А зачем люди вообще вступают в брак? Вопрос, между прочим, отнюдь не праздный, и ответ на него лично для меня вовсе не был столь очевидным. Особенно когда свои собственные взгляды на собственный жизненный путь пришлось пересматривать, и весьма серьёзно. Но, пожалуй, обо всём по порядку.

Первый раз я вышла замуж в 20 лет, при чём исходя из совершенно искренних чувств, с мечтами о «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Конечно, меня прельщал новый статус, когда я из разряда маленькой безмозглой девочки в мановение ока превращаюсь в этакую матрону, хозяйку большого дома и мать семейства, путь даже пока такого маленького. Конечно, было ощущение, что брак сможет привнести в мою горемычную и полную одиночества жизнь полноту и смысл. Конечно, просто хотелось большого человеческого счастья. Да и в книжках писали о правильности христианского брака.

Как и полагается христианской даме того времени, я исключительно с насмешкой описывала регистрацию брака в ЗАГСе, типа это всё только для венчания, которое суть важное событие. А загсовские тётушки с вальсами и маршами Мендельсона – это фу моветон для людей, не отличающихся высокой духовностью. Со стыдом вспоминаю, как я насмехалась над трогательной записью одной знакомой, которая в блоге назвала это мероприятие «таинством регистрации».

Вообще, в православной тусовке даже тренд такой появился – ходить в ЗАГС в джинсах и всячески подчёркивать нонконформистские настроения и пренебрежение к государственным стандартам и требованиям. И только необходимость венчания заставляет их опуститься с небес любви и веры на грешную землю и осчастливить своим присутствием эту юдоль законничества.

Собственно, точно таким же способом нередко поступают и люди неверующие. Только раз уж им венчание и причастие как шли так и ехали, то они вообще не ходят регистрировать свои отношения, причём с точно такой же формулировкой, мол, мы выше этого, и истинные браки заключаются на небесах, а не в государственных органах.

Уже после развода я долгими одинокими вечерами размышляла и об этом пренебрежении к регистрации, и о надежде на непобедимую силу любви, и о полном непонимании, а зачем вообще люди создают семьи. Кстати, об этом же мне намекали многие подруги.

«Ой, ну как же хорошо, — говорила мне одна, — детей нет, мужа нет, можно и в монастырь пойти. Ведь какое счастье! Разве не видишь, что это Божий промысел о тебе! Будь моя воля, убежала б в монастырь бегом, но мои семеро по лавкам держат». В женских монастырях, куда меня неоднократно заносило в период моей неприкаянной жизни, как только сёстры узнавали, что я – одинокая дама в разводе, тут же начинали искренне, но как-то уж слишком настырно агитировать пожить у них, присмотреться и выбирать именно путь монашества.

Так что благодаря такому избыточному давлению со стороны я быстро поняла, что монашество – не моё совершенно ни разу. Я к такому подвигу не готова и, более того, не создана. К тому же, примеряя к себе всевозможные социальные роли, я прекрасно понимала, что мой путь как раз – именно семья. Просто потому, что это для меня такой, какая я есть по своему устроению, является самым простым и прямым путём к спасению. Иначе – никак.

Этот вывод стал первой значимой вехой для понимания своих собственных ожиданий и жизненных целей. Таким образом нарисовался вектор движения. Всеми фибрами своей души я понимала, как нехорошо человеку быть одному, особенно если этот человек – я. Возможно, другим как-то иначе, я не знаю. Да и в тот момент я отлично поняла, что опыт других на себя не примеришь, это совершенно иная плоскость бытия. Моя подруга и правда мечтала о монашестве, потому искренне мне хотела дать добрый совет, только мне он был не нужен.

Вообще, есть у нас один такой миф, который мешает поддерживать нормальные человеческие отношения. Это идея о том, что с другими надо поступать именно таким же образом, как ты хочешь, чтобы мир относился к себе. Возможно, этот совет действенен для жизни духовной, но вот в быту и даже в психологии здесь всё совсем не так, сложнее.

Как известно, мы все являемся прекрасными экспертами в жизнях других людей. Мы точно видим, чего им не хватает до полного счастья, даём советы направо и налево, а в итоге вдруг с нами перестают разговаривать. А всё на самом деле именно потому, что мы в этот момент слишком уж эгоистично пытаемся засунуть в глазницы наших ближних свои собственные глаза, отказывая им в возможности иметь иное, отличное от нас, понимание ситуации.

Сколько семей и дружеских отношений разбилось об этот айсберг! Впрочем, как у любого порядочного айсберга, у этого тоже под толщей воды спрятано много интересных причин для такого поведения. И мы вернёмся к этой теме. А пока давайте всё же про создание семьи.

Разговаривая с людьми, читая книги и размышляя над своей жизнью, я для себя выделила несколько уровней понимания собственного пути. А ведь семья – это и есть путь развития и реализации замысла о нашей жизни. А что мы знаем о себе? И на каком языке мы с собой разговариваем? По сути, мы мир понимаем через призму себя, а себя – через призму внешних объектов.

