От редакции: эта статья посвящена проблемам новообращенных верующих и по формату скорее подошла бы для сайта «Православие и мир». Тем не менее, предлагаем ее вашему вниманию. Вежливость — неисчерпаемая тема для обсуждения.

С некоторыми людьми после того, как они приходят к вере, происходит занятная вещь: они начинают вести себя так, словно понятия вежливости, субординации, корректности теперь для них не существуют. Был человек как человек, но вот стал христианином, и с ним произошла «чудесная» перемена. Он со всеми подчеркнуто на «ты», включая духовенство, старших по возрасту и чину, дескать, я к Богу на «Ты» обращаюсь, а к вам и подавно.  Даже к очень пожилой женщине он может обратиться «сестрица», мол, все мы – братья и сестры.

Начинает резать правду-матку в глаза любому в любой ситуации, потому что обходительность и вежливость – это «человекоугодничество и раболепие». При этом говорит все, что взбрело ему на ум, прикрывая правдолюбием свое личное, часто осудительное мнение. И начальники для него теперь никто, поскольку у него один начальник — Бог. И старшинства не уважает — не в годах заслуги, а в добродетелях.  Демонстративно отказывается признавать чины и звания – «перед Богом мы все равны». А если вдруг кто-то сделает ему на этот счет замечание или обидится, то он все с той же прямотой скажет: «Это у тебя от гордыни. Смиряться надо!» А у некоторых появляется особая тяга обличать ближних, причем громогласно, во всеуслышание, да и слов красивых подберет — ну чем не Иоанн Златоуст?

На самом деле такое поведение свидетельствует о неправильном понимании греха человекоугодия и совсем не сообразуется с учением Библии, Евангелия, которые наставляют нас почитать родителей, наставников, учителей, быть внимательными к нуждам ближних, снисходить к их немощам. Неспроста же говорят: «Слово ранит, слово лечит». Истинный христианин не может не признавать начальство, грубить пожилым людям, фамильярно обращаться со священством.

Говорить правду тоже надо уметь, иначе вместо того, чтобы принести пользу этой правдой, мы оскорбим человека своим хамством, восстановим его против себя, и тогда уж любые наши самые расправдивые слова потеряют всякий смысл, и им не будет доверия. И особенно нужно сказать об обличении другого человека.

Привычка обличать всех и вся тоже весьма далеко от христианского образа жизни. Обличителям кажется, что они следуют словам Господа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его …» (Мф 18:15). Но тут нельзя забывать, что Господь говорит о грехе «против тебя», то есть о лично нанесенной обиде, а не о грехах вообще. Кроме того, Он учит сначала говорить с человеком наедине, чтобы не было свидетелей его падения, ибо нам следует более стремиться покрыть чужой грех, а не разглашать его: «…пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф 18:15). Нельзя грубо и беспардонно вмешиваться во внутренний мир другого человека, этим мы причиним больше вреда, чем пользы. Неумелое, неумное обличение скорее озлобит человека, а многие наперекор сказанному будут в еще большей степени предаваться своему  греху. И тем более недопустимо разглашение под предлогом обличения чужих грехов.

К разряду обличительства можно отнести способность немедленной постановки диагноза своим ближним. Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с таким явлением: тебе плохо, что-то не так, может, здоровье подводит или с мужем поругалась, дети расстроили, на душе кошки скребут. Поделилась с верующей подругой или сотрудницей, а та, вместо того, чтобы посочувствовать, металлическим голосом выдает заключение: «Это тебе по грехам!» При этом предполагается, что обличенный немедленно должен посыпать голову пеплом и удалиться на 40 дней в монастырь на покаяние, иначе последует второе уличение в неправославности, несмирении и маловерии. И вообще — как ты смел попросить сочувствия? За чашкой чая хочешь в Царство Небесное въехать? Не выйдет, дорогой. И попробуй намекни на то, что тебе неприятно такое обращение, неблагодарный! Тебя смиряют, о спасении твоей души пекутся, а ты недоволен!

Иначе, как жестокостью, это не назвать. Вполне возможно, что обличающий настолько преуспел с духовном делании, что уже не нуждается в сочувствии, а исключительно в розгах. Но что делать тем, кто еще не готов к тотальному самобичеванию и чисто по-человечески все еще ищет сострадания у ближних? Так ли уж необходимо отнестись к ним по всей строгости закона, нанеся этим еще большие раны их душам?

Многие из любителей блюсти чужую духовную жизнь ссылаются на манеру обращения с людьми Иисуса Христа, в частности на Его гневные слова, обращенные к торговцам, оккупировавшим иерусалимский храм. Мол, вот как Христос с ними, так и мы с вами. Кто что хочет видеть, тот то и видит. Только торговцы да фарисеи навлекли на себя такой гнев, что Спаситель в эти минуты отмел всякую вежливость и корректность. Но со всеми другими людьми Он разговаривал спокойно, не оскорбляя и не унижая их. Манера же нынешних жестоких обличителей свидетельствует о том, что сам человек изначально горд и нашел хорошее применение своей гордости, нетерпимости, беспардонности. Он нашел в Писании оправдание своему греху и позволяет этому греху в себе процветать.

