Когда-то давно, когда я была мамой всего лишь одного свежеиспеченного младенца, меня очень пугала тема прикорма. Краем уха я слышала, что прикорм надо вводить по какой-то особой схеме ВОЗ — по одному продукту в неделю, что надо строго соблюдать дозировку, что предварительно надо посоветоваться с педиатром… Все это нагоняло на меня чудовищную тоску. Баночки с пюре внушали мне отвращение — разве я сама захотела бы есть эту однообразную массу? А потом я услышала про метод самостоятельного прикорма Baby-led weaning.

Когда моему сыну исполнилось шесть месяцев, я дала ему яблоко. Нет, не ложечку яблочного пюре. Настоящее целое яблоко. Собственно, именно так мы и начали прикорм. К девяти месяцам он ел кашу ложкой (сам) так, что любо-дорого было смотреть. И до сих пор (сыну уже пять лет) еда для нас — это источник радости и удовольствия. Я очень рада, что когда-то выбрала метод самоприкорма. И мне очень хочется, чтобы как можно больше мам о нем узнали (а еще очень хочется сообщить всем, что никакой схемы ВОЗ не существует).

Конечно, поначалу мысль о том, что шестимесячный младенец может есть сам, шокирует. Мы привыкли к тому, что прикорм — это пюре с ложечки (и только самые продвинутые решаются на то, чтобы разрешить малышу стащить кусок из маминой тарелки). Однако подождите падать в обморок — при соблюдении всех правил метод самостоятельного прикорма ничуть не опаснее традиционного педиатрического, а плюсов у него намного больше.

Что такое Baby-led weaning (BLW)

Суть метода самостоятельного прикорма заключается в следующем: когда ребенок начинает проявлять пищевой интерес (обычно это происходит в возрасте примерно 6 месяцев, но может случиться и позже) родители предлагают ему прикорм — еду с общего стола, адаптированную для младенцев (подробнее об этом ниже). Ребенок сам выбирает, что ему попробовать, сам определяет, сколько съесть. Ребенка не кормят с ложки, ему не готовят отдельно, еду не пюрируют.

До года основной едой ребенка остается грудное молоко (или смесь, если ребенок находится на искусственном вскармливании). Главная цель прикорма в этом возрасте — не накормить ребенка, а познакомить его с едой и приобщить к семейным трапезам (ведь еда и традиции, связанные с ней, — важнейшая часть семейного уклада).

С чего начать?

Во-первых, убедитесь, что ребенок готов к прикорму.

Признаки готовности к прикорму:

ребенок может сидеть без поддержки (или с небольшой помощью) — это очень важно с точки зрения безопасности;

может хватать предметы;

может быстро и точно засунуть предмет в рот;

умеет делать жевательные движения (грызет игрушку);

но самый верный признак — когда ребенок хватает еду с родительской тарелки, засовывает в рот и начинает жевать (тот самый пищевой интерес).

Некоторые дети демонстрируют готовность к прикорму уже в 5,5 месяцев, другие — только в 8-9 месяцев.

Ребенка сажают на колени или в высокий стул (очень важно, чтобы он сидел прямо, не заваливался). Еду лучше всего положить перед ним (а не давать ему в руку), чтобы он сам мог выбрать, что ему нравится. В идеале это те же продукты, которые едят остальные члены семьи (при условии, что они подходят для маленьких детей). Еда должна быть достаточно мягкой (да, у ребенка еще нет зубов, но, как вы убедитесь, дети очень успешно перетирают еду деснами). Простой тест — если вы сможете размять кусочек еды пальцами, значит, ребенок сможет его прожевать.

Важно, чтобы ребенок мог сам взять еду, то есть на первых порах нужно предлагать достаточно крупные куски. Например: соцветие брокколи, нарезанная дольками вареная картошка, куриная ножка, крупные виды пасты, хлеб и т. п.

Предлагайте еду тогда, когда садитесь за стол сами. Не забывайте про воду — ее надо предлагать с момента введения прикорма.

Важно, чтобы ребенок не был голодным или уставшим. Ребенка надо сначала покормить грудью или дать смесь, а потом предлагать прикорм.

