Сегодня в рубрике «Говорят дети» — Аня Бочарова. С Аней мы познакомились случайно-предопределенно – когда ее родные искали репетитора. Аня училась в седьмом классе и радужно рассказывала, что мечтает стать дизайнером. Прошел год после первой встречи. Это время, похоже, было переломным: изменились взгляды не только на профессию, но и на друзей, семью. Обо всем — рассказывает она сама. — Первый вопрос у меня к тебе философский, как, впрочем, и остальные. Зачем человеку нужна семья? — Человеку нужна семья для того, чтобы он состоялся. Для маленького это, в первую очередь, возможность понять, что такое любовь и счастье. Но и подростку семья очень нужна, она помогает осуществить свои мечты. К примеру, та же художественная школа. Ты же не можешь за себя взять и заплатить, ты же еще не работаешь. Но дело не только в поддержке, в том числе финансовой. Мама и папа стараются тебе дать больше, чем они знают, чтобы ты добавила своего и передала это, но уже своим детям. То есть это как бы учение своего рода, накопление. — А что семья тебе дает для души? — По-любому, она дает любовь: с самого начала мама ребенка вынашивает, кормит. Папа следит, гуляет: это и есть счастье и любовь. Могу сказать, что любовь отца и матери потом влияет на будущее самого человека, на то, каким он будет и как он будет к другим относиться, смотреть на мир. Если ребенку не додать любви – он будет черствым и агрессивным человеком. Если, наоборот, любви достаточно, вырастет нормальным, спокойным, со своими, конечно, прибамбасами. С другой стороны, если ребенку твердить, что он самый лучший, то он рискует стать эгоистом. — А как грань соблюсти? — Моя учительница по рисованию Лариса Владимировна говорила, что человек должен своего ребенка от рождения до двух лет воспитывать, а потом просто давать ему ласку. Первые два года он будет запоминать, что надо, а что не надо, а остальную часть жизни будет учиться видеть эту любовь. Своих детей я буду сперва воспитывать, а потом холить и лелеять. — Какой ты видишь свою семью, когда вырастешь? — Счастливой. Я буду выкладываться на все сто, чтобы мои дети были окружены любовью, чтобы они были самыми лучшими: не буду ничего жалеть, даже если придется работать, к примеру, на трех работах. Я все уже продумала. В Москве тяжело жить, все стремительно дорожает, и не каждый может прокормить и одеть своего ребенка. — А где бы ты хотела жить? — Я еще об этом не думала, но точно не в Москве. — То есть не в мегаполисе? Он тебя чем-то тебя пугает? — Тут все такие жестокие, всем как-то наплевать… — Ты думаешь, в сельской местности лучше? — Я не думаю, что в сельской местности лучше. Но там, по крайней мере, все друг друга знают, довольно хорошо друг к другу относятся. — Что для детей важнее всего? — Для них важнее всего, чтобы родители не были безразличны. Но на деле, дать любовь поровну, наверное, нереально. Особенно, если в семье больше двух детей: родители же не могут за каждым из них смотреть и каждому уделить равное количество внимания. К тем, кто меньше, они будут больше присматриваться, а те, кто старше, скорее всего, будут чувствовать ревность. — Это нормально? — Это жизнь. — А что важнее для папы и мамы? — Для папы и мамы, я думаю, чтобы ребенок понимал ситуацию, но это не всегда получается. Некоторые не очень хотят понять своих родителей и поэтому бывают стычки, ссоры. — Так кто больше виноват? Родители, которые пытаются заботиться, или ребенок, который хочет делать по-своему? — 50 на 50. — Каким образом преодолевать это разногласие? — Общением. Чем больше ты общаешься со своими детьми, тем больше они начинают понимать тебя. Не приходится от них отдаляться. Но ведь взрослые — это тоже дети. Им ведь нужно то же самое. — Что? — Любовь и взаимопонимание. — А