У него свое течение мыслей! — думал прокурор. — У него в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер… 

И Евгению Петровичу казалось странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, решительно терялся и не знал, что сказать мальчику.

А. П. Чехов, «Дома»

Родителям часто приходится сталкиваться с изменениями в поведении ребенка и чувствовать себя растерянными и даже беспомощными. Да и столько разных «кризисов» уже описано психологами – кризис трехлетки, кризис семилетки, подростковый кризис… Наверняка есть еще и другие подобные градации возрастных перемен.

Не знаю, как психологи, а вот я на опыте поняла, что ранний предпубертатный период (8-11 лет) в современном мире информационных технологий, особенно у щепетильных родителей, заслуживает отдельного внимания. Хотя, наверняка, половине семей, вообще никогда и не приходилось сталкиваться с подобным явлением. Я и не берусь судить за всех – всего лишь предлагаю свои результаты наблюдения за этим феноменом.

Еще в начале XX века религиозный философ и педагог, внесший значительный вклад в развитие христианского учения о личности, протоиерей Василий Зеньковский, писал об этом так: «Отрочество связано с сексуальным созреванием — по крайней мере, в его наиболее существенной части. Правда, есть основания говорить о некоторой «предфазе» в сексуальном развитии… до периода сексуального созревания есть переходная ступень, сказывающаяся в целом ряде психических деформаций».

Вот об этой «предфазе» я и хотела бы поговорить. Потому как главная ее особенность в том, что родители оказываются часто не готовы к подобному развитию событий. Не понимая, что вдруг начинает происходить с их чадом. Хотя, по сути, это как раз уже «цветочки», которые обычно списываются на какие то банальные вещи. Но в моем понимании важно выделять этот период еще и потому, что изучение его особенностей могло бы помочь быть во всеоружии, чтобы и родительские реакции были мудрее и чтобы избежать, по возможности, ошибок.

Вот основные и, на мой взгляд, характерные для этого периода, особенности.

1. Ребенок значительно чаще начинает спорить с родителями и игнорировать их просьбы.

2. Ребенок становится более эмоциональным и неуравновешенным, иногда даже возвращаются истерики трехлетки: «Хочу и всё!»

3. Активно пробуждается интерес к половой теме, в основном с позиции стремления «быть компетентным», наравне со взрослыми.

4. Требование, «выколачивание», а иногда и прямо самовольное взятие «прав и свобод».

5. Обостренное чувство дефицита внимания и справедливости, понимаемых как «почему про меня опять все забыли?»

6. Много странных и неудобных вопросов.

7. Речь наполняется грубостями.

8. Появляется «мухлеж», первая ложь.

Как понять подростка

Должна признаться, что, столкнувшись с этими явлениями на практике, я долго не могла их никак охарактеризовать и всё списывала то на усталость, то на плохое настроение, то на проблемы со сверстниками. Но такой подход не позволял «делать скидки», «входить в положение» и в конечном итоге адекватно действовать.

Психолого-педагогическая литература в своих заголовках очень забавно и красочно характеризует состояние родителей и детей этого периода: «Ваш беспокойный подросток», «Если подросток сводит вас с ума», «Как не сойти с ума с подростком». В одной книге и вовсе к ребенку этого возраста предложено относиться, как к «сумасшедшему старому дядюшке Сэму», с которого и спроса-то никакого. В чем едины все авторы – так это в том, что в организме стартуют совершенно разные и новые для отрока процессы, как связанные с гормональной перестройкой, так и с созреванием – или замедлением созревания отдельных участков мозга и нервной системы.

Описываемый в пособиях предпубертатный возрастной период, как правило, начинается с 8-9 лет для девочек и 9-10 для мальчиков. Часто встречала наблюдение современных психологов, что эта возрастная планка снизилась именно за последние лет 20. И связывают это преждевременное развитие с веком информации, социальных сетей и недетским потоком новостей и рекламы. И если раньше гормональные изменения влияли на мышление, то теперь, скорее, наоборот – мышление начинает форсировать половое созревание и ускорять перестройку организма.

Педагогическая литература пестрит похожими (но иногда прямо противоположными) советами: «выстроите твердые границы!», «покажите, кто в доме главный!», «давайте ему больше внимания и тепла!», «ни в коем случае не уступайте в жизненно важном!», «уступайте, ищите компромисс!», «переговаривайтесь, договаривайтесь!».

Как было сориентироваться в многообразии форм и методов? Для себя я пробовала разные способы, стремилась, по возможности, к гибкости мышления, к творческим подходам, пыталась уходить от лозунгов и императивов и максимально входить в положение, располагать к себе вниманием и заботой. На практике получалось, что именно позиция понимания, качественного внимания с одной стороны и твердость, уверенность в принципиальных вещах с другой, являлись оптимальной мерой.

Но придется признать, что в этот период приходится пересматривать многие из прошлых установок, запретов, ограничений. Ведь, по словам вышеупомянутого о. Василия Зеньковского, – главной задачей воспитания является приучение растущей личности к свободе, к умению делать независимый выбор и нести за него ответственность. Но оно должно проходить постепенно и деликатно под руководством родительского авторитета, который еще надо сохранить и приберечь до самих «ягодок» подросткового возраста.

Как одну из форм подобной «дисциплины свободы» некоторые современные педагоги рекомендуют так называемую таблицу «прав и свобод» ребенка, где указывалось бы на каждом возрастном участке три позиции-столбика (аналог светофора). Первая – в чем у детей предполагается полная свобода выбора, и где родитель может лишь высказать свое пожелание. Вторая – случаи, где решения принимаются путем взаимных уступок и компромисса. Третья – случаи, при которых родители ни в коем случаи не могут менять свое решение. Обычно последний столбик связан с важнейшими вопросами жизненной безопасности и ценностей. И их должно быть не слишком много. Иногда этот принцип упрощается до списка «за что отвечают родители, а за что отвечают дети», адаптированного для более зрелого возраста и под каждую семью.

