Наверняка многие из вас помнят бессмертное произведение В. Машкова «Как я был вундеркиндом». Читая книгу в детстве, увлекаешься основной сюжетной линией и не замечаешь некоторой драматичности происходящих в жизни ребенка событий. Отдельные сцены из произведения до сих пор всплывают в памяти — яркие, наивные и по-детски добрые. Несравненным остается описание «божественного нектара и сладчайшей амброзии» английского языка. Эх, как же тогда хотелось такого же «пиршества» по-английски, по-немецки, да хоть по-японски … Хотелось знаний!Размышляя над самим произведением, над вопросами образования и над «пиршеством» в частности, сейчас начинаешь придираться — мол, где хотя бы мельчайшие элементы коммуникативной методики, где индивидуальный подход и так далее. Список претензий растет, расширяется, и в конце от «пиршества» остается «детсадовский полдник». Наблюдая за тем, как модернизация подкорректировала современную систему образования и повлияла на возможности получения знаний в целом, нынешнему кандидату в вундеркинды не то что не позавидуешь, а, глядя на него, смахнешь скупую слезу. Часть меня — за прогрессивные идеи, новейшие образовательные методики, системы и школы раннего и прочего развития. Вспоминается немало удачных примеров. Лора — кандидат исторических наук, мать двоих детей. Родив второго ребенка, окончательно приняла решение посвятить себя их воспитанию и образованию. Домашнему образованию. Сперва мне эта идея казалась немного иллюзорной. Допустим, она, будучи прекрасным историком, сможет влюбить ребенка в свой предмет; а как же быть с математикой, химией и другими областями знания? Из закоулков памяти всплывает картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», только в главной роли не молодая женщина, олицетворяющая свободу, а Лора — мама-педагог. Многие науки, затерявшись в клубах порохового дыма, отходят на второй план, а Лора-Свобода победоносно несет в руках развевающийся флаг с надписью «История — всему голова»! Именно в таком свете мне виделся весь эксперимент в то время. Лора с мужем, однако, были настроены куда более оптимистически. С тех пор прошло три года. Недавняя встреча с их семилетним сыном оставила положительное впечатление. Ребенок не просто хорошо справляется со всей школьной программой, он ее опережает! Но, на мой взгляд, самое важное, что удалость привить сыну, — это тягу к новым знаниям. Когда чтение дополнительной литературы — не наказание, а радость. Более того, мальчик не только начитан, он играет на двух музыкальных инструментах, один из которых осваивает по видео-самоучителю. Я наблюдаю за успехами Лоры и ее сына, и мне остается только догадываться, сколько трудов и усилий вложено. Одна маленькая деталь поражает еще больше — Лорин небольшой домашний кабинет, помнящий долгие диссертационные ночи, дебаты и горы фотографий, привезенные из археологических экспедиций, сейчас переживает новую жизнь — это педагогическая мастерская и издательский центр «в одном флаконе». Школьная программа, учебники и пособия перекраиваются, дополняются, трансформируются… Может, Лорина методика домашнего обучения станет в ближайшем будущем основой для всех прогрессивных мам и таким же обязательным для прочтения и усвоения творением, как когда-то в советское время «Педагогическая поэма» Макаренко — для всех педвузов страны. Вспоминаются множество современных педагогов-новаторов, предлагавших свои системы и методики: М. Монтессори, В. Ф. Шаталов, Е. В. Бондаревская, М. П. Щетинин, М. Ибука, Ш. А. Амонашвили и многие другие. Подходы разные, но для каждого из этих педагогов неудовлетворённость существующей системой образования стала стартовой площадкой на пути к новым педагогическим вершинам. Вопрос о качестве и количестве образования, необходимого современному ребенку для нормального функционирования в обществе, о способах и методах его получения — наболевшая тема для многих из нас. Иногда создается впечатление, что родители стремятся вырастить гения, или хотя бы ма-а-аленького вундеркинда, а если и это не получится, тогда уж пусть ребенок хотя бы говорит на двух языках или занимается в каком-нибудь «диковинном» кружке. Живет не далеко от нас вот такой Дениска-вундеркинд. Симпатичный одиннадцатилетний человечек. Маленького роста, светловолосый, с большими и выразительными карими глазами. Одет всегда в строгий серый костюм, белую рубашку и зеркально начищенные ботинки. Совсем недавно нам пришлось познакомиться поближе. Возвращаясь вечером домой, я заметила возле детской площадки несколько старшеклассников, которые поочерёдно толкали Дениску. Он падал, упорно вставал, отряхивал руки, а затем снова падал. Ребят постарше это явно забавляло. При моем приближении все как-то само собой прекратилось, а старшеклассники быстро ретировались. Дениска еле сдерживал слезы. На лице — багровый румянец и ссадина, на куртке оторван карман. В этот момент расспрашивать ничего не стала. Взяла за руку и повела в дом. — У тебя дома кто-нибудь есть? — Нет. У меня отменили занятие в шахматном кружке, и я вернулся домой на три часа раньше обычного. Бабушка обещала приехать как можно скорее, а родителям я не звонил. Спустя немного времени мы вместе ужинали, а