Мы начинаем публиковать отрывки из книги «Семья и душевное здоровье человека» греческого психиатра Константина Кóллиаса*, перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для журнала Матроны.РУ.

В своей книге «Семья и душевное здоровье человека» автор в простой и доступной манере информирует о психических расстройствах, ведь во многих случаях помогает именно распознавание симптомов болезни на ранних стадиях и борьба с ней. Данная в книге информация основана на последних данных психиатрической науки. Особенное внимание уделяется влиянию семьи на душевное здоровье человека, а также подробно рассказывается о такой болезни, как депрессия, и методах борьбы с ней.  

Современная эпоха отличается кризисом всех традиционных институтов общества, в частности, семьи. Кризис, в котором сейчас находится институт семьи, не только приводит к разрушению всё общество в целом и его устои, но и оказывает сильнейшее влияние на развитие различных психических отклонений в отдельных, являющихся  частью этого общества людях. Значение семьи для душевного и духовного развития человека, его становления как полноценной личности не подлежит сомнению. Особое значение института семьи всегда поддерживалось и Церковью: многие святые особенно подчёркивали роль семьи в развитии нравственной и психически здоровой личности. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «совершенно невозможно стать плохим тому, кто с самого начала воспитывался со всяким усердием и заботой. Так как грехи не находятся внутри самой человеческой природы, у них не получается победить такое большое попечение о человеке».

В этой главе мы поговорим о том, какое служение несёт семья в обществе, о её типах, о современном кризисе семейных отношений, о стрессогенных факторах в нашей жизни и о защитной роли семьи при появлении психического расстройства у одного из её членов. Мы также расскажем о профилактике психических расстройств, которую целесообразно проводить в семье, о защите членов семьи от появления и рецидивов психических заболеваний, о значении института семьи в проведении психосоциальной реабилитации.

Служение семьи

У семьи есть ряд задач, которые она исполняет. Это воспроизведение, вклад в социализацию индивидуума, становление его индивидуальности, а также поддержка членов семьи в их жизни.

Что касается задачи воспроизведения, то речь идёт не только о его биологическом аспекте (т.е. о том факте, что именно в рамках семьи обычно происходит рождение детей). Имеется в виду и психологический аспект, ведь в семье из поколения в поколение передаются образцы и модели поведения, а также отношение к жизни, которые были свойственны людям старшего поколения. Эти образцы не только воспроизводятся, но и обогащаются и изменяются под влиянием нового опыта, который получают представители молодого поколения в социальном окружении семьи. Существует ещё и третий аспект — культурный, или цивилизационный. Члены любой семьи являются носителями местных культурных традиций, обычаев, нравов, которые сохраняются и передаются в этой семье.

Вклад семьи в социализацию её членов заключается в особенных социальных ролях, которые играют члены этой семьи во внутрисемейных отношениях. Семья — это самая маленькая структура в общественном организме, общество в миниатюре. Обычно роли отца, матери, брата, сестры, ребёнка подготавливают членов семьи к принятию других социальных ролей — таких как друзья, партнёры (в самом широком смысле этого слова), начальники, подчинённые…

Становление личности, индивидуальности члена семьи достигается через развитие его «частного эго», а также «социального эго». Каждый человек в семье — особенный и имеет свою индивидуальность. «Петя» или «Маша», «Максим Иванович» или «Анастасия Васильевна» — мы осознаём, что под этими именами кроется вполне узнаваемая личность. Этот человек не «невидимка», которого даже не замечают, как это случается в повседневной жизни людей в «нейтральном» окружении (на работе, в общественных кругах, на государственном уровне, где часто человек и его личность «теряются»). Разумеется, и в семейном окружении бывает, что кого-то «не замечают», но это обычно происходит только в том случае, если данная семья не выполняет своих функций. Кроме того, у каждого члена семьи есть своя роль, при помощи которой формируется его «социальное эго». Например, Коля, — помимо того, что обладает своим «частным эго», — может исполнять также роли отца, брата, сына или внука, и с этими ролями связаны ожидания других членов семьи. Эти семейные социальные роли налагают на него ответственность и дают ему определённые преимущества как члену социума.

Наконец, семья служит для своих членов поддерживающей системой. Это может проявляться на самых разных уровнях и различными способами.

Во-первых, семья — это крепость и защита от врага. Не зря англичане говорят: «Мой дом — моя крепость». Члены семьи чувствуют себя там в безопасности, в семье они отдыхают от повседневной «борьбы за существование».

Во-вторых, семья принимает и фильтрует информацию, поступающую из её социального окружения. Новости, полученный опыт постоянно обсуждаются и анализируются в семье. Помимо этого, идеология, жизненные ценности и принципы, мнения и воззрения своим источником очень часто имеют именно семью.

В-третьих, члены семьи поддерживают друг друга при помощи различных поощрений, не только и не столько материальных, таких как деньги или вещи, подарки, но и, прежде всего, эмоциональных и нравственных, и это, например, ласка, одобрение какого-либо поступка, задушевная беседа. Подобное поощрение выстраивает, в какой-то мере, модель поведения человека. Кроме того, беседуя и получая оценку своим действиям, члены семьи находят решение разных проблем.