Мы постоянно находимся на границе каких-то контактов, именно сталкиваясь с непохожестью других, осознаём то, чем мы от этих других отличаемся. Если я не похожа на Васю с Машей, которые в свою очередь не похожи друг на друга, то мы какие-то уникальные. Но в чём она, это непохожесть?

Попробуйте задать себе один простой вопрос: «Кто я? Какая я? Чем я отличаюсь от других?» И посмотрите, какими категориями вы мыслите. Не ответив тщательно на вопрос о собственной природе, сложно выбрать свой путь и своё призвание, зато очень легко понацепить на себя чужих масок, затыкая ими врождённую тягу к самопознанию.

Самым верхним, простым и доступным языком общения является понимание своего физического я. Мы не всегда осознаём свои психические границы, но с физическими всё более-менее понятно. Мы визуально видим, где кончается моя рука и начинается рука моего друга. Но физическое я не ограничивается ногами или ушами. Мой стиль одежды, макияж, тембр голоса и даже моё жильё – это всё находится здесь, в физическом я.

Отвечая на этот вопрос языком своего физического я, мы бы сказали: я зеленоглазая брюнетка, я женщина, я невысокого роста, я в такой-то физической форме, я страдаю такими-то заболеваниями, я люблю одеваться в длинное и синее.

Посмотрите, о чём вы сообщаете миру своим внешним видом? Этот язык прежде всего бросается в глаза, потому что встречают всё равно по одёжке. По ней же и молниеносно все и вся готовы поставить диагнозы: толстая, худая, неопрятная, разрядилась тут, грустная, молчаливая, говорливая и т.п. Нарушения в восприятии собственного я выражаются и во внешнем виде, и в лишнем весе, и в психосоматике, когда подсознание вопиет и уже не знает, как вывести в сознание какую-то важную и основополагающую правду.

zerkalo007

Следующим рупором нашего взаимодействия становится социальное я. Я – жена, я – мама, я – учительница, я – подруга, я – русская. Это важная часть нашей жизни, но не главная. Многие, увы, именно на ней замыкаются, потому что оценки нам выносят именно на основании успешности или неуспешности в этой сфере самоидентификации. Именно сюда можно поместить любимую многими фразу о самооценке. Да вот только судьи кто? Здесь уже нередко мы сами пытаемся оценивать мир чужими глазами и переживать о том, а что люди-то подумают? А чтобы соблюсти баланс – начинаем сами оценивать (и обесценивать) других людей. Как будто хоть у кого-то на этой земле есть право судить…

Эта часть нашей личности очень важна, особенно в ситуации общинного жительства, когда мы становимся частью единой, большой системы, и наше выживание зависит именно от того, насколько мы соблюдаем законы общежития. Если в аграрной деревенской России женщина не выходила замуж, то она не могла себя прокормить. Мужчина, не имеющей семьи, не мог принимать активного участия в делах управления совместным имуществом. Социальное я было сверхзначимым и обеспечивало базовые потребности человека в выживании и безопасности.

Эта безвозвратная тоска по общинности нередко звучит из уст окружения: «Вот раньше мы, бывало, всем двором, а сейчас даже не знаем, кто в соседнем доме живёт!»

Быть может, это и не плохо, что не знаем. Новые условия диктуют нам и иные способы взаимодействия с миром. В конечном итоге, в общине очень легко не искать себя, проецируя извне привнесённые ценности и смыслы. А когда остаёшься один на один с самими собой, невольно приходится искать свои собственные. Не за ними ли уходили отцы-пустынники?

Ведь если немного опуститься глубже, где самооценка заменяется другим, ёмким и чётким, понятием самоценности, то мы встречаемся со своим психическим или духовным я. Социальная сфера требует от нас некой универсальности. Но вот так понаблюдаешь за собой, поисследуешь свои тревоги, окажется, что опять с самой собой воюешь.

Ох, сколько раз я убивалась, что я такая замкнутая и необщительная, что из меня не получается души компании, что я сложно устанавливаю новые контакты, что мне нужно много пространства для одиночества, иначе я не могу отдохнуть и прийти в себя. Так хотелось быть социально одобряемой девочкой-пионеркой, но вот не срослось. Книжный червь я тоже никакой – общество мне всё же нужно, как нужна и принадлежность к какой-то своей стае, к некоему профессиональному сообществу. Но это решение, которое проросло из глубины меня и распустилось таким цветущим решением на более высоких уровнях моего я.

У нас разные психотипы, разные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, разное мышление, разные привычки поведения, разные духовные ценности. Все эти наши особенности хранятся здесь, в нашем духовном я. И бывает очень сложно смириться с тем, что на деле я оказалась не такой, какой мечтала. Но вот ведь в чём секрет.

Очень часто в основе нашей мотивации мы пытаемся ставить успехи социального я. Вот хочу я, допустим, быть весёлой подружкой-хохотушкой, потому что таких любят и женщины, и мужчины, и по службе их активно продвигают, а на деле я вот такой угрюмый мыслитель. Можно, конечно, начать обрабатывать себя напильником и искренне пытаться слепить какую-то новую универсальную личность. Но получается всё как обычно: полная и качественная ерунда.

