Молодым специалистам посвящается

* * *

4 февраля

А у нас новая училка, Н.Н. Молодая, но строгая – ужас! И не улыбнется.

Да нет, улыбаться умеет. Мы даже шутили сегодня на уроке. Только говорит тихо. Хотя это удобно – можно прикинуться, что не слышал вопроса.

До чего с вопросами занудствует! Как пластинку заедает: «Я слушаю. Итак? Я слушаю». Ну, не учил я, чего тут слушать?

А двоек ставит немного. Мы прямо в отличники вылезли, только наш Паша с «лебедями» ходит. Но он дневник не дает, говорит, что забыл. До собрания ему можно ничего не бояться, хотя он и так не особо переживает…

Я сегодня поприкалываться решил, отпросился выйти, а сам пиццу купил. Мы с Серегой эту пиццу на уроке хавали, пока Н.Н. отворачивалась. Конечно, нас засекли, но что она нам сделает? Упражнение дала дополнительное, так я его перед звонком накатал по-быстрому. А пиццу все-таки съел!

14 апреля

Контрольная была. У меня у одного «5-». Н.Н. сказала, что я могу очень хорошо учиться, если соберусь. Я и сам знаю, что крут!

Мы сегодня так галдели, что Н.Н. сходила за нашим классным руководителем. Совместными усилиями вытрясли из нас дневники. Теперь страницу вырывать придется.
Моя соседка по парте сказала, что ей Н.Н. иногда жалко бывает. Не умеет, мол, реагировать на наши шутки. А без шуток жизнь не в жизнь! Сегодня, например, мы, чтобы мой дневник с учительского стола утянуть, подослали Пашу про контрольную спросить. Классно сработали, она даже ничего не заметила, пока Пашке про работу вещала. Друзья у меня – высший сорт!

15 мая

Экзамен на носу. Вот сейчас доиграю и учить пойду. На завтра аж целых две темы! Они там с ума посходили!

Еее, пятерка! Комиссия что-то пела насчет притягивания за уши, но кто же об этом знать будет? Гуляем, ребята!

* * *

6 февраля

Коля сказал, что у них новая учительница. В середине года? Что у них там в школе происходит?..

Говорит, что строгая, а сам одни пятерки приносит. Загадка. У предыдущей предметницы пятерку с трудом выцарапывали. Закон компенсации, наверно.

Странная компенсация… Сын говорит, что им письменные упражнения теперь не задают. Как же они материал повторяют?

Коля забыл видео в телефоне выключить, и я увидела один ролик. Судя по надписям на доске и по времени в углу экрана это был урок – как раз той, новенькой. Кошмар какой-то! Сплошной галдеж. Что она детям позволяет? Срочно иду в школу.

10 февраля

Поговорила с Н.Н. Высказала ей свои опасения насчет плохой дисциплины и падения требовательности – аккуратненько, конечно. Попрощались, утонув в облаке улыбок и доброжелательности.

Нет, определенно мой Коля совсем разболтался. Ничего не делает. И чему эту молодежь в их пединститутах учат? А как же подход к ученикам?

Посмотрела его дневник. Что-то не все учителя оценки проставляют…

17 мая

Поговорили с остальными родителями, будем просить, чтобы на следующий год нам поменяли Н.Н. на кого-нибудь потверже. Вот не везет нашим детям в этом году! То с одним педагогом скандал, то каких-то необстрелянных присылают, которые только улыбаются на собраниях…

За экзамен у Коли «5». Довольный пришел и сразу за компьютер сел. Наказание мое!

* * *

3 февраля

Коллега внезапно уволилась, и мне дают ее группу. Полна энергии и решимости справиться с этой ордой подростков. Все сходятся во мнении, что группа тяжелая, но ладно: как говорится, тяжело в учении, легко в бою!

Срочно обучаюсь психологическим приемам у коллег. Первый выход – самый важный. Главное, «терминатора включить» – внешне, конечно, так как в глубине души я на эту ребятню умиляюсь, ведь они ровесники моего брата.

