Бывают фильмы долгожданные, а бывают — нежданные-негаданные. Именно таким стал для меня фильм о юности Астрид Линдгрен. Я не знала, что он снимается, пропустила бы его выход в прокат и, может, пропустила бы вовсе, если бы меня на него не вытащили. И теперь я хочу «вытащить» на этот фильм всех, кто любит шведскую писательницу, но не только — этот фильм, как говорится, «для широкой аудитории» и найдет путь к сердцу очень и очень разных людей. Почему? Потому что история Астрид — это история женщины, история любви и история семьи.

Фильм, выдержанный в серо-бело-коричневых тонах, разгружает уставшие глаза и глубоко трогает сердце: не раз за время просмотра на глаза наворачиваются слезы. На первый взгляд история кажется простой (если не знать, что перед нами будущая великая писательница!). Шестнадцатилетняя девушка работает в газете, делает первые успехи и влюбляется в редактора, человека, в общем-то, достойного и интересного, и даже по-своему честного, но, увы, женатого. Астрид беременеет, ее мать против, а отец ребенка боится жены, с которой пытается развестись, и оказывается, что надо ехать рожать туда, где в свидетельство о рождении не напишут имя отца и где ребенка можно оставить с приемной мамой. И Астрид отправляется рождать в Данию.

Астрид — мать-одиночка, ее родители и ее первая большая любовь — характеры настолько узнаваемые, что именно это и вызывает резонанс у зрителя. Молодая девушка, доверившаяся человеку более старшему и опытному, бросает ему: «Ты же обещал, что будешь осторожен», а он лишь повторяет, как заклинание, — «я люблю тебя». И, наверное, и правда любит, но оказывается, что такая любовь вдруг начинает весить очень мало, а любовь к ребенку весит очень много… И этого «много» хватает для всех тяжелых решений, для того чтобы уйти от любимого человека и строить свою жизнь именно так, как кажется правильным.

Вызывает слезы то возмущения, то сочувствия мама Астрид. Она всей душой переживает за дочь, но в этом переживании и стремлении устроить дочь, кажется, забывает, что и у той есть свои представления о любви, счастье и верности. И тем пронзительнее откликается душа на момент смирения и примирения, тем дольше хочется задержать на экране и в душе минуты, когда мама полностью готова поддержать и принять и дочь, и ее внебрачного сына. Но многогранность маминого характера, ее человечность предугадывается гораздо раньше: да, она живет по правилам, принятым в этом обществе, но умеет и веселиться, и смеяться — и даже прицельно запустить в домочадцев картошкой.

Кажется лаконичной фигура отца: он ни в чем не упрекает ни дочь, ни жену, и молча несет разлад в семье — но в его молчании, простых словах, жестах поддержки нельзя не признать отца семейства, его основу, на которой зиждется покой и благополучие всех Эрикссонов.

В героях фильма и событиях, происходящих с Астрид, постоянно узнаются будущие ее книги, характеры и сюжеты. То вдруг заходит разговор о мальчишках, которые подняли друг друга на флагшток, то история о детях, которые спят, положив ноги на подушку… Недаром по фильму разбросаны цитаты из писем, которые дети писали знаменитой уже писательнице Астрид Линдгрен.

Образ Астрид будет близок любой женщине, ставшей матерью-одиночкой: ее боль и сомнения знакомы тем, кто прошел через осознание того, что ребенка придется растить в одиночку, и через абсолютно панический ужас, охватывающий на первых порах: а справлюсь ли я?

Образ Астрид будет близок любой маме, которой приходилось расставаться с ребенком — надолго или на краткий срок, и потом всей душой стремившейся восполнить это расставание.

Образ Астрид близок любому, кто мучительно искал свой путь, свое призвание, и шел вперед, даже когда не было сил и хотелось упасть и закрыть глаза.

Близки вам станут и мама, и папа Астрид, и я уверена, что шевельнется сочувствие и к Райнхольду. Если, конечно, возмущение не вытеснит это сочувствие.

История борьбы Астрид — с хорошим концом. А если во время фильма наворачиваются слезы — незазорно дать им волю. А если хочется посмеяться над приключением в парикмахерской — то смех рассеет любую тяжесть на душе. Потому что все это значит — быть Астрид Линдгрен.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Другие статьи автора

Похожие статьи