Каким-то хазарам какой-то Олег
За что-то отмстил почему-то!
А. Галич «Съезду историков»

Всё началось с разговора с редактором. Обсуждая темы будущих публикаций, мы решили, что в надвигающийся пост было бы неплохо обратиться к литературе – к древнерусской. Например, к летописям. И тут меня унесло в воспоминания…

Помню, несколько лет тому назад пришлось рецензировать урок по «Повести временных лет» для одного православного издания. Так вот, на второй странице я с удивлением обнаружила, что самой-то летописи в уроке крайне немного – вместо неё составители ничтоже сумняшеся вставили куски какого-то позднего жития княгини Ольги, вставили – да и не сослались.

И, знаете, я вполне могу их понять – летописная княгиня, истребившая одно за другим два посольства, а затем и дружину древлян, хитростью уничтожившая их главный город Искоростень, а потом ещё изящно, но как-то всё-таки некультурно «переклюкавшая» византийского императора, упорно не хочет укладываться в рамки расхожего представления о святой. Вот и получается: видят люди текст на «церковном» языке и привычно ожидают от него поучения. Потом начинают разбираться, а там… Впрочем, если ожидания не сбываются, разбираться приходится скорее с ожиданиями.

Княгиня Ольга. Скульптор И.П. Кавалеридзе 1911. Фрагмент восстановленной композиции на Михайловской площади в Киеве.

Княгиня Ольга. Скульптор И.П. Кавалеридзе 1911. Фрагмент восстановленной композиции на Михайловской площади в Киеве.

В первую очередь давайте обратимся к житиям. Читая их, мы иногда совершенно забываем о мере условности этих сочинений. И правда, задача их составителей заключается именно в том, чтобы показать своих персонажей как христиан и носителей благодати, а также предложить читателю или слушателю душеполезное поучение. Именно поэтому жития, особенно древние, зачастую кажутся теперь однообразными и сухими – ведь их авторы, преследуя свои цели, старательно избегали именно того, что могло бы заинтересовать нас сейчас – психологических зарисовок и исторических подробностей. И даже если такие эпизоды подчас встречаются, то являются скорее отступлением от нормы жанра, чем его правилом.

Однако гораздо чаще повествование агиографа упорно стремится к набору стандартных ситуаций: рождение от благочестивых родителей, ранние примеры аскезы, постриг, дальнейшие подвиги аскезы, происходящие по молитвам святого чудеса и, наконец, сопровождающаяся теми же чудесами кончина – вот вкратце тот набор ситуаций, что повторяются в древних текстах от святого к святому. И, именно описывая эту закономерность, В.О.Ключевский в своё время утверждал: «Житие и историческая биография смотрят на лицо прямо с противоположных сторон».[1]

Летописи же, с которых мы начали наш разговор, заключают в себе совершенно иную картину. Все задачи и цели, которые двигали древнерусскими летописцами, на сегодняшний день всё ещё не вполне понятны исследователям, однако, несомненно, дело там обстоит гораздо сложнее.

Во-первых, в древности сочинения летописцев были официальной историографией и, соответственно, они просто не могли уронить ни честь страны, ни честь конкретного князя, на службе у которого к тому же нередко находились. Во-вторых, у летописцев тоже были свои представления о том, как должны вести себя князья положительные, а как – недостойные; и уж в зависимости от общей оценки, тому или иному историческому деятелю они стремились приписать порой те или иные поступки – вот именно так, пусть даже такая логика выглядит для современного читателя перевёрнутой. Ну и, наконец, на этот набор предварительных установок следовало нанизать ещё те сведения об исторических персонажах – тоже далеко не всегда достоверные, – которые оказывались в распоряжении летописца.[2]

Именно поэтому когда в «Повесть временных лет» попадают не слишком, казалось бы, благовидные поступки Ольги, современному читателю следует воздержаться от поспешных оценок и просто задуматься. Ведь для летописца Ольга в первую очередь – правительница, княгиня, и подобное поведение в конце концов позволило ей, находящейся в очень стеснённых обстоятельствах и, к тому же, женщине на троне, защищающей жизнь малолетнего сына, тем не менее, одержать физическую и моральную победу над противниками.

