Обязательно предупреждать перед началом Святой Четыредесятницы широкие круги общественности о том, что пост — это не диета и не фитнес и еда в нём не главное, стало модной тенденцией последних нескольких лет.

Каждый год мы слышим и читаем о том, что лучше уж утолить голод куриным бульоном, чем злобно глодать ближнего своего, и было бы правильнее предпочесть дешёвые молочные продукты дорогим креветкам и белым грибам, а освободившиеся деньги пожертвовать бедным и по-настоящему голодающим.

И ведь не поспоришь — действительно, пророк Исайя напоминает нам, что пост, угодный Богу, — это разрешить оковы неправды. А апостол Павел учит, что Царство Божие — не пища и питие. Но важно учитывать и то, что сейчас в целом происходит с людьми в большом мире и в каком контексте мы с ними говорим. В общем — на чём именно сейчас важно было бы остановиться и сделать акцент.

Ко второму десятилетию XXI века всё прогрессивное человечество вдруг осознало, что за предшествовавший исторический период слишком ушло «в голову» и начало забывать, что у каждого отдельно взятого разума есть ещё и тело, в которое он облечён. И действовать в мире этот разум может только посредством своего плотяного «брата-осла» — никак иначе. Ну не умеем мы пока быть свободными духами без телесных ограничений, не достигли такого совершенства. Да и нужно ли оно?

А если реальность такова, то значит, с телом приходится как минимум считаться, а в идеале — плодотворно сотрудничать.

В частности, так родился массовый интерес к правильному питанию: медленному, органическому, сбалансированному. А также к физической активности и различным душевно-телесным практикам, призванным освободить запертые в мышечном панцире чувства, помочь телу стать живым и прийти к гармонии.

Теперь представьте себе: допустим, в марте 2016 года впервые решила соблюдать Великий пост «продвинутая пользовательница», каковых в наши дни великое множество. Следуя господствующим тенденциям, она уже пробовала йогу для коленей, цигун для позвоночника, бодинамику, биоэнергетический анализ, интуитивное питание, практики осознанности, остеопатию, кинезиологию, айкидо и группу танатотерапии.

Я специально привожу пример, который «слишком чересчур», и умышленно делаю его комичным — такая увлекающаяся дама, которая уже как только не пробовала достигнуть идеала — здоровой души в здоровом теле.

Дело в том, что любой человек, который на личном опыте что-то пробовал делать с телом, прекрасно себе представляет, как это работает. Как это вносит в жизнь изменения, влияет не только на мышцы, суставы и связки, но и на мироощущение, чувства, способы взаимодействия с другими.

Так вот, заглядывает она к нам в церковь со своей уже хорошей растяжкой, гибким позвоночником и свободно передающимися по всему телу импульсами и интересуется: «А как тут у вас? Я слышала, что у вас тут умно-сердечную молитву дают, с помощью которой можно достигнуть спасения через обожение. А расскажите мне и покажите, пожалуйста, как её сотворять правильно? «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» произносить на вдохе или на выдохе? На каждый удар биения сердца или через один? А стоять во время молитвы в какой позе? А сидеть можно? А если да, то как? А во внебогослужебное время что можно есть и чего не следует, чтобы плодов молитвы не лишиться?»

Если мы ей ответим, что всё это вообще не важно, а достаточно просто сильно и горячо любить Бога и ближнего и делать, что хочешь, то это не будет правдой. Во-первых, в многовековой православной традиции есть ответы на все эти вопросы — и как молиться, и сколько, и в какое время, и в какой позе, и про вдохи-выдохи, и про удары сердца. И это опыт выработан не кем-нибудь, а действительно святыми людьми, которые очень сильно любили Бога и, подвизаясь, достигли Его Царствия. Делать вид, что всё это можно просто забыть и сдать в утиль, было бы проявлением очень большого к ним неуважения и отделения себя от Предания Церкви.

vp

Во-вторых, если бы мы могли вот просто так взять и стать полными любви, кроткими, смиренными и умиротворёнными, то это бы значило, что Христос и Церковь нам для этого вообще не нужны. А если мы считаем себя христианами, то это значит, что мы верим: чтобы избавиться от страстей и стать «новым творением» нам как раз и нужны молитвенные правила, посты, богослужения, в которых мы участвуем не только умом, но и телом.