Дениска, совсем расслабившись, стал рассказывать, как ему живется. — Каждый день я до двух часов в школе. В понедельник, среду и субботу — бассейн, в другие дни по вечерам занятия в студии бального танца. Вторник и четверг — еще шахматы и «школа вундеркинда». Воскресенье — шахматы дома и совместные походы с родителями в театр, кино или парк. Я, как, наверное, и вы, тут же заинтересовалась «школой вундеркинда». Дениска, сияя от такого интереса, пояснил, что это он ее так сам прозвал, потому что их педагог постоянно говорит ученикам об их гениальности. Дениске эта идея не особо нравится, но спорить на уроках лидерства у них не принято. Вот как прогресс двинулся! Уроки лидерства в 11 лет! Дальше — больше. Оказывается, в «школе вундеркиндов» есть занятия по литературе, математике, иностранному языку (Дениска учит китайский, как он сам говорит — «прогрессивный язык»), информатике, географии мира, журналистике, риторике и рисованию. Помолчав немножко, он добавил, что есть еще занятия по хоровому пению, но на них он не успевает. — Дениска, а как долго длятся занятия? — Каждый день по 4 часа. Все предметы разбиты на модули. Вот послезавтра у меня риторика, литература и журналистика. Будем интервью брать у ребят из соседней группы о последнем произведении, которое они прочитали. Нужно ещё интересные вопросы придумать. — А сколько человек у вас в группе? — Всего 4: две девочки и два мальчика. — А ребят в школе сколько? — Я точное количество не знаю. Но там есть утренняя и вечерняя смена. — Что тебе больше всего нравится из предметов? — Все нравится, но особенно география. Хочу как Конюхов путешествовать! Но мама с папой говорят, что это плохая идея, что шахматы — это то, что мне нужно. У меня мама и папа — кандидаты в мастера спорта. Мы вместе играем. Правда, я еще ни разу не выиграл у папы. Они меня постоянно тренируют, хотят, чтобы я стал великим шахматистом. А вот бабушка — против, считает, что лучше б я чаще в футбол играл. В этот момент пришла Денискина бабушка. Юный вундеркинд поскакал вприпрыжку на свой этаж. Я рассказала женщине о старшеклассниках, на что услышала, что это не впервой, что пристают к нему, когда он не даст списать контрольную работу. Избивают какие-то посторонние ребята по просьбе кого-то из одноклассников. Глубоко вздохнув, женщина добавила: «А про шахматы он вам говорил? Это же ужасно! Не дают ему покоя! Даже зовут его дома не Дениска, а Капабланка! Не слушают меня совсем, мол, вырастет — спасибо скажет!» Дениска не выходит у меня из головы уже несколько дней. Как этот одиннадцатилетний человечек выживает в мире шахмат, китайского, литературы и плавания? По большому счету, вынужденный посещать две школы одновременно. Что будет с ним дальше? Если сравнивать его учебный день с нашим рабочим, то еще не совсем понятно, кому сложнее и кто более эффективно справляется с нагрузкой. Шутка ли — 10 часов учиться! И это не считая времени, потраченного на выполнение домашних заданий. Возможно, прогресс диктует свои требования и современному ребенку нужно уметь жить в постоянном потоке информации, справляться с многозадачностью, переключаться и ориентироваться в окружающем мире. Возможно, и стоит ему учить «прогрессивные языки», играть в шахматы и снимать репортажи. Все лучше, чем ничегонеделание и улица, которая может предложить куда менее перспективную альтернативу. С другой стороны, хочется спросить у Денискиных родителей, зачем они растят «второго знаменитого шахматиста»? Не пытаются ли они осуществитьсвои мечты за счет сына? Вспоминается, как переживала моя знакомая, что в детстве родители не отдали ее в музыкальную школу, как из-за этого не сбылась её детская мечта о великой пианистке. Зато ее отпрыски сейчас играют на музыкальных инструментах и по совместительству на нервах соседей, которые каждый вечер слышат тромбон и пианино. Более того, в «школе вундеркиндов» две смены. Сколько же родителей пытаются вырастить юных дарований так, чтобы те шли в ногу со временем, а может, и немного опережали бы его. Как живется такому ребенку в школе, среди самых обычных детей, которые, сделав домашнее задание, предоставлены сами себе? Эх, Дениска, Дениска, ты оставил столько вопросов… Сегодня, кстати, Дениска заходил снова. — Здравствуйте! Простите, что так рано. У меня сегодня соревновании по шахматам. Выступаю за школу. Переживаю очень. Я в прошлый раз видел у вас дома иконы. Вы можете мне дать какую-нибудь иконку с собой? Может быть, был кто-то из святых, кто играл в шахматы? Вопрос о святых и шахматах поставил меня в тупик. Пришлось сказать, что я поищу информацию, а его провести в комнату и разрешить взять любую из понравившихся икон. Дениска взял икону св. Александра Невского. Узнав, что за святой изображён на ней, он очень обрадовался и, довольный, пошел к выходу. Рассказывать ему, кто такой Александр Невский, не пришлось — то ли «школа вундеркинда», то ли обычное школьное образование дали свои плоды. Сколько таких Денисок подрастает сейчас? Не лишают ли их детства, и где критерий этой лишённости? Вопросов намного больше, чем ответов, но одно я знаю точно — едва ли каждый из таких вот Денискиных родителей захотел бы поменяться со своим чадом местами.