Спасибо опытным бойцам нашей школы. Кажется, все фокусы, включая «каменное лицо», помогли. Тишина стояла – ушам своим не верила. Жаль только, что я эту линию не выдержу. Надо весь коллектив в ежовых рукавицах держать, а я пытаюсь к каждому подладиться, и вся конструкция рассыпается. Надеюсь, со временем научусь сразу всеми командовать.

14 марта 

Эх, гибнет моя легенда о строгой учительнице… Детишечки чувствуют себя гораздо свободнее, и я уже столкнулась со случаями… ну, назовем это подростковым хамством. Откровенно говоря, теряюсь перед этим.

Вообще я, наверно, морально незрелая, потому что в своих учениках вижу младших братьев и сестер. Визит завуча на урок мы, похоже, встречаем с одинаковыми нервами. Дети переживают, что начальство следит за их работой и поведением; но как же волнуюсь я, зная, что являюсь объектом контроля… тревожусь и за себя, и за тех парней (и девчонок), глядящих на доску. Чувствую себя сообщницей этой хулиганской компашки, и моя главная мысль – как бы наши общие косяки не слишком вылезали на свет.

Порой не уроки, а тягомотина – сама вижу. Но игры отлично идут, только потом не успокоить ни победителей, не проигравших.

Тону в тетрадках и самостоятельных работах… где мой спасательный жилет?

Лирическая концепция, согласно которой в моих учениках, как во всех детях, сосредоточены полнота бытия, радость товарищества и беззаботность, через край изливающиеся на тех, кто с ними общается, потихоньку отходят на второй план. Я по-прежнему с удовольствием наблюдаю за детьми на уроках и на переменках. Любуюсь на то, как они разговаривают друг с другом, как похожи на школьников моего детства, как в них вдруг проявляется крапивинская взаимовыручка… но пусть это будут не мои ученики! С «моими» я завязла в трясине взаимных жалоб (они на меня жалуются и пишут бумажки администрации! моему консервативному мозгу такого не понять), недовольства родителей, вечерних звонков домой и прочей прелести…

5 мая

Мрак. Перебежками – от каникул до каникул. Приближающиеся экзамены задают мне ориентир и помогают выстраивать обучение… на бумажке. На деле мои гениальные планы уроков разбиваются о планшеты и телефоны, плееры и наушники, препирательства и отказ выполнять просьбы учителя… Собраний я просто-напросто боюсь, а родители, которые старше меня больше чем на десять лет, в силу возраста давят на меня жизненным опытом.

Чувствую себя ученицей и перед администрацией, и перед коллегам, и перед родителями… В отличие от моих тринадцатилетних питомцев, которые учениками себя ни секунды не ощущают. По крайней мере, у меня на занятиях.

20 мая

Работа постепенно превратилась в каторгу. Почему? Сложно выделить одну причину. Все сошлось в одной точке: и моя недостаточная взрослость; и характер, слишком мягкий для общения с толпами подростков; и розовые очки на близоруких глазах; и отсутствие опыта. Последнее – дело наживное, но наживать его что-то уже не хочется…

Впрочем, экзамен мои товарищи сдали прилично, на уровне. Наверно, я все же не такой бездарный препод, но с меня хватит.

15 июня 

Сегодня счастливый день! Я написала заявление об увольнении!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Это про меня в первые годы работы. Когда недавно услышала, что мои ученики за глаза называют меня "умная тетка", ощутила невероятную радость оттого, что мне уже 28. Ты сам этого не замечаешь, но возраст приносит зрелость, которую замечают в тебе окружающие, заставляя относиться к тебе с уважением.

Ксения Николаева

Вы долго так страдали? Не могу понять, я испугалась трудностей или это реально не мое. Не поделитесь опытом?
Благодарю за внимание и за ответ.

