Помните, у Достоевского в «Записках из мертвого дома» есть довольно ироничная история про иудея, который был буквально бесплатным балаганом для своих сотоварищей, когда вставал на молитву? Все дело было в том, что он молился строго по букве Закона, которая предписывала в одном месте громогласно скорбеть о судьбе Израиля, а потом внезапно (!) вспомнить об обетованиях и также громогласно возвеселиться.

Арестантов веселила и эта предписанная Законом «внезапность», и сами восклицания и заламывания рук. А ведь не будет преувеличением сказать, что такая громогласность и эмоциональность при молитве (пусть даже строго регламентированная!), раздирание одежд в скорби и прыжки в радости — это одна из основ иудаизма, не теологических, но обрядово-культовых. А потому нет ничего удивительного, что, столкнувшись с иными проявлениями молитвенного стояния, Ветхий Завет недоумевает и не понимает, что происходит, — как в случае с Анной-пророчицей, матерью пророка Самуила.

***

Святая пророчица Анна жила  примерно за 1000 лет до Рождества Христова и была старшей женой левита Елканы из города Амафемы. Изначально Елкана не собирался брать себе вторую жену, но, сообразно настроениям общества, ему пришлось это сделать, ведь его супруга Анна оказалась бесплодна, а бесплодие в семье было практически самым главным позором. Феннана, вторая жена Елканы, родила много детей и не просто укоряла Анну, но насмехалась над ней и даже оскорбляла. Причиной тому была, помимо всего прочего, обычная женская ревность, ведь, несмотря на свою многодетность, Феннана всегда оставалась для Елканы как бы на втором месте. Даже оделяя всю семью частями приносимой Богу жертвы, глава семьи всегда давал Анне особую часть — «обаче Анну любляше Елкана паче Феннаны».

фттф

Младшая жена считала именно себя несправедливо обделенной и изводила старшую насмешками, а та в свою очередь страдала и переживала. Однажды она отправилась на праздник в город Силом, где находилась Скиния и совершались все главные общеиудейские праздники. Святая Анна не могла думать ни о чем другом, кроме как о собственном бесплодии, тем более, что и Феннана старалась сильнее обычного, подбивая бесплодную соперницу на ропот на Бога за то, что Он «заключил чрево ее». Анна так переживала, что даже не могла ничего есть. Елкана трогательно утешал супругу: «Что ты плачешь и почему не ешь, отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» Анна со слезами выслушала эти утешения, оставила трапезу и ушла в храм, потому что понимала, что не может даже улыбнуться в ответ на слова мужа, что скорбь слишком заполнила ее сердце.

Она стояла неподалеку от входа в Скинию и была погружена в молитву. Против обыкновения, пророчица Анна молилась про себя, ее глаза были закрыты, губа едва видно шевелились. Увидев эту совершенно непривычную картину, первосвященник Илий подошел к молящейся и попросил ее удалиться, решив, что женщина просто-напросто пьяна.

— Нет, господин мой! — отвечала Анна. — Я не пила вина, я женщина, скорбящая духом, изливаю свою душу перед Богом.

Потрясенный Илий благословляет Анну и обещает ей, что ее молитва будет услышана. Дав обет посвятить будущего ребенка Богу, успокоенная Анна удаляется к себе домой и вскоре действительно понимает, что беременна, а спустя положенный срок рожает сына. Супруги называют первенца Самуилом, что означает «Бог услышал», а спустя три года Анна берет ребенка и снова отправляется в Силом. Она подходит к Илию и напоминает об их первой встрече, а потом говорит, что, исполняя обещание, привела рожденного по молитве сына. «О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое. И я отдаю его Господу на все дни жизни его». Мальчик остался при храме, Илий хотел воспитать в его лице своего преемника, но Господь распорядился еще великолепнее, еще величественнее: Самуил стал пророком и последним Судией Израилевым, именно он помазывал на царство Давида-псалмопевца.

Помазание Давида сына Иесеева на царство пророком Самуилом

Помазание Давида сына Иесеева на царство пророком Самуилом

Отдавая сына в храм, Анна говорит величественные и красивые слова, которые лягут в основу церковных песнопений: «Возрадовалось сердце мое в Господе, вознесся рог мой в Боге моем, широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Несть свят яко Господь, и несть праведен яко Бог наш, и несть свят паче Тебе». Она ничуть не скорбит о том, что долгожданного ребенка надо оторвать от себя и отдать в другой город: она всецело вверяет и его, и себя Богу, Который и даровал ей это дитя. Кстати, такая вера не остается неотдаренной: после Самуила Анна рожает еще нескольких детей, трех сыновей и двух дочерей!

***

Святая пророчица Анна — «промежуточное звено» в череде восприятия бесплодных женщин, движение от Ветхого к Новому Завету. Первой женщиной, известной нам именно такими проблемами, является Сара, жена Авраама. Про нее мы знаем, что она усомнилась в словах ангелов и усмехнулась им, а потом родила сына Исаака. Ни о ее переживаниях при жертвоприношении Исаака, ни о ее радостях или бедах нам неизвестно.

