В центре им. Вс. Мейерхольда 21 ноября состоялась премьера спектакля «Абьюз» (режиссер Иван Комаров, драматург Наталья Зайцева). «Сновидческий триллер о насилии в семье» — поясняется в описании к постановке.

Если после того как вы это прочитали, вам захотелось ничего об этом больше не знать — вас можно понять. Если вы подумали (как и я думала), что эта история не имеет к вам никакого отношения, потому что вы никогда не сталкивались с насилием (и уж тем более в семье) — то вы, скорее всего, ошибаетесь. То есть, это, скорее, просто ваша защита. Напрямую или косвенно абьюз коснулся или касается каждого из нас.

Дословно abuse (с англ.) означает злоупотребление и жестокое обращение в отношениях. В самых разных отношениях. Абьюз — это систематическое эмоциональное, психологическое и сексуальное издевательство над человеком. Эмоциональное. Психологическое. Сексуальное. Слышите? Совсем не обязательно, чтобы кто-то ежедневно по миллиметру отрезал от нашего пальца или надругался над нами или нашими близкими, чтобы у нас, наконец, появилась достойная причина задуматься о проблеме насилия над человеком, над личностью. О проблеме насилия в своей жизни. То есть, история «не бьют — уже хорошо» — тоже страшная история. Потому что эмоциональное и психологическое насилие — тоже насилие, со стороны того, у кого больше власти, над тем, кто слабее. И с этой формой абьюза можно столкнуться где угодно в нашей с вами успешной, цивилизованной жизни.

И спектакль и об этом тоже. И об этом важно говорить.

На примере истории о сексуальном насилии в отдельной конкретной семье, на примере восстания жертвы против своего тирана создателям сновидческого триллера удается подробно и обстоятельно показать суть абьюзивных отношений через одну из самых, вероятно, больных, извращенных и унизительных форм насилия. И за это авторам отдельное спасибо — что не побоялись такой болезненной, непривлекательной, некомфортной темы. Спасибо, что вместе с тем у них получилось вывести в зону проявления саму сущность абьюза. Его признаки, маркеры, зачаточные, безобидные, на первый взгляд, проявления. Потому что если сегодня мы с вами отчасти уже научились не бояться заявлять о физическом и сексуальном унижении (ну, хорошо — только-только учимся этому), то психологическое и эмоциональное насилие зачастую воспринимаем как обыденность и норму, да и за насилие-то не всегда считаем. Искренне полагая, будто ничего особенного не происходит. «Все так живут». «Сам виноват». «Такая судьба», «Такой в жизни у тебя урок» — что там еще из этих великих и ужасных (до тошноты!) скриптов «культурной» нормы. А все еще и потому, что мы часто не знаем о том, что может быть иначе. Просто потому, что никто до сих пор не говорил нам об этом. Что ж, вот, говорят.  С одной стороны — наотмашь, с другой — всякий раз, каждую очередную сцену, не оставляя без поддержки и подстраховки.

Вообще, «Абьюз» в ЦИМе — это тот самый случай, когда искусство (которое действительно ничего никому не должно) становится перед тобой зеркалом, обнажает неприглядное, но не просто бросает тебя в преисподнюю и оставляет один на один с «чудовищем», а как бы поддерживает и ведет от первого до последнего шага. Что принципиально важно там, где есть вероятность встречи со своим бессознательным. Это, с одной стороны, а с другой — «Абьюз» — это не просто спектакль, а будто подобранная индивидуально под тебя групповая терапия, с реальным терапевтическим эффектом, которая помогает освободиться от скопившейся тревоги, сомнений и обнаружить в себе силы что-то менять, противостоять насилию, любой нездоровой форме отношений. Распознавать ее и противостоять ей.

Видимо, это и есть сила искусства и творчества, которая способна высекать в тебе психическую энергию. (Даже несмотря на то что никакого хеппи-энда в спектакле не предвидится с первой минуты). Вероятно, авторы, актеры и все причастные к постановке так по-человечески глубоко пропустили через себя тему, что теперь способны не просто тыкать в твои больные места, но, указывая на них, вместе с тобой с сочувствием и пониманием сперва их оплакивать, а потом каким-то чудесным образом аккуратно тебя от них отделять — внушая веру в собственные силы. В то, что с травмами, ведущими в отношения «жертва-тиран», с их причинами и следствиями рано или поздно можешь справиться и ты, и общество, и целое поколение людей, страдающих от них. И это при том, что создатели спектакля в процессе действия тебе ни разу этого не обещают буквально. Не обещают ничего вообще. Но берут и создают условия, в которых можно заглянуть в себя. Настолько, насколько мы к этому готовы. Это может быть больно, мерзко и страшно. И да, в этом смысле, вероятно, «Абьюз» — далеко не для всех. Но это точно еще один способ и шаг на пути к новому уровню отношений с собой и миром. Рано или поздно. Хочется в это верить.

Ближайшие спектакли «Абьюз» в центре им. Мейерхольда — 17 и 23 января.

Фото Екатерины Краевой

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист и телерадиоведущая

Другие статьи автора

Похожие статьи