У каждого из нас есть любимые писатели и любимые книги, а вот издательства, которые их выпускают, мы обычно вспоминаем с трудом. В случае с Ольгой Голосовой, главным редактором издательства «Лепта», все иначе — ее имя, как и название издательства, неотделимо от серии полюбившихся книг для их поклонников. Немало внимания Ольга Голосова уделяла «женской» православной тематике, и в связи с этим мы не могли не пригласить ее на «Матроны.Ру».

— В последние годы появилось целое «женское православное направление»: Союз православных женщин, женские православные съезды, Матроны.ру… Как Вы думаете, это все оправдано? Есть такие темы, такие вопросы, которые требуют именно женского взгляда?

 — Мне кажется, что появление подобных сообществ и организаций – свидетельство того, что в России происходит осознание места женщины в жизнии, ее огромной роли в становлении и личностного роста детей. К сожалению, многое, о чем сегодня только начинают разговаривать, в том числе о защите прав материнства, в европейском сообществе и США давно уже закреплено законадательно. Россия в правовых вопросах сильно отстала от Европы.

В советское время у нас было равенство полов, выражающееся в том, что женщина имела право работать не меньше мужчины. О других правах оставалось только мечтать. К примеру, декретный отпуск, оплачиваемый государством, составлял одно время всего два месяца. Вы можете себе это представить? Двухмесячного младенца приходилось сдавать в ясли и идти на работу. Государство держало жесткий курс на воспитание граждан, лишенных влияния семьи. Семья ведь — это не только ячейка общества, но и главный враг тоталитарного государства, в котором граждане лишины самого главного права – права на жизнь. Об этом еще Платон в своем трактате “Государство” много писал.

Сегодня, когда государство озабочено выстраиванием идеологии, которая могла бы заменить коммунизм и стать основой для выстраивания властных вертикалей, семья и женские проблемы становятся козырной картой. Многие пытаются разыграть ее.

Что же касается православных женских сообществ, то мне кажется они очень нужны. Причем те, которые создаются волей самих женщин, по инициативе “снизу”, если можно так выразится. Только такие сообщества могут сегодня реально влиять на жизнь ближних и нести мир, любовь и надежду в семьи, школы, приходы.

Но женские сообщества – это потенциальный электорат. И, конечно, любая подобная инициатива рано или поздно приведет к политике. Политики был лишен институт диаконисс в ранние века Христианства. И мне хочется обратить внимание на то, что во Христе и в служении Христу – найдется место каждой женщине, с любым образованием и с любым материальным достатком. Но готовы ли женщины просто служить, или они хотят большего? Вот вопрос, на который сегодня бояться ответить искренне. Все-таки использовать профессиональные и интелектуальные качества женщин гораздо удобнее, чем дать им непосредственную власть в патриархальном государстве, в котором мы существуем и по сей день. Заметьте, я говорю о государстве и проблемах его правовой базы, а не о Церкви. “Но смешивать два этих ремесла есть тьма охотников”…

— Вы выпустили целый ряд книг о воспитании девочек. Как Вы считаете, что главное в православном воспитании девочки? К какому нужно стремиться идеалу?

— Главное в православном воспитании девочек – не превратить их в православных ведьм. Девочки по интеллектуальным качествам не отстают от мальчиков, и поэтому мне обидно, что практически все воспитательные программы для девочек построены по принципу “ты иди в свою светлицу и сольфеджию учи”. Еще один момент: девочка должна понимать, что выйти замуж – это не главное. Кстати, об этом и многие святые пишут, от свт. Иоанна Златоуста до свт. Феофана Затворника. Замужество – это не путь к счастью, это один из путей к Богу. “Могущий вместить да вместит” – сказал Спаситель о брачных узах.  В девочке, как и в мальчике, абсолютной ценностью обладает сама человеческая личность, бессмертная душа. И главное – дать ей раскрыться навстречу Богу, встретить Бога.

Девочка должна воспитываться в любви. Особенно страшно наблюдать, как некоторые матери буквально пожирают своих дочек. Эти бесконечные крики, чудовищная ревность, желание “утащить ребенка с собой в могилу”. Это одинаково страшно и для мужского, и для женского становления. И конечно,  воспитание целомудрия. Целомудрие – это целостное, гармоничное развитие ума и чувств, хранимых страхом Божиим от греха. Но боязнь греха – это не плод запретов на джинсы и черные футболки, чтение Бальзака или Акунина. Боязнь греха – это невозможность оскорбить, унизить другого, переступить через него. Именно этого нет во многих сегодняшних матерях. Как они научат этому своих детей? Но счастья зубами у жизни не оторвать.

—  Некоторые считают, что формат «женского сайта» или «дамского романа» — это всегда резкое снижение интеллектуальной планки. Действительно так?