А что если обо мне был другой замысел? И мои психологические особенности призваны обслуживать не мои представления об идеальной мне, а некоторую задумку, которая является данностью и с которой в конечном итоге приходится смиряться.

Ведь мы не выбираем себе родителей, цвет глаз, родной язык, психическое устройство. Наши души заключены в конкретное тело с конкретными характеристиками. И вот именно когда мы начинаем идти из глубины собственного духа, то замечаем, что в структуре нашей личности есть что-то такое, что соединяет нас с трансцендентным. Это какое-то независимое от нас истинное наполнение, истинное я или самость. Та составляющая, про которую нельзя в полной мере сказать, что это «моё», потому что оно и Божье тоже.

Мы не властны над этим, но мы можем это изучать. И по сути именно это истинное я, тот проводник между нашей психикой и потусторонним миром, является причиной и хозяином и нашей психики, и наших социальных ролей, и нашего физического я. Оно является фундаментом, на котором и стоит наша жизнь.

И если заглянуть в себя настолько глубоко, то окажется, что семья – это часть того пути «туда и обратно», где мы от собственных поверхностных представлений о себе и выборе подходящего партнёра по цвету глаз, росту и тембру голоса, опускаемся до каких-то совершенно нечеловеческих глубин мироздания, а потом начинаем прорастать обратно, встретившись лицом к лицу с безумием замысла о себе, поглядев на себя глазами Творца, а не других людей.

Брак как социальная ячейка общества, увы, давно пропал без вести, даже могилы его не осталось, лишь калики перехожие принесли весть о том, что где-то за тридевять земель вороны склевали печень того брака, а сам он уже давно превратился в землю, и из груди его растут цветные камыши. Вот почему современная молодёжь с таким упоением доказывает старшему поколению несостоятельность их собственных старых убеждений в XXI веке.

А зачем же он нужен, этот брак? Каждому, видимо, свой ответ. Я смогла понять лишь свой. Мне очень сложно в одиночку спускаться на это дно собственного я, и мне очень важно, чтобы рядом со мной был равный мне по ценности, но непохожий по качеству человек, который захочет давать мне возможность того самого контакта, на границе с которым я могу ощупать уникальность и неповторимость собственного непохожего на других я. А я своей стороны готова быть его проводником в этом путешествии в недра личного Соляриса и обратно, на нашу грешную, но такую интересную землю.

А путь этот мне намного проще совершать в том случае, когда у меня с моим спутником общая фамилия и общие обязательства. Для меня желание моего мужа официально зарегистрировать отношения, носить на пальце кольцо — это видимый символ серьёзности действительно пройти этот путь, не сбежав в самый ответственный момент. Я не знаю, что там будет завтра, но и сегодня я могу сказать, что это решение вызрело из тех недр осознания собственной сущности и собственных ценностей. Когда они есть, установки общества уже не кажутся столь бессмысленными.

1288533903_668611368954

Продолжение следует…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Магистр психологии, практикующий психолог, работаю в юнгианском направлении. Окончила Воронежский Государственный университет, Московский Институт Психоанализа, Московскую Ассоциацию Аналитической Психологии и Российский Государственный Социальный Университет. С 2012 по 2015 г. работала главным редактором портала «Матроны».

Другие статьи автора
новые старые популярные
Juliett

"Мне очень сложно в одиночку спускаться на это дно собственного я".
Как понять, что для этого погружения нужен кто-то или ты справишься сама?
Ведь можно думать, что тебе действительно нужна семья, и — ошибаться.
Или, наоборот, полагать, что справишься в одиночку сама, — и надорваться.
Есть какие-то "признаки"?

На мой взгляд, один из главных признаков — это наличие сексуального влечения к противоположному полу, без реализации которого жизнь становится просто ужасной.

Анна

Ну, а если это влечение возникает только во время каких-то гормональных вспышек, что ли, а в остальное время сублимируется в ту же работу, например?))

А на эту тему можно диссертацию написать. Не зная дополнительной информации, строить догадки не берусь.
У нас ещё очень сильно подавляется та самая сексуальная энергия, будто бывает только два способа с ней как-то обходиться: отсекать на корню или реализовывать с первым встречным. Сексуальность куда сложнее. И когда ей дать место быть, то совершенно разные мужчины начинают появляться в жизни с завидной регулярностью. Но решает, что делать дальше — именно женщина.

Анна

Нет, в принципе у меня все нормально, и даже есть человек, который сильно нравится, но брака с ним пока не предвидится, а вне брака вроде как не положено. Правда, не уверена, что он это поймет)))))))) Тогда что мне об этом особо думать?)))

А вот начинаешь думать — и всё как-то на свои места становится.

Анна

Так думать об этом — грех.

О чём думать? О замужестве и детях?

Анна

Нет, о влечении.

О влечении к разным людям думать можно, иначе как поймёшь, кто нравится, а кто нет. И влечение — это не порнокартинки, это притяжение. И можно исследовать, почему оно возникает к конкретному человеку.

