Вы начинаете новый проект: открыли свою студию, организовали серию мастер-классов, завели интересный блог на близкую вам тему… И вот, буквально в первые же пару месяцев получаете резко негативные отзывы. Из них можно сделать вывод, что вам стоило бы все бросить и подыскать себе другое занятие. Почему так происходит, и можно ли считать это конструктивной критикой?

Вот вы, окрыленная первыми шагами, заходите на свой сайт или страничку в социальной сети и читаете что-нибудь, обидное до слез. Что вы просто дура, и это еще мягко сказано. Что вы заигрались в начальника (организатора, психолога, преподавателя, журналиста — подставить нужное), явно ничему не учились, ничего не понимаете в теме и вообще для выбранного дела не подходите.

Нормальна ли эта ситуация? Нет, совершенно ненормальна. Будет ли она происходить? К сожалению, да. Такое может случиться с каждым с большой вероятностью — и увы, с новичками, которым больше других нужна поддержка и похвала, она происходит чаще всего. Однако это не означает, что себя не нужно защищать. И не слушайте доброхотов, которые будут говорить вам о «принятии критики» и праве каждого свободно высказывать свое мнение. Цивилизованная критика принципиально отличается от обесценивания, оскорбления и гадостей. И, кстати, даже конструктивная критика далеко не всегда полезна.

Отличить критику от обесценивания и принижения

Критика может быть болезненна или не очень, конструктивна или не конструктивна. Об этом — в следующих пунктах. Но прежде всего нужно различать критику и банальное унижение. Все, что содержит переход на личности, — это обесценивание и унижение. «Не понимаю, почему разведенная женщина пишет об отношениях, чему у нее можно научиться?». «С такой внешностью работать стилистом? Она себя в зеркало видела?». Это бессмысленные оскорбления, и ничего больше. Все, что содержит принижающие оценочные суждения с позиции сверху: «Автор словно ребенок», «Боже, как наивно!», — обесценивание.

Все, что содержит ярко негативные эмоциональные суждения без каких бы то ни было отсылок к фактам, — не ваша проблема. Пример: «Увидел это и захотелось плакать». Вы не можете отвечать за чувства другого человека, а если он не объяснил, как именно его слезы связаны с вашей деятельностью — такие отзывы вообще можно пропустить. Это манипуляция чистой воды. Про бранные слова можно, наверное, и не говорить.

Что делать с такими отзывами?

По максимуму оградите себя от унижений. Вы не обязаны их терпеть. Игнорируйте, забаньте, покиньте помещение как можно скорее. Это лучший выход. Переход на личности, оскорбления, попытка унизить — это все признаки полной социальной неадекватности. Зачем вам неадекватный человек поблизости? Если можете — заблокируйте, нет — игнорируйте. При онлайн-общении не вступайте в дискуссии, не отвечайте на комментарии. В реальной ситуации как можно скорее уходите и, если есть такая возможность, постарайтесь больше не пересекаться. Контакт нужно прервать, он токсичный и просто не может ничем быть оправдан.

Хорошего сотрудничества у вас не выйдет, даже если это потенциальный инвестор и он предлагает вложить деньги в ваш проект. Человек неадекватен уже на этом этапе, с ним нельзя выстраивать никакое сотрудничество. Хуже, конечно, если это ваш начальник на постоянной работе, родственник, близкий знакомый. Все равно — ищите способ сменить работу или не обсуждать свой проект с конкретными людьми. Дело не в том, что проект плох. Это с людьми, которые ведут себя подобным образом, что-то не так. Вам не обязательно находиться с ними рядом.

Когда критика вроде бы рациональна

…это все равно не значит, что к ней непременно нужно прислушиваться.

Если вы начинаете новое дело, критики будет много. И вот в чем фокус: совершенно необязательно она поможет вам стать лучше и развить свое дело. На начальном этапе она скорее подрежет вам крылья и собьет собственное чутье.

Самые частые фразы, которые может услышать человек на старте нового проекта: «Для этого нужно много умений (денег, связей)». Предполагается, что у вас этого нет, даже если собеседник не говорит об этом напрямую. Это тоже своего рода обесценивание, только скрытое.

Еще один распространенный комментарий: «Это сейчас все делают, ты просто сделаешь еще один клон». И что? Вполне возможно, у вас будет много клиентов (учеников, читателей, покупателей), которым по каким-то причинам подойдете именно вы. «Сейчас такого много» еще ничего не значит. Сделанный с душой магазинчик кофе или научно-популярный лекторий привлечет свою аудиторию.