Есть, правда, типы религиозности, представители которых слишком зациклены на вещественных атрибутах церковности и тем самым вызывают неприязнь.

Те самые «злые бабки, поедающие песочек с могилок», которые очень любят сборники акафистов, платочки и паломнические поездки. Это инфантильный тип религиозности — люди выполняют какие-то правила и ритуалы, чтобы получить одобрение от внутренней родительской фигуры, которую они проецируют или на Бога, или на священнослужителей.

Почему-то их принято называть «замоленными», хотя это неправда и молиться-то они не пробовали — так, повторяли механически какие-то непонятные слова из книжек, чтобы иметь право считаться хорошими. Им сложно принимать собствнные решения в рамках православного учения, важно, чтобы всё уже было кем-то регламентировано: есть или не есть печенье со «следами яичных продуктов», пользоваться ли соцсетями, красить ли ногти.

Второй незрелый тип — это подростковая религиозность. Здесь очень важно следовать правилам группы, дающим чувство принадлежности. Подросткам свойственно делиться на тех, кто с того района или с этого, болеет за «Спартак» или за «ЦСКА», слушает ту или эту музыкальную команду. Со своими объединяться, а чужих бить, таким образом взаимодействуя с миром. В церковной жизни «подростковость» выражается в политизированности, в убеждениях, что православные обязательно должны иметь только такие-то и такие-то взгляды и позиции, например, патриотические, а кто не с нами, тот против нас. Кстати, именно такому религиозному типу свойственно пренебрежительное отношение к телу, как у подростков: главное — это чтобы наши выиграли, а уж что есть и с кем спать — дело десятое.

Чья-то нелепая зацикленность на видах маргарина и платочках — вовсе не повод отказаться от того сокровища церковной традиции, которым мы обладаем и которым (я надеюсь) готовы поделиться с вновьпришедшими.

Хотите достичь единства души и тела? Спросите нас, как. Есть такая практика — исихазм. Но о ней нужно вести отдельный подробный разговор.

А если просто и коротко, то я искренне радуюсь вполне земной и телесной мысли: здорово, что сегодня множество кафе и ресторанов активно предлагают постное меню. Подходящую еду не нужно искать днём с огнем, а можно просто прийти и заказать. Мы же именно этого и хотели — чтобы было больше времени на молитву и меньше приходилось тратить на житейские хлопоты.

Так что сейчас я доем свой тыквенный салат в кафе и пойду на Великий канон, а не проведу три часа на кухне. И это радует.

Теги:  

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Об авторе

Автор идеи и основательница проекта "Матроны.Ру". Практикующий психолог, журналист, публицист. Автор книги "Женское одиночество: как из него выбраться". Веду авторский тренинг "Я и мои отношения с мужчинами", а также совместные с Анной Шеховой тренинги "Женское здоровье", "Здоровое питание и здоровый вес". Связаться со мной можно по мэйлу kurova на Яндекс.ру или по телефону +7 926 530 48 65, с учётом того обстоятельства, что во время работы я его выключаю.

Другие статьи автора

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные
Хельга
Спасибо, Ольга! (Про бабок улыбнуло). Недавно консультировала на православной выставке-ярморке: пришла женщина лет 55, врач, воцерковлена, подозрительно смотрит — а Вы православный психолог или просто психолог? Я (стараясь спрятать улыбку): — православный (памятуя, что за моей спиной честь и совесть устроителей ярмарки). Убедившись в неподдельности и качестве специалиста, она села напротив, строго посмотрела на меня и уверенно и чётко произнесла:"Слушаю Вас!" — (профессия — наше всё). Удивилась, что это я, оказывается, слушаю её в этот раз. В ходе беседы она (выразительно посмотрев на мой маникюр, глядя на косметику на лице) хмурясь и с вызовом сказала: — а Вы знаете, что… Читать далее »
Хельга

Простите, ярмарке, конечно же. Т9 + исправления вручную — и, как результат, иногда уходят такие вот комментарии. Прошу прощения.

