Недавно мы организовали в семейном центре своего прихода шахматный кружок. Запуск этого проекта принес мне много радости. Кроме  того, он навел меня  на размышления, которыми мне и захотелось поделиться с участницами нашего клуба.

Расскажу собственно про кружок. Началось все с того, что я обнаружила в своем ребенке склонность к логическим играм вообще и к шахматам в частности. В городе есть шахматные секции, но все они расположены довольно далеко от нас.  Мысль о том, что ребенка придется туда возить, вызвала у меня приступ тоски. Хватит того, что я его в школу вожу.

Может, общественность меня и осудит, но я являюсь принципиальной противницей родительского самопожертвования в случаях, когда без него можно обойтись. А также ярой сторонницей того, что по своим делам ребенок должен ходить на своих ногах. Здесь есть много плюсов для самого ребенка. Одно дело, когда собрали и повезли, и совсем другое — когда ты сам следишь за временем, собираешь сумку, идешь на занятия, а после (отзвонившись маме!) останавливаешься немножко повисеть на турниках в компании столь же самостоятельных людей.

Высказанные соображения медленно, но верно привели меня к мысли: нужно организовать кружок в своем районе!

Для успеха замысла требовались три составляющие: помещение, преподаватель и человек десять маленьких потенциальных шахматистов. И началась, как в анекдоте, челночная дипломатия. Сначала я поделилась идеей со знакомой преподавательницей воскресной школы. Она сказала, что кружок вполне возможно организовать при семейном центре прихода – нужно только спросить благословление у настоятеля. Настоятель, отец Сергий, идею одобрил:  «Ищите преподавателя».

ВКонтакте  нашлась группа, объединяющая любителей шахмат нашего города. Один из них любезно согласился мне помочь и порекомендовал сразу двух потенциальных преподавателей. Один из них (по рекомендациям – лучший детский тренер города!) согласился.

Я оседлала велосипед, сын встал на ролики, и мы поехали расклеивать объявления по району. Это было увлекательно, но, как выяснилось, не  слишком полезно: достаточно было просто пройтись по окрестным школам и развесить объявления там – практика показала, они дают наибольший эффект.

Группа набралась и успешно работает. Довольны и дети, и родители, и преподаватель, и представители семейного центра. Вообще всё время, пока мы занимались организацией кружка, меня не покидало удивление – до чего всё хорошо стыкуется! Похоже, Господь поддержал мою идею! Впрочем, я уже начинаю сомневаться – мою ли? Может быть, это Он мне её и подкинул?

Хочется упомянуть об одной детали. Когда мы расклеили объявления о наборе группы, мне позвонили два директора местных школ: «Мы тоже хотим шахматный кружок!» Одна была даже готова ввести ставку для преподавателя и платить ему зарплату. У меня оставался номер телефона еще одного тренера (изначально кандидатов было два). Директор и тренер созвонились и назначили встречу. Надеюсь, у них всё получится – однако опасаюсь, что при таком раскладе наш микрорайон придется переименовывать в Нью-Васюки!

Сказать, что я была удовлетворена процессом – значит ничего не сказать. Меня переполнял энтузиазм. «Что бы такое еще организовать?» — задумалась я. Однако, когда кипение в голове улеглось, сухим осадком выпала мысль: организация – это тоже нешуточная работа. Это нервные затраты, т.к. непросто состыковать интересы всех участников процесса. Для организации кружка нужен или какой-то личный интерес, или гораздо больший заряд альтруизма, чем тот, который у меня на настоящий момент имеется… Я остыла. Вся выделившаяся энергия потихоньку ушла не в действия, а в теоретические размышления о том, каково детское дополнительное образование сейчас, и о том, каким мне хотелось бы его видеть.

В настоящее время существует много кружков и секций. Но при всем их количестве бросается в глаза узость областей, в которых мы намерены развивать таланты наших детей. Перечислю самые популярные в нашем городе направления: единоборства для мальчиков, танцы для девочек, английский, компьютерные курсы.

Бесспорно, дети получают здесь полезные знания и навыки. Однако я попыталась представить конечный результат процесса, если мы ограничимся только этими областями: желаемый человек будущего при таком раскладе рисуется мне этаким экспортно-ориентированным офисным индивидуалистом.

На мой взгляд, в нашей системе дополнительного образования сейчас есть зияюще-незаполненные ниши. И в первую очередь это область естественных наук.

У моего сына есть приятель. Он очень любит ловить тритонов и читать книжки про динозавров. Однажды я гуляла с ними двумя на стадионе и увидела необычную ветку, кем-то сорванную и лежащую на беговой дорожке. «Ребята, — говорю – это войлочная вишня!» Мой бросил равнодушный взгляд – и убежал играть в футбол. А приятель вертел эту ветку в руках несколько минут – изучал, разглядывал. Вопрос: что мы можем предложить таким детям для развития их способностей?