Господь сказал: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Вот она, отправная точка христианского поведения — любовь. Да, мы не ангелы, мы можем не выдержать, сорваться, у нас бывает плохое настроение, нас могут вывести из себя наши же ближние, и иногда мы оказываемся неспособны посочувствовать или сохранить вежливость. Но одно дело — минутная слабость, в которой христианин затем и повинится, и совсем другое дело —   привычка вести себя подчеркнуто неуважительно и жестоко по отношению к окружающим. Нас, христиан, это не красит. Ведь это о нас говорят: «У вас там в церквях все злые». Почему? Потому что выбрали другие ориентиры, подменили любовь жестокостью, хамством, беспардонностью.

Истинному христианину следует более прилагать усилий к собственному смирению, чем к смирению других, к собственному обличению, чем к обличению других. И вера никак не должна быть причиной для отмены вежливости и корректности.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
vamis_kiev

Моя бабушка всегда говорила: "Бог видит не добрые слова, а добрые дела"

ДОброе слово тоже может быть добрым делом. И зачастую более добрым, чем дело. Потому что словом можно так поддержать человека, что он пойдет и сможет сам сделать то, в чем нуждается. И еще кому-нибудь помочь. А доброе дело.. МОжет быть результатом стремления "причинять добро". Необязательно. Но добрые слова очень-очень важны и страшно их недооценивать.

Наверное, мне повезло, я не встречала среди верующих таких вот "правдолюбцев". Наоборот, человек начинает "прозревать" что ли, придя к вере. Если кто-то себя ведёт так, как сказано выше, значит он "болен", заслуживает сочувствия и нуждается в "лечении". Им надо помочь найти квалифицированного духовного врача! )) Бог в помощь!

Введите текст здесь!

Мне, наверное, повезло: я не встречала таких "правдолюбцев". Но, думаю, что они "больны", нуждаются в "лечении". Им бы квалифицированного врача! ))

Юлия

К сожалению, таких людей вчстречаю везде. Хотелось бы чтобы священники разъясняли прихожанам как себя вести не только в храме, но и в жизни. В храме они все "святые", а в жизни, извините, как собаки цепные.

Юля

У нас в храме и священник себя так ведёт, обличает на право и на лево. Но люди привыкли, а кому не нравится -идите куда хотите (сами виноваты!).

gerry

О! Как же я ждала этой статьи. Стало быть, не тварь я дрожащая, а право имею… Но, Лилия, где же Вы были эти 15 лет?

Евдокия

Не все так однозначно, дорогая Лилия! оглянитесь вокруг, посмотрите дальше, взгляните глубже на несчастных раздраженных и злых людей. разыщите в них образ Бога — растоптанный, искаженный, забытый ими же где то на задворках души. Вспомните выражения святых отцов, что Церковь — это лечебница, стало быть всевозможные негативные проявления — это обострение болезни, кризис. мы все, увы, глубоко поражены заразой и если, она не проявляется наружу, это еще не значит, что мы чисты.
Есть, есть у нас славные люди! Только дела их добрые творятся тайно.

Елена Мих.

Полагаю какова бы ни была вера,правила вежливости нельзя отменить,Прежде,чем стать святым,стань приличным человеком.Статья нужная,но,,поверхностная и акценты смещены и углы сглажены.Все значительно хуже и значительно серьезней.

5julia68

спасибо, Лилия! поделюсь своими впечатлениями. в 2002 году я пришла на послушание в храм. и с неприятным удивлением обнаружила, что все, начиная с настоятеля, друг друга величают просто по имени. даже тех, кто старше себя, и намного. у меня язык не мог поворачиваться. надо сказать, что мне вообще очень трудно говорить людям "ты". я даже своего будущего мужа в 17-летнем возрасте называла на "Вы". и я осталась верна себе. стала обращаться по имени-отчеству. и как-то незаметно все перешли на такое обращение. стало намного приличнее и вежливее. я считаю, что в нас нет ни истинной высокой интеллигентности, ни истинной высокой духовности,… Читать далее »

Yulali

Если ты чувствуешь, что ты симпатичен и интересен собеседнику — тебе нравится общаться. Даже если собеседник называет тебя на "ты", забывает сказать "спасибо" и т.д. Вежливость — замена любви 🙂 Возможно, такого человека, о котором написала Лилия, с детства учили быть вежливым, но не научили любить и уважать окружающих. Человек воцерковился — догмы воспитания отпали, это же светские условности. А Любви не появилось. Откуда ей взяться, если её не было раньше? Чтобы её стяжать, надо работать многие годы… Вот так и получается… Внешнего УЖЕ нет, а внутреннего ЕЩЁ нет. Ну то есть человек обычно знает про любовь к ближним, и… Читать далее »

Похожие статьи