61

Поскольку ребенок уже начинает справедливо претендовать на большую свободу, его может ранить некогда спокойно воспринимавшийся стиль односложных и простых фраз в повелительном наклонении. Стиль главенства родителей должен уже несколько сбавить резкость и категоричность. Чтобы избежать пустых споров и конфликтов, лучше ввести «правила», на которые будет удобно безлично ссылаться всякий раз. Наступает то самое время, когда список «законов» и «обязанностей» на холодильнике — это самый нейтральный способ напомнить о порядке и границах.

Система штрафов и бонусов (не затрагивающих потребности) – хоть и не самый приятный вариант поддержания внешней дисциплины, но изредка оказывается весьма полезным средством именно для данного возраста.

Одной из тревожных особенностей этого периода является эпизодическая нечестность. Конфликт между свободой, жаждой познания мира и все еще актуальная потребность в родительском одобрении нередко провоцируют первую ложь. Мне кажется, часто взрослый драматизирует первые признаки лжи, преувеличивает масштаб бедствия, архетипически видя в этом проступке образ первых людей, ослушавшихся Бога,и не желающих к тому же это признавать. А посему кара за «лжесвидетельствование», по мнению некоторых ревностных взрослых, должна равняться именно вселенскому масштабу последствий «грехопадения».

По крайней мере, так нас воспитывала литература и кинематография. Но если всё же предположить, что родители не Боги, а дети не смогут стать личностями, не стремясь «дерзко» и в обход правилам уподобиться взрослым, то на эту неправду можно смотреть уже не с таким отчаянием.

Вот и упомянутый выше о. Василий Зеньковский несколько снисходительно рассуждает об этой особенности у детей этого возраста:

«Но в отрочестве психология игры, неразличение реального и воображаемого соединяется с настоящим лукавством, сознательной хитростью и ложью — и в то же время это именно «защитная» игра. Ведь дать простор бурным, неровным, постоянно меняющимся чувствам подросток не смеет в отношении к тому реальному миру, который его окружает, — этим психологически заполнена юность, стоящая именно перед этой задачей». Расположить к доверию, создать условия для него, чтобы у ребенка не закрепилась привычка обманывать – как ни странно, но это, на мой взгляд, работа именно родителей, а не детей.

В целом же наступает время, когда родительский авторитет уже начинает уступать внешним авторитетам, коллективу, друзьям. И тут начинается этап «борьбы за влияние», кто кого поборет – среда или дом? Доверие приятелям или родителям? Но есть надежда, что благоразумие взрослых, совмещающих и умеренную опеку, и отсутствие «железного занавеса», наверняка сделает свое дело.

Часто этот период осложняется тем,что ребенок все меньше ассоциируется с тем трепетным и послушным некогда созданием и в силу роста «ершистости» постоянно проверяет прочность нервов родителя «на зуб», что как раз совсем не способствует проявлению нежности и ласки, в которых отрок нуждается все еще очень остро и отнюдь не меньше, чем раньше. А может даже и больше. Ведь чем больше свободы, чем больше нового опыта – больше и ошибок, неудач и потребности в утешении, одобрении и ободрении, в поддержке.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Уже десять лет как я мама сына и двух дочек. Так себя и ощущаю последнее время. Много размышляю о том, как адаптироваться в этом мире, сохранив и веру, и любовь, и дорогие отношения.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Елена Д.

Про ложь хотелось бы сказать. Не знаю, что имеется ввиду под "первой ложью", о себе могу сказать — первый раз сознательно начала врать родителям в детсадовском возрасте (около 4 лет). Это то, что я помню. Может, и раньше бывало — но этого уже не помню. Однако в 9 лет, совпавший для меня с переходом в новую школу — ложь моя приобрела воистину гигантские масштабы. До этого я была отличницей — похвальные грамоты и все такое. А тут — первая двойка (т.к. по невнимательности забыла записать домашнее задание и не выучила какой-то там отрывок наизусть), и — понеслось… Заныканные по девчачьим… Читать далее »

Talexana

Говорят, врут тем, кому правду говорить опасно.. А значит, родителям нужно не паниковать из-за лжи ребенка, а обратить внимание на свои реакции и установки, возможно они спровоцировали ложь.
Чего ж здесь сердится? Разве только на себя.. 🙂

Neta

Разве взрослые лгут только из страха наказания? Иногда лгут из-за самолюбия, когда стыдно признаться в какой-нибудь слабости, иногда из желания произвести впечатления, иногда, чтобы не волновать или не причинить боль, иногда вообще ложь получается случайно, когда что-нибудь ляпнешь, просто не подумав, и потом сам удивляешься зачем сказал. У детей тоже самое, и далеко не всегда виноваты "жестокие" родители.

Елена Д.

Вот именно, полностью согласна.

Talexana

Дело нестолько в "жестокости", сколько в ощущении на себе груза ожиданий других людей, в данном случае, — родителей. И эти самые ожидания ребенок придумать не может, это то, что ему осознанно и неосознанно декларируют сами родители.

Neta

То есть святоотеческое учение о первородном грехе, и в частности гордыне в виде детского самолюбия, когда ребенок САМ не хочет, принять свои слабости, вы не признаете? Если бы неустановки родителей, то ему бы и в голову не пришло придумывать себе воображаемые достоинства перед сверстниками, утаивать неудачи и т.п.? Боюсь, что не только Отцы, но и психологи с вами не согласятся))

Talexana

Видимо, у нас с Вами несколько разный угол зрения. Учение о первородном грехе я признаю, но не ставлю его на первое место в вопросе человеческих действий. Здесь мне гораздо ближе не менее святоотеческое учение о том, что душа по природе христианка. И если не запрессовывать ребенка чем бы то ни было (хоть бы и самыми благими намерениями), а осторожно помогать расти, направляя, молясь и радуясь его живости, то он сам проявит свои самые лучшие качества.