Анна

Не знаю, пока я не стала любить себя, оно могло быть к кому угодно, а теперь я явственно ощущаю, что близость без любви — это просто какая-то нелепость и глупость, которой не найти объяснения.

Про близость никто не говорит. Я говорю о влечении как таковом. Влечение — это ж в том числе и показатель того, стоит с этим мужчиной дружить, к нему приглядываться как к потенциальному мужу или нет.
Между влечением и его реализацией лежит бесконечная пропасть разных моделей поведения. Важно чувствовать влечение, но реализовывать его не обязательно.

Juliett

В какой же мере позволить проявляться своему сексуальному влечению? Как ты себя должна при этом чувствовать?
Я, видимо, дилетант в этих делах.

Мне кажется, до свадьбы важно знать, что оно есть, чувствовать его присутствие в себе и бережно хранить.

Juliett

А после развода? Когда постоянно придавливаешь его в себе: до такой степени, что перестаешь чувствовать принадлежность к какому-то полу. Ведь отпустить страшно: как бы чего не вышло — плавали, знаем.

Julia_Z

вот и не выходит, ничего.

Елена 12

для matrony статья, действительно, глубокая и интересная, но я вот опять скажу о "своём" наболевшем…Зацепила фраза "совершенно разные мужчины начинают появляться в жизни с завидной регулярностью". Думаю, не только и столько от осознания своей сексуальности это зависит, сколько от круга общения: проще встретить будущего мужа, если есть брат (ья), а у него друзья; если мужской коллектив или заходишь на сайты знакомств и т.п. Если же на 90% окружение женское, то это в разы сложнее. Я уж не раз тут делилась, что способна нравиться разным мужчинам и это чувствую, но масса осложняющих обстоятельств (одни годятся в отцы, другие в сыновья, третьи… Читать далее »

Меня мой муж нашёл на форуме о том, как пережить развод. Так что всякое бывает. Вот только для того, чтобы с мужчиной встретиться, надо его не бояться увидеть. А Вы, судя по всему, очень боитесь.

Елена 12

"…чтобы с мужчиной встретиться, надо его не бояться увидеть. А Вы, судя по всему, очень боитесь". Не сказала бы, что прямо уж боюсь; точнее, не всегда и не всех: зависит от человека, моего настроения и ситуации. Хотя в детстве и отрочестве были такие эпизоды, что другую на моём месте точно бы отвратило раз и навсегда (просто видела реакцию других отнюдь не боязливых людей на подобные вещи…) Скорее, себя бояться надо.

Julia_Z

*Поэтому, что толку от влечения как такового?…только пустые искушения и всё. Вот и приходится подавлять это в себе.*

Эх, страшные вещи православие с людьми делает.

Елена 12

"Эх, страшные вещи православие с людьми делает".
Нет, Юлия, православие тут не виновато: это мы сами (то есть я) что-то не так делаем.

Julia_Z

Как это не виновато? А откуда черно-белое мышление?
Вс святоотеческая л-ра о чем? Борьба со страстями-помыслами. Аскетика, которой так неосмотрительно увлекаются юные леди, табуирует влечение как таковое. Поэтому предложение не блокировать сексуальность вызывает протест и всяческий когнитивный диссонанс

Елена 12

" Аскетика… табуирует влечение как таковое". Нет, мышление у меня очень даже "цветное":), а этот негатив шёл из детства-отрочества. Страстного увлечения аскетикой не было: к трудам святых отцов относилась с уважением, но очень осторожно (без надрыва и желания "попробовать на себе"). Повторюсь: как раз после воцерковления я стала более спокойно и здраво относиться и к этим вопросам, и к самой себе. Ну, насчёт "подавлять", может, я не очень удачно выразилась. Лидия пишет, что можно почувствовать это в себе, но бережно хранить…Если нет подходящего человека, то осторожнее надо с этим "даром", а то никому мало не покажется: грани в этом деле… Читать далее »

Более того, предложение не блокировать сексуальность часто воспринимается как благословение на распутство. А это две разные вещи. И попробуй объяснить, что у сексуальности кроме заветных вкл. и выкл. есть ещё много разных вариантов.
Вот буквально на днях выгребла из комментариев замечание какого-то мужчины. Цитирую: "Если женщину не воспитывать она начинает увлекаться сексом удовольствием и и тянет мир обратно в "животное состояние" (по религиозному — скотство , а так как из человека обратно в обезьяну пути нет". Как говорится, орфография и пунктуация авторские.

Анна

"Если женщину не воспитывать она начинает увлекаться сексом удовольствием и и тянет мир обратно в "животное состояние" (по религиозному — скотство , а так как из человека обратно в обезьяну пути нет"-оооооо, как меня в последнее время раздражает это отношение к женщине, как чуть ли не к скопищу пороков, женщина-это дарительница новой жизни как минимум. А если у тебя есть какие-то проблемы восприятия женщины, как чего-то греховного, то решать надо проблемы внутри СЕБЯ.

Зiрка

Причём, как практика показывает, мужчины-то этим делом куда больше увлекаются и в то ещё скотство впадают, но сказать, что женщина — шайтан, куда как проще, чем на себя оборотиться.