В-четвёртых, семья даёт человеку возможность более открыто выражать свои эмоции, в том числе и плохие. Например, мы нечасто способны показать «на людях» огорчение, обиду, разочарование, гнев. В то же время, в семейном кругу у нас получается поплакать, открыться другим людям, пожаловаться, и это помогает нам выдержать эмоциональный стресс. Конечно, при этом необходимо соблюдать меру и осторожность. Ведь так часто бывает, что мы «срываемся» на домашних, а этого нельзя себе позволять!

В-пятых, семья помогает выдержать отрицательные ответы жизни на наши пожелания, особенно, когда речь идёт о срыве наших планов. Именно в семье учат и учатся этому, если можно так выразиться, виду смирения. Благоразумные родители никогда не будут покупать своему ребёнку любую игрушку, которую тот просит, даже если у них есть возможность скупить ему весь магазин игрушек, не станут они и исполнять все его прихоти. Ведь если ребёнок не приучится в семье к тому, что иногда ему говорят «нет» на его «хочу», впоследствии ему будет очень тяжело привыкнуть к реальности жизни, в которой довольно редко всё получается именно так, как мы того хотим.

Типы семьи

Традиционно различаются два типа семьи. Первый тип — расширенная семья — встречается чаще в районах, где развито сельское хозяйство, и он был более развит в прежние времена. Второй развивался в новейшее время в городах и называется нуклеарная семья (иногда этот тип семьи называют также супружеским, или партнёрским).

Расширенная семья — сложносоставная, она состоит из нескольких поколений (чаще всего из трёх): дети, родители и дедушки с бабушками. В расширенной семье на жизнь каждого её члена имеют влияние также более дальние родственники — тётя, дядя, зять, невестка, шурин, деверь, двоюродные и троюродные братья и сёстры. Благодаря этому у членов такой семьи создаётся ощущение, что каждого из них поддерживает в жизни большое количество родных. Этот тип семьи уже практически исчез в большинстве развитых и развивающихся стран.

Создание нуклеарной семьи типично для городских жителей. Она состоит из родителей и детей, а иногда и только из супругов. На первый план при этом выдвигаются отношения между супругами (т. е. представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Вырастая, дети быстро уходят из дома и создают (в лучшем случае) свои собственные нуклеарные семьи. Пожилые люди в этом случае живут отдельно, часто в одиночестве, а иногда — в домах престарелых. Родственники «второго плана» уже считаются «чужими» и не вмешиваются в дела семей.

В последние годы и этот тип семьи постепенно приходит в упадок, формируются новые устои и новые типы семейных отношений. Это семьи с одним родителем (чаще всего с матерью), которые получаются в результате развода. А бывает, что женщины рожают детей, не выходя замуж и не связывая себя брачными узами. Ещё один новый тип семьи получается в том случае, если пара живёт в так называемом гражданском браке. И, наконец, существуют гомосексуальные пары, пожелавшие официально оформить свои отношения (во многих европейских странах это разрешается) и усыновить ребёнка.

Как бы мы ни относились к таким разным способам сожительства людей и к нравственному аспекту подобного сосуществования, все эти новые типы семьи показывают, что институт семьи в настоящее время находится в глубоком кризисе.

Семья в «кризисе»

Как уже было сказано, расширенная семья трёх поколений и, в частности, патриархальная семья, практически исчезла. Приведём лишь некоторые последствия этого процесса. Во-первых, происходит постоянное отделение и отчуждение лиц пожилого и старческого возраста, которые раньше не только защищались и поддерживались в расширенной семье, но и имели в ней определённый авторитет и власть. Во-вторых, все члены семьи постепенно отделяются друг от друга, предпочитают индивидуальные развлечения и занятия — телевизор, компьютер, электронные игры. Из-за этого происходит отчуждение между членами семьи и существенное ослабление семейных уз.

В ХХ и XХI вв. существенно сдала свои позиции и нуклеарная, партнёрская семья. Множество факторов повлияло на возникновение этого так называемого кризиса, который своей целью имеет, прежде всего, деградацию института семьи со всеми вытекающими культурными и социальными последствиями.

Первым фактором является изменение экономических отношений в семье. Женщина сейчас работает, зарабатывая столько же, сколько и её муж, а иной раз и больше его. Мужчина чувствует себя уязвлённым, он понимает, что теряет власть, которая во многом базировалась именно на том, что он был главным работником и добытчиком в семье, а значит, только он имел право распоряжаться семейными финансами.

Второй фактор действует часто одновременно и заодно с первым в деле разрушения института семьи. Он касается культурных столкновений и изменений.  К ним относятся феминистские движения, которые борются за эмансипацию женщин, идеологические течения, ставящие под сомнение традиционные социальные институты, молодёжные движения, которые через посредничество музыки, искусства, идеологии, при помощи разных способов одеваться и вести себя не только ставят под сомнение традиционные устои общества, но и устраивают целую революцию в этой области. Все эти движения, которые, вполне возможно, начинались с благих намерений, в итоге оказывают плохое влияние на существование традиционной нуклеарной семьи.