Neta

Тогда непонятно, зачем была нужна жертва Христа если достаточно найти хороших родителей, чтобы получить безгрешного человека. Мне кажется, любить ребенка, это принять, что какими бы хорошими родителями мы не были, ребенок имеет право на грех, в том числе и на ложь, а не отрицать такую возможность в принципе, считая, что если "все делать правильно, помогая расти, молясь и т.д." , ребенок никогда не научится обманывать. Нормальный подросток (а в статье говорится о детях, приближающихся к этому возрасту, а не о младенцах) врет и для того, чтобы отказаться от того, что ему страшно или неприятно, сохранив при этом "лицо", и чтобы… Читать далее »

Talexana

1. Я ни в коем случае не имела ввиду, что "достаточно найти хороших родителей, чтобы получить безгрешного человека. " Ведь, как я уже говорила, признаю реальность влияния первородного греха. Однако же я все-таки, считаю, что воспитание, а скорее пример родителей и атмосфера вокруг ребенка так же очень сильно влияют на личность и привычки ребенка. 2. "любить ребенка, это принять, что какими бы хорошими родителями мы не были, ребенок имеет право на грех, в том числе и на ложь" Абсолютно с Вами согласна. Я и не утверждала, что только из-за воспитания можно безгрешного человека вырастить. Я сказала "сам проявит свои самые… Читать далее »

Елена

ИМХО, ложь — она грех, но жизненное умение (опыт), что она всегда раскрывается, что нельзя уходить за выносимую черту, что за нее придется нести ответственность как внутри себя, так и перед другими — это очень важно, и лучше этому научат родители, все будут целее…

Neta

Понимаете, если чтобы ребенок ни натворил, он не получит в ответ НИКАКОЙ агрессии, то он, конечно, может и не научиться лгать (а чего напрягаться?), но только он и не научиться быть честным, потому что честность -добродетель только, когда приходится преодолевать страх последствий. Что же касается формы агрессии, то, как говорила Ежик, кого-то ( и в каких-то случаях!) и ремнем не прошибешь, а кто-то и простое неодобрение или даже разочарованный взгляд воспринимает как жестокое отвержение. И поскольку речь не идет о родителях-садистах,а о нормальных родителях, то приходится учитывать непредсказуемость детских реакций.

Neta

Сколько лет вашим детям? Почему вы так боитесь, что они могут лгать? Дело в том, что иногда страх, что мой ребенок может меня обманывать, говорит о чувстве внутренней несостоятельности как родителя. Некоторые родители не принимают ребенка, который врет, потому, что их самих в детстве отвергали за ложь; некоторых задевает, что ребенок хочет обозначить свои границы и не делиться всем с родителями, а родители понимают любовь только как "у нас нет никаких секретов"; некоторые привыкли контролировать ребенка во всем, а ложь этому мешает и раздражает; у иных страдает самолюбие: "Значит, я плохая мать, если мой ребенок врет". Но в любом случае… Читать далее »

Talexana

Мои дети еще действительно маленькие. Лгать еще не умеют. потому как говорить еще толком тоже не умеют. Но я не боюсь их лжи. Просто я буду стараться, в случае чего, акцент ставить на себя и на свои реакции, оставляя детям их право учиться, ошибаться и тренировать в стенах дома все жизненные умения. Недавно книгу читала Байярдов "Ваш беспокойный подросток" называется. И, Вы знаете, там вот тоже авторы говорят, что часто ложь ребенка родителям провоцируют сами родители. Это если мы говорим о психологах, которые со мной могли бы не согласиться.

Neta

Конечно, родители могут провоцировать ложь ребенка, равно как и протестное поведение, глухое молчание, игнорирование, шантаж и прочие формы защиты. Но поскольку каждый ребенок сам выбирает форму поведения, то для спокойствия родителей достаточно анализировать СВОИ действия, а не действия ребенка, если ребенку не требуется профессиональная помощь. В случае Елены Д. На перфекционизм родителей, она отвечала тотальной ложью, потому что сама была честолюбивой девочкой. А если бы, лично ей было "пофигу", она могла бы огрызаться или презрительно пожимать плечами, а если бы болезненно-чувствительной (или маленькой манипуляторшей) — бросалась бы со слезами раскаяния из-за каждой двойки к родителям, задыхаясь от плача, так что… Читать далее »

Neta

Что касается греха лжи… Вот представьте, обычную ситуацию: подросток поссорился с другом или девушкой и не хочет об этом говорить с родителями. Это его жизнь, что называется имеет право. В конце концов, завтра они могут снова помириться, и ему не хочется, чтобы родители знали об этой трещине. Родители видят, что он расстроен и спрашивают, как дела? Стандартная ложь "все в порядке" в этом случае, по-моему, гораздо естественнее, чем декларации о личных границах или принципиальное молчание. Я уж не говорю о том, что редкий родитель хотел бы, чтобы на вопрос тетушки как ребенку понравился ее подарок (ужасный свитер, который ваш ребенок… Читать далее »

Talexana

Ну да, в этом согласна. Мне кажется здесь важно сохранить себя и при этом остаться вежливым. (в вопросе свитера, к примеру))) А "все в порядке" я даже и ложью особо не считаю. ))

Katy_Odile

Смотря какое "все в порядке".

