Начиналось все очень мирно. Жил-был мальчик. Папа-торговец зерном очень хотел, чтобы сын стал юристом, и сын учился. Так бы и окончилась биография Анри Матисса в какой-нибудь тихой конторе, если бы не случился… аппендицит.

Юноша так долго оправлялся после операции, что мать принесла ему краски. И поднявшись, наконец, с постели, Анри оставляет книги по юриспруденции навсегда.

Бутылка схидама. 1896 г. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Бутылка схидама. 1896 г. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Обучаясь в художественной школе, сначала он добросовестно ходил в Лувр копировать работы старых мастеров. Знакомство Матисса с их манерой хорошо видно в натюрморте 1896 года из собрания Музея изобразительных искусств. Здесь, кстати, наглядно показано: художники XX столетия пускались в творческие поиски вовсе не потому, что не умели рисовать. Еще как умели, просто реалистическая манера… это далеко не все, что существует в мире. И началось.

Корсиканский пейзаж. Оливы. 1898 г. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Корсиканский пейзаж. Оливы. 1898 г. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Еще два года назад художник тщательно выписывал фактуру ткани на скатерти и тут — крупные мазки, цветные пятна. Что случилось — у него внезапно испортилось зрение, или он не окончил картину? Все проще: Матисс познакомился с творчеством импрессионистов, конкретно — Поля Сезанна. И на его холсты, помимо предметов, пробрались впечатления. Конкретика ушла, мазки стали решительнее, цвета — чище, границы размылись. Но импрессионизм не стал конечной точкой творческих поисков Матисса. В 1905 году художник повергает критиков настоящий шок.

Женщина в шляпе (мадам Матисс). 1905 г. Музей современного искусства, Сан-Фрациско

Женщина в шляпе (мадам Матисс). 1905 г. Музей современного искусства, Сан-Фрациско

Картину, выставленную на художественном салоне 1905 года, у Матисса сразу же купили, что не помешало критикам заявить, что художник «слишком современен» и «как-то вообще одичал». В ответ последовала реплика: «Я не создаю женщину — я создаю картину». С этой пикировки началось новое направление в живописи XX столетия — фовизм (от французского fauve — дикий).

Носителям европейской культуры время от времени становилось тесно и скучно у себя дома. Романтика Пушкина в молодости тянуло к цыганам, романтика Лермонтова — на Кавказ. Романтик Байрон и вовсе отправил своего Чайльд-Гарольда путешествовать по миру. Век спустя Анри Матисс внимательно изучил африканскую скульптуру и марокканские ткани. И вынес для себя некоторые принципы.

Оставив в стороне сложную символику цвета первобытных культур, Матисс любовался тем впечатлением, которое они производили. И решил: живопись должна быть проста и декоративна. Причем если импрессионизм пытался передать на холсте сложное впечатление художника, фовизм должен был его создать. Просто взять сознание зрителя и унести за собой. Средств два: яркие краски и простые формы рисунка.

Это не значит, что за картинами Матисса не стоит сложной работы сознания художника. Но если у импрессионистов она показана, так сказать, в процессе, то у Матисса мы видим результат — ясный, как улыбка, и простой, как детский рисунок.

Вот так:

Красные рыбы. 1912 г. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Красные рыбы. 1912 г. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Или вот так:

Вид из окна. Танжер. 1912-1913 гг. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Вид из окна. Танжер. 1912-1913 гг. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Городской пейзаж вполне реален — англиканский собор в марокканском Танжере. Но главное в картине не это, а утренний воздух и глубокий покой яркого и синего Востока.

И, пожалуй, самая узнаваемая работа Матисса.

Танец. 1910 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Танец. 1910 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Существует несколько версий о том, что именно вдохновило художника на создание сюжета, который стал его визитной карточкой. Назывались и народные танцы, и представления Айседоры Дункан, и балетные сезоны Сергея Дягилева.

Несомненно одно — перед нами опять типичный фовизм: простой и символичный сюжет, фигуры танцоров в максимально экспрессивных позах и при этом лишенные избыточных деталей, простые цвета, максимально подчеркивающие друг друга в сочетании. Неслучайно картина Матисса для многих стала эмблемой танца вообще. Кстати, настолько популярной и распространенной, что устроители нынешней олимпиады в Рио-де-Жанейро создали логотип своих игр именно на ее основе.

Матисс — самый дикий художник XX века

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Евлалия

Спасибо, Дарья, за статью! Нежно люблю Матисса. Бывает специально хожу в Пушкинский "на него".)

Похожие статьи