Елена 12

для Julia_Z
вернее, конечно, не только я виновата, а целый шлейф идёт из "мрачного прошлого", когда ещё и "православия"-то не было…православие как раз помогает принимать себя и свою жизнь (без него, уверена, совсем бы дело было плохо).

radistkacat

если влечение есть, от этих мыслей никуда не денешься, к сожалению.

Татьяна23

а если его нету, то вообще всё пропало, жизнь не удалась.

Елена 12

для Татьяна23
"…а если его нету, то вообще всё пропало…" Все же очень разные, и автор подчёркивает, что описывает СВОЙ опыт. По-моему мнению, если Вы одиноки и его нет, Вам просто жить легче, вот и всё. Если встретите своего человека, то и влечение должно появиться. А так…"нет человека — нет проблемы".

Julia_Z

*И когда ей дать место быть, то совершенно разные мужчины начинают появляться в жизни с завидной регулярностью.*

О да.

Елена 12

"…сексуальность куда сложнее. И когда ей дать место быть, то совершенно разные мужчины начинают появляться в жизни с завидной регулярностью". Лика, может, несколько искажаю мысль, но Вы недавно признавались, что мужчины вокруг Вас были всегда, значит, Вы сами ВСЕГДА давали ей место быть, а не с какой-то поры это поняли, и мужчины стали появляться?..

Когда я развелась, был период такой… Мужчин не было. Я их ненавидела и в каждом встречном видела ужас и кошмар. Реально мужчины были белым пятном, и я могла долго ныть о том, как страшно и жить и как легко моим другим подругам, которые уже вышли замуж. Потом пришлось очень серьёзно разобраться с собой, чтобы не стать мужененавистницей. И я помню этот момент пробуждения женственности. Я ощущала себя четырнадцатилетней девственницей, которая только-только осознала то, что она в потенциале женщина. И помню, как изменился мир вокруг. На улице посторонние мужчины могли сделать комплименты, при чём совершенно не пошлые. Только страшно как-то было… Читать далее »

Елена 12

Лика, спасибо за обстоятельный и откровенный ответ. Простите, если притомила:)

Анна

Вот, круто, 1000000++++++++++++, я сейчас приблизительно так себя ощущаю, да, кто-то ко мне тянется, и это приятно, но я не обязана отвечать всем взаимностью))))))))

Эмилия

…В очередной раз: "да! все так и бывает!". Вылезаешь однажды на Божий свет из кокона собственной боли, и не получается сразу верить тем, кто с восхищением видит в тебе бабочку… 🙂 Уже в который раз мелькает мысль, что мы пережили что-то схожее. Спасибо Вам, Лика — все, что Вы пишите, очень важно.

cod

Лидия, большое спасибо за отличный материал!!! Уточните, пожалуйста, если не сложно: а как для себя оценить, насколько ужасна жизнь без реализации влечения? Мне 30, у меня ни разу не было отношений с мужчинами, которые выходили бы за рамки дружеских, и интереса ко мне особенно никто не проявляет (списываю это большей частью на кое-какие особенности внешности, но дело не только в них, наверное). Некоторое время думала про монастырь, потом пришла к тому, что это все же не мое. Пару лет назад встретила человека, про которого, кажется, впервые по-настоящему подумалось "вот оно", но надежды не оправдались, что потихоньку переживается, но процесс идет… Читать далее »

А может, это наоборот знак того, что мужчины Вам интересны как класс, и надо продолжать верить, ждать и искать?

cod

О, огромное спасибо, об этом я почему-то и не думала!
И еще такой вопрос: Вы в комментариях выше пишете о новом пробуждении женственности и о свечении изнутри, — это стало результатом внутренней работы по поиску себя, которую Вы в статье описали? Или Вам тогда что-то еще помогло?

Результат внутренней работы, я думаю.

cod

Ясно, спасибо!
Всегда с удовольствием Вас читаю и очень благодарна за Ваши ответы.

И Вам спасибо!

La_gata

Ну, не знаю, моя мысль, что в ЗАГС надо идти в джинсах, родилась из выражения лица регистраторши, у которой мы как-то брали дубликаты документов родственницы. Так получилось, что я ещё и просидела минут сорок в том отделении, где как раз подают заявления. И всё это время, очевидно принимая меня за невесту какого-то не слишком ответственного жениха, тётя делала лицо то ли Исиды, то ли Моны Лизы. Искренне захотелось когда-нибудь ввести государство в курс своей личной жизни без таких сложностей, в более спокойной обстановке.

Мне было глубоко всё равно, какие тёти будут в ЗАГСе, хотя во второй раз я даже всплакнула, когда слушала речь тётушки-регистраторши. Наверное, я просто видела смысл в том, что вот мы были каждый сам по себе, а теперь общая фамилия и общая судьба. Мы ж для себя туда шли, а не для регистраторш.

La_gata

Да я не говорю же, что для регистраторш… Просто… странные тётки. Серьёзные вещи в этой жизни должны происходить спокойно и ясно, а они зачем-то вечно добавляют какого-то дешёвого пафоса. Впрочем, дело не в них, да.
Спасибо за статью.