А как же выглядит правильная обратная связь?

Во-первых, она конкретна. Если вы делитесь своей идеей, а человек в ответ начинает рассказывать, что у вас ничего не выйдет — это по определению не конструктивно. Другое дело, если вы попросили дать обратную связь: не слишком ли оптимистичен ваш план, не понадобится ли больше денег или времени, что еще можно улучшить, как привлечь людей?

Второй признак «хорошей» обратной связи — она направлена на доработку и улучшение вашей идеи. То есть не имеет скрытой цели напугать вас и заставить от всего отказаться, потому что это слишком долго, слишком сложно и вообще — вчерашний день и никому не интересно.

Еще один признак: грамотная обратная связь, даже если содержит элемент критики, скорее вдохновляет. Вы чувствуете, что вас и вашу идею приняли всерьез. Собеседник уважает ваше видение и вашу цель и готов помочь. С таким подходом критика не ранит, она превращается из негативного отзыва в помощь. Все, что заставляет вас чувствовать себя бессильным и неумелым, не заслуживает внимания.

Есть один случай, когда грамотная обратная связь может быть болезненна: в том случае, если вы допустили серьезную ошибку. В работе с людьми это связано с тем, что вы намеренно или случайно кого-то обидели или обошли вниманием, человек почувствовал себя плохо. В текстах это может быть дискриминация некой группы людей, неудачное слово или выражение, которое является принижающим, или невольное раскрытие личной истории, которого человек не хотел и не ждал от вас, и так далее. В таком случае отзыв может быть достаточно резким, но его стоит принять к сведению.

Отличие этой ситуации от обесценивания: даже если обиженный сильно уязвлен, он будет писать о конкретной ситуации и о своих чувствах в этот момент, а не о вашей затее в целом. Если вы сомневаетесь, действительно ли обидели кого-то или человек, как говорят, пришел «обидеться об вас» — можно пересказать ситуацию одному или двум близким людям, мнению которых вы доверяете. Такой отзыв стоит принять всерьез и учесть на будущее. Но разрушать ваше чувство самоценности он не должен. Ошибки делаются для того, чтобы учиться на них в дальнейшем, но не для того, чтобы отчаиваться и все бросать.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Я психолог, а до этого семь лет трудилась на ниве журналистики. По-прежнему люблю обе профессии, сейчас пишу о людях, их внутреннем мире, отношениях и чувствах.

Другие статьи автора

Отправить ответ

новые старые популярные
ttttt
Критика конструктивная — редкость редчайшая. Даже прекрасный профессионал может позавидовать новичку — «рано тебе еще молокосос прыть показывать», либо по характеру склочный — и все, несмотря на то, в вопросе прекрасно разбирается, и правда есть что сказать, но все — его критика уже будет неконструктивной. В большинстве случаев критика превращается в слив негатива, в защиту своей позиции «чего это он(а) тут выступает», «чего это он(а) думает не так как я», «чего это она разоделась, как ……, ноги показывает». А вот непосредственно критику объективную можно получить только от очень доброго человека, и то не факт, либо от человека, который очень любит… Читать далее »
Ольга Алексеева

Знаете, к сожалению, 90 процентов критики конструктивно. Для наглядности возьмём этот портал. В подавляющем большинстве комментарии содержат или 90 процентов позитива против 10 процентов негатива, или наоборот: 90 негатива против 10 позитива. Причем публика одна. И статьи Сиделевой, Дунаевой, Малаховой в подавляющем большинстве встречали аплодисментами. А статьи Х, Y, Z — вызывали холивар, где авторам доставалось по первое число. Так что критику, особенно в замкнутых сообществах, лучше воспринимать серьезно. Если хочешь расти дальше.

Дунаева неповторима. прям скучаю ужасно

E.P.

Тут еще вариант, что ты можешь просто не вписываться в какое-то сообщество со своими идеями. И тут критика девяноста процентов его участников может значить, что нужно со своими идеями идти а другое место, а не срочно менять идеи, чтоб вписаться в сообщество.

Ольга Алексеева

Возможно. Но в данном контексте лучше рассмотреть «без наводок». Можно поменять портал. Но если тема не раскрыта, если у автора нет пресловутой индивидуальности, которая первооснова всего творчества, то результат будет один: от жидких аплодисментов, до откровенного «захлопывания».