Так, составленная с женским хитроумием задачка без ответа («Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь» (статья 955 г.)), словно бы мимоходом заданная покорённому якобы её красотою византийскому императору (ведь жениться на язычнице он не смог бы точно так же, как не смог в итоге жениться на своей крестнице), оказывается в одном ряду с многочисленными рассказами о победах русичей над греками – независимость от Византии была важна для Руси того времени; а сама княгиня, в конце концов, получает у летописца прозвище «смыслена».[3]

Ну и попробуйте-ка объяснить за урок все эти летописные тонкости.

Иногда, впрочем, дело оказывается ещё сложнее, и на княжеское описание влияет даже то, какое положение занимает тот или иной правитель по отношению к великокняжескому престолу. (Потому что пока князь не достиг сей вожделенной цели, как оценивать его – неясно, но уж великий князь является Божиим избранником и примером для своих подданных по определению). Например, про Ярослава Владимировича летописец словно бы никак не может решить, положительный он герой или отрицательный.

Летописный Ярослав то ссорится из-за дани и даже собирается воевать со своим отцом Владимиром, то мстит сводному брату Святополку за убийство других двух братьев – Бориса и Глеба, одерживая патетически описанную победу на Альте (1019 г.). Кроме того, летописному князю в своё время пришлось пройти через ряд военных конфликтов, из которых создаётся впечатление, что он не особо силён как полководец: то дружина почти что ставит его перед фактом, что завтра самостоятельно отправится воевать со Святополком (1016), а то Ярославов воевода вдруг выходит вообще за всяческие рамки и начинает при всех громогласно дразнить польского короля (проступок, по представлениям Средних веков, тем более вопиющий, что чужеземный наёмник здесь позволяет себе прилюдно унижать феодала).

Завершение этого конфликта предсказуемо: польский король без промедления  решается наказать обидчика, а в итоге и сам Ярослав бежит от него до самого Новгорода и хочет бежать ещё дальше – за море (1018). И лишь почти через 20 лет, когда Ярослав Владимирович остаётся единственным претендентом на великокняжеский престол, летописец, словно внезапно прозрев, замечает наконец, что князь любит книги, собирает библиотеку и покровительствует монахам, и отныне изображает его не иначе как книгочеем и храмостроителем: «Заложил Ярослав великий город <городские стены> Киев, у того же города Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, Премудрости Божьей, митрополию, и затем церковь каменную на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения. <…>. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем» (1037). Вот такая бурная получается биография.

Ярослав Владимирович. Скульптурный портрет, реконструкция по черепу проф. М.М. Герасимова 1939.

Ярослав Владимирович. Скульптурный портрет, реконструкция по черепу проф. М.М. Герасимова, 1939

Впрочем, через несколько веков в истории древнерусской литературы случится ещё и пример того, когда на княжеский образ окажет сильное влияние этический идеал эпохи – вот только результат опять выйдет сомнительным. В одном из известнейших воинских произведений Древней Руси, «Сказании о Мамаевом побоище», главный герой Дмитрий Иванович Донской внезапно оказывается… не в меру слезлив. Скорее всего, причиной тому стали аскетические настроения времён Сергия Радонежского, когда идеалом автора оказывается уже не князь-богатырь и храбрый воин, но погружённый в размышления о духовном монах. В конце концов, о князе автор именно так и говорит: «Государь же князь великий Дмитрий Иванович — мирный человек — образцом был смиренномудрия, небесной жизни желал, ожидая от Бога грядущих вечных благ…»

Дмитрий Донской на памятнике 1000 - летие  России в Великом Новгороде

Дмитрий Донской на памятнике 1000 — летие России в Великом Новгороде

Однако приводит это всё к тому, что впечатление в целом князь оставляет странное. И вроде бы делает он всё то, что положено было по древнерусским представлениям приличному князю, – собирает войска, рассылает гонцов, испрашивает благословение на бой, но делает это, постоянно «восскорбев сердцем» и «проливая слёзы». В довершении всего и само княжеское участие в битве в изображении автора почему-то оказывается крайне скромным: «И самого великого князя ранили сильно, и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще, и Божьею помощью сохранен был». Вот так, и это – отнюдь не попытка автора дискредитировать исторического персонажа, как можно было бы подумать, просто таковы уж были его идеалы.