— Планку интеллекта снижают те, кто сам им не обладает. Романы наших популярных писательниц сами говорят за себя. От того, что многие дамы разражаются написанными скверным русским языком невнятными романами о стервах и женщинах вольного поведения, мой интеллект не страдает. Страдают мои нервы и вкус. Если же писательница, к примеру, Джейн Остин, создает роман достойный, то проходит триста лет, и им по-прежнему зачитываются и женщины, и мужчины. Просто в патриархальном обществе одна женская глупость заметна сильнее, чем тысячи мужских – о них принято говорить другими словами.

Интеллект – дело субъективное, хоть и может быть оценено объективно. Если, создавая проект, его авторы заранее привлекают к нему умных, воспитанных и культурных людей – с интеллектом все будет нормально. Но если привлечь туда скверно воспитанных солисток проекта типа “Бедлам-2”, то результат не замедлит сказаться на этой пресловутой планке.

Давайте теперь поговорим о церковной жизни. В 90-е годы был целый социальный слой таких типичных ревностных неофитов. В 2000-е верующие люди стали в большинстве своем более либеральными, им захотелось думать, выносить обо всем собственные суждения, с чем-то не соглашаться. Сегодня среди многих знакомы, которые в Церкви уже лет двадцать, замечаю такую тенденцию: они снова начинают духовный поиск, они хотят куда-то дальше расти и хотят понять, куда именно. Каким Вам видится читатель 2010-х годов и чем вы собираетесь его порадовать? Что подойдет для человека, который 20 лет в Церкви, и ему уже все надоело?

— Человек, которому надоело в Церкви, похож на уборщицу Большого театра, которая вместо спектакля видит только мусор и ведро со шваброй. Как может надоесть Бог? Как может надоесть познание своих сил, Богом даденных?

Скучно тем, Кто Бога не встретил. Кто забыл первую любовь свою, ту, которой вспыхнуло когда-то сердце… Но Бог ничего не забывает! И если мы вдруг за постными рецептами и обрядовыми платками потеряли и забыли Его, то Он ничего не забыл! Ни наших покаянных слез, ни горестей, ни радостей, ни ошибок, ни падений, ни взлетов! Он всегда здесь и Он всегда ждет нас! Нужно просто войти в сердце к себе и воскликнуть: “Господи, найди меня! Встреть меня! Я забыл, но Ты помнишь, Господи!”. И Господь выйдет нам навстречу.

Но если нам не нужен Иисус Христос, если нам нужен клуб для интересов – то мы Его не найдем. Двери человеческой души заперты изнутри, заперты нами. И если мы не впустим Бога, как войдет Он к нам?

Что же касается читателей, то мне бы очень хотелось их порадовать! В начале года выйдет новый роман Ю.Вознесенской “Эдесское чудо”, по мотивам жития свв. Гурия, Самона и Авива, покровителей брака. Это совсем новый для Юлии Николаевны жанр – исторический роман на основе агиографического сюжета! И конечно, как всегда, в нем будет много драматических моментов! Не знаю, порадую ли, но все же хочу это сделать и своим новым романом “Преобразователь”. Затруднюсь с жанром – в нем что-то от боевика, что-то от фантастики, что-то от фэнтази, что-то от политики… Не знаю. Но главный вопрос – выбор человека между человекобожием и самообожением. Кого мы растим в себе? Христа или Антихриста?… Но уточню – роман не о конце света!

В жанре “постапокалипсиса” мы готовим трилогию нового писателя  Александра Лаврентьева “Кругом была тьма”, первый роман из которой “Пограничник”, тоже ожидается в феврале! Не пропустите – это “крутая” книжка…

— А для тех, кто отстоял очередь к Поясу Богородицы и теперь хочет больше узнать о православии, у вас готовится к выпуску какая-то литература?

— Ну, а для тех, кому хочется чего-нибудь просветительского, я в соавторстве с кандидатом культурологии Дарьей Болотиной написала “Закон Божий”, и что самое главное, даже уже получила на него гриф  Издательского Совета! Не могу сказать, что в нем мы открыли что-то новенькое в заповедях, но форма подачи материала с традиционностью, как нам кажется, сочетает и современные запросы. А вообще, все перечислять – статьи не хватит! Заходите к нам на сайт www.lepta-kniga.ru, читайте!

К слову о Поясе… Знаете, я тоже поклонилась Поясу Богородицы. Правда, Господь чудесным образом позволил мне очередь не стоять, когда я уже совсем отчаялась. Поэтому тем, кто хочет больше узнать о Православии у меня есть два совета, проверенных мной на практике: личная горячая молитва к Богу может изменить Вашу жизнь, и Бог всегда вас слышит. Поэтому молитесь. Но помните, что Господь дает нам то, что нам действительно нужно. Поэтому так много недовольных.

Второй совет – ищите Бога в молитве и посте, в Богослужениях и чтении Евангелия. И если вы от всего сердца захотите с Ним встретиться, Он будет с вами по Своему неложному обетованию: Се, Я с Вами до скончания века!

Но только хотим ли мы Бога, или золотую рыбку – вот в чем вопрос!

Беседовала Ольга Гуманова

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Отправить ответ

wpDiscuz

Похожие статьи