Из раза в раз, когда сообщают о подростковых самоубийствах, раздавленные горем родители разводят руками: ребенок хороший, оценки нормальные, говорил, что все в порядке…

Ежик

У вас двойня или погодки? Тут дело в том,что при одинаковом поведении родителей дети ведут себя совершенно по-разному. У меня две уже подросшие дочери с очень разными характерами. И мне приходится применять к ним разные подходы,и все равно не очень ясно,где мои недостатки,или наоборот,успехи в воспитании,а где они сами по себе такие. Вроде пока не врут,но старшая только начала входить в подростковый возраст,все впереди,возможно. А на практике бывает ,когда одна от небольшого критического замечания чуть ли не сразу в слезы,а вторую уже,думаешь,пора пороть солдатским ремнем, все как об стенку горох. Вот и какие должны быть собственные реакции? Думаю,так же и… Читать далее »

Talexana

Погодки, точнее почти — 1год 7мес разница.
Вот это точно, насчет подхода. Мои девочки еще маленькие, но уже очень видна разница в их характерах и реакциях.

Neta

Не хотелось затрагивать теологию, но не смогла удержаться. Слова Тетурлиана, на которые вы ссылаетесь, означают то, что любой человек в глубине души тянется к Богу и Свету, но никак означают то, что он от рождения безгрешен, и если бы не ужасные родители, то остался бы безгрешным всю жизнь. Когда христианин говорит, что он — христианин, он утверждает о своей вере в Иисуса Христа, а не считает, что у него нет грехов. Поэтому те, кто минусуют мои слова об учении о первородном грехе, по-видимому, считают, что их детям Господь не дал свободной воли, позволяющей грешить, в том числе и грехом лжи,… Читать далее »

Neta

Возвращаясь к 3 главе Книги Бытия, когда, не успев отведать запретного плода, Адам и Ева прячутся от Бога, а потом начинают "выкручиваться". Как вы думаете, Господь уже успел "запрессовать" их, и поэтому они не захотели сразу прийти и честно рассказать, что случилось? Или они боялись Его гнева, потому что знали, что Он жестоко их накажет? Вообще-то до этого они видели от Бога только добро. Но мысль о "нечестности" Бога уже заронилась. Ведь в чем-то змей оказался прав: они не умерли, съев яблоко. То, что они стали смертны и умрут, они еще не знают, но то, что в их нынешнем понимании… Читать далее »

Talexana

Разве я где-то сказала, что я "боюсь", что меня будут обманывать? Напротив, я не отрицаю, что ребенок может врать, и в, какой-то степени, это нормально. Я говорю о том, что патологическая ложь родителям ( с чего, собственно, началась наша дискуссия) скорее всего является следствием родительской ошибки.
Вы много написали, и мне есть, что ответить. Но, с Вашего позволения, сделаю это чуть позже.

Talexana

1. Давайте, давайте о теологии. Да, правильно. А почему же "любой человек в глубине души тянется к Богу и Свету"? Насколько я понимаю, потому, что душа каждого содержит в себе Логос Божий, Образ Его, и, в том числе стремится к подобию Богу. По моему скромному мнению, правильное воспитание дает больше шансов этому Образу проявится и может привить ребенку вкус к жизни с Богом. Разумеется, 100% гарантии, что произойдет именно так нет. Однако же, есть к чему стремиться. 2. Вам очень обидно, что кто-то минусует Ваши слова? Разве Ваша правда как-то страдает от того, что кто-то с Вами не согласен?

Neta

Меня не удивляло, когда было много несогласных с моим утверждением, что быть многодетными в России тяжелее, чем в Швеции, ведь у всех свои условия жизни, и людям часто непонятны чужие трудности. Но меня, действительно, озадачило,, что мысль о том, что в каждом человеке от рождения присутствуют семена греха, и они будут, как сказано в притче, возрастать вместе с ростками добра, пока не наступит время жатвы, причем Иисус говорил, что опасно стараться избавиться от них сразу, чтобы не вырвать и колосья. Ведь это не мое утверждение, и, хотя портал считается светским, большинство читательниц — христианки и, как мне казалось, не могли… Читать далее »

Neta

Возвращаясь к 3 главе Книги Бытия, когда, не успев отведать запретного плода, Адам и Ева прячутся от Бога, а потом начинают "выкручиваться". Как вы думаете, Господь уже успел "запрессовать" их, и поэтому они не захотели сразу прийти и честно рассказать, что случилось? Или они боялись Его гнева, потому что знали, что Он жестоко их накажет? Вообще-то до этого они видели от Бога только добро. Но мысль о "нечестности" Бога уже заронилась. Ведь в чем-то змей оказался прав: они не умерли, съев яблоко. То, что они стали смертны и умрут, они еще не знают, но то, что в их нынешнем понимании… Читать далее »

Talexana

Да, логика есть. Интересная точка зрения по поводу "нечестности" Бога". Я, честно говоря думала, что Адам спрятался от Бога, потому как вдруг увидел, что наг (что является следствием изменения восприятия после плода.) А вот выкручиваться начал тоже из-за того же изменения восприятия, то бишь первородного греха. Он ослушался прямого указания и хотел переложить ответственность за непослушание. Это то, о чем Вы и говорили. Что необязательно ложь — вина родителей.

Neta

Тогда продолжу. Как только Адам и Ева съели яблоко, они увидели, что наги и поспешили спрятать свою наготу. Опять-таки страх, что другой может использовать их незащищенность (наготу) во вред им, а также стыд (Адам после говорит Богу, что он устыдился своей наготы) никак не были следствием неправильного отношения к ним со стороны Господа. Страх, стыд и ложь — прямые следствия Первородного греха и уже как семена заложены в каждом ребенке. Достаточно нарушить родительский или культурный запрет, и ребенок получит весь набор, а вот как он постарается справиться с ним часто непредсказуемо. И как понять в какой мере ложь, страх и… Читать далее »

Talexana

А насчет вот этих "упадешь, попадешь", я стараюсь немного переформулировать. "можно попасть под машину", "это опасно", и т.д. Так я не программирую несчаcтный случай и стараюсь быть честнее что ли..