Ezhik

А еще вопрос,что считать мерой успеха в каждом конкретном случае. Статьи а,Б и в часто и слабые,и провокационные, но-вполне читаемые и обсуждаемые.

ttttt
Часто сталкиваюсь и не только я с тем, что критикуют тогда — когда другой описывает другой опыт. Объективная -когда, мне не нравится статья потому что статья агрессивная, одиозная, не учитывает опыт вот с этой стороны ______ (пример), по моему мнению должна быть затронута эта проблема ________ (пример), а статистика что говорит _____? А когда вся аргументация — у меня не так, потому других в топку о какой конструктивности может идти речь. А когда критикуют чужую работу, чтобы отменили проект потому что лень делать свою часть работы не сталкивались? Часто ООочень часто. А когда критикуют родственника чтобы развести и получить свою… Читать далее »
Ольга Алексеева

Случаев «за компанию» не встречала. Или они идут в те 10 процентов негатива, как неизбежная помеха, в которую входят тролли, люди, вставшие не с той ноги. Но это десять (!!!) процентов. Когда накидывается большинство из среднестатистической выборки, то стоит подумать себе во благо, что «дело не в двери, а в лице».

ttttt
Конечно надо думать самому о том, что «где что сделал не так». Но часто встречается и обратная ситуация — «что не так сделал» будет думать человек, который видит причину прежде всего в себе, тот кто привык себя обвинять, а тот кому надо бы подумать » что он не так делает» — никогда в жизни в таком ракурсе не будет думать, потому что привык всегда обвинять других. И какая где ситуация со стороны разобраться трудно.
ttttt
Конечно надо думать самому о том, что «где что сделал не так». Но часто встречается и обратная ситуация — «что не так сделал» будет думать человек, который видит причину прежде всего в себе, а тот кому надо бы подумать » что он не так делает» — никогда в жизни в таком ракурсе не будет думать, потому что привык всегда обвинять других. И какая где ситуация со стороны разобраться трудно.
Ольга Алексеева

Читателю или зрителю (или больному, в моем варианте), или человеку, который пришел в парикмахерскую, глубоко все равно, что в душе у журналиста, режиссёра, врача или парикмахера, как он взращивает свой профессионализм. Потребителя это не касается. Просто истинный профи скромен и мало думает о себе, больше о том, что конкретно он делает. Самокопание и рефлексия в свой адрес — это обратная сторона гордыни.
А вообще, нас руководство учило в свое время: «клиент всегда прав». Ох и бесилась я когда-то. Чуть из профессии не ушла. Потом поняла, что клиент всегда прав. Даже если и не прав совсем. Но я должна делать свое дело.

Спасибо, вы меня утешили вот этим «истинный профи скромен и мало думает о себе». А то пришел молодняк в коллектив и все жалится, как устает. А я не только не сочувствую, а посмеиваюсь и получаюсь злая тетка с предвзятым отношением, наездами и угрозами.

Ezhik

Насчет молодняка-сложный вопрос. Много зависит,насколько востребована и оплачиваема ваша профессия,и есть ли куда деться перспективному «молодняку». Если этот баланс нарушен-между требованиями и оплатой/престижем-может получиться хорошая текучка кадров. Хотя иногда она выгодна «старожилам»,но в долгосрочной перспективе и для дела в целом-нет.

Ольга Алексеева
«Старожил» и «профессионал» — это не знак равенства. Взять профессию многодетной мамы (ну чтобы никому не было обидно) и жены. Профессионал всегда растет, ошибается и учится на своих ошибках, всегда стремиться подойти к делу творчески. Итог — бесценный опыт профи, выжимку из которого подытожил Сократ (или не он?): «Я ЗНАЮ, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ». Профессиональная многодетная мать и жена никогда не пойдет с флагом: «Нет лени, даешь многодетность!» (просто многодетная пойдет, но профессиональная мама — никогда), «У вас дети не слушаются, потому что…..». Потому что истинный профи понимает, насколько сложна его профессия, и насколько много в ней белых пятен.… Читать далее »
Ezhik
Тоже как-то отчасти. Вот если брать роддом-было у нас пара «бабушек»,грубиянки,ничего нового не знали и знать не хотели-я и так доработаю,КС и травмы криво-косо-непохоже-лень и видят не ахти. Но-они совершенно незаменимы в реально тяжелых,редких случаях. Потому что за «40,а то и 50 лет в акушерстве» они просто уже 3-5-10 подобных случаев видели,а опыт всегда опыт,то бишь он важнее,чем тоже,даже 100 раз прочитанное. Также и с материнством,и со всем. Да,изначально критичный,способный и умеющий учиться,делать выводы,ну и не судить-сможет стать большим профессионалом,чем просто «старожил». Но и молодняк-это пока молодняк.)) В комментарии Елены больше как-то проблема наставничества видится- вот с этим плохо сейчас,как… Читать далее »
Ольга Алексеева

Бабушка, которая всегда при своем, сложившемся сорок лет назад мнении — это аут. У нас две недели назад осудили такую. Наверное, посадят.

