От редакции: эту заметку мы публикуем скорее как вопрос, чем как ответ. А вы согласны, что перестать быть «тряпкой» — значит перестать быть христианином и пойти в ад?

— Сейчас я ему устрою! Вот я сейчас позвоню и все ему выскажу! – негодовала моя подруга Марта, набирая номер своего босса, который решил, что ничего страшного не случится, если он не станет оплачивать два предыдущих месяца её работы и… был прав.

«Извините, пожалуйста, за беспокойство, — пролепетала она в трубку, — я бы хотела узнать по поводу…  Хорошо, я позвоню в другой раз…»

Мне было очень обидно за Марту. Я-то знала, что её условия не позволяли ей ждать «другого раза», но что-то внутри неё было сильнее страха остаться завтра без куска хлеба.

Марта снимает спальное место в одной из пятиэтажек на окраине Москвы, питается макаронами и, если повезет, даже сосисками. А ещё Марта – христианка, правда, не знает об этом, так иногда бывает.

— Ну вот,  как всегда, — тяжело вздохнув, констатировала она.

Мне оставалось только улыбнуться и обнять её.

Мы с Мартой  — люди-тряпки, у нас даже вместо нормальных тряпка, свисающая с ведра«аватарок» в социальной сети – фотографии свисающих с ведра тряпок.  Человек-тряпка – это что-то вроде супер-героя, мы даже супер-способности ему придумали:

  1. всегда  кивает и молчит, когда ему говорят какие-нибудь гадости;
  2. чувствует себя виноватым, если его обманули, обокрали или обидели;
  3. умеет работать бесплатно;
  4. искренне полагает, что всем что-то должен;
  5. свято верит, что ни одно живое создание не проживет и дня, если сию же секунду не посадить его себе на шею;
  6. и, наконец, никогда не говорит «нет».

Вообще-то последнее, скорее анти-способность. Мы долго ломали голову, в чем же тут дело. Может у людей-тряпок дисфункция какого-то отдела мозга, который отвечает за навык применения слова «нет», может строение языка особенное – он просто не поворачивается. В общем, это до сих пор осталось для нас загадкой.

Домой я добиралась на метро, в самый час-пик. Свисая с поручня, я прокручивала в голове все те ситуации из своей жизни, когда из соображений самосохранения надо было сделать над собой усилие и сказать «нет», или пойти добиваться правды, стучать в двери разных кабинетов, кричать, ругаться и доказывать, что ты не пингвин. Потом чей-то каблук отдавил мне мизинец на правой ноге, и меня озарило.

Ведь человек-тряпка – супер-герой. А супер-герои должны побеждать. Я вдруг поняла, что именно сильнее страха Марты остаться без куска хлеба и крыши над головой. Страх – перед адом – местом, где нет Бога, которого Марта ещё не назвала, но уже нашла. Только это никакой не трансцендентный ад, а самый, что ни на есть, всамделишный и ощутимый. И он тебя поглотит вот прямо здесь и сейчас, если ты пойдешь против себя, надломишь этот евангельский стержень — «всякому просящему у тебя – давай, и от взявшего твое, не требуй назад».

И я порадовалась за Марту. Теперь я знаю — она победит. Обязательно.  Ну а я тоже, пожалуй, попробую.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
gerry

Девочки, чтобы победить, нужно как минимум вступить в бой. Чтобы на это решиться, сознавая возможные потери, надо знать, за что бьешься. А еще надо этим очень дорожить. Простите, но в тексте есть образ премудрого пескаря, никак не супергероя. "Жил — дрожал…" Начинается Страстная седьмица… Девочки! Христос был смиренным от силы, а не от бесхребетной слабости. Он не возмущался: "Да я им, этим первосвященникам!" — и молчал не потому, что начальство прикрикнуло. Мы — образ Божий. Ему угодно было принять образ человека, а не того, что у вас на аватарке. Вы об этом думали, когда выстраивали свои концепции? Дорогие девочки, Марта… Читать далее »

tata

Лебедева Мария

"О силе, которая в этой внешней “слабости”.

Понимаете, если бы несправедливость не вызывала у Вас внутреннего протеста — "Сейчас я ему устрою! Вот я сейчас позвоню и все ему выскажу! – негодовала моя подруга Марта…" тогда можно было бы говорить о силе. А когда Вы, как человек обыкновенный разражаетесь, злитесь, только пену эту видят те, кому оно не надо, то о какой добродетели идет речь? А разве потребовать заработанное плохо?

"…и, наконец, никогда не говорит «нет» — это сильно нездорОво.

