— Не хочу Чебурашку, — вопит Маша. — Не хочу Карлсона! Хочу «Щенячий патруль».

— Да твой щенячий патруль — сплошная ложь! — злюсь я. — В жизни не бывает, чтобы было столько суперспособностей, чтобы все всегда выигрывали.

Но Маша смотрит и хохочет над шалостями щенка Маршала. Смотрит «Машу и медведя» и хохочет над шалостями Маши. Смотрит «Врумиз» и хохочет над дурачком Банги и толстым Пити. Я пыталась запрещать, но она смотрела у бабушек. И… ничего страшного не случилось. Мой ребенок не испортился. А смеху было столько! А радости!

Я начинала ее приобщение к мультипликации со старых добрых советских мультфильмов. Скучно ерзая на стуле, Машенька не засмеялась ни разу. А над чем?

Тревожные, вонзающиеся в уши своей взвинченностью нотки клавесина, знаменующие начало мультфильма «Винни-Пух», в котором никто из персонажей не улыбается и все, кроме толстяка, страдают депрессией? Этот мультфильм великолепен своей психологией, но — для взрослых.

В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы. Ребенок не должен строить детскую площадку и очищать озеро (Крокодил Гена), не должен решать проблемы добычи еды и защиты жизни (Котенок Гав), да и хорошо отрепетированный навык выносить мусорное ведро, печь пироги и поливать цветы тоже под большим вопросом, если речь идет о девочке, которой в этом возрасте положено играть с подружками в резиночку во дворе (Наташка из «Домовенка Кузи»).

Взрослые, как правило, этим детям не союзники, а те, кто отбирает радость. У Наташи отнимают волшебный сундучок (метафора радости и детства), у дяди Федора — кота (я не могу себе представить степень черствости человека, который может сказать: «А какая от кота польза?», если он не видит этой очевидной пользы в виде радости и общения), у Малыша в «Карлсоне» — собаку и кино, а в «Котенке Гаве» — трудно представить — даже собственное имя у щенка. Никто его не звал, потому что он никому не нужен. Ребенок в СССР в качестве «ребенка» действительно был никому не нужен, он должен был сразу стать маленьким взрослым, и вся система образования, начиная с яслей, была нацелена на это. Неслучайно Федьку зовут не Федькой, а дядей Федором, в его случае перелом уже произошел — он уже стал маленьким взрослым, настолько взрослым, что смог сам уйти из дома и автономно существовать.

А вспомните «Когда зажигаются елки»: «Терпеть надо! Не маленький!» — говорит один ребенок (Медвежонок) другому ребенку (Зайчику). Говорит, когда зайчик смеется от щекотки. Все чувства советский ребенок должен был держать в себе! И в первую очередь — радость.

Ну да, в «Щенячьем патруле» герои нереалистичные. А разве в советских мультфильмах — реалистичные? Ведь не было таких детей, которые только и мечтали класть кирпичи до вечера («Песенка мышонка»), делали уроки, не глядя в телевизор («Попугай Кеша»), выстраивались в очереди на прививки («Бегемот, который боялся прививок»). В последнем мультфильме вообще использован запрещенный прием: в очереди сидят только взрослые «разумные» дети, после чего у ребенка должно создаться впечатление, будто он ОДИН боится прививок (один, понимаете, а не ВСЕ!). В советских мультиках широко использовались все те приемы, которые сегодня признаны запрещенными в родительской практике общения с детьми: стыдить, запрещать плакать и проявлять чувства, сравнивать с другими.

Дети с этим отъемом радости и чувств боролись, как могли. Зная основы детской психологии, легко проследить возникновение у ребенка внутреннего конфликта, когда его внутреннего Ребенка — шалящего, делающего ошибки, протестующего, желающего «запретного» (лакомств, например) — считали стыдным, должны были уничтожить. Считать часть себя плохим — это очень тяжело. Но нельзя убить эту часть себя, и она в той или иной форме возвращалась. Детские писатели и сценаристы очень хорошо показали ее отделение в мультфильмах. Я думаю, что Карлсон психологически — это часть личности Малыша, та часть, которой взрослые люди вокруг него (родители и няня) существовать запрещали, поэтому Малыш был вынужден просто отделить ее от себя. Кто нашалил? Малыш? Нет. Малыш хороший. Шалят плохие. Карлсон нашалил. А Малыш Карлсона любит. Он продолжает любить ту «плохую» часть себя, просто она существует уже отдельно. Вот так он решил этот внутренний конфликт.