зачем нужны братья и сестры? — Думаю, для того, чтобы было с кем пообщаться и… не знаю, поссориться…. — Поссориться, поспорить, помириться? — Да, это обучение общению. Родители учат, как надо выходить из ссор. Мама говорит, что сестра, брат — для родителей равны. Бабушка говорила, что дети — словно пальцы: если любой отрубить, то будет одинаково больно — это как раз про детей. — То, что ты перечислила, немножко утилитарное. Для чего нужны братья и сестры – чтобы уметь общаться, преодолевать ссоры. А вот глобально? Что бы ты сказала ребенку, который хочет поговорить и спрашивает: мам, зачем ты принесла в коляске нового ребенка, я же у тебя есть? — Ну я скажу… если… он маленький, то ты будешь его защищать, пока он будет расти. А когда он вырастет, то будет тебе помогать, как ты помогал ему. — Это и есть это любовь? — Да. — Ребенок сразу после семьи обычно попадает в школу. Зачем она нужна? — Школа нужна, чтобы получать знания, и для общения тоже. — Знания… как ты думаешь, все знания тебе пригодятся, которые ты в школе получаешь? — Да. — А зачем? — Если мой ребенок спросит о чем-то и я смогу ему ответить, то буду солидно выглядеть в его глазах. — А общение — что оно дает? — У ребенка есть два выхода: он может слиться с толпой, либо выделиться из нее. И этот выбор, думаю, делает человека сильнее и уверенней в себе. — Что именно? Что он слился с толпой, или что он выделился из нее? Или что он нашел поддержку в этой толпе? — Сильнее его делает то, что смог отделиться. Таких, как он, уже не будет. Могут быть только подражатели. — Ты сначала сказала, что с одной стороны нам нужна поддержка толпы, с другой — нам хочется выделиться. А каким образом? Ты же сначала должна подружиться с этой толпой, или с кем-то из этой толпы. Каким образом происходит общение в школе, сближение? — Для меня это всегда было легко – подойдешь, поздороваешься, предложишь дружить, и дальше пошло-поехало. Ты узнаешь человека, какой он, и пытаешься не делать того, что он делает. — Не пытаешься? — Да, не пытаешься…. если ты будешь подражать ему, то личность твоя будет не совсем твоя. Ты должен смотреть на людей, делать выводы и создавать себя в это же время. Брать из каждого частичку… — Но ведь так можно потерять себя, разве нет? — Потерять можно себя, если брать много из человека. Походку, то, как он разговаривает с людьми. Но ведь можно брать только то, что тебе нужно: не внешность, не то, как он общается, а что-то другое, внутреннее, личное для тебя — так можно пройти путь возведения себя… Брать что-то, что не достает тебе, и по кирпичикам себя отстраивать. — Ты хотела бы, чтобы школы не было? — Нет. Дистанционное обучение вроде скайпа — это деградация. Если ты будешь тупо сидеть дома, ничего не делая, пялясь в телек и разговаривая с учителями в скайпе, ты ничего такого не поймешь….Разговаривать с человеком в реальной жизни – это не то же самое, что разговаривать с ним же, но через экран. — Почему? — Ты не видишь его глаз, не слышишь его настоящего голоса, потому что иногда звук искажается. Ты не можешь понять его… — Не можешь понять, что за человек перед тобой? — Да. Когда ты видишь глаза, ты понимаешь, какой он. Когда ты слышишь голос, ты тоже понимаешь, какой он есть на самом деле. — А вообще школа зачем нужна, помимо того, чтобы знания получать? — Ты становишься умнее, мудрее, раскрываешь то, что ты раньше не понимал. Школа заставляет переключаться с предмета на предмет и понимать лучше, что происходит у тебя внутри. Человек становится внимательнее и видит, что не все так плохо, присматривается к мелочам. Даже идти по улице после школы и смотреть на каждый листочек — это прекрасно. — Скажи, какие главные качества хорошего учителя? — Главные качества хорошего учителя заключаются в