Обязательно предупреждать перед началом Святой Четыредесятницы широкие круги общественности о том, что пост — это не диета и не фитнес и еда в нём не главное, стало модной тенденцией последних нескольких лет.

Каждый год мы слышим и читаем о том, что лучше уж утолить голод куриным бульоном, чем злобно глодать ближнего своего, и было бы правильнее предпочесть дешёвые молочные продукты дорогим креветкам и белым грибам, а освободившиеся деньги пожертвовать бедным и по-настоящему голодающим.

И ведь не поспоришь — действительно, пророк Исайя напоминает нам, что пост, угодный Богу, — это разрешить оковы неправды. А апостол Павел учит, что Царство Божие — не пища и питие. Но важно учитывать и то, что сейчас в целом происходит с людьми в большом мире и в каком контексте мы с ними говорим. В общем — на чём именно сейчас важно было бы остановиться и сделать акцент.

Ко второму десятилетию XXI века всё прогрессивное человечество вдруг осознало, что за предшествовавший исторический период слишком ушло «в голову» и начало забывать, что у каждого отдельно взятого разума есть ещё и тело, в которое он облечён. И действовать в мире этот разум может только посредством своего плотяного «брата-осла» — никак иначе. Ну не умеем мы пока быть свободными духами без телесных ограничений, не достигли такого совершенства. Да и нужно ли оно?

А если реальность такова, то значит, с телом приходится как минимум считаться, а в идеале — плодотворно сотрудничать.

В частности, так родился массовый интерес к правильному питанию: медленному, органическому, сбалансированному. А также к физической активности и различным душевно-телесным практикам, призванным освободить запертые в мышечном панцире чувства, помочь телу стать живым и прийти к гармонии.

Теперь представьте себе: допустим, в марте 2016 года впервые решила соблюдать Великий пост «продвинутая пользовательница», каковых в наши дни великое множество. Следуя господствующим тенденциям, она уже пробовала йогу для коленей, цигун для позвоночника, бодинамику, биоэнергетический анализ, интуитивное питание, практики осознанности, остеопатию, кинезиологию, айкидо и группу танатотерапии.

Я специально привожу пример, который «слишком чересчур», и умышленно делаю его комичным — такая увлекающаяся дама, которая уже как только не пробовала достигнуть идеала — здоровой души в здоровом теле.

Дело в том, что любой человек, который на личном опыте что-то пробовал делать с телом, прекрасно себе представляет, как это работает. Как это вносит в жизнь изменения, влияет не только на мышцы, суставы и связки, но и на мироощущение, чувства, способы взаимодействия с другими.

Так вот, заглядывает она к нам в церковь со своей уже хорошей растяжкой, гибким позвоночником и свободно передающимися по всему телу импульсами и интересуется: «А как тут у вас? Я слышала, что у вас тут умно-сердечную молитву дают, с помощью которой можно достигнуть спасения через обожение. А расскажите мне и покажите, пожалуйста, как её сотворять правильно? «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» произносить на вдохе или на выдохе? На каждый удар биения сердца или через один? А стоять во время молитвы в какой позе? А сидеть можно? А если да, то как? А во внебогослужебное время что можно есть и чего не следует, чтобы плодов молитвы не лишиться?»

Если мы ей ответим, что всё это вообще не важно, а достаточно просто сильно и горячо любить Бога и ближнего и делать, что хочешь, то это не будет правдой. Во-первых, в многовековой православной традиции есть ответы на все эти вопросы — и как молиться, и сколько, и в какое время, и в какой позе, и про вдохи-выдохи, и про удары сердца. И это опыт выработан не кем-нибудь, а действительно святыми людьми, которые очень сильно любили Бога и, подвизаясь, достигли Его Царствия. Делать вид, что всё это можно просто забыть и сдать в утиль, было бы проявлением очень большого к ним неуважения и отделения себя от Предания Церкви.

vp

Во-вторых, если бы мы могли вот просто так взять и стать полными любви, кроткими, смиренными и умиротворёнными, то это бы значило, что Христос и Церковь нам для этого вообще не нужны. А если мы считаем себя христианами, то это значит, что мы верим: чтобы избавиться от страстей и стать «новым творением» нам как раз и нужны молитвенные правила, посты, богослужения, в которых мы участвуем не только умом, но и телом.