Neta

Конечно, Господь, должен был иначе сформулировать запрет, тогда, может быть, наши прародители и не стали бы его нарушать)))

Talexana

Та ну.. Стали бы конечно )))

Neta

Дети поступают так же. Это и есть Первородный грех. Q.E.D.

Neta

Сразу спешу добавить, что это не означает, что дети плохие, это всего лишь означает, что они люди.

Talexana

Сдается мне, я с Вами уже согласилась. )) Однако же, все-таки считаю, что провоцирование лжи родителями также имеет место быть.

Ежик

Конечно,имеет безусловно,но доля не так велика,как нам кажется.

Talexana

Возможно. )) Людям вообще часто хочется на себя побольше взять. Или побольше сбросить)))

Елена Д.

Надо сказать, что хоть меня и наказывали часто, в т.ч. физически, за оценки — не били и не ругали никогда, и я об этом знала. Но представлялось совершенно немыслимым, невозможным разочаровать родителей.
Ведь я была их гордостью — в их глазах, несомненно, очень успешной и умной. О чем мне регулярно сообщалось.
Думаю, родитель, который всячески позитивно подкрепляет своего ребенка, не ругает, а только хвалит — навряд ли может предполагать или ожидать страха и лжи от чадушки… а вот бывает и такое.

Talexana

Вот-вот, об этом я и ответила Neta. Этот груз ожиданий слишком велик для ребенка. Хотя, разумеется, намерения самые благие.
Как мне кажется, акцент в этом вопросе лучше делать не на том, что "ты лучшая", "успешная" (хотя и это очень важно), а на том, что "ты — это ты, живая, настоящая, разная. Мы принимаем и любим тебя любой". Тогда у ребенка нет страха разочаровать родителей.

Katy_Odile

А вот это кому как. Если ребенок и так требователен к себе, дополнительный груз ему, конечно, не нужен — а если нужна мотивация, то… Видела я людей разного возраста, которые живут по принципу "а, что бы я ни сделала — все равно меня любят" — и это ой как не всегда хорошо!

Talexana

Да, есть такое.
Но думается мне, у таких людей проблема в том, что любить себя их научили, а вот других — нет.
Хотелось бы помочь ребенку быть уверенным в себе, знающим свои потребности, смелым. (в чем именно безусловное принятие помогает), но при этом хочется, чтоб его жизнью руководили основопологающие принципы, честь, уважение других. Здесь очень тонкая грань и нужно учиться балансировать.

Katy_Odile

Проблема в том, что зачастую мы не знаем, что будет на выходе. Точнее, узнаем сильно позже. У меня такой анекдот есть, из личной моей жизни. Когда мне было лет пять, я упала с велосипеда, и папа, когда мазал мне ободранную коленку йодом, возьми да и скажи что-то в духе "потерпи, дорогая, надо же быть смелой и воспитывать характер". Что-то совершенно стандартное, в общем. И вот прошло 15 лет, и я, 20-летняя студентка, пошла к стоматологу с первым моим каналом. А тогда в нерв закладывали яд и отправляли домой на пару дней, а потом, как нерв умрет, уже заделывали. Короче, я… Читать далее »

Talexana

О, со стоматологом знакомая история)) Уж не знаю, как и когда мои родители меня замотивировали на терпение и воспитание характера, или я просто перед стоматологом понтовалась, но все зубы лет до 20 мне пломбировали без анестезии. А теперь вот боюсь стоматолога. ))) Только-только потихоньку расслабляться начала.

Анна

Господи… это какая же реакция ожидалась от родителей за двойку, если пришлось пойти на такое. Как я сочувствую! И Вам, что Вам пришлось пережить такое, и многим-многим моим ребятам, которые с полными слез глазами говорят: "Не ставьте мне, пожалуйста, двойку, меня мама/папа/бабушка убьет!"

Елена Д.

Очень не хотелось разочаровывать родителей… Но в более старшем возрасте пришлось все равно. )) Я поступала в одну элитную, очень сильную магистратуру (более сильную, чем ВШЭ). С первого раза не поступила. Родители мне наняли репетитора по математике, также я готовилась к сдаче TOEFL по английскому, т.к. его было сдать гораздо проще, чем вступительный экзамен, а результаты с него засчитывались равным образом. Со второй попытки еле поступила — и то только на платное отделение. Проучилась полгода, и меня с треском отчислили за неуспеваемость (не потянула). Вот это был удар для моего папы! Он разочаровался во мне на долгие годы. Его интерес… Читать далее »

Гоблинище

Печаль… Надо же. Наши родители от нас ничего не ждали, говорили — плюнь на все и береги здоровье. Поэтому брат кандидат наук, и у меня вот дисер лежит пылится, теперь не знаю, защищу ли. Если бы от меня чего-то эдакого ждали, я бы сделала назло )))))

Елена Д.

