Наступление первого сентября переживается как окончание мирной жизни. Летнее расслабленное время, отпуск вместе с детьми, новые впечатления, свобода от обязанностей заканчиваются и налетают тучи обязательств, возни с домашкой, ранних подъемов, ожидание неизбежного.

Один мой знакомый в конце отпуска плакал, обняв пальму. Примерно так многие из нас себя ощущают. День знаний превращается в день несвободы.

Многие пишут, что в детстве было легче. Хотелось увидеть друзей, лето было таким длинным, что тянуло в школу. Но сейчас, став родителями, мы взвалили на себя всю ответственность за обучение своих детей. Требования, которые мы сами себе предъявляем, намного строже и категоричнее, чем требования злого учителя. Мы решили, что отвечаем за все, что происходит с ребенком. Но как у любого человека, у ребенка есть свобода воли. И он не хочет следовать заранее составленному расписанию, хочет быть живым. А живое — непредсказуемо. Можно привести к реке лошадь, но пить ее не заставишь. И эта детская живость и спонтанность делают ситуацию непредсказуемой. Мы не можем быть уверены, что уроки будут сделаны вовремя. Не можем полагаться на то, что они будут выполнены хорошо.

В то же время учителя часто используют родителя как шестеренку в механизме управления учеником. Они делегируют нам контроль и спрашивают с нас. И если ответственность на нас, мы прилежно учимся вместе с ребенком по второму и третьему кругу. Оценки в дневнике становятся оцениванием нас как родителей. И многих повергает в стресс боязнь провала, свидетельства родительской некомпетентности. А когда человек в стрессе, он зациклен на проблеме, теряет гибкость. Мышление становится туннельным, мы хуже воспринимаем реальность, не видим толком своего ребенка, нами движет желание встроить его в ряды правильных и успешных. Все больше ссор из-за пустяков, ошибок в школьных тетрадках. Ежевечерняя битва с уроками сгущает тучи над нашей семьей.

Что усиливает напряжение? Страх, что если мы что-то не сделаем вовремя, что-то упустим, то случится что-то непоправимое. Ребенок не научится читать. Не будет знать что-то жизненно необходимое. Вся его жизнь полетит в тартарары из-за наших недоработок. Страхи могут быть разными, но главное в них — преувеличение. Как будто смотришь в увеличительное стекло, и муха превращается в слона. Все будет ужасно. У страха гигантские глаза, которые не видят реальности.

Что помогает от страха? Смотреть на ситуацию внимательно, трезво оценивать происходящее. Что на самом деле происходит? Где реальность, а что сами себе надумали? Нужно вернуть ситуации ее настоящие масштабы. Так ли страшны сегодняшние неудачи? Будет ли поставлен крест на карьере сына или дочери в 30 лет, если он в 7 еще не умеет читать? Нет, серьезно?

Возможно, потребуется помощь специалистов. Иногда консультация логопеда или нейропсихолога помогает понять, что криком делу не поможешь, а нужны конкретные упражнения. Очень нужно видеть ясно физические возможности ребенка. Его усталость. Его ограничения, которые есть на сегодняшний день. Очень часто «лобовая атака» не приводит ни к чему хорошему, а понимание и сочувствие, доброжелательное отношение к ребенку, умение говорить, как Карлсон: «пустяки, дело житейское!», — творят чудеса. Медицинский факт: даже при минимальной мозговой дисфункции со временем происходит компенсация, если ребенок не подвергается стрессу, если его принимают таким, как он есть, если атмосфера доброжелательная. Когда человек в стрессе, он глупеет — не вырабатываются нужные для качественной работы мозга нейромедиаторы. Чем больше давления и негатива, тем глупее наши дети.

Другая проблема: в повседневной жизни теряется чувство радости. Нас преследуют чувство долга и вины. Мы передаем это состояние детям, потому что нам кажется, будто эти чувства мотивируют. Да, они толкают в спину, заставляют двигаться. Но они же загоняют и нас и наших детей в депрессивное состояние и питают прокрастинацию. Радости в повседневной жизни так мало, что мы ищем ее в соцсетях, сериалах, компьютерных играх. И дети тоже ищут ее там.

Поэтому важно культивировать радость жизни, помнить об отдыхе, выходных, праздниках. Не использовать удовольствия как морковку для ослика, как средство управления ребенком, а насыщать ими жизнь. Моя подруга каждый раз, когда сын получал двойку, шла покупать ему мороженое. Потому что человек огорчен, ему несладко, и нужна поддержка. И он не стал от этого двоечником. Но между ними укрепилась близость, он узнал, как важно поддержать близкого, когда тот расстроен.

Школа не должна пробегать черной кошкой между нами и нашими детьми. Это всего лишь часть жизни. Ее стихия с ясными днями и грозовыми облаками. Мы можем быть одной командой, преодолевать бурные воды, прокладывать маршруты, спасаться от злобных акул, бросать спасательный круг. Школьные занятия — это лишь повод говорить о важном, упражнять ум, пробуя решать разные задачи, встречать разных людей и учиться находить с ними общий язык или уходить от них, если он не находится.

Главное, чему мы можем научить наших детей, не пишется в тетрадках. Это то, как мы обходимся с нашей жизнью, какие стратегии выбираем. Умеем ли мы радоваться и печалиться, и находить в этом близость с родными людьми.

И еще: очень важно уметь проживать ритуалы, праздники и даты. Собираться вместе, чтобы отметить важные этапы жизни. Даже если это начало нового трудового года. Порадуйте себя чем-то в этот день. Впереди трудовая (и сулящая много интересного) осень.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Экзистенциальный психолог

Другие статьи автора
4 Comment threads
3 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные

Насчет мороженого мне очень понравилось, возьму на вооружение

E.P.

Если ребенок сам переживает, то конечно нужно его утешить. А если ему все равно и учится он плохо, то тут нужен другой метод.

Mariya_Ya

Эх, мороженое 🙂 . когда у меня были проблемы с математикой, мне казалось, что меня казнить пора за такие неудачи. Сейчас смешно, а в школе как-то не очень.

Мне мама купила шоколадку, когда я получила неуд в четверти по физре. Правильная мысль в статье — надо видеть соотношение вещей. Школьные оценки это пшик

Ezhik

Эээээ…мне кажется,сейчас очень много стало статей на тему-«бедные дети,замученные школой» и «отвественность передана родителям». Не знаю. В начальной школе да,есть такой момент-всякие презентации,относительно сложные задания,которые требуют родительского участия. Но и то-одной дочери помогали,а вторая практически со всем как-то сама справлялась,и сильные дети обычно справляются процентов на 90%. А вот детей более «слабых» можно и подтянуть,и да.предварительно разобравшись в уровне сил,здоровья,способностей. В средних,и тем более в старших классах-что выросло,то выросло. Потому что средний родитель уже не может по большинству предметов помогать-или репетитор.если есть мотив и деньги,или как сможет.Ну и да,излишняя невротизация ни к чему,конечно. Но и шоколадка и мороженое после двоек-может… Читать далее »

Привычка образуется, если двойки через день, но тогда они, как правило,никого не огорчают уже )) а если это скорее исключение, то не привынет заедать. Не успеет

Ezhik

Ну и известный анекдот в тему о том,как идет в школу восьмиклассник- шутка,конечно,но в каждой шутке…джинсы прошлогодние, рубашки есть, тетрадки с прошлого года остались, а огрызок карандаша в классе на полу найду.))

Похожие статьи