На самом «стыке» Ветхого и Нового Завета нас встречает Анна, мать Пресвятой Богородицы, — нам известно про ее переживания и рефлексию, трогательно образ птичьего гнезда доводит женщину до слез, она разговаривает с мужем, делится с ним своими страданиями, а потом иконография дарит небывалый доселе (и после тоже!) образ Зачатия! Но этот женский образ был бы невозможен без этого «переходного звена», без преломления системы Ветхого Завета, когда женщина воспринимается лишь как приложение к мужчине.

Здесь пророчица Анна предстаёт самостоятельным образом, переживающей и страдающей женщиной, говорящей со священником о своей беде, ломающей стереотипы. И хотя она известно именно составным именем с практически обязательным дополнением «мать пророка Самуила», меняет систему именно она.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Театральный критик, магистр педагогики. Живет в Санкт-Петербурге. Любит Александро-Свирский монастырь и «Гарри Поттера». Не замужем.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Чудесный рассказ, написанный чудесно! Спасибо, Ольга!

СпасиБо большое! 🙂

Юлия

Потрясающе!Сколько веков прошло ,а истина всё та же-детьми мужчину не удержишь!

Гоблинище

Красиво!
А ведь на самом деле, и в этом случае, и в истории Иоакима и Анны больше всего горя они испытывают тогда, когда их попрекают бесплодием. Не так горек сам факт, как постоянные напоминания и попреки

Поэтому Елкана со своим трогательным утешением жены особенно хорош — ведь его тоже попрекают, но он утешает, в первую очередь, супругу.

Гоблинище

Да, вот этот момент мне очень понравился 🙂

Мышка

А мне стало немного жаль вторую жену, Фенанну, возможно, она укоряла Анну именно из-за обиды на то, что муж ее не любит…

Гоблинище

Ни разу ее не жалко. Не любит муж — укоряй мужа. Чем жена первая виновата? а попрекать женщину беспложием это бить по больному, как же так можно?

Ежик

Я так думаю,хорошо,что у нас другое время. А то эту любил,но она не рожала,взял другую,чтобы рожала,но все говорил,первую люблю,а ты так,знай свое место. Сплошное уязвление,по большому счету,узаконенное. Мужем обеих жен,ну и младшая жена не отстает,да-а мужа наверное она не могла укорить-в темницу бы куда-нибудь отправили.

Гоблинище

О, про то и слов нет, как я рада, что мы живем теперь, а не тогда! Это точно. Но я-то писала, что именно укор тяжелее всего в этом случае, и когда он от второй жены, и когда он от подруги, и не в виде укора, а в форме вопроса… конечно, нам все равно гораздо легче жить, чай, не Ветхий завет. И все же

Мышка

Я вполне понимаю Анну. У меня тоже пока не получается забеременеть. И она ни в чем не виновата, так же как и вторая жена, которую муж взял только ради деторождения. Это тоже несправедливо — одну люблю, а вторая мне пусть детей рожает. Но такие уж тогда нравы были, видимо.

Муся

Мышка, нам очень сложно это понять. Мне это вообще кажется чем-то противоествественным. И правильно: ведь в Новом Завете муж и жена — одна плоть, развод положен только в случае прелюбодеяния. И так будет всегда. До скончания века.

KiraRakitina

Разве Анна , жена Елканы тоже почитается церковью как пророчица? Анна пророчица — это новозаветный персонаж. Она присутствовала в храме при Сретении господнем….

Velveteen Rabbit

Не понимаю, матроны, за что такое количество анлайков? Девушка спросила доброжелательно, не желая никого обидеть, а вы…

Фаня

Автор, но Вы забываете про танец Царя Давида! «Пред Господом играть и плясать буду. И я ещё больше уничижусь, и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих» (2Цар. 6:21-22).
К тому же, обычай ярко выражать свои эмоции во время молитвы существует и по сей день в Новозаветной Церкви.

Отчего же забываю? Просто невозможно перечислить всё в одном тексте. Да и не нужно, в общем-то.

Лара

Статья хорошая, интересная и познавательная. Спасибо автору. А что касается детородного неплодства, то это большое испытание и тогда и во все времена. В наше время тоже и на две семьи живут и любовницы детей рожают если жена родить не может, и люди вопросы задают нетактичные и всякое всякое бывает. Мне сейчас 40 лет, и начиная с 18 летнего возраста я хочу ребенка. К сожалению, безрезультатно. Было многое — и врачи и операции и ЭКО. Результат — 0. Бывало отчаяние такое на душе что хотелось умереть. Но пока я живу, я продолжаю надеяться и верить. Желаю всем матронам здоровья, крепких семей… Читать далее »

Ольга

Ольга, добый день! очень вы красиво пишете, спасибо за статью.
И мне всегда было интересно с вами познакомитья, ведь я тоже Ольга Немчикова, всегда думала, мы с вами однофамильцы или родственники 🙂

Похожие статьи