Итог сего разговора можно обозначить таким образом: каждое повествование, будь то житие или летопись, имеет свои законы жанра, которые, оценивая его содержание, неплохо бы иметь в виду. В случае с летописями историкам зачастую приходится быть крайне осторожными – ведь выкапывать крупицы фактов в них нужно из-под груды авторских оценок, которые, к тому же, проявлялись не прямо, а в приписывании персонажу тех или иных поступков, в его описаниях и характеристиках.

Иногда к этому добавляется ещё целый ряд скрытых аллюзий, вроде уподобления князя тем или иным библейским персонажам, так что в итоге текст приходится не столько читать, сколько толковать. Вот такое оно дело – летописи.  И, кстати, ироничный Галич был не так уж неправ: с Олегом там тоже всё непросто.

Нестор-летописец.  Скульптура М.Антокольского, 1890

Нестор-летописец. Скульптура М.Антокольского, 1890


[1] Ключевский В.О. Древнерусские жития как исторический источник.

[2] Современные исследования предполагают ещё целый ряд стоявших перед летописцами задач. Например, И.Н.Данилевский в своих статьях и монографиях отмечает, что ряд рассказов «Повести временных лет» оказывается приближен к различным сюжетам Ветхого Завета. Т.о., проводя параллели между отечественной и Священной историей, повествователи очевидно пытались подчеркнуть значимость первой.

[3] Кстати, дошедшие до нашего времени византийские источники позволяют предполагать, что вообще вся сцена брачных посягательств благополучно женатого к моменту визита славянской княгини в Константинополь византийского басилевса составляет своего рода исторический анекдот. Но не будь его, летописец не имел бы возможности продемонстрировать нам очередную победу русичей над греками.

Все древнерусские памятники здесь и далее цитируются в переводе на современный русский язык по изданию серии «Библиотека литературы Древней Руси», даты летописных статей указаны в пересчёте на современное летоисчисление от Рождества Христова.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Дарья

Да, авторы ПВЛ явно не думали, как потом люди это читать будут. С Ольгой хоть и
отхождение от литературного этикета и шаблонов, но зато запоминается, как и всякое, выходящее за рамки этого самого этикета. А то что ни князь — то то, можно имена менять и ничего особо не изменится. Или ошибаюсь?

La_gata

Там по-разному. То, что написано Нестором про первых князей, по крайней мере, про язычников — в значительной степени, индивидуально. После Ярослава, да, они становятся всё более этикетны. Но вот продолжения ПВЛ, которые писались — Ипатьевская и Лаврентьевская — там уже пахнет эпигонством — по-видимому, мастерство книжника стали оценивать именно по тому, как он работает с традицией. И начались клише, и библейских аллюзий таких интересных уже нет. Но ещё дальше степень применения этикета становится чем-то вроде индивидуальной манеры автора — хотя скорее, редактора или особенностью стиля произведения — мы ж не знаем в полной мере, как оно редактировалось. "Сказание о Мамаевом… Читать далее »

Дарья

Ну, всю ПВЛ подряд читать — это подвиг, конечно. Или профессиональная обязанность.

Спасибо, очень интересно.

Очень интересно, спасибо. Меня всегда волновал вопрос — почему жития часто так похожи друг на друга? Ответ получен.

Φοτη

Да не похожи они, читать можно тоже по-разному!

Φοτη

Равноапостольная Ольга — какой была ее жизнь до принятия христианства и ее грехи по принятии — если нам польза в этом.. В своей жизни бы разобраться. Время было очень сложное и тяжелое , мне также сначала казалось, как Господь может прославлять эту женщину, а ведь прославляет…

La_gata

Ну, а если Ольгу воспринимать как историческое лицо? И потом, — почему грехи — о грехах я вообще не говорила. Но вот по-любому факты жизни сейчас изучает комиссия по канонизации — им-то приходится. Именно поэтому у нас крайне мало канонизаций спустя большой исторический промежуток — вот разве Ярослав Владимирович, но для меня, честно говоря, когда узнала, что он канонизирован, было неожиданно.
И потом — в статье речь совершенно не о критике князей (было бы странно тогда брать этот эпиграф — найдите, очень своеобразное стихотворение у Галича). Речь о том, как читать произведения разных жанров.

kiriniya

Владимир Мономах в ПВЛ великолепен. Что же до Ольги — именно такая сильная женщина и могла стать достойной христианкой, святой, никакого противоречия не вижу. Вообще, с поправкой на особенности жанра, ПВЛ интересно читать.

Похожие статьи