Не торопите ребенка во время еды (и будьте готовы к тому, что поначалу трапезы будут занимать много времени), не уговаривайте съесть «еще кусочек».

С введением прикорма изменится стул ребенка. Поначалу в стуле могут появиться «кусочки» еды (иногда в практически неизменном виде) — это нормально. Позже, когда ребенок начнет есть больше, это сразу станет заметно по его стулу — он станет темнее и плотнее, изменится запах.
Очень важно предлагать ребенку разнообразную, сбалансированную еду. Обычно дети едят неравномерно (сегодня много, завтра мало, сегодня одно, завтра другое) – это нормально.

Техника безопасности

Главное, что обычно пугает в методе самостоятельного прикорма, — не подавится ли ребенок?

Считается, что при соблюдении правил безопасности риск подавиться не выше, чем при традиционном прикорме. Более того, есть мнение, что риск подавиться для шестимесячного младенца ниже, чем для более взрослого ребенка, впервые пробующего пищу кусочками).
Дело в том, что рвотный рефлекс у младенцев гораздо сильнее, чем у детей более старшего возраста. Точка, запускающая рефлекс, находится гораздо ближе к середине языка, и если на нее попадает кусок твердой пиши, то с помощью этого рефлекса он выталкивается обратно. Ребенок откашляется и либо продолжит жевать кусок, либо выплюнет его.

Чтобы этот механизм работал правильно, ребенок обязательно должен сидеть ровно, не отклоняясь назад (положение полулежа не подходит для еды).

Итак, правило первое: ребенок должен сидеть ровно, не отклоняться назад и не заваливаться набок.

Правило второе: еда должна быть безопасна. Небольшие круглые продукты (виноград, черешня, помидоры черри) нужно разрезать пополам. Обязательно извлечь косточки. Твердые овощи (например, морковь), которые ребенок не сможет прожевать, необходимо отварить. Орехи надо убрать из зоны досягаемости.

Правило третье: ребенок должен брать еду сам. Кормить его с рук — менее безопасно, так как в этом случае ребенок не контролирует то, что попадает ему в рот. Нельзя залезать ребенку в рот (чтобы, например, вытащить большой кусок — это как раз увеличивает риск подавиться, так как можно случайно загнать кусок в горло).

Правило четвертое: не смешивать прикорм по методу BLW и кормление пюре — считается, что это может запутать ребенка и повысить риск подавиться.

Правило пятое: если ребенок кашляет, дайте ему спокойно откашляться. Не надо стучать его по спине. Не паникуйте — если ребенок кашляет, значит, все в порядке. А вот если ребенок не может вдохнуть, начинает синеть — помощь нужна незамедлительно (прежде чем вводить прикорм, необходимо выучить правила оказания первой помощи, в частности, прием Геймлиха. И еще раз подчеркну, что вероятность подавиться при методе самоприкорма НЕ ВЫШЕ, чем с традиционным прикормом).

Правило шестое: НИКОГДА не оставляйте ребенка с едой без присмотра.

Плюсы метода BLW

У метода самостоятельного прикорма есть несколько неоценимых бонусов.

Во-первых, благодаря тому, что ребенок с самого начала ест то, что хочет, и столько, сколько хочет, закладываются основы правильного пищевого поведения. Ребенок не утрачивает способность чувствовать сигналы насыщения (что часто происходит при традиционном прикорме). Процесс приема пищи не связан с негативными эмоциями — ведь никто не уговаривает и не заставляет доесть. С большой вероятностью в будущем это поможет ребенку избежать лишнего веса и других связанных с едой проблем.

Во-вторых, BLW способствует развитию зрительно-моторной координации, жевательных навыков, развитию лицевых мышц (ни одна развивающая игрушка не обладает таким количеством разнообразных свойств, как еда!).

В-третьих, ребенок сам выбирает темп и объем введения прикорма, а значит, и темп отлучения от груди — нет риска заменить грудное молоко едой слишком рано, когда ребенок еще к этому не готов.