Есть, правда, типы религиозности, представители которых слишком зациклены на вещественных атрибутах церковности и тем самым вызывают неприязнь.

Те самые «злые бабки, поедающие песочек с могилок», которые очень любят сборники акафистов, платочки и паломнические поездки. Это инфантильный тип религиозности — люди выполняют какие-то правила и ритуалы, чтобы получить одобрение от внутренней родительской фигуры, которую они проецируют или на Бога, или на священнослужителей.

Почему-то их принято называть «замоленными», хотя это неправда и молиться-то они не пробовали — так, повторяли механически какие-то непонятные слова из книжек, чтобы иметь право считаться хорошими. Им сложно принимать собствнные решения в рамках православного учения, важно, чтобы всё уже было кем-то регламентировано: есть или не есть печенье со «следами яичных продуктов», пользоваться ли соцсетями, красить ли ногти.

Второй незрелый тип — это подростковая религиозность. Здесь очень важно следовать правилам группы, дающим чувство принадлежности. Подросткам свойственно делиться на тех, кто с того района или с этого, болеет за «Спартак» или за «ЦСКА», слушает ту или эту музыкальную команду. Со своими объединяться, а чужих бить, таким образом взаимодействуя с миром. В церковной жизни «подростковость» выражается в политизированности, в убеждениях, что православные обязательно должны иметь только такие-то и такие-то взгляды и позиции, например, патриотические, а кто не с нами, тот против нас. Кстати, именно такому религиозному типу свойственно пренебрежительное отношение к телу, как у подростков: главное — это чтобы наши выиграли, а уж что есть и с кем спать — дело десятое.

Чья-то нелепая зацикленность на видах маргарина и платочках — вовсе не повод отказаться от того сокровища церковной традиции, которым мы обладаем и которым (я надеюсь) готовы поделиться с вновьпришедшими.

Хотите достичь единства души и тела? Спросите нас, как. Есть такая практика — исихазм. Но о ней нужно вести отдельный подробный разговор.

А если просто и коротко, то я искренне радуюсь вполне земной и телесной мысли: здорово, что сегодня множество кафе и ресторанов активно предлагают постное меню. Подходящую еду не нужно искать днём с огнем, а можно просто прийти и заказать. Мы же именно этого и хотели — чтобы было больше времени на молитву и меньше приходилось тратить на житейские хлопоты.

Так что сейчас я доем свой тыквенный салат в кафе и пойду на Великий канон, а не проведу три часа на кухне. И это радует.

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Комментарии


Сортировать:   новые | старые | популярные
Хельга
1 год 6 дней назад
Спасибо, Ольга! (Про бабок улыбнуло). Недавно консультировала на православной выставке-ярморке: пришла женщина лет 55, врач, воцерковлена, подозрительно смотрит — а Вы православный психолог или просто психолог? Я (стараясь спрятать улыбку): — православный (памятуя, что за моей спиной честь и совесть устроителей ярмарки). Убедившись в неподдельности и качестве специалиста, она села напротив, строго посмотрела на меня и уверенно и чётко произнесла:"Слушаю Вас!" — (профессия — наше всё). Удивилась, что это я, оказывается, слушаю её в этот раз. В ходе беседы она (выразительно посмотрев на мой маникюр, глядя на косметику на лице) хмурясь и с вызовом сказала: — а Вы знаете, что… Читать далее »
Хельга
1 год 6 дней назад

Простите, ярмарке, конечно же. Т9 + исправления вручную — и, как результат, иногда уходят такие вот комментарии. Прошу прощения.

Хельга
1 год 6 дней назад

Спешу добавить вдогонку, что, конечно же, я не есть настоящая православная, воцерковлённая, а так же образец веры и благочестия. Я позиционирую себя верующей и надеюсь на милость Божию.

Арина
1 год 6 дней назад

Боже мой ну прям мытарь настоящий. Вас еще не канонизировали? На ярмОрке.

Ольга
1 год 6 дней назад

Спасибо большое за новый взгляд на старую проблему

jane
1 год 6 дней назад

"Ко второму десятилетию XXI века всё прогрессивное человечество вдруг осознало, что за предшествовавший исторический период слишком ушло «в голову» и начало забывать, что у каждого отдельно взятого разума есть ещё и тело, в которое он облечён. И действовать в мире этот разум может только посредством своего плотяного «брата-осла» — никак иначе."

