Александру Феодоровну осуждали при дворе за то, что она сама кормила детей грудью и сама занималась новорожденными. Не царское это дело, типа.

Ольга 23 апр

Какая жестокость! К женщине относились хуже чем к скотине, наверное о родившей корове лучше заботились, хотя корова — кормилица, а баба с дитём рты лишние…(((

Лилия Малахова

Ой, когда этот материал готовила, то наткнулась именно на фразу, что мужчины больше заботы проявляли о корове, чем о жене! Слово в слово. Потому что жена "бесплатная", а корова денег стоит.

Лилия Малахова

Буквально вчера мне женщина написала в личку историю ее бабушки. Когда начались схватки, на дворе была сильная метель. Дед ПОЖАЛЕЛ ЛОШАДЬ и не повез жену в больницу. Родила дома. 🙂 50-е годы ХХ века.

А другая написала, что в 40-е годы ее бабушка неудачно родила, начались осложнения. Надо было ложиться на срочную операцию, но дед НЕ РАЗРЕШИЛ, потому что дома ждали дела. И бабушка умерла от сепсиса.

Марилена

Господи! Как это ужасно! Хорошо, что сейчас 21 век на дворе и такой дикости всё же нету.

Nata.

По поводу первой истории здесь палка о двух концах — в сильную метель ехать из дома было опасно, большая вероятность того, что вообще никуда не доедешь и замерзнешь в степи.
А второй случай — действительно откровенная жесть.

Гоблинище

Вот от таких историй мороз по коже. Ну хочешь — помирай сам, а жену морить зачем и по какому праву? Да здравствует прогресс и феминизм

ольга

мрак, ужас… вот по этому-то и трясет просто, когда кто-то расхожую фразочку бросает, пр в поле рожавших " и ничего, рожали и дальше пахали". люди вообще не знают, о чем говорят. читаешь и понимаешь, что жить хочется в свое время, а не в старые "добрые" времена…

aktovegin

Читала эссе английской писательницы о "чудесных" временах Джейн Остен. Она приблизительно то же пишет про жизнь простых англичанок. Но и у дворянок дела были немногим лучше — помочь то было некому. Итог: так ли уж неправа была Джейн, оставшись старой девой.

Лилия Малахова

Правда что, там и подумаешь — а стоит ли оно (замужество) того. 🙂

Арина

Чота мне кажется что у крестьян императорского дома все было иначе.

Лилия Малахова

У каких крестьян императорского дома?

Ежик

Да,похоже на правду,думаю так дела и обстояли…

Мария

Г.И. Кабакова "Антропология женского тела в славянской традиции" — прекрасный научный труд, раскрывающий поднятые здесь вопросы "во всей красе". Рекомендую все, желающим глубже ознакомится с жизнью женщины-крестьянки прошлых веков.

aktovegin

Скажу так: культура и бескультурье во все времена одинаковы. Гинекологи многое порассказали. Немногие мужья согласны терпеть и послеродовый период, и тем паче "сохранение". И по сорок абортов во времена СССР делали успешные семьянинки. И это не исключение.
А у старообрядцев (из среды которых я вышла) к кровящей женщине подходить было нельзя. Да и просто слышала рассказы пожилых женщин о хороших мужьях, которые "жен жалели" — все же я частью в деревне выросла.
Так что времена всегда одни и те же.

Лилия Малахова

О, да, по тем временам, если муж жену не бил, то говорили, что он ее сильно балует и жалеет.

aktovegin

Ну вот неправда. Не надо всех одним аршином мерить. Мою прабабушку не били. И посты соблюдали. Хотя нрав у прадеда в остальном был не сахарный.

Лилия Малахова

Что неправда-то? 🙂 Я про то и говорю — жалел, значит.

aktovegin

Не жалел. Трудно жили. А ее сестру муж жалел и любил.