Трудности всегда и у всех: дети слишком тонкий, живой, постоянно развивающийся организм, чтобы укладываться в методические инструкции.. На первых порах сложности с детьми усугубляются "снисходительно-ироничным" отношением более взрослых и опытных коллег. С ними я придерживалась следующих правил: не поддаваться на провокации, на хамство и "тыканье" реагировать спокойно и с достоинством, согласно моему воспитанию. И главное — не робеть и забыть о том, что ты младше. Прежде всего ты — специалист, и, если тебя приняли на работу, следовательно — ты отвечаешь всем квалификационным требованиям. Помню в первый год работы в элитой школе при моей попытке внести замечания в методический план, одна… Читать далее »

Учителя все разные. Главное — найти свою нишу, то, за что тебя увлечет настолько, что ты напрочь забудешь о мнении окружающих, и о том, как ты выглядишь в их глазах. Для меня такой нишей стал мой собственный спецсеминар, который стал моим детищем, самореализации, источником самоуважения, и саморазвития. Что касается детей, главную ошибку которую я совершила в работе со старшеклассниками — приняла их за студентов, которым можно преподавать в более свободной игровой форме, будто бы младшим друзьям. Учительское отношение — не сестринское, дружеское, а скорее — родительское: в нем есть и доброта, и участие, и пряник, и кнут, к которому иногда… Читать далее »

Совсем забыла сказать о самом главном, вспоминая свое начало пути и трудности, которые приходилось преодолевать. Столкнувшись со стеной отчуждения со стороны как учеников, так и коллег, я начала упорно над собой работать. Однако все мои титанические усилия по развитию себя как педагога не давали скачала никаких результатов, пока я не начала каждый день перед занятиями со всем отчаянием своей души молиться Тому, без кого я вновь оказалась бессильна. Молилась просто и своими словами: о том, чтобы Он помог мне, такой бестолковой, чтобы был со мной во время уроков и помогал справляться со всеми острыми ситуациями. После этого вскоре произошел перелом… Читать далее »

Ксения Николаева

Спасибо, @undefined
Вот у меня реально была заморочка, что меня взяли по доброте душевной, поэтому я всем кланяться должна и специалистом себя не чувствовала. Не знаю, связано ли это только со школой или вообще такой перекос в мозгах. Вот устроюсь на новую работу, посмотрю…
Не, наверно, пороху для такого серьезного подхода, какой виден у Вас в ответах, у меня маловато. Ответственность за подрастающее поколение — это как-то чересчур абстрактно на данный момент.

А выводы какие? Что делать? Не брать новичков в школу? Давать им кураторов из старших?

Анна

Молодость — это единственный недостаток, который проходит со временем. Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы учительница иногда пошутила на уроке. Но у меня был наставник, когда я только пошла работать в колледж.

Ксения Николаева

Честно говоря, не знаю. Просто хотела показать ситуацию с трех сторон — что каждый по-своему прав. Ну, и чтобы молодых необстрелянных пожалели, им несладко приходится. 🙂

Cordelia1981

Ксения, очень остроумная заметка, спасибо. Почти что Бел Кауфман и ее повесть "Вверх по лестнице, ведущей вниз" 🙂

Ксения Николаева

Благодарю. Очень люблю Кауфман. До нее здесь, конечно, далеко. И по литературному уровню, и по содержанию. Там героиня — настоящая героиня и педагог по призванию.

Cordelia1981

Что касается педагогического призвания, то, может быть, Вам просто нужен жизненный опыт. Я в свое время 2 года преподавала студентам в университете немецкий язык (будучи практически их ровесницей) и поняла, что одного знания матчасти мало. Мне нужна была психологическая дистанция для контроля и управления ситуацией, а такая дистанция достигается только возрастом и опытом. Конечно, если преподавание не призвание (мой случай), то тут и опыт не поможет. Мне, например, совершенно не хочется снова идти преподавать, даже несколько лет спустя.

Наталья

Оо! Я Бел Кауфман читала, в юности ещё, как впрочем и других педагогов-авторов, думала вдохновилась на всю жизнь, с чем угодно справлюсь. Однако реальность куда многогранней идеала))) и дело даже тут не в детях) С ними то как раз все в порядке.

Анна

А вообще… Когда к нашим ребятам относятся по-человечески, они от этого немножко бывают… как бы это мягче сказать… огорошенными. Я с этим столкнулась — студенты наши в колледже другими становятся, а потом рассказывают: на нас здесь не орут!!! Бедные, что же им пришлось пережить и где они побывали?