Хельга

Спешу добавить вдогонку, что, конечно же, я не есть настоящая православная, воцерковлённая, а так же образец веры и благочестия. Я позиционирую себя верующей и надеюсь на милость Божию.

Арина

Боже мой ну прям мытарь настоящий. Вас еще не канонизировали? На ярмОрке.

Ольга

Спасибо большое за новый взгляд на старую проблему

jane

"Ко второму десятилетию XXI века всё прогрессивное человечество вдруг осознало, что за предшествовавший исторический период слишком ушло «в голову» и начало забывать, что у каждого отдельно взятого разума есть ещё и тело, в которое он облечён. И действовать в мире этот разум может только посредством своего плотяного «брата-осла» — никак иначе."

Ну почему же только "ко второму десятилетию XXI века"… А в советское время — культ крепкого тела, пропаганда здорового образа жизни, физкультуры — строитель коммунизма должен быть сильным, способным работать на благо развития молодой державы. Вспомните каноны красоты в советских фильмах — крепкие девушки и парни.

Только тогда тело не связывали с душой.

jane

Да, была поговорка: "В здоровом теле — здоровый дух". Т.е. основой было — тело.

Евгения

пословица полностью звучит:"В здоровом теле,здоровый дух-великое благо!"

jane

Первоисточником считается древнеримская пословица "Mens sana in соrроrе sano – avis rаrа", что означает "В здоровом теле здоровый дух – редкая удача".
Считается, что фраза "пошла в народ" из произведения римского поэта-сатирика Ювенала, который написал: "Молить надо богов о том, чтобы дух был здоровый в теле здоровом…".

Современное пародирующее двустишие — "В здоровом теле здоровый дух. На самом деле – одно из двух".

jane
А еще в советское время большое внимание уделялось и здоровому питанию. Вспомните "Книгу о вкусной и здоровой пище". Главный диетолог в СССР профессор Певзнер категорически не признавал специи и жарение, считал, что кухня должна быть "здоровой и спокойной". Поэтому за основу "Книги…" взяли отварное мясо, макароны, рис, сырники, молочные каши, куриные бульоны и кисели — т.е. еврейскую кошерную кухню с не ярко выраженным спокойным вкусом. Профессор настаивал также, что завтрак должен быть горячим, обед состоять из супа, мясного или рыбного блюда с гарниром и "третьего" в виде компота или киселя. Ужин – мясное или рыбное с овощами. Этот трехразовый рацион… Читать далее »
Zeru

Любопытно, вот с жаренным-то всё понятно, а что со специями не так? Ведь в государственных общепитах от них до сих пор шарахаются как от чумы – в детских садах, школах, больницах, санаториях и т.п. местах по протоколу разрешены только соль и чёрный перец.

Елена

Наверное, глутамат натрия — вот что не так.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Да с ними не так только то, что профессор Певзнер был ашкеназом 🙂 Был бы сефардом — включил бы в свою книгу восторженно-поэтический трактат о специях, что с чем и для чего, и чему помогает. Все мы люди, и даже такие крупные ученые не всегда отдают себе отчет, что кое-где руководствуются не столько наукой, сколько культурными предубеждениями.

jane
Певзнер просто специализировался на диетпитании (один из основоположников диетологии и клинической гастроэнтерологии в СССР, автор около 100 научных работ по вопросам гастроэнтерологии, рационального и лечебного питания). А за основу диетической кухни взял национальную еврейскую кухню (т.е. она стала и основой всей советской кулинарии): мягкую, щадящую, основанную на простых продуктах. Вот откуда во всех столовках до сих пор, можно сказать, диетическая еда (тефтели, каши, пюре — нежареное, малосоленое). С ним резко были несогласны Микоян (наверное, как армянин!) и Похлебкин. Микоян считал, что на первом месте у блюда должен быть вкус, а уже потом польза. А Певзнер, как врач, ставил пользу еды… Читать далее »
jane