Ну почему же только "ко второму десятилетию XXI века"… А в советское время — культ крепкого тела, пропаганда здорового образа жизни, физкультуры — строитель коммунизма должен быть сильным, способным работать на благо развития молодой державы. Вспомните каноны красоты в советских фильмах — крепкие девушки и парни.

1 год 6 дней назад

Только тогда тело не связывали с душой.

jane
1 год 6 дней назад

Да, была поговорка: "В здоровом теле — здоровый дух". Т.е. основой было — тело.

Евгения
1 год 5 дней назад

пословица полностью звучит:"В здоровом теле,здоровый дух-великое благо!"

jane
1 год 5 дней назад

Первоисточником считается древнеримская пословица "Mens sana in соrроrе sano – avis rаrа", что означает "В здоровом теле здоровый дух – редкая удача".
Считается, что фраза "пошла в народ" из произведения римского поэта-сатирика Ювенала, который написал: "Молить надо богов о том, чтобы дух был здоровый в теле здоровом…".

Современное пародирующее двустишие — "В здоровом теле здоровый дух. На самом деле – одно из двух".

jane
1 год 6 дней назад
А еще в советское время большое внимание уделялось и здоровому питанию. Вспомните "Книгу о вкусной и здоровой пище". Главный диетолог в СССР профессор Певзнер категорически не признавал специи и жарение, считал, что кухня должна быть "здоровой и спокойной". Поэтому за основу "Книги…" взяли отварное мясо, макароны, рис, сырники, молочные каши, куриные бульоны и кисели — т.е. еврейскую кошерную кухню с не ярко выраженным спокойным вкусом. Профессор настаивал также, что завтрак должен быть горячим, обед состоять из супа, мясного или рыбного блюда с гарниром и "третьего" в виде компота или киселя. Ужин – мясное или рыбное с овощами. Этот трехразовый рацион… Читать далее »
Zeru
1 год 5 дней назад

Любопытно, вот с жаренным-то всё понятно, а что со специями не так? Ведь в государственных общепитах от них до сих пор шарахаются как от чумы – в детских садах, школах, больницах, санаториях и т.п. местах по протоколу разрешены только соль и чёрный перец.

Елена
1 год 5 дней назад

Наверное, глутамат натрия — вот что не так.

Olga Balytnikov-Rakityansky
1 год 5 дней назад

Да с ними не так только то, что профессор Певзнер был ашкеназом 🙂 Был бы сефардом — включил бы в свою книгу восторженно-поэтический трактат о специях, что с чем и для чего, и чему помогает. Все мы люди, и даже такие крупные ученые не всегда отдают себе отчет, что кое-где руководствуются не столько наукой, сколько культурными предубеждениями.

jane
1 год 5 дней назад
Певзнер просто специализировался на диетпитании (один из основоположников диетологии и клинической гастроэнтерологии в СССР, автор около 100 научных работ по вопросам гастроэнтерологии, рационального и лечебного питания). А за основу диетической кухни взял национальную еврейскую кухню (т.е. она стала и основой всей советской кулинарии): мягкую, щадящую, основанную на простых продуктах. Вот откуда во всех столовках до сих пор, можно сказать, диетическая еда (тефтели, каши, пюре — нежареное, малосоленое). С ним резко были несогласны Микоян (наверное, как армянин!) и Похлебкин. Микоян считал, что на первом месте у блюда должен быть вкус, а уже потом польза. А Певзнер, как врач, ставил пользу еды… Читать далее »
jane
1 год 5 дней назад

Хотя специи действительно полезны. Не зря же их широко используют в южных странах — они обеззараживают еду (ведь она в жаре быстро портится), дезинфицируют, можно сказать, как еду, так и ЖКТ.
Хотя, несмотря на острую кухню, все равно в южных странах очень часты отравления.

jane
1 год 4 дней назад

и улучшают пищеварение

jane
1 год 6 дней назад

Насчет физкультуры (не только в СССР). Уже в 20-е годы были распространены велотренажеры: они присутствовали даже на борту лайнеров (Homeric, Титаник), были и гребные тренажеры, и беговые дорожки.
Занятия физкультурой стали вводить для девочек с XIX века, а в начале XX века физкультура стала очень модной!
Интересные фото: http://medicena.ru/blogpost/zhenskiy-fitnes-nacha
А вот еще очень интересные фото: http://april-knows.ru/kartoteka/fitnes_proshlogo_

Чукча-читатель
Чукча-читатель
1 год 6 дней назад

Газ на 2 дня отключили — видно пора завязывать с подростковой религиозностью и начинать сухоядение….