У меня еще было ничего… Вот мою маму в детстве били за четверки. За пятерки с минусом просто ругали. Она должна была приносить исключительно пятерки (без всяких там минусов), и ничего иного. Когда она завалила вступительные в… скажем так — в колледж, дедушка слег с первым инфарктом. Видимо поэтому именно мама относилась более лояльно к моим учебным успехам/неудачам. Но тоже, конечно, ей хотелось, чтобы я училась хорошо. А вот папа мой — настоящий "ботаник". Круглый отличник. В ВУЗе за все время обучения у него только один раз за экзамен была четверка. Все остальные — всегда только пятерки. Естественно — красный… Читать далее »

Гоблинище

Жесть. Я маме сама говорила класса с десятого, проходя мимо вуза — а вот здесь я буду учиться. Она смеялась и говорила: поступи сперва! И удивилась, когда я поступила и стала учиться. Сама она поступила с третьего раза, правда в мгу, но никто ее ни за это, ни за двойки не ругал. А вот теперь у меня муж с медалью, и как угораздило? Но не думаю, что он детей запарит оценками, особенно если будут в меня %)

Елена Д.

Мне кажется, в ряде случаев проблемы возникают из-за неправильного восприятия оценок. Часть родителей и детей относятся к отметке не как к оценке ЗНАНИЙ, а как к оценке УСИЛИЙ. То есть: получил пятерку — молодец, постарался. Получил двойку — лентяй. Корреляция есть, но не такая прямая. То есть в общем случае у одного и того же ученика по одному и тому же предмету оценка будет тем выше, чем эффективнее учил (эффективнее — не значит дольше и больше, кстати). Но бывает и такое: одному ребенку учеба дается проще и он хорошие отметки получает, особо не напрягаясь. А другой ребенок может в 3… Читать далее »

Мигелла

А бывает один имеет способности к мате атике другой к русскому а у третьей девочки комната в идеальном порядке и борщ сварен. Это дополнение) но все равно сравнивают хотя с критерием еще сами не определились

Ежик

А тоже свои подводные камни,особенно если это про детей близкого возраста. Кроме способностей,и затраченных усилий,есть еще и СПОСОБНОСТЬ к этим усилиям. То есть один может долго сидеть,старательно учить,не уставая,не выгорая,не сдаваясь при неудаче. Например.способности одинаковые-если дать кратковременную задачу. А вот трудоспособность-разная. И может быть следующий расклад: конечно,я учу много,поэтому у меня и пятерки. Ну а дальше формируется и естественная база знаний. Этот парадокс у моих детей,опять же. Старшая умнее. Она быстрее схватывает,лучше решает логические задачи,и вообще у нее намного более разнообразная картина мира в голове,она много задает вопросов и т.д. Но она не усидчивая,неаккуратная,плохо переносит,когда не получается и т.д. Младшая… Читать далее »

Елена Д.

Ежик, а как Вы считаете, усидчивость и настойчивость в достижении цели как-то можно развить? Я б, честно говоря, и сама от такого "тюнинга" не отказалась…

Ежик

А тоже пример. У меня среднюю выбрали в детсаду в 4 года в спортивную школу-у нас ходят по садам представители и отбирают перспективных,в городе сильная спецшкола спортивной гимнастики.
Она ходила два года до школы,и один год с ней за компанию старшая ходила. Младшая занимала 1-2 место в своей возрастной группе,старшую на соревнования даже не брали-хотя они занимались почти одинаково по времени,нагрузке-нет данных. Но относительно своих возможностей она,безусловно,подтянулась,мышцы окрепли.

Ежик

Что вышло дальше. Старшая бросила,ушла в рисовальную студию (причем ее не огорчали свои неуспехи,она и дальше бы ходила,просто по времени не получалось). Младшую в первый класс настойчиво звали в спецшколу,где уже тренировки два-три раза в день. После долгих раздумий мы отказались. Сейчас они соревнуются: девочки и из этой полной спецшколы (то есть в 5-6 лет они вместе занимались в одной группе) ,и те,кто посильней в вечерней спортшколе (где моя занимается). Моя еле входит в десятку.

Ежик

Мораль сей басни такова. Развить можно,но в известных пределах,не слишком широких,чем ниже способности,тем сложнее. Но если ничего совсем не делать,то эти качества будут еще ухудшаться,то есть как-то тренировать их надо стараться у ребенка. Другой вопрос,что то лень,то некогда,то не знаешь,как.

Neta

Одна из моих дочерей еще подроском научилась уговаривать своего Внутреннего Ребенка, когда нужно сделать над собой усилия, а потом поощрять его чем-нибудь приятным. К сожалению, сама я не умею проделывать это до сих пор. Я или принуждаю себя, стиснув зубы, или потакаю своей расхлябанности. Но опыт дочки доказывает, что это возможно даже детям.

Елена Д.

Это обнадеживает 🙂

Юлия Ортынцева

У нас с этим делом все решается очень просто: есть предметы, по которым 8 — это редко случающийся предел совершенства, а есть такие, что 10 воспринимается как единственно возможный вариант ( у нас 10-ти балльная система).

Виктория

Елена, как же это тяжело, наверное! Слава Богу, у меня не было подобного. Очень хочу, что бы сын вырос просто добрым, любящим, честным человеком! Все-равно кем! Будет музыкантом, инженером, сантехником -все-равно

Елена Д.