том, что он не должен уделять больше времени тому, кто умен, а стараться поднимать и умного, и слабого. Быть всегда добрым и не срываться. Крик учителя искажает наше мнение об окружающих нас людях. Мы, подростки, думаем, что мы такие умные, а все взрослые — тупые и орущие. Если же будет наоборот, дети будут больше уважать учителя и тянуться к нему. Моя бабушка говорит, что плохих учителей она совсем уже не помнит — ни как их зовут, ни сколько им было лет. Но помнит одну. Вот такая память навсегда остается о человеке, и уважение с каждым годом только увеличивается. — Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? — Я хочу стать фотографом и художником. — Почему? — Рисовать окружающую тебя среду – это то же самое, что вливаться в нее. Раньше я хотела идти учиться на дизайнера, но поняла, что это не мое. Дизайнер — тот, кто постоянно «творит» за компьютером, мало выходит на улицу. А художник — вольный, свободный, постоянно обогащает себя. Фотограф тоже много видит — это тоже работа с окружающим миром. Но художник шире. Художник рисует мгновения, которые ему больше нравятся, и в тот момент, когда он рисует, он погружается в себя, становится открытым для всего. Если посмотреть на картины художников – они живые. Они — изнутри. Если человек рисует закат, он ловит мгновения, на холстах показывает, как течет время. А фотограф – ловит секунду из этого времени. У художника и фотографа получаются два разных портрета. — Но все-таки, что тебе ближе? Что глубже? — Для меня глубоко и то, и то. Это мгновение с разных сторон. — А зачем человеку нужна профессия? — Если человек не будет ничем заниматься, не будет подниматься, не будет хотеть сделать что-то большее, чем у него есть сейчас, то это уже не человек, его можно считать трупом. Ему уже некуда идти и он становится пленником своего тела. Любая профессия обогащает человека. Даже грузчика, если он делает работу с душой. — Если бы можно было обучиться любой профессии и за нее платили бы одинаковые деньги, кем бы ты работала? Что бы ты делала? — Я бы делала все. Я могла бы стать композитором, фотографом, художником, пианистом, виолончелистом. — А кем бы ты работала в сказке? — Волшебницей. Они вольные, они свободные, они могут делать все, они летают. Человеку не даны крылья, чтобы он взлетел, он не чувствует этого прекрасного мира. — Что такое дружба? — Если человек дружит от чистого сердца, то это любовь к тому, с кем он дружит. Дружба – это взаимопонимание, взаимопомощь. Человек испытывает счастье, когда общается со своим другом. — Настоящий друг — какой он? — Он должен, что ли, быть более духовным, я не знаю, как это лучше сказать… понимать что-то больше, чем понимаешь ты. Больше знать о мире, который нас окружает. Но и нуждаться в том, что знаю я. И мы будем делиться, и это может продолжаться вечно. — Каких друзей ты называешь лучшими? И почему? — У меня в данный момент нет лучших друзей. Сейчас люди алчные, и они хотят от тебя не дружбу, а, например, подарки. Хотят быть лучше тебя, хотят командовать тобой. — Ну не все же? Пример хорошего человека ты можешь привести? Может быть, человека, с которым ты еще не дружишь, но хотела бы подружиться? — Я знаю одну девочку, она довольно хороший человек. Она веселая, энергичная, занимается тем, что я в жизни делать бы не стала. Она с папой или с мамой прыгала с парашютом. Меня привлекает ее решительность. — Что такое любовь? — Любовь… любовь в представлении молодежи это, скорее, привязанность, чем любовь. Для таких, как я, любовь – это чувство к человеку, с которым интересно, с которым ты бы не хотел расставаться. Он тебе нужен только на время, потом ты можешь от него отвыкнуть, он тебе станет ненужным, как и ты ему. — Разве это есть любовь? — Нет, любовь больше, чем