Хотя специи действительно полезны. Не зря же их широко используют в южных странах — они обеззараживают еду (ведь она в жаре быстро портится), дезинфицируют, можно сказать, как еду, так и ЖКТ.
Хотя, несмотря на острую кухню, все равно в южных странах очень часты отравления.

jane

и улучшают пищеварение

jane

Насчет физкультуры (не только в СССР). Уже в 20-е годы были распространены велотренажеры: они присутствовали даже на борту лайнеров (Homeric, Титаник), были и гребные тренажеры, и беговые дорожки.
Занятия физкультурой стали вводить для девочек с XIX века, а в начале XX века физкультура стала очень модной!
Интересные фото: http://medicena.ru/blogpost/zhenskiy-fitnes-nacha
А вот еще очень интересные фото: http://april-knows.ru/kartoteka/fitnes_proshlogo_

Чукча-читатель
Чукча-читатель

Газ на 2 дня отключили — видно пора завязывать с подростковой религиозностью и начинать сухоядение….

Rosella

Голосую за. У меня газовая плита объявила ультиматум.
И еще интернет после 23.00 первые два дня поста почему-то вылетал.
Это то, что называется "Бог в помощь", видимо.

Чукча-читатель
Чукча-читатель

Он рядом, чтоб даже не сомневались.

Гоблинище

Не все могут себ позволить питаться постным меню в кафе. И с него наесться ))

Ta_ennaya

А на Правмире, кстати, обсуждение пищевой стороны поста задвинули на десятое место. Думаю, это правильно, всему свое место.

jane

Да не, судя по форуму, там идут баталии)

Ta_ennaya

Имею в виду, что статей о посте как пищевом ограничении немного.

Леворхарэ

Вроде и хорошая идея — реабилитировать телесную сторону поста, а в результате всё равно получилась реклама курсов православной йоги, без которой вы христианами не станете. По-моему, ересь это…

Чукча-читатель
Чукча-читатель

Есть такое. А в посте важно напряжение, чтобы он был проблемой. Я б не стала приготовление постной пищи отделять от поста, это же тоже проблема.

Алена
А ещё какие типы религиозности бывают? интересно. Просто я под указанные не попадаю. И ещё вспомнила. В библиотеку Храма заходят две женщины, тоже работники храма. Там библиотекарь в пол голоса читает Псалтирь. Женщины так же шепотом, что бы не мешать молящейся , обмениваются документами на компьютере и слышат пронзительное в спину :" Выйдите вон отсюда, вы мне мешаете молиться!!!" Это я к чему? Пост — это не еда. Пост он глубоко в сердце. А все ритуалы и обряды — это вещественное выражение Поста. В Храме во время Поста богослужения увеличиваются и усиливаются. А там к покаянию призывают. А СМИ призывают… Читать далее »
Мисс

Алена, архимандрит Киприан Керн в книге ПРАВОСЛАВНОЕ ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ, в главе "Типы грешников: Как определить свой характер в духовной жизни" выделяет 7 типов. Можно найти в сети и протестировать себя))) Может, под какой-нибудь попадете)

Emiliya

Почитайте "Типы религиозной жизни" матери Марии Скобцовой…

MaryNightingale

Замечательно написано, все по полочкам разложено.

jane

маловато полочек…

Olga_23_april

А мне не ясна главная мысль автора. Что она хотела донести? Если не сложно, поясните.

jane

да, немного растрепанная статья

MaryNightingale

Ну, я не автор, но основная мысль, имхо, следующая: "Чья-то нелепая зацикленность на видах маргарина и платочках — вовсе не повод отказаться от того сокровища церковной традиции, которым мы обладаем и которым (я надеюсь) готовы поделиться с вновьпришедшими."

Olga_23_april

Спасибо)

Oksanella

Я так поняла, что делиться нужно опытом исихазма и умно-сердечной молитвы)

wpDiscuz

Похожие статьи