Согласна с Марией Тасаловой, не надо делать людей хуже, позволяя так с собой обращаться.

gerry

То есть, Мария, Вы желаете аскетических подвигов, смирения, терпения в духе Христовом, по примеру монахов? Я правильно поняла? Идея сама по себе хороша, рвение в достижении ее — тоже, но действительность отвечает ли цели? Не запутали ли вы сами себя? Дело в том, что для духовного делания нужно руководство опытного наставника, иначе можно навредить себе, перепутав горний свет с чем-то иным. В своем ответе я опиралась на ваш текст, где довольно подробно описано душевное состояние действующих лиц. Именно поэтому я задала вопрос: а не самообман ли это, девочки? Не нужно ли прояснить, так сказать, теоретическую базу? Мария, у Вас самой… Читать далее »

5julia68

перестать быть человеком-тряпкой-значит не отдалиться, а ПРИБЛИЗИТЬСЯ к Богу.

Человек-это образ Божий и подобие Божие.. следуя этому , Бог- ну, вы поняли кто.

ваши аватарки- оскорбление себя- оскорбление образа Божиего.

Бог низринул любимого Ангела своего в преисподнюю ради ЛЮБИМОГО ТВОРЕНИЯ, а не человека-тряпки.Господь на Голгофу шел тоже не ради человека-тряпки.

не надо человеческие слабости выдавать за святость.

коротко, пожалуй, все.

или я что-то не так поняла?

5julia68

в Акт сотворения мира включено и сотворение цветка. что Вы скажете о цветке лилии в руках Божией Матери, в руках преп Моисея Угрина? даже сегодня была опубликована статья Лилии Малаховой о пассифлоре как о цветке Страстей Христовых. в чем богохульство?

если Вы упомянули о юродстве, хотя вы и не претендуете на это, то зачем вообще говорить об этом?юродивые молча терпели и делали свое дело. кстати, их не так уж и много.

мнение gerry для меня всегда очень авторитетно-это моя близкая подруга.

5julia68

не богохульство это, а просто нелюбовь к Богу и себе. я в своем первом комментарии об этом сказала. кстати, это Вы сказали, что цветок на аватаре-оскорбление Бога, и юродство-Ваша фраза. сказанное слово — оформленная мысль-уже улетело в пространство.так что не выкручивайтесь и не пытайтесь сохранить хорошую мину при плохой игре. что до цветов-тряпок,самая простая мысль у меня. в Горнем мире есть и будет флора и фауна. тряпок нет и не будет. в нашем бренном мире на иконах присутствует флора и фауна. тряпок тоже нет. очень много умных людей Вас в один голос предупредили об имеющихся заблуждениях, а Вы продолжаете заниматься… Читать далее »

5julia68

последнее слово о наших аватарах. то, что Вы хотите сказать своим внешним видом -не очень соответствует проявляемым здесь личностным качествам.

5julia68

Мария, я не утверждаю, хорошая Вы или плохая, я просто взяла на себя ответственность(в смысле-отвечаю за выпущенные в пространство слова) дать со стороны оценку(а это мне никто запретить не может) Вашей защитной реакции. это-разное.

Согласна с предыдущими комментарторами… От себя добавлю… Господь заповедал нам любить ближних, как самих себя.. А это значит, что прежде всего мы должны по-хорошему ПОЛЮБИТЬ СЕБЯ! Это значит, полюбить в себе уникальную, Богом сотворённую личность, которой ни до ни после не было и не будет. Полюбить в себе образ Божий, своё человеческое достоинство. А не заниматься самоунижением и самобичеванием. Думаю, Бог очень огорчается, если его творение настолько само себя не любит: считает свои желание и стремления чем-то не существенным, постоянно себя осуждает и ругает… И ещё приведу цитату из Антоний Сурожского:" Я очень мало встречаю людей, которые способны верить в… Читать далее »

Я тоже раньше так думала, но это путь вникуда…

Почитайте этот сайт — http://www.detki-v-setke.narod.ru/ и это http://www.detki-v-setke.ru/index.php?act=idx….
И самое главное, будьте счастливы)))

gerry

О, полезная ссылочка, спасибо! А статьи Валентины Москаленко на эту тему попадались? Мне нравятся. Толково. А вот тоже хорошие статьи, если хотите, гляньте: http://www.vetkaivi.ru/main/prevention