В-четвертых, ребенок с самого начала участвует в семейных трапезах и ест ту же еду, которую едят родители. Это благоприятно для психологического климата в семье и очень многому учит ребенка, поскольку семейные трапезы — это не только еда: это и возможность общения, и знакомство с семейными традициями.

В-пятых, метод самоприкорма резко снижает вероятность конфликтов за столом: ведь здесь полностью исключено насилие (даже мягкое, в виде уговоров «ложечку за маму»). Еда в BLW — это про удовольствие, интерес, радость разделить с близким человеком то, что тебе нравится.

Минусы метода BLW

Главный минус метода самоприкорма — беспорядок. Конечно, быстрее и проще скормить ребенку баночку пюре и потом просто вытереть ему ротик салфеткой, чем разрешить ему исследовать разные продукты!

В первые несколько месяцев введения прикорма еда — это не столько способ насыщения, сколько способ познания мира.  В BLW можно и нужно играть с едой — детям очень нравится исследовать различные вкусы, текстуры, запахи, цвета. На этом этапе ребенок будет выплевывать большую часть еды — это нормально.

К беспорядку просто нужно быть готовым: подстелить клеенку, переодеться в одежду, которую не страшно испачкать. Нужно отметить, что, как правило, фаза размазывания еды по всем поверхностям длится не очень долго — зато в районе года с небольшим вы получаете ребенка, который вполне способен есть самостоятельно и делать это достаточно аккуратно.

Второй минус — это некоторые ограничения в еде для родителей: так как BLW предполагает, что ребенок ест вместе с родителями, то приходится избегать еды, которая не подходит для малышей (с другой стороны, это вполне может стать плюсом!).

Какой еды надо избегать:

1. Соль

У маленьких детей незрелые почки, поэтому очень важно избегать переизбытка соли в пище. Максимальная дневная норма — 1 грамм соли в день в возрасте от 6 до 12 месяцев и 2 грамма в возрасте от 1 года до двух. (Норма для взрослых — 6 грамм в день).

Продукты с высоким содержанием соли, которые нужно ограничить:

  • твердые сыры
  • колбаса, ветчина, сосиски
  • соленая рыба
  • несладкая промышленная выпечка
  • покупная пицца

Категорически нельзя давать чипсы и другие соленые снеки, покупные соусы (в том числе кетчуп и соевый), супы «из пакетика», бульоны из кубика и т. п.

2. Сахар

Содержит «пустые калории», вреден для зубов, увеличивает риск развития ожирения и диабета. Немного сахара в домашней выпечке — не страшно, но не стоит давать ребенку сладкие творожки, хлопья, газировку.

3. Искусственные добавки

По возможности избегать продукты, содержащие глутамат натрия, искусственные ароматизаторы и консерванты.

4. Мед

Мед нельзя давать детям до года из-за риска ботулизма.

5. Сырые яйца, мясо, рыба

Эти продукты нельзя давать из-за риска сальмонеллеза и других опасных инфекций. Под запретом и продукты, содержащие сырые яйца (домашний майонез, тирамису и т.д.).

6. Гидрогенизированные жиры

7. «Джанк-фуд» — готовая замороженная еда, фаст-фуд.

Категорически не подходит для детей. Как правило, такая еда содержит огромное количество сахара, соли, искусственных добавок, гидрогенизированных жиров и почти не содержит питательных веществ.

8. Отруби и другие продукты с высоким содержанием клетчатки

Отруби могут препятствовать усвоению железа и других микроэлементов.

9. Некоторые сорта рыбы

Рекомендуется избегать рыбы с высоким содержанием ртути (марлин, рыба-меч), так как ртуть негативно влияет на развитие нервной системы. Девочкам не рекомендуется есть жирную рыбу (лосось, макрель, сардины, свежий тунец, селедка, форель) чаще двух раз в неделю из-за риска накопления токсинов (мальчикам можно чаще, до 4-х раз в неделю).

Что можно пить

В принципе, младенцам нужна только вода и грудное молоко.

Коровье молоко не рекомендуется в качестве напитка детям младше года (но можно использовать его в готовке).