Помнится, в бытность мою школьницей существовал кружок юннатов во Дворце пионеров. Там был целый зверинец. Дети кормили животных, ухаживали за ними. В школе у нас имелись огород и теплица, мы что-то там сажали. В колхоз ездили каждую осень. На ипподром девчонки бегали, помогали в уходе за лошадьми, учились верховой езде…

Думаю, и на сегодняшний день есть возможности для изучения детьми живой природы. И интерес к этой сфере жизни явно присутствует. Так, летом я получила приглашение на мероприятие с участием известного агрария, основоположника пермакультуры Зеппа Хольцера. Предполагалось благоустроить территорию одной из московских школ, высадить там комплекс растений, подобранных так, чтобы вместе они составили симбиоз. Свою заявку на участие я отправила через 40 минут после получения письма, но её не приняли. Все места оказались заняты!

Если в школе есть увлеченный учитель биологии, можно предложить ему организовать ботанический кружок. Можно выращивать комнатные растения – и даже на продажу, почему бы и нет? Не часто нашим детям предоставляется возможность поразвивать трудовые навыки и предпринимательские способности! Но к этой теме, теме труда и предпринимательства, я еще вернусь — а пока продолжу про естественные науки.

В школах есть физические и химические лаборатории. Мне кажется, это очень ценный актив, который сильно недоиспользуется. У меня возник план, который я через пару лет хочу реализовать – потому что, понаблюдав за ребенком, я заподозрила его в интересе к физике … хотя слова «физика» он, кажется, еще не знает.

Попробую найти в какой-нибудь из окрестных школ хорошего, неравнодушного физика и предложу ему вести кружок. Я готова платить за это и готова собрать группу родителей, заинтересованных в том же, что и я. Да, реализация такого проекта займет время и силы —  но, по моему мнению, дело стоит того.

Давайте поговорим еще о спорте. Вот за что я благодарна государству – так это за сохранение системы спортивных секций в школах. Особенно важным кажется мне обучение детей командным играм. Без преувеличения, культ командных игр – один из признаков здоровой, развивающейся нации. Всем тренерам, которые занимаются нашими детьми, я кланяюсь в ноги и желаю долгих лет жизни.

Вызывает грусть то обстоятельство, что чем старше дети, тем меньший их процент регулярно занимается спортом. Особенно это касается девушек-старшеклассниц. Мне кажется, они бы и пошли на фитнес, но не все родители могут себе это позволить. С другой стороны, школьные спортзалы используются далеко не на полную мощность. Возникла мысль: почему бы не пригласить тренера по фитнесу вести секцию в школе? Есть виды фитнеса, не требующие тренажеров и специального инвентаря. И абонемент в секцию будет стоить гораздо меньше, чем в фитнес-клубе – я думаю, можно будет договориться с директором школы о приемлемой стоимости аренды спортзала.

И последняя группа направлений, на которых я хотела бы остановиться: кружки, воспитывающие трудовые навыки. Мы очень много внимания уделяем получению детьми знаний, которые им пригодятся когда-то в будущем, но крайне редко учим удовлетворять собственные текущие потребности. Девочка любит красивые вещи? Мне кажется, ей очень подойдут курсы кройки и шитья, или, например, вязания крючком. Кроме возможности красиво одеваться, она получит способ зарабатывать.

Вообще, на мой взгляд, очень несправедливо то, что дети сейчас лишены легальной возможности трудиться и получать за это деньги. Согласитесь, что это привносит в жизнь драйв. Мы искусственно задерживаем детей в детстве, вытесняем в виртуальный мир. Мало что притупляет волю так, как бездействие.

В этом вопросе существуют сложности, как юридические, так и чисто практические. Однако я думаю, что многие родители поддержат идею раннего получения (и применения!) старшими детьми трудовых навыков.

В заключение я попытаюсь обобщить свои соображения – возможно, сумбурные, возможно, оторванные от реальности.

Недавно в одном интервью, опубликованном в этом журнале, я наткнулась на удивительную фразу: «Надо учить детей с детства, как правильно желать».

По-моему, творческая, нерутинная часть родительских обязанностей как раз в том и состоит, чтобы научить ребенка определять области, в которых он талантлив, и находить возможность свои таланты применять. Да, сначала многое приходится делать за него: и фиксировать склонности, и находить способы развития талантов — однако постепенно эти функции перейдут к самому ребенку. Очень важно дать ему попробовать успех на вкус, запустить его внутренний мотор – и тогда приобретенная кинетическая энергия позволит ему преодолеть преграды,  неизбежно ожидающие его на пути. (Я видела таких детей. Знаете, это просто танки :))

Мы видим, в чем ребенок талантлив. И наша задача – найти возможности эти таланты развить. Нет возможностей? Их надо создавать!