Поэтому неслучайна одна важная деталь: стоит взрослым людям появиться в комнате Малыша — как Карлсон чудом исчезает. Разумеется, Малыш тут же превращается в «маленького взрослого человечка», который должен делать уроки, подтянуть штаны и вообще вести себя как полагается.

Домовенок Кузя у Наташки, думаю, то же начало — детское, шалящее, отделенное от ставшей строгой и одинокой Наташки. Кузенька тоже внезапно «умирает» с появлением в комнате взрослых.

Чебурашка. Очень интересный персонаж. Примечателен он тем, что символизирует ребенка, оказавшегося в мире взрослых, которые не уверены в себе и потеряны, то есть сами как дети, но только без свойственной детям радости и уверенности в себе. И они не знают, что с этим ребенком (Чебурашкой) делать! Он для них — неизвестное существо. Практически как для многих наших родителей из 90-х. Они не знают, как дальше жить, они не нашли себя и даже друзьями-то обзавестись не сумели, куда уж им воспитывать детей. А ведь тот, кто психологически не был ребенком, не прожил эту часть себя, в дальнейшем не сможет адаптироваться к миру и чувствовать себя защищенным… Чебурашка в их мире одинок и не нужен, лишний пазл. Потому что они и сами ощущают себя лишними.

Образов отделенного от «правильного и удобного ребенка» шалящего дитяти в советских мультиках и сказках очень много. Капризничает и балуется не Верочка, а обезьянка Анфиса; Попугай Кеша — альтер эго правильного мальчика Вовки, который только и делает, что учит уроки и даже не смотрит телевизор; мыши и кот Леопольд — из той же серии. Задача у этих мультиков вроде бы была в том, чтобы советские дети стали такими, как Вова, и не стали такими, как Кеша. А происходило ровно наоборот! Ну кто помнит серенького мальчика Вову? Кто помнит унывающего Гену? Все помнят Шапокляк! Анфиску! Карлсона! Кузю! Мышей! Котенка Гава! Кешу!

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей. Вспомним, например, фразу мамы дяди Федора: «Я так устаю на работе, что даже телевизор нет сил смотреть». А мама Наташи в мультике «Домовенок Кузя»: единственное, что мы слышим от нее — сухое «умница, дочка», лишенное теплоты искренней похвалы. На второго ребенка нет ни сил, ни времени, ни желания, да и первый смотрится как часть советского интерьера в стиле «положено иметь», будто не с желанием его «заводили», а потому что у всех сервант и у нас сервант, у всех ребенок и у нас ребенок. Или, напротив — поздний единственный и перелюбленный.

Вместо целостной личности, где внутренний Ребенок проявляет себя в творчестве, а внутренний Взрослый выбирает, где это творчество проявлять, советское общество воспитывало человека с гигантским внутренним Родителем, который блокировал самостоятельные решения страхом выпасть из повестки дня партии, социума, собственных родителей. Для партии и государства живая творческая свободная энергия ребенка — угроза, которую надо запереть в клетку.

Очень мало в советских мультфильмах встречается зрелых личностей, где все три компонента — Взрослый, Родитель и Ребенок, уравновешены и не находятся в состоянии конфликта. Почти все персонажи находятся в роли Родителя или Ребенка, и отрицательными оказываются те, которые проявляют свободный образ жизни и мыслей, — символы Ребенка.

И поэтому многие популярные советские мультики очень-очень грустные. Мой ребенок их смотреть не хочет, а я — не могу. Мне грустно.

Есть, конечно, в этом ряду счастливые исключения: мультфильмы про Львенка и Черепаху, про Ежика и Медвежонка, про Лисенка и так далее. Но это уже совсем другая история — история спасения советского ребенка через авторов, которые умели говорить с ним на одном языке. И, как правило, эти мультики тоже грустные. Когда Ежик искал свой кораблик («Осенние кораблики») — тоже хотелось плакать от того, что никто-никто его не понимает, он одинок в мире взрослых, забывших мечты и желания, кроме естественных потребностей поспать и наесться.