Может, они искренне стараются сделать "красиво"? Меня, если честно, раньше раздражал дешёвый пафос, сейчас как-то проще стала относиться к этому делу. Просто у людей другие вкусы, что делать.
Кстати, загс, в котором мы расписывались с мужем, был очень милым.

La_gata

У меня сложилось ощущение, что они пытаются сделать именно "таинство". Ну, заморочили у нас так людей — перенесли некоторые элементы венчания в роспись — платье, кольца — ну, тёти и пытаются чего-то там.
Милый ЗАГС — это здорово. Если прилучится, буду иметь в виду.))

olgayeriomenko

и у нас Дворец бракосочетания очень милый был. И тетенька говорила так прочувствованно. А вообще, мне был важен сам факт, что меня регистрируют на склоне лет ))) Поэтому трогательно было. Да и всегда меня ЗАГС трогал (в СПб хорошие ЗАГСы и Дворцы бс). На венчаниях такого не было — это отпечаток воспитания (нет, если бы присутствовала на венчании будущего дьякона с его матушкой, то всплакнула бы, наверное).
А вообще статья хорошая.
Только вот процедуры "развенчания" нет, что бы ни говорили (((

MaryNightingale

"в СПб хорошие ЗАГСы и Дворцы бс"
Подтверждаю. Как бы там ни было, хочется все-таки в такой день, который, как надеешься, бывает один раз в жизни, почувствовать себя королевой. А интерьеры старинного особняка на Английской набережной в полной мере дают такую возможность.)
Еще помню, когда записывались на венчание (а венчались мы в тот же день), свечница сказала — вы только букетик не покупайте, а то надо свечу же в руках держать). Ну а мы уже букетик заказали, красивый такой, с орхидеями. Ну и что-тут такого, в загсе- букетик, в церкви — свечи. Одно другому не мешает.

zirca

А нам с благоверным во время поздравительной загсовской речи очень "ржать" хотелось, еле сдержались, и, кого ни спросишь, как у них было, ну, прям, все вспоминают, что тоже смех пробирал. "В натуре", дешёвый казённый пафос:-).

Екатерина

Нам тоже смешно было. Еле сдерживались. Но скорее от волнения. Да, дешевый пафос был… но ощущения "испорченного торжества" не осталось, все равно вспоминаю с трепетом тот день, все-таки мы стали именно тогда мужем и женой:)

Dusineya

На моменте, когда тетушка из ЗАГСа сказала, что мол, можете поздравить друг друга, мы с мужем торжественно пожали друг другу руки)))

Nata.

Ох, молодцы, соригинальничали…

Dusineya

Nata, огромное спасибо за ваш комментарий, он очень ценен со всех точек зрения.

Nata.

Я помню в первый раз так волновалась, что мне было не до ржачки, да и пафос этот как-то мимо пролетел, хотя она минут 15 распиналась. Второй раз спустя семь лет речь была значительно короче и без излишнего пафоса. Видимо стало немодно.

zirca

А, может быть, просто некогда — народу больше:-)? Кстати, мы не так уж давно там "закорючки" поставили, около 5 лет.

Nata.

Ну да, первый раз — в 1995-м, второй раз — в 2002-м. И уже можно было без свидетелей. Сейчас еще проще — заявку можно подать на портале госуслуг. А как бы Вы хотели, чтобы роспись была — вообще без слов — расписались-выдали бумаги-и-все-привет?

zirca

Слова же могут быть искренними и человеческими, а не протокольно-штампованными, от которых фальшью веет, другой вопрос, что от души сказать — не форму "отбарабанить", и не у каждого получится, вот и улыбаемся под формально-оптимальный вариант, а у меня, собственно, претензий нету, просто впечатление поведала:-).

radistkacat

меня тоже вечно ржать в серьезные моменты тянет, как девочку 10-летнюю, до сих пор ничего с собой поделать не могу, очень смешливая.А вот что там говорили в ЗАГСЕ я совершенно не помню…Давненько это было, да-а-а…

Елена 12

"…меня тоже вечно ржать в серьезные моменты тянет…" Люди тут про ржание в ЗАГСе пишут, а мне тоже другое вспомнилось, из далёкого отрочества, когда нас на смех пробило на могиле Толстого в Ясной Поляне и в Мавзолее, у тела Ленина. Правда, там кое-какие забавные моменты были, но тем не менее места, вовсе не подходящие для смеха…И уж что говорить о пребывании на длинных лекциях — там тоже, бывало, находило:)

Вообще регистраторши разные бывают. И просто потрясающие девушки, которые делают всю церемонию особенно искренней и прекрасной, а жуткие тетки, которые диктуют свои правила.