Rosella
1 год 5 дней назад

Голосую за. У меня газовая плита объявила ультиматум.
И еще интернет после 23.00 первые два дня поста почему-то вылетал.
Это то, что называется "Бог в помощь", видимо.

Чукча-читатель
Чукча-читатель
1 год 5 дней назад

Он рядом, чтоб даже не сомневались.

Гоблинище
1 год 6 дней назад

Не все могут себ позволить питаться постным меню в кафе. И с него наесться ))

Ta_ennaya
1 год 6 дней назад

А на Правмире, кстати, обсуждение пищевой стороны поста задвинули на десятое место. Думаю, это правильно, всему свое место.

jane
1 год 4 дней назад

Да не, судя по форуму, там идут баталии)

Ta_ennaya
1 год 3 дней назад

Имею в виду, что статей о посте как пищевом ограничении немного.

Леворхарэ
1 год 6 дней назад

Вроде и хорошая идея — реабилитировать телесную сторону поста, а в результате всё равно получилась реклама курсов православной йоги, без которой вы христианами не станете. По-моему, ересь это…

Чукча-читатель
Чукча-читатель
1 год 6 дней назад

Есть такое. А в посте важно напряжение, чтобы он был проблемой. Я б не стала приготовление постной пищи отделять от поста, это же тоже проблема.

Алена
1 год 6 дней назад
А ещё какие типы религиозности бывают? интересно. Просто я под указанные не попадаю. И ещё вспомнила. В библиотеку Храма заходят две женщины, тоже работники храма. Там библиотекарь в пол голоса читает Псалтирь. Женщины так же шепотом, что бы не мешать молящейся , обмениваются документами на компьютере и слышат пронзительное в спину :" Выйдите вон отсюда, вы мне мешаете молиться!!!" Это я к чему? Пост — это не еда. Пост он глубоко в сердце. А все ритуалы и обряды — это вещественное выражение Поста. В Храме во время Поста богослужения увеличиваются и усиливаются. А там к покаянию призывают. А СМИ призывают… Читать далее »
Мисс
1 год 5 дней назад

Алена, архимандрит Киприан Керн в книге ПРАВОСЛАВНОЕ ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ, в главе "Типы грешников: Как определить свой характер в духовной жизни" выделяет 7 типов. Можно найти в сети и протестировать себя))) Может, под какой-нибудь попадете)

Emiliya
1 год 3 дней назад

Почитайте "Типы религиозной жизни" матери Марии Скобцовой…

MaryNightingale
1 год 6 дней назад

Замечательно написано, все по полочкам разложено.

jane
1 год 6 дней назад

маловато полочек…

Olga_23_april
1 год 6 дней назад

А мне не ясна главная мысль автора. Что она хотела донести? Если не сложно, поясните.

jane
1 год 6 дней назад

да, немного растрепанная статья

MaryNightingale
1 год 6 дней назад

Ну, я не автор, но основная мысль, имхо, следующая: "Чья-то нелепая зацикленность на видах маргарина и платочках — вовсе не повод отказаться от того сокровища церковной традиции, которым мы обладаем и которым (я надеюсь) готовы поделиться с вновьпришедшими."

Olga_23_april
1 год 5 дней назад

Спасибо)

Oksanella
1 год 4 дней назад

Я так поняла, что делиться нужно опытом исихазма и умно-сердечной молитвы)

wpDiscuz

Об авторе

Автор идеи и основательница проекта "Матроны.Ру". Практикующий психолог, журналист, публицист. Автор книги "Женское одиночество: как из него выбраться". Веду авторский тренинг "Я и мои отношения с мужчинами", а также совместные с Анной Шеховой тренинги "Женское здоровье", "Здоровое питание и здоровый вес". Связаться со мной можно по мэйлу kurova на Яндекс.ру или по телефону +7 926 530 48 65, с учётом того обстоятельства, что во время работы я его выключаю.

Другие статьи автора

Похожие статьи