Ezhik

Очень ей сочуствую,этой бабушке. Оно конечно нехорошо,работать устаревшими категориями,но уголовная ответсвенность для докторов-это полное безобразие,имхо. Потом удивляются,почему молодежь или не идет,или претендует на высокие заработки.Потому что страхование рисков.а как иначе?

Ольга Алексеева

Женщина и ребенок погибли. Там как-то по новому сейчас идёт следствие. Типа прокурорского ЛКК было. Она собрала все возможные баллы (ставят какие-то). Короче, пациентке надо было пять раз кесарево делать, а врач говорил «сама родит». А так жалко, конечно. Только наши коллеги из ее роддома говорили, что она всегда так работала на гране фола.

Ezhik

Нет,это уже совсем неправильная бабушка,наши уже в последних реалиях не особо рвались к «сама родит»,и вот как раз материнскую они убьются,но не допустят.

Ольга Алексеева

Правильная. По-старинке многие так работают. Даже поклонники у них есть. «Надо уметь вести роды» — это их девиз. «Профи гланды через прямую кишку удалит, если захочет».
Тазовое больше 3 кг — в роды! «Когда я в юности в деревне работала, у нас все рожали безо всяких кесаревых!» В нашей профессии люди, которые «делаю как хочу, потому что меня так учили …дцать лет назад» уже не задерживаются.

Ezhik

Ой,у нас такие бабушки на грани фола лет десять назад как «повывелись». Как начались первые ласточки судов или хотя бы досудебных проверок на тему «почему не сделали КС»-так и повывелись.)) Удивительно,что у вас сохранились.

Ой, ну не судите строго, я ведь просто пожаловаться пришла) Сначала человек говорит – мне очень нравится ваш стиль руководства, научите меня всему. А когда он получает критические замечания, называет это предвзятым отношением. То есть, критика вообще исключается…
А «бабушка», которая вас учила, просто добрее. Я не такая.

Ольга, вот правда. Только одно «но» — сам формат портала допускает статьи, не имеющие отношения к точной информации, а такого плана, как бы сказать, полет мысли. Другое дело, что и в данном случае все зависит от автора и от того, как написано. Дунаева так писала, что всем было ооочень интересно, что у нее в душе.

Ольга Алексеева

Дунаева умела рассказать о личном так, что это не выглядело моралью, но человек задумывался. Вообще, о своём личном опыте писать а нашем менталитете сложно, чтобы не получить «чо, самая умная типа?» Надо быть профессионалом. У нас публика разборчивая.

Ольга Алексеева
Оля, у каждой статьи должен быть четкий смысл. Сумбурное эссе — это для близких в Фейсбуке. Иначе — получите. Допустим, статья матушки Виктории Могильной о разводе и воссоединении священнической семьи. Кто виноват во взаимных обидах? Мое мнение — автор, непрофессионально взявший интервью. Молодые влюбленные жили и вдруг батюшка оставил беременную жену. А она его простила. Эффект был не тот, на который рассчитывала матушка. И не потому что читательницы наглые хабалки. У многих за плечами непростая жизнь. И у многих развод, потому что «пил, изменял, издевался». А поскольку история была не освещена, каждый домыслил как мог и вынес вердикт:»прощать такое? Никогда».… Читать далее »
Ezhik
Я вот что-то даже и не знаю. С одной стороны верно,с другой стороны-работают люди с исчерпаемым все же ресурсом. И вот те,которые «всегда правы» могут очень сильно изматывать. Я вот чему счастлива в своем магазинце-я с ними -не работаю. Вот просто не работаю,и все,у меня пункт есть-«могу отказать без объяснения причин». Если я вижу,что покупатель уже был замешан в пустом конфликте,или вижу,что он начинает предъявлять некие ненужные мне требования-усе,идет лесом. Может кричать про «публичную оферту»,про налоги и сборы-ок,ок,ок,но-лесом. Кстати,некая клубная солидарность продавцов очень уменьшила таких «всегда правых». Я могу только сочуствовать на сегодня тем,у кого нет возможности,как и у меня… Читать далее »
Я здесь и с Вами согласна, и с Ольгой. В статье про развод матушки было непонятно, насколько это канонично и вообще. И батюшек тоже разных хватает, как бы это помягче сказать… они все-таки призваны быть примером. А насчет вечно правых да. Помню пришли ко мне на экскурсию местные краеведы. Как и везде, наверное, это в основном энергичные пенсионеры. И один сильно дотошный дядечка стал ко мне приставать — по-другому не скажешь — с вопросами про личную жизнь художника, причем требовал такие детали, про которые не то что в альбомах в разделе «биография», а даже в интернете не пишут. Ничего особенного,… Читать далее »
Ольга Алексеева