При чем тут христианство? Сколько уже раз было повторено и сказано, что смирение НЕ равно бесхребетности и тряпочности. Но нет, раз за разом стремимся выдать свои слабости за высокую христианскую добродетель — просто потому, что не знаем на опыте, что это такое. Марте хорошо жить так , как она живет — но это потому, что она одна. А если бы у нее был ребенок/дети — тоже бы стала из смирения работать бесплатно? ИМХО, стремление посадить себе кого-то на шею, причем срочно, на самом деле, проистекает из неосознаваемого, в самой глубине души, довольства и сознания "какой я праведный, все терплю, да… Читать далее »

Я не психолог и не ставила диагнозов лично Вам. Просто читала достаточно литературы, в том числе и на тему чувства вины, виктимности, "статуса жертвы" и тому подобного. На Страшном суде мы, несомненно, будем отвечать прежде всего за себя. И в это "за себя" войдет и то, что мы не удержали человека от греха там и тогда, когда могли хотя бы попытаться.

Nika

Не очень поняла, зачем выдавать психологические проблемы, забитость, уныние и прочая за христианскую добродетель?

Лирическая героиня, так скаать, сложила лапки, но зачем этому лапкосложению приписывать высоту духовного подвига.

Если человек не ест, потому что ему есть не хочется, это не стоит называть постом.

Скорее всего такая манера поведения выработалась еще в детстве или юности, отточена в семье и школе.

Да и лейтмотивом внутренних переживаний звучит: все вокруг плохие, одна я — "золушка-засратушка", умница, душечка, лапочка, белая и пушистая, но сейчас болею…

В общем, статья на тему: в огороде бузина, а в Киеве дядька.

5julia68

ольга, если можно уберите, пожалуйста, фразу"кстати, gerry-кличка ее любимой собаки".неясно выразилась я

Убрала фразу про собаку.

5julia68

ай, под статьей она есть! караул!))))))

MarinaR

В одном из моих любимых произведений русской литературы "Горе от ума" как раз прекрасно выписан образ человека-тряпки — Молчалин. Чацкий говорит о нем : "он дойдет до степеней известных,/ Ведь нынче любят бессловесных". А затем и сам Молчалин открывает свою жизненую философию:" Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была." Именно такой образ возник у меня в голове после прочтения Вашего рассказа. В общем, я думаю,что быть человеком-тряпкой — это не добродетель. Кто… Читать далее »

Причин тут может быть две.

1. Глубокие психологические проблемы у обеих подруг. Неуверенность в себе, отсутствие настоящей любви к себе и понимания ценности своей личности и своего существования. Это ощущение самоценности формируется в детстве, главный его источник — безусловная любовь родителей.

2.Глубокое же удовлетворение своей ролью жертвы, окрашенной в христианские тона "смирения" и даже "юродства" (не слишком ли высоко авторы замахиваются?). Когда ощущение ценности и значимости себя не удается получить положительными способами, то приходится получать отрицательными. Грубо говоря, когда меня ругают, унижают и эксплуатируют — это доказывает, что я существую.

5julia68

Мария, в комментариях был затронут очень важный аспект-ПОПУСТИТЕЛЬСТВО ГРЕХУ. мне хотелось бы знать Ваши соображения по этому поводу.

Человек-тряпка…Я , вот, задумалась, есть ли в моем окружении такие….Есть очень скромные безотказные, добрые, верущие люди, способные и "нет" сказать, но тут же обосновать почему-и это не умоляет их достоинства, как-то они неувязыываются у меня это с "тряпками". Неспособность человека сказать "нет"-это, скорее, на мой взгляд, черта характера, но ко всему нужно подходить с рассудительностью. Вопрос в том, что за такой безотказанностью скрывется- действительно для пользы ближнего стараться и помочь, а потом забыть,или помочь, а потом об этом трезвонить…Про юродство-другая тема. Мы должны стараться помогать другим, но с большой осмотрительностью смотреть за своим духовным устройством- не меняется ли во мне… Читать далее »

Polly_S

Мне кажется, тут речь не о смирении, а о банальной трусости. Или, скажем мягче, глубокой неуверенности в себе. Ведь если обратить внимание на первую фразу рассказа, то все становится ясно: героиня сначала негодует, а потом, когда доходит до дела, вдруг "сдувается" и начинает лепетать. Если бы это было такое уж смирение и юродство, то не было бы и негодования в начале. Я сама когда-то была таким "человеком-тряпкой", не могла ответить и сказать нет. Но не считаю, что это правильно. Никаких духовных высот таким путем я не достигла) Напротив, такое псевдосмирение только усиливало депрессию, неуверенность, страхи… Это, на мой взгляд, совсем… Читать далее »

Похожие статьи