привязанность. Это когда человек считает того, кого любит, воздухом для себя. Дышать друг другом. Вот это – любовь. — О каких родителях можно сказать, что они любят своих детей? — Про тех, кто не так уж сильно балует, но и дает понять, что ребенок им очень нужен. С кем можно спокойно сесть и обсудить все проблемы, все, что тебе не нравится. Только не криком. Нужно переносить серьезный разговор на время, когда спокоен ребенок и родитель. — Что такое вообще жизнь? Зачем существуют люди, как ты думаешь? — Знаете, если вас закрыть в камере и вам не с кем будет общаться – вы начнете пожирать себя изнутри, а потом начнете пожирать себя снаружи. Нам нужно общение. Общаясь, мы познаем любовь, счастье: все то, что люди должны познать в своей жизни. — А хорошая жизнь — это какая? — Хорошей жизни не бывает. — Правда? — Мы сами создаем проблемы, и своими поступками решаем, хорошо нам или плохо. Мы создаем и воспринимаем все так, как хотим. Мы создаем хорошие и негативные отношения. Мы сами во всем виноваты. А хорошая жизнь – это когда ты счастлив. — А что для тебя счастье значит? Когда ты счастлива? — Счастлива?… Я всегда счастлива. — Зачем в нашей жизни нужен отдых? — Это положительные эмоции, без которых мы не можем жить. Отдых нам нужен… Вот вы работаете усердно, у вас уже все ломит, у вас голова уже прямо, как вата – это значит, что вам нужен отдых! — Ясно, и последние три вопроса. Они коротенькие, но самые смысловые и трудные. Зачем на свете существует зло? — Без зла нельзя. — А зачем оно нужно? Плохие люди, войны, болезни – можно ли без этого обойтись? — Жизнь станет неинтересной. Представьте, вас окружает постоянно только доброта и все… это же так нудно: постоянно находиться в одном состоянии. Если бы были одни положительные эмоции – человек бы не понимал, добро это или зло. Вы должны видеть и зло, и добро. Это инь и янь. Черная и беленькая половинка, а вы где-то в серединке. — А мы можем количество добра и зла в своей жизни регулировать? — Мы же сами должны решать, где нам находиться в данный момент. Если мы хотим добра, то надо идти к тем, кому мы нужны, кто не может без нас. — Какая бывает помощь? Что значит помогать другим и себе? — Помощь бывает… это сложно. Помощь бывает злая… — Это как? — Человек помогает тебе, и ты думаешь, он помогает хорошими поступками, а он делает наоборот. Тебя, к примеру, кто-то бьет, а он придет на помощь. Но сделает это для понтов, к примеру. Ему ты на фиг не нужен…Ему нужно ощущать себя круче и добрее всех. — А если все-таки хорошая помощь, нормальная — это какая? — Которая от чистого сердца. Если человек тебя не только защитил, а помог избежать в следующий раз такого…Он тебе поможет встать на ноги и все время идти, а не просто возьмет, поможет на миг и уйдет. — А когда нужно помогать себе? — Наверное, это выражается в жалости, но это не очень хорошее чувство. Жалеть себя нельзя. Потому что есть люди, которым хуже. — А если нам очень хочется поплакаться, пожаловаться на свою судьбу? — Это можно сделать лежа на кровати и плача в подушку. — То есть подушка стерпит, а ты… А ты так высказался? — Да. — Немного грустно. Давай о радостном. Что ты любишь? Какие ощущения наполняют тебя счастьем? — Меня наполняет счастьем жизнь. Я люблю зимний рассвет, он такой ярко-красный. Летний тоже, он очень нежный. Закаты я не очень люблю, они более темные. Люблю людей, которые меня окружают. Может, они иногда и плохие, но я их все равно люблю. Люблю мороженое, особенно зимой. Люблю животных, любых животных. Природу, она прекрасна. — Последнее. Скажи, если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы захотела выполнить? — Я бы хотела, чтобы мама была счастлива. И бабушка. И я хочу, чтобы были счастливы все. Беседовала Юлия Шабанова