Запрещены напитки, содержащие кофеин (кофе, чай, кола), а также сладкая газировка.

Иногда можно давать фруктовые соки, разбавленные водой в пропорции 1 к 10.

Аллергия

Если кто-то из родителей страдает аллергией, то стоит проявить особую осторожность, предлагая ребенку продукты, считающиеся потенциальными аллергенами.

  • коровье молоко
  • яйца
  • арахис
  • пшеница и другие содержащие глютен злаки
  • соя
  • рыба
  • морепродукты
  • орехи
  • семена, особенно кунжут
  • цитрусовые
  • помидоры
  • клубника

Рекомендуется выдерживать интервал в 3 дня при вводе этих продуктов (или других, если есть основания опасаться аллергической реакции или непереносимости).

Узнать о Baby-Led Weaning больше можно из книги Baby-Led Weaning: The Essential Guide to Introducing Solid Foods (авторы — Gill Rapley, Tracey Murkett).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Специалист по международным культурным связям. Окончила МГИМО. После рождения ребенка увлеклась темой здорового питания. Автор проекта «Пока, сахар!».

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ezhik

ой да-да,вот что-то подобное было у меня со второй дочерью,я тогда тоже где-то это вычитала и решила попробовать.Но в более все же простом варианте-кормили с ложечки «взрослой «едой,а ребенку давали в руку вторую ложечку,а кусочки немного. И правда нормально получилось. Но вот третья как-то на это не поддалась,не очень интересовалась,может я сама как-то форсировала прикормы обычные потому что трудно было уже много молока «выдавать». Но вообще у меня проблем не было -с именно с методом «двух ложек». Одной сама кормишь,другую ребенку даешь. К полутора годам все сами ели без проблем. Кому-то попало больше «советских» прикормов,а кому-то «американских»-с общего стола.

У меня такой же прикорм был с двумя детьми. С первым сильно загонялась, до последнего не знала как начать прикорм, читала, ничего не нравилось, ни в чем не была уверена. А как пришло время дочка увидела, что я ем кашу гречневую, и сама попросила. Я ей дала одно зернышко. И она очень долго его жевала деснами. Потом все ела, все любила. Никакого насилия. Но в два год заболела, лежала в больнице, ей там насильно вливали в рот лекарства. После этого все резко изменилось. Теперь ей уже 4 года. Ничего не ест. Очень ограниченный набор продуктов. Подозреваю, что это могут быть… Читать далее »

Алена Хмилевская

Анна, вы знаете, в этом возрасте очень многие дети проходят этап «пищевой неофобии» — даже если до этого все ели и все любили! Ни в коем случае не отговариваю сдавать анализы, но на всякий случай погуглите сайт бамка.ру, там есть про пищевую неофобию и как себя вести родителям. Мало ли, вдруг это поможет:)

Я вводила прикорм именно как рекомендовано, потому что дети не сидели очень долго, зубов не было еще дольше, а давились они любым куском крупнее молекулы больше чем до двух лет. Но совершенно без проблем сейчас едят сами, и с аппетитом, и все отлично. Да, им три, а сами и нормальную еду они едят где-то с двух и пяти, но раньше они реально не хотели никаких кусочков и не могли их проглотить. Полагаю, метод облегчает жизнь мамы на первый период введения прикорма, но для дальнейшей еды и как это называется, пищевого поведения, значения не имеет

Алена Хмилевская

Да, такое бывает, что дети давятся, это связано с физиологическими особенностями. Конечно, в этой ситуации классический прикорм более уместен:)
Не то чтобы метод не имеет значения — думаю, имеет. Но, конечно, это не единственный фактор:)

Они у меня недомерки. В три года на размер годовалых, максимум полуторагодовалых. Соответственно, в восьмимесячном возрасте, когда я начала вводить прикорм, они были в размер новорожденных. Но сейчас они едят без проблем. Метод имеет значение, но наряду со многим другим, видимо.

И кстати пюре в баночках — вкуснотища!! поначалу дети думали иначе, а когда приехала маленькая племяшка и стала есть это пюре, они дрались за остатки. и я дралась, когда прикармливала их.

Похожие статьи