Ольга

Я была замужем, есть дети уже взрослые, я уже 17 лет после развода, я очень хочу семьи, но спокойна, уверенна в себе и жизнерадостна я тогда когда одна. То есть так сложилось ,что когда в очередной раз что-то расстраивалось, я с облегчением вздыхала, Слава Богу, все хорошо можно жить дальше. Что это- страх неудачи, вроде нет во мне этого,к мужчинам отношусь хорошо, нормально выгляжу, но иногда ловлю себя на мысли все так хорошо , потому-что "кровь никто не пьет". И наконец когда я для себя решила что даст Бог мужа все будет а нет так нет ,я вдруг стала присматриваться… Читать далее »

Они всякие, честное слово.

LanaGorbunova

а я что-то совсем потерялась :(, и вообще не знаю, кто я и зачем я, и кому я нужна. Потому что сейчас полоса какая-то ну совсем черная пошла, уже сколько лет одни неприятности со всех сторон. Про монастырь — тоже ни разу не мое.

Такое бывает перед тем, как выходишь на новый уровень осознания себя. Когда старое размывается. Главное, не засидеться в этом состоянии и заниматься созиданием себя. А неприятности часто нам пытаются что-то сообщить. Главное — понять, что именно.

Татьяна23

Чем больше углубляюсь в себя, тем меньше себя понимаю.

Антонина

а если выходишь-выходишь и всё никак не выйдешь….. уже лет 10… когда преобразовывать нужно настолько глубокие вещи, какие-то корневые, самые базовые, что кажется, легче умереть и заново родиться.

Вы в чём-то правы.
Мне в этом очень сильно помогла личная терапия.

Гостья из будущего

Лидия, спасибо за статью и глубокие мысли. Очень интересно. Я вот тоже сейчас задумалась о себе и своей жизни.

mishka

Да. Да. Все правильно. И про общину тоже — община — это, конечно, хорошо, но… там действительно как будто какое-то групповое сознание — "мы делаем то-то, думаем так-то…" Община практически не позволяет вот так взять и заглянуть в свою душу, задать себе прямые вопросы: "Кто я? Что я? Зачем я? Какие у меня отношения с собой и Богом? Чего хочу именно Я?" и т. д. И смотришь-то на себя в основном не своими собственными глазами, а глазами других людей…

mishka

я, конечно, хотела сказать — не община как таковая, а общинное сознание. Это, думаю, касается не только церковных общин/ клубов и т. п. Возможно, еще рабочих коллективов, в общем, мест где человек на людях и его постоянно оценивают.

mishka

И еще о том, что часто не удается быть самой собой иногда, когда хочешь сохранить отношения с людьми, которые дороги: для подруги нужно быть веселой и шутить, мужа принимать дома с улыбкой и горячим ужином… Ведь именно от жены зависит психологический климат в семье, как говорят многие… А вот если жене плоховато, тревожно и т.п.? Значит, в семье будет негативный климат? Ведь мужу требуется психологическая поддержка, которую она в данный момент не может оказать, ей самой нужна помощь, в общем, какой-то замкнутый круг:(

И об этом напишу обязательно.

mishka

Да, напишите, пожалуйста. А то у меня "когнитивный диссонанс" — вроде бы женщина — сосуд немощнейший, и в то же время от жены зависит психологический климат в семье… получается. жена должна быть психологически сильнее, устойчивее мужа?Снова не сходится — женщины более эмоциональны, у нас бывают всякие там ПМС и пр. Хочется в такие моменты как раз эмоциональной поддержки от мужа…

Антонина

Да, да, да…. если жене вдруг требуется покинуть пост климатконтроллера по причине собственной внутренней бури-непогоды? Очень нужная информация

Julia_Z
elleni7

Да ну, манипулирование чистой воды. Нечестно . "Оставьте меня в покое!!!!!" — громко, яростно и честно. Мой вариант.

Татьяна23

Я несколько раз перечитала статью, и всё равно не поняла вот эти слова: "нарушения в восприятии собственного я выражаются и во внешнем виде, и в лишнем весе, и в психосоматике, когда подсознание вопиет и уже не знает, как вывести в сознание какую-то важную и основополагающую правду".
Например, лишний вес, но человек же знает, что живёт с лишним весом, разве это для него новость? В чём тут нарушение восприятия своего "я"?

elleni7

Рискну предположить, что в лишний вес — это следствие как раз того, что человек не слышит своё тело, не понимает, когда действительно испытывает голод и хочет удовлетворить его. А ест тогда, когда хочет себя утешить, порадовать, получить удовольствие, расслабиться, что угодно — без всякой связи с чувством голода…

Татьяна23

Ну, пусть лишний вес — да. А внешний вид? Как может состояться без ведома основного "я" .

elleni7

Лидия в статье приводит пример, когда женщина идентифицирует себя как кого угодно ( учителя, православную христианку, мать, жену) — но не женщину. По внешнему виду это определяется с первого взгляда, согласитесь. Бесформенная одежда, общая неухоженность ( в особо запущенных случаях это оценивается ещё и как достоинство). Если женщина ощущает себя женщиной, она и выглядеть хочет как женщина, это ей будет приносить удовольствие, радость. Это моё мнение.

Татьяна23

Понятно…Меня всегда как-то смущает мысль, что отдельно от меня существует подсознание, которое действует самостоятельно, подаёт какие-то сигналы, а расшифровать их невозможно. Правда, я не психолог, конечно..