Например, мужчины и женщины должны иметь равные права, но никто не может утверждать, что два пола совершенно равны между собой. Они не являются одинаковыми, у них различные биологические и психологические, эмоциональные проявления и нужды. Супруги должны воспринимать друг друга как равные личности, но необходимо уважать и различия, которые есть между ними.

Женщина способна зачать и родить новую жизнь, и она должна иметь возможность для этого и быть защищённой, что в традиционном обществе берёт на себя именно институт семьи. И с этим идёт вразрез требование современного общества, чтобы женщина непременно ходила на работу наравне с мужчинами. Тем самым женщины подчас сами себя загоняют в тупик — они борются за равноправие на работе, делают карьеру наравне с мужчинами, но пренебрегают своей женской природой и часто теряют радость, которую им может принести материнство.

Третьим фактором, ослабляющим институт семьи в современном обществе, является отрицание общественной и воспитательной роли семьи и передача этой роли государственным и общественным институтам — детским садам, школам, средствам массовой информации. В частности, последние транслируют культурные образцы, которые совершенно идут вразрез с классическими представлениями о семье и её идеалах, и мы постоянно слышим о публичных лицах, деятелях шоу-бизнеса и пр., которые постоянно меняют сексуальных партнёров, разводятся и, к тому же, хвалятся этими событиями своей жизни перед всей страной.

Особую роль в разрушении института семьи играет так называемое планирование семьи, суть которого заключается в том, что рождение детей происходит только тогда, когда этого захочет пара, и этот контроль осуществляется при помощи ряда средств предохранения от нежелательной беременности. В настоящее время, помимо того, что система планирования семьи способствует сокращению рождаемости, она ещё и приводит к тому, что пары не стремятся стать официально мужем и женой и сформировать свою семью, т. к. нет опасности рождения «нежеланного» ребёнка.  Пары зачастую остаются бездетными или только с одним ребёнком, что приводит к тенденции уменьшения ответственности перед своей семьёй и  более частого расторжения отношений.

*Константин Кóллиас занимается психиатрией с 1998 года. Он получил диплом по специальности «социальная и профилактическая психология». Сейчас автор является Председателем Союза европейских психиатров-экспертов и лектором Психиатрического факультета Афинского Университета, в котором преподаёт с 2001 года. Константин Кóллиас публикуется в греческих и иностранных специализированных журналах, издал две книги, а также он соавтор двадцати четырёх изданий на греческом языке.

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные
Nurochka

Планирование семье — это ответственность и еще раз ответственность. Уж грекам-то это должно быть виднее с их экономической ситуацией. Не понимаю, как можно прикрываться какими-то идеалами и рожать детей, не думая, в какой они придут мир. Найдется ли для них место в обществе? Достойное место? Чтобы они могли жить не на пособие по безработице? Согласитесь, не каждый родитель способен обеспечить такое будущее ребенку.

Natalya_Natalya

Тогда не будем удивляться, что нас вытесняют другие народности…
Надо просто немного больше смелости, хотя это и непросто.

Елизавета

Нас не вытесняют другие народности. это миф. К сожалению, сегодня каждый пятый житель России-пенсионер. И большинство приезжих — трудовые мигранты из близлежащих стран. Они рожают детей в России чтобы получить российское гражданство

Ангелина

Трудовые мигранты из близлежащих стран и есть другие народности. Это азербайджанцы, армяне, казахи…

Nata.

Пожалуй при той ужасной статистике абортов, которая есть сегодня у нас в России, лучше уж пусть пара спланирует себе двух-трех детей, если не готовы принять столько, сколько Бог пошлет. Но — без абортов. И это уже было бы неплохо.

Елизавета
По-моему. надо вспомнить. что в маленьких городах и селах рождаемость всегда была выше. чем в городах- миллионниках и мегаполисах. Но сегодня уровень жизни в провинции резко упал. И пока ее из руин не поднимут. рождаемость не увеличится. Можно сколько угодно расписывать прелести большо й семьи, но: в двухкомнатной квартире с бабушкой и дедушкой больше одного ребенка не родишь. Его поселить будет некуда. Необходимо увеличить детские пособия, темпы строительства доступного жилья для молодых семей и создать новые места в детских садах. Нет новых садиков — создавайте льготы для предпринимателей, открывающих частные детские сады. И по-моему, РПЦ надо начинать не только с… Читать далее »
trackback

[…] публикуем отрывки из книги «Семья и душевное здоровье человека» греческого психиатра Константина Кóллиаса, перевод […]

trackback

[…] публикуем отрывки из книги «Семья и душевное здоровье человека» греческого психиатра Константина Кóллиаса, перевод […]

wpDiscuz

Похожие статьи