Да, я вот тоже смотрю на свою маленькую дочку и думаю — как бы ее не поранить… Понятно, что ошибки в воспитании я делать буду, но не хотелось бы делать непоправимых или просто тяжелых. Короче говоря — пора приниматься за воспитание, причем — не ее, а свое. 🙂

Ежик

Да тоже не знаю. Меня никогда не ругали за оценки,я ничего не скрывала. Но я сама очень расстраивалась,если что-то получалось не так,как я представляла. То есть первичны были собственные реакции-ну как я помню. А что говорили родители-это второй вопрос. То есть ни их недовольство (которого практически никогда не было),ни их слова -ну и хорошо,четверка тоже хорошо-не могли исправить мое настроение. Ну во всяком случае в школе. В институте я как-то быстро смирилась,что блестящих успехов на общем фоне у меня не будет,решила,главное без троек,дабы без стипендии не остаться,ну и вообще этот,наверное,перфекционизм со временем поутих. А вот в подростковом возрасте-он как-то сам… Читать далее »

Гоблинище

Ого, да у Вас была бурная молодость! Я получила первую двойку прямо на свой день рожденья, когда мне исполнилось восемь. Даже, кажется, двоек было сразу две. Ну неприятно, конечно, было… Но родители никогда не ругали меня за оценки. Даже за тройки в четверти. Поэтому дневник был один 🙂 а за неуд в четверти по физкультуре мама мне шоколадку купила, чтобы я не расстраивалась 🙂 хотя врать я тоже умела. Но по поводу оценок врать даже не приходило в голову, из-за такой ерунды! Так что, думаю, двойные дневники и тому подобные приколы — это результат перегибов родительского воспитания, а не Вашей… Читать далее »

Елена Д.

Это еще и результат моего тщеславия, вероятно… Как же — была "умной, успешной, хорошей" девочкой, и тут — такое! Надо сказать, в той магистратуре, откуда меня выперли, я свою неудачу переживала уже гораздо более легко. Было очень обидно, и да — удар по самолюбию, но не такой, как тогда — в школе. И быть может, Слава Богу, что я так "натренировалась" на уколы по самолюбию именно в 9 лет. А то ведь можно было прийти к тому, к чему пришел еще один студент той магистратуры. Он учился на несколько лет раньше меня. Привык всегда быть первым, несомненным лидером и талантом.… Читать далее »

Гоблинище

Приведенный Вами пример показывает, что такое трепетное отношение к успехам — вещь очень нездоровая. Как бэ… Гордыня ведь? Желание быть лучше всех. Когда несколько человек нашего выпуска опубликовали в журнале как лучших выпускников, не знаю кто как, а я радовалась трем тыщам поощрения, выданного в связи с кризисом тем из лучших, кто не устроился на хорошо оплачиваемую работу. Быть лучшим… Тяжелее ничего не могу себе представить. Тут можно уже прямо сразу вешаться. Все равно найдется много людей умнее, талантливее, красивее, успешнее, что там еще бывает.

Елена Д.

Все хорошо в меру. Стремиться к успеху, но без драм в том случае, если ты не лучший. Целеустремленность без гордыни — идеальный вариант. 🙂 Правда, как такое осуществить на практике — слабо себе представляю. Обычно не хватает либо мотивации к успеху, либо легкого отношения к неудаче.

Мигелла

Ужас какой. А точно из-за этого повесился?

Елена Д.

Ну — точно ли, тут, наверное, никто гарантии не даст. Спросить уже не у кого.
Но нам ту ситуацию позиционировали именно так (препод из той самой магстратуры рассказывал — причем не в приватной беседе с глазу на глаз, а открыто — на занятиях).

Nata.

Однако сейчас с дневником, вернее дневниками этот номер уже не пройдет — электронный дневник на портале госуслуг, все предельно прозрачно. Ребенок еще до дома не дошел, а родители уже знают, с чем его ожидать.

Елена Д.

Ого! Неплохо. Кажется, я отстала от жизни. Это, видимо, недавнее нововведение?

Ежик

У нас еще не ввели,но тоже в ближайшее время обещают.

Nata.

Как я поняла, уже лет 10 существует. Только раньше это было на сайтах школ (по крайней мере московских), а сейчас это дело перевили на портал госуслуг мэрии Москвы. Да, и дело не в тотальном недоверии к детям, а в том, что им удобно таким образом обобщать информацию. Сейчас и пластиковая карточка для входа-выхода в школу. Которой еще и обеды оплачиваются. Так что мне на мобильный приходят СМС-ки, во сколько мой ребенок в школу пришел-ушел, и что он скушал на обед. Так же я могу в буфете его ограничить, чтобы он по этой карточке например не смог купить сникерс или кока-колу,… Читать далее »

Гоблинище

Кстати вот это мне не нравится. Чтож за тотальное недоверие к детям?

Katy_Odile

Мне не кажется, что это недоверие. У ребенка остается возможность быть честным — но он лишается возможности соврать.

И потом, вот врачи обязаны сообщать родителям о состоянии здоровья их детей, если что. Это не вопрос недоверия — это неоставление на детский соблазн довольно важных вопросов.

Мигелла

Вы живете в идеальном мире где учителя сплошь детолюбивые профессионалы у которых нет любимчиков?

Katy_Odile

А Вам не кажется, что лучше узнать вовремя, что твоего ребенка не любит учитель — увидев, какие оценки, и разобравшись — чем узнать об этом спустя год, когда случайно найдешь дневник вравшего тебе это все время ребенка?

Елена

тут может быть еще один аспект (хотя для нашей страны спорный) — школа (ИМХО) это территория детской самостоятельности и ответственности (имхо, родители все свои 5 и 2 и высшее уже получили), а электронный дневник и смс о приходе в школу — это предоставление тотального контроля и перевод ответственности на родителей. Это такой обоюдоостарый фактор…

Katy_Odile

Строго говоря, и тело человека — по крайней мере в сознательном возрасте — его дело, однако сообщают же родителям, если что не так. Потому что ребенок может испугаться, может забить, может… много чего может, короче, но главное — может неадекватно оценить ситуацию и что с ней делать.

Поэтому я бы не согласилась с тем, что школа — это территория детской самостоятельности и ответственности: это скорее место, где _учатся_ ответственности. А любая учеба нуждается в подстраховке 🙂

Мигелла

Если бы еще были средние показатели по классу то вообще хорошо бы было. Заходишь и тебе "средняя оценка за день по классу 3.9" и сразу как то все понятно.