Ксения Николаева

Без ложной скромности скажу, что я относилась к ним по-человечески. Не орала — и глупо, и самой противно. Но с подростками нужно по-человечески, но жестко. Не могу. Не понимаю, как. Не чувствую грани. Короче, одно "Не". 🙂

Пользуясь случаем, выражаю благодарность редакторам за правку.

Maria

Второй год работаю в сложных классах. Нравится, но я на любителя адреналина)) Я понимала сразу что в таких классах не учат и меня не учили. Я даже другое поняла, что слишком я демократичная. И вот на нас как раз не кричали. И я первые пол года не кричала. И вот расслабила деток. А они гораздо больше понимают, чем мои одноклассники в прошлом ( и я вместе с ними). очень сожалею о своих ошибках, особенно, которые не изменишь. Реабилитируюсь на третьеклашках — они мои. Вот и на следующий год, если зп не снизят планирую 2 класса начальной подготовки взять. Зарплату сильно… Читать далее »

Ксения Николаева

Да уж, я перед выпускниками даже робела. Такие дяди и тети… А меня со спины за школьницу принимали.
Да, я много чего не поняла, это точно.

Лариса

Все Вы правильно поняли. Если это не Ваше — уходите, пока не поздно, и не терзайтесь.

Ксения Николаева

Уже… 🙂

Наталия

Ксения, спасибо за статью! Если Вас это утешит, то знайте — не Вы одна такая. У меня тоже восьмой класс срывает урок за уроком. Теряется вера в себя, хочется все бросить. Но бывают ситуации, когда уходить некуда. И если Вы так тонко чувствуете мненте детей, то, возможно, со временем Вы научитесь находить с ними общий язык и овладевать их вниманием.

Ксения Николаева

Спасибо. 🙂
Может быть, но попозже… Я этих детей как-то теоретически чувствую, а на полноценное взаимодействие с ними этого не хватает.

galina1976

Ксения, спасибо за статью! Дети разные даже в одном классе. Кому-то один интерес — сорвать урок и показать как он крут, кому-то все равно что происходит, лишь бы его лично не касалось, а кому-то нужны хорошие оценки чтоб поступить потом куда спланировал. Дисциплина необходима. Без нее нельзя. Также необходимо чтоб материал был классу интересен. Скука убивает. Я когда училась в последних классах, к нам пришла на какое-то время молоденькая учительница. Привела ее завуч, познакомила и удалилась. Класс сразу стал галдеть. Томочка (мы ее так за глаза называли) очень уверенно всех усмирила и стала давать материал. Это было интересно! До нее… Читать далее »

galina1976

Еще у меня в жизни был пример, когда мне нужно было давать материал старшим коллегам по работе. Я тогда была 20-тилетней девчушкой, а в зале сидели монстры много старше, некоторые под 80. Какое ко мне отношение как к лектору? Чему я могу их научить? Мне пришлось перед этим наблюдать откровенное неуважение аудитории к предыдущему лектору далеко не юного возраста. Его не слушали, шумели, ходили по залу. Я сидела и зверела просто. Когда подошло мое время, я сделала так. Предупредила сразу, что по моей лекции будет принимать экзамен высшее руководство, попросила тех, кому неинтересно выйти и не мешать остальным. Предупредила какой… Читать далее »

Мои родители почти по 30 лет отработали в сельской школе. И что? Ну позвонит кто-нибудь на День Учителя с 1969 года выпуска, или пригласят на встречу выпускников. Мне кажется, они, как тот почтальон Печкин, только жить начали, когда на пенсию вышли. Молодой девушке надо прежде всего устраивать свою личную жизнь, а если она устроена, думать о своих детях. Сколько видела действительно успешных учителей, это люди, которые прежде всего любят себя и свою семью, а в учительской работе прежде всего видят возможность самореализоваться и (как это ни странно) неплохо заработать. И заставляют уважать себя и детей, и родителей, и администрацию, ни… Читать далее »

Вера, вы очень точно подметили. Мне кажется, что женщине (если она не имеет склонность к монашеской жизни и не реализует свою внутренню духовную жизнь таким образом) работа скорее должна являться таким служением, проекцией её любви в семье, чем вызовом и способом добычи денег. Конечно, в наши времена далеко не у всех есть такая возможность.

Похожие статьи