Так здесь нет противоречия. Вот если бы после каждой второй экскурсии писали бы жалобу, люди зевали бы и не слушали, а Вы бы говорили, что просто большинство критики не конструктивно, тяжело интеллигентному человеку в толпе (как было предложено в статье).

К счастью, это был единственный раз такой )) все остальные слушатели были всем довольны. Не настолько я интеллигентна ))

Elka
Вот с одной стороны, всем нравиться невозможно, и критику, действительно, надо фильтровать. А с другой, фильтровать — не значит полностью отсекать. Я занимаюсь несколькими видами рукоделия, состою в тематических группах в соцсетях. Как правило, там есть люди,творящие на разном уровне, и начинающие, и мастера. И когда человек выставляет сделанное им в группе, ему пишут свои мнения участники. Уровень работ разный, соответственно, под чьими-то работами в основном «Ах! Красота! Потрясающе! Вдохновляет!», а под чьими-то комменты с замечаниями — типа, сделано или сшито криво, швы неровные, старайтесь добиваться симметрии, материалы неудачные, цвета подобраны не очень хорошо. Адекватные люди благодарят и принимают к… Читать далее »
Elka

Замечу, что сама достигла хорошего уровня именно благодаря таким советам, потому что когда варишься в собственном соку, кажется, что делаешь все хорошо. Но когда есть с чем сравнить, да еще опытные люди подсказывают, это открывает новые точки роста, помогает прокачать умения и в итоге подняться на одну или несколько ступенек. И это здорово, спасибо интернету и сообществам по интересам. Радует, что все больше людей приходит общаться туда, где «ругают», чтобы не топтаться на месте, хотя раньше практически монополия была у сообществ, где только патоку лили друг другу, захваливали любую поделку. Это приятно, конечно, но бесполезно.

ttttt
Имеют ли быть право высказанными идеи, и их соответствие правила сайта и закон определяют, я так думала. Критику, где дают ценные советы многие бы и оплатили, но не все поделятся. Понятно, что если рассматривать разные сферы, вглубь идти, везде своя специфика. В сфере защиты прав потребителей, особенно покупки, критика часто обоснованная. И неискренне хвалить то что сделано плохо никто не агитирует. И еще миллион случаев, ситуаций — везде свое. Статьи я бы каждую отдельно обсуждала, даже у одного автора разные статьи встречаются. Но вот многие творческие люди прислушиваются прежде всего к тем кто их любит, и их творчество воспринимают с… Читать далее »
Ольга Алексеева

Друзья в социальных сетях часто оказывают медвежью услугу писателю, вообще творческой личности. Вот на 99 процентов уверена, если сейчас напишу эссе (а я умею немножко писать эпикризы), то Ёжик, Гоблинище и Ко поаплодируют. Потому что писал человек, которого они знают. Хотя статья будет слабая (а какой ей быть, если я не профи?). Кстати, я писала один раз на конкурс, и даже приз получила. Но я его получила как участник читательского конкурса, а не как профи. И писалось там в жанре: «расскажи свою историю», без анализа ситуации. И потом, повторю, здесь я не помню неконструктивной критики.

Ezhik

Статью я вашу помню. Да нормальная статья была,уж точно не ниже среднего матроновского уровня.)) Пишите.))

ttttt
В жизни можно столкнуться, родственница критикует «ленивая», а причины — «квартира», и родственница поэтому бесит, глаза мозолит (а бывает и конструктивная критика, и правда — ленивая, имеют права высказываться или нет по поводу лени, неаккуратности это уже другой вопрос). «Плохая работа» — оценивают, а причина — поднять бучу, чтобы собственный «косяк» не обнаружили (но ведь бывает и правда «плохая работа» без кавычек). К тому что когда тема «объективная критика» хочется сразу назвать один из критериев — причины критики… и от этого плясать. Это не к тому чтобы не критиковать, молчать и улыбаться, хочется искреннего мнения насколько это вообще реально в… Читать далее »

Похожие статьи