Nata.

Когда была эта информация на сайте школы, то средняя успеваемость по классу (правда не за день, а по каждому конкретному предмету) там была. На портале госуслуг, к сожалению этого нет, он более лаконичный.

Neta

Как мать я, конечно, не радовалась, когда обнаруживала, что дети начинают лгать, но считаю это нормальным этапом взросления: взрослые лгут, иногда из корысти, иногда из страха, иногда из благих побуждений, и дети неизбежно будут сталкиваться с ложью, а значит, им придется научиться и распознавать ложь, и обманывать самим.

Salix

Книжка про "сумасшедшего дядюшку Сэма" ( в оригинале Джека) у меня сейчас настольная. Но там и речи нет, что с ребенка никакого спроса. Про то какой спрос и как его осуществлять изложено четко, с подробностями и примерами. Книга правда адресована родителям, доведенным уже до края, когда уже реально штормит, а не слегка покачивает. Начинается она с изложения базовых принципов, которые необходимо усвоить родителям, чтобы не впасть в пучину отчаяния. "Жизнь — это страдание" — один из этих принципов, весьма успокоительный.

Ольга 23 апреля

Salix, подскажите, пожалуйста, автора и полное название книги, любопытно почитать (надеюсь, что знания не пригодятся)))

Настя

Найджелл Латта " Прежде чем Ваш ребенок сведет Вас с ума".

Ольга 23 апреля

Настя, спасибо Вам!

Елена

Детей за оценки особо не ругаю, но если 4 в четверти — занимаемся в каникулы

Елена

мне всегда казалось, что наказание — это возможность остановится и начать заново… дети без наказания часто не могут остановится в своих "подвигах"… И возможность родителя заменить реальную ответственность за проступок суррогатной (что такое "мама убьет" в сравнении с реально упущенным шансом получить высшее- нормальную работу…). Не, если деть мечтает о дворнике — то да, прямо с 8 класса может на каникулах помахать тряпкой-метлой… мозг вправится быстро.

kiriniya

Я, конечно, не совсем в тему, просто хочу посоветоваться. Вот мы все о родителях и детях, да? А как быть с этими трудными ребятами окружающим? Понятно, что в идеале — родители воспитывают, посторонние не лезут, но часто на ребенка не обращают внимания в семье, а то и защищают от любых замечаний соседей, например — а от него уже жизни нет никому. Поделитесь идеями, пожалуйста.

Ежик

А не знаю.Зависит от того,в каких с ними отношениях, личных способностей к воспитанию. Если у меня в доме подружка детей-а она часто бывает-я считаю,что я тоже за нее отвечаю в какой-то мере. Если у нее выскакивает какой-то грубое слово-я ей делаю замечание,но помягче,чем своим,или в форме шутки : Аня,хоть ты и не моя дочка,я тебе сейчас тоже рот зашью,своим я всегда зашиваю за такие слова,причем толстой и ржавой иголкой".Они смеются,конечно,но все же понимают посыл. Но я знаю,что у нее адекватная мама. А так все равно,надо еще и с родителями говорить,наверное. Но своих детей надо как-то тоже защищать.Но трудно и большого… Читать далее »

kiriniya

Знаете, самое интересное, что сдвиги кое-какие все же есть. Думаю, дети способны слышать взрослых — хотя у меня ушло около месяца, чтобы как-то достучаться до ребятишек. Если бы… если бы их родители читали "Матроны"! как было бы хорошо. Воспитанные дети, тишь да гладь, благодать. И добрая, улыбающаяся я-соседка с улыбкой умиления и несорванным голосом. 🙂

Ежик

Я тоже считаю,что позиция "чужих детей не воспитывают"-не очень правильная. Конечно,должна быть мера,и все зависит от конкретных обстоятельств,но вот так уж всему попустительствовать-тоже неправильно. Вот буквально вчера. Отец (мой) гулял на площадке с моей младшей дочерью. Она подойдет к качелям-бежит мальчик ее возраста,ее отталкивает и садится сам. Мама мальчика где-то далеко в стороне. Моя ущла-на другую качельку. Мальчик с тех бежит и опять ее отталкивает. Отец его выпроводил и посадил свою-"давай по очереди,потом ты". Мчится мама-вы что,он же ребенок! Отец говорит,и у меня ребенок,а раз ваш сам еще не умеет не отталкивать,стойте и воспитывайте. Но вроде как сам отец расстроился-прав… Читать далее »

Nata.

Ежик, папа конечно прав, без вопросов. В данном случае варианта может быть два: либо подойти сразу к маме и напрямую пожаловаться на сына, если сама "не видит", или разобраться самому, что и было сделано. Конечно можно было бы не вмешиваться, но ИМХО это вариантом не считаю.

Katy_Odile

Конечно, прав — это же правила общежития. Как правы Вы, когда указываете чужим детям, как можно и как нельзя у Вас в доме. У себя дома они могут делать что хотят и что позволяют, но любое взаимодействие должно быть с согласия всех сторон, которое вовсе не обязательно будет дано.

kiriniya

По-моему, это как раз пример очень корректного взаимодействия с чужим ребенком. Спокойно и по делу.

Наталья

Мне как-то втолковали железное правило — Чужих детей воспитывать нельзя! Если от чужого ребенка нет жизни, то остается только одно средство — действия предусмотренные законодательством. Заявление инспектору по делам несовершеннолетних, завучу школы, социальному педагогу и пусть эти уполномоченные люди занимаются решением проблемы. Сами только можем помолиться, передав полномочия также Тому, Кто все может.

Katy_Odile

А если чужой ребенок обижает Вашего?
Защита своего — тоже форма воспитания чужого, тут никак иначе.

Похожие статьи