Гоблинище

Прабабушка это уже недавно. Мою тоже не били. Но она была интеллигенция, высшие курсы и все такое. А деревенские… Да вроде и там было без экстрима. Но это уже начало 20-го века. Там и без семейного насилия тошно было

Ксенья

Не обязательно. В нашей семье сохранились мемуары, в которых прабабушка (1898 год рождения) описывается восьмилетней девочкой. Семья — крестьяне, давшие детям образование. Прадед не пил, прапрадед не пил и никто из них не бил ни жен, ни детей, в том числе и приемных троих. И никаких сведений о том, что все считали, что прадед жену балует и детей распустил. Жили они в Богородицком уезде Тульской губернии. Правда место очень благополучное — имение Бобринских, сделавших очень много для крестьян окрестных деревень. Трудолюбивые крестьяне жили там сытно и благополучно, с бесплатной больницей и хорошей пятиклассной школой. Так что все очень относительно.

Лилия Малахова

Вот, повезло им. Поэтому и образование получила, что помещик следил за нравом своих крестьян. Жаль только, что мало было таких помещиков.

Ольха

Мою прапрапра, тоже не бил муж, хотя самодур, прости Господи, тот еще был, 7 детей, все выжили..правда война сыновей не вернула.

HelenaLo

Все же согласитесь, что терпеть подобное скотское отношение к себе в наше время согласится редко какая женщина. Это надо быть либо мазохисткой, либо иметь крайне негативный жизненный опыт, чтобы на такое согласиться. Малейший намек на насилие со стороны мужчины — и в сад, в сад. Но это прерогатива нашего времени, когда женщина является личностью, а не домашней скотиной.

Читательни

Согласна. Если мужчина не может пару месяцев "потерпеть" после родов, то уважением к женщине здесь и не пахнет. Хотя далеко не каждая согласится растить ребёнка без мужа. Тем более грудного.

aktovegin

Понимаете, Вы, возможно, не общались с другими социальными кругами. А там цель одна — удержать мужчину всеми способами. Разговаривала я с нашими девочками, медсестрами, приехавшими из провинции. Лишь бы не бросил. Ничего, что угроза, ничего, что только месяц после родов — лишь бы не гулял.
Делайте скидку на то, что в патриархальной деревне загулять было часто негде. А сколько сейчас мужчин гуляют от жен, когда они "не могут".
Ну а в деревнях и поныне так. Где мужик на вес золота. Это наверняка знаю.

Лилия Малахова

Все верно. Женщины так бояться остаться без мужа, что готовы терпеть что угодно.

MaryNightingale

Кошмар.

Ежик

Ой,да. Тоже история от "санитарки". Пришла домой с работы. Беременная. Муж с другой. На ее возмущение-а что ты орешь,у тебя то там болит,то тут плохо тебе ,радуйся,что гуляю,а не ушел.(( В кругах повыше дела конечно получше,думаю и раньше так было,а пониже-караул…
Конечно,в среднем в нашем времени несравнимо с прошлым,но и благополучия не так уж много.

Гоблинище

Да, есть такое. Я была потрясена, когда, будучи в гостях у подруги, получила полушуточный совет от ее мамы не пускать мужа прогуляться олного по деревне, а идти с ним и отбивать его от поселянок. У меня до земли упала челюсть, я сказала еще за мужчину драться, вы в своем уме? Если ему нужны поселянки, пожалуйста на здоровье! Муж при этом разговоре присутствовал и не знал как оправдаться %) а я поняла, откуда ноги растут у привычек годами жить с запойными алкоголиками, терпеть вопреки своим желанию и здоровью натиск тех же алкоголиков и прочие милые вещи.

aktovegin

Для маленьких городков совет, увы, дельный.

Гоблинище

Нет. Уважать себя стоит в любом месте. Но мне легко рассуждать, я выходила замуж самодостаточной и эту самодостаточность сохранила. Просто ведь и мама моей подруги тоже не была материально зависима от мужа настолько, чтобы ее логика стала мне понятна

Лилия Малахова

Да, где мужики все спившиеся… В провинции это беда. Знакомый монах рассказывал — ездили в Беларусь на фестиваль, и вечером зашли поесть в кафе. Он был в мирской одежде. Так местные его моментом выцепили и чуть ли не до драки. 🙂 А когда он одной из них сказал, что он отец имярек, та посчитала его за городского сумасшедшего. 🙂

annouchka

А сейчас такие советы дают. Беременная? Не можешь? Удовлетворяй альтернативными способами и да, ежедневно.

Похожие статьи