Как показал мой опыт, в этом заинтересованы абсолютно все. Есть недоиспользуемые помещения – школьные, например. Есть преподаватели, которые любят работать с детьми и совсем не прочь получить за это некоторую сумму денег. Есть родители и дети, образовательные потребности которых совпадают с вашими. Успех – лишь вопрос инициативы.

Это чем-то похоже на теорию эффективного спроса, созданную английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом. Он предлагал для оживления стагнирующей экономики использовать государственные инвестиции, приводящие к созданию новых рабочих мест, увеличению платежеспособного спроса населения и бурному росту сразу во многих отраслях национального хозяйства (так называемый принцип мультипликации). Почему у меня возникла такая ассоциация? Потому что потребность детей в развитии – это та область, инвестиции в которую могли бы принести беспрецедентный мультипликативный эффект, имеющий не только экономическое измерение.

Но почему-то государство не проявляет большого интереса к такого рода инвестициям. Однако родители-то в них заинтересованы! В определенном смысле каждый из нас может сказать о себе: «Государство – это я!» Помнится, недавно в одной из статей Ирины Лукьяновой мне встретилось предложение создать в России партию родителей. А что, это вполне резонно.

Может быть, не все люди мыслят глобальными категориями — но каждому приятно видеть своего ребенка энергичным и деятельным, а не просиживающим часы напролет за очередной компьютерной игрой. Думаю, игра стоит свеч.

А в качестве бонуса дерзнувших ждет вагон положительных эмоций и новые интересные знакомства!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Я 1972 года рождения. Замужем, воспитываю сына. Моя профессия - экономист. Люблю читать и размышлять о прочитанном, иногда делаю это здесь: knigiveka.ru Заходите.

Другие статьи автора
новые старые популярные
zirca

Да, именно так и надо: кто, если не мы?:-) Успехов Вам, Наталья и помощи Божией!

00009999

Наталья, а кружок при воскресной школе платный? Мне иногда прдедлагают воскресные школы, но меня смущает то. что работать приодится за "Спаси Господи". Мне и платной педагогики достаточно, не успеваю тапочками отмахиваться. А дети всюду прекрасные 🙂

Malkona

Кружок платный, совесть у нас есть 🙂
Энтузиазм и альтруизм — вещи хорошие, но хрупкие. Если ими злоупотреблять — исчезают.

mamilochka

Да, здорово.
Особенно понравилось про естественные науки. Нам немного легче с естествознанием, живем в деревне в доме маленький зоопарк, выписываем журнал "Муравейник" , но если б был такой кружок мои дети ходили бы с удовольствием.

Наталья…А,скажу пафосно,Вы теперь для меня пример. Понимаю,что возможно Вас смутит громкое звание Героя,но для меня Вы им являетесь. Принимаю эту статью, как руководство к деятельности. Активной. Разумной. Спасибо преогромное. Успехов Вам в дальнейших подвигах. Держите в курсе событий.)

Malkona

Ой… как говаривала одна из участниц нашего клуба, "мне даже что-то нимб стал жать"…
Я просто пытаюсь удовлетворить потребности — как свои, так и своего ребенка. Мы ужасно воспитаны — вечное "хочешь и молчишь", как в анекдоте. Вот, попробовала хотеть — и не молчать, и даже что-то сделать. Вот и вся, собственно, доблесть — но знаете, как радостно!

elleni7

Самое важное в кружке — преподаватель ( в спортивной секции — тренер). Убеждаюсь в этом на примере секций и кружков, которые посещает мой сын, 7 лет. Если педагог увлечён своим предметом, то детей от него не оторвёшь и за руки и за ноги! Нам повезло с преподавательницей, которая для семилеток организовала и ведёт кружок химии (!), физики (!) и астрономии (!). После первого родительского собрания, когда она нам обрисовала, чем с детьми будет заниматься, мамы единогласно заявили, что в таком кружке и сами с удовольствием позанимались бы. 🙂 Они там опыты проводят! И мой сын уже собирается стать учёным. 🙂… Читать далее »

La_gata

Кружки и секции — это прекрасно. Но есть другая проблема. В стране весьма много учебных заведений, которые можно рассматривать и как учреждения дополнительного образования, и как начало профессионального образования в области спорта и искусств. И вот здесь ситуацию носит: то хореографические училища у нас норовят вывести в "допобразование", то в ДМШ и школах искусств раздаётся клич — "всё, готовим только профессионалов, зачёты сдаём в строгом соответствии с программой под отчётность".

Анна1982

В шестом-седьмом-восьмом классах ходила в кружок вязания. Научилась вязать свитера, носки, варежки, потом сама связала несколько вещей и для себя, и для племянницы, и для брата. И считаю, что это прекрасно! Сейчас работаю преподавателем, хочу открыть факультативные занятия по истории международных отношений или культуре межнациональных отношений, или этнографии. Замечаю, что студентам интересно слушать о том, как живут разные народы. Надеюсь, расписание позволит.

Похожие статьи