Идентификация проявляется на разных уровнях. Всё дело в том, какой уровень находится в данный момент в сознании. Более примитивные уровни личности обслуживают тех, кто глубже. Потому, например, в терапии человек начинает меняться и внешне. Женщина может знать свой пол, но с информацией этой обходиться по-разному. Если у неё женственность ассоциируется только с грехом, то она и будет себя рядить пугалом. Она может это делать и тогда, когда это поведение диктует её социальный круг, через который она пытается самовыражаться. Если женщина познакомилась со своей женственностью, то она будет одеваться так, чтобы ей самой нравилось, и одежда таким образом становится не ширмой,… Читать далее »

zosya72

Интересно про манеру одеваться… Мне один психолог поведал, что дамы со слабой сексуальностью выдают себя внешним ее выпячиванием: излишне глубокими декольте, слишком короткими юбками, яркими расцветками и т.п. А те укого, напротив переизбыток оной, одеваются во что-то простенькое, серенькое, ярко не красятся. По моим наблдениям, вроде верно.

Согласна в общем. Сколько в церкви женщин с небритыми ногами и запахом пота, которые рассказывают о том, как важно быть серыми мышами, иначе мужчины штабелями совращаются. То же самое и про девушек в мини, которые плачут, что мужчина ожидал от них урагана в постели, а получил ерунду и больше никогда с ними не встретится… А истина, как обычно, где-то рядом.

elleni7

Не, ну всё-таки есть разница между выпячиванием сексуальности и женственным образом, который может быть и очень скромным. Можно одеться в простенькое и серенькое, но то, что идёт конкретно тебе, красиво сидит на фигуре и радует взгляд. А можно обмотаться в разноцветное тряпьё в три слоя и быть при этом похожей на пугало огородное. Смысл в том, что одежда передаёт внутреннее самоощущение.

Елена 12

для zosya72 и elleni7
Нет, конечно, дикая раскраска, "полуголый" вид, обтянутые формы — это вообще болезненное явление. И ладно ещё если тело и формы красивые (вроде Софи Лорен/Монро/Бардо), а то …очень вульгарно и отталкивающе выглядит. Я несколько раз слышала, как в адрес полуголых девиц на улице высказываются мушшины…Аж содрогнулась:(…Поэтому соглашусь с elleni7: "…есть разница между выпячиванием сексуальности и женственным образом, который может быть и очень скромным". Да, разница есть, и мужчины (по моим наблюдениям) это тоже прекрасно чувствуют.

Анна

"Я несколько раз перечитала статью, и всё равно не поняла вот эти слова: "нарушения в восприятии собственного я выражаются и во внешнем виде, и в лишнем весе, и в психосоматике, когда подсознание вопиет и уже не знает, как вывести в сознание какую-то важную и основополагающую правду""-Татьян, скажу свое мнение. Во-первых, есть роды деятельности, к которым Вы предрасположены, а Вы, например, ими не занимаетесь. Ну, не знаю, допустим, Вам бы подошла разъездная работа, а Вы сидите в офисе и едите булочки и шоколадки. Т.е.Вы занимаетесь не своим делом+соответственно, едите пищу, которая Вам не подходит. Плюс поскольку Вы не реализуете себя в… Читать далее »

tortilla

Выходить замуж ради самопознания, чтобы "спускаться на дно собственного я не в одиночку"? Это странный мотив, как мне кажется. В этом смысле другой — своего рода инструмент. Для меня брак — другое.

Для Вас — так, для меня — этак. Другой — не инструмент, а самый близкий человек, с которым хоть в разведку, хоть в вечность.

Анна

Лидия, спасибо огромное за статью!!! ИМХО, она лучшая на Матронах. Меня всегда пытались впихнуть в рамки каких-то своих представлений о том, какой я должна быть. Возможно, поэтому я сейчас очень резко отношусь к любым советам, как мне стоит жить, что носить и т.д. Гениальная мысль, что нужно осознавать и вообще чувствовать всеми фибрами души, зачем ЛИЧНО ТЕБЕ брак. Мой ответ на данный момент (хоть и не замужем))) — потому что люблю, а просто длительно встречаться или просто жить вместе без регистрации не соответствует Божьей Воле. Вообще этот странный вопрос "зачем?" всегда меня мучил. Когда мне говорили "нельзя", я всегда жаждала… Читать далее »

MaryNightingale

Для меня брак, помимо, само собой, возможности быть с любимым мужчиной, стал возможностью повзрослеть. И не потому, что в браке рождается ребенок. А потому, что я до 23 лет жила с родителями, была такой домашней девочкой, и психологического отделения от них, в общем-то, не произошло. По крайней мере, картина мира родителей казалась чем-то незыблимым, их форма религиозности (я не говорю о вероисповедании, тут у меня, как раз, сомнений нет, а именно форма его проявления в повседневной жизни) — единственно правильной. Мамино отношение к мужу (безусловно, очень хорошее))) — единственной формой проявления любви к нему (ага, задерживается аж на 10 минут,… Читать далее »

Похожие статьи