Что же касается современных мультфильмов, где герои шалят на полную катушку и ведут себя эгоистично, — мне кажется, так проживается ребенком невозможность сделать то же в жизни, и это неплохо. Главное, чтобы эти эмоции не стали для него самыми яркими в жизни. А «Врумиз», «Маша и медведь» и «Щенячий патруль» воспитывают куда лучше советских мультфильмов. Потому что делают это через радость, смех и через то, что герои — на одной волне с ребенком. Герои — настоящие дети! А дети эгоистичны. Но именно дети не боятся собственных ошибок и часто начинают вести себя альтруистично по собственной воле, а не по принуждению «сверху», как в советских мультфильмах.

Это зрелище, поверьте, куда лучше, чем убитый горем ослик Иа, у которого каждый день хуже предыдущего, и потеря хвоста знаменует, в общем-то, потерю себя. Ослик Иа потерял вовсе не хвост, он потерял внутреннего Ребенка — того, кто любим, кто радуется, кто смеется, творит и имеет опору в самом себе. И не боится ошибок. А иначе от лужи и не отойдешь.

Желаю вам не терять собственный хвост и радоваться!

Теги:  

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Об авторе

28 лет, профессиональный журналист и преподаватель, корреспондент «Русского репортера», автор учебника «Репортаж: от идеи до гонорара». Сейчас мама двоих маленьких детей, занимаюсь их воспитанием, пишу статьи и репортажи на «Православие и мир», которые я охарактеризовала бы общей темой «материнство как фильм ужасов». С рождением детей уверена, что живу в фильме ужасов, не столько из-за какашек, аллергий и насморков, сколько из-за наших больниц и общества, не предназначенного для счастливого материнства, безопасного детства, здорового образования. В связи с этим вижу свою миссию в том, чтобы своим талантом способствовать последним трем вещам. Также (по остаточному принципу) пишу сказки, стихи, валяю шерстяные бусы и броши на заказ, продолжаю брать интервью и учить желающих технике репортажа.

Другие статьи автора

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные
Mariya_Ya

Советские мультики очень разные. Но в тех, о которых пишет автор, персонажи сделаны так точно, с такой любовью, что мне и сейчас приятно их смотреть.
Но есть и откровенный трэш. Например, до знаменитого и всеми любимого мультика «Простоквашино» был одноименный мульт с жуткой рисовкой, где персонажи на алкоголиков похожи, а еще такие цвета выбраны, что картинка получилась грязновато-коричневой.
А еще в ВК есть такая группа «Советские ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ мультики».

Прекрасная статья, спасибо! Полностью согласна. Сама не могу смотреть советские мультфильмы, как и детские фильмы. Они вгоняют меня в тоску. Машу обожаю вместе с детьми, хоть нам и очень жаль медведя. Машу обожают даже аргентинские дети!

А разве в «Щенячьем патруле» дети не решают взрослые проблемы? Мэр (!)Гудвин вызывает девятилетнего Райдера и его щенят, чтобы найти свою курочку, спасти фермеров от кроликов и и.д. Владелец магазина и учёный тоже попадают в передряги и зовут на помощь щенят. Я помню, кто-то из взрослых героев не мог уговорить своего сына пойти к стоматологу, и щенки пришли и рассказали, что страхи есть даже у смелых. Получается, весь город держится на мальчике и щенятах ( не взрослых собаках, заметьте). Даже детей воспитывать в этом городе не умеют. Кстати, у Райдера родителей просто нет. Может, детям именно приятно, что они, такие… Читать далее »

Вот меня каждый раз в патруле удивляет откровенная тупость и беззащитность взрослых…

Из современных есть много отличных мультиков, но…только не Маша и медведь! Это какой-то кошмар. Все так быстро, смысла никакого,не за что зацепиться, чтобы можно было обдумать и обсудить. Лучший способ сделать из ребенка дегенерата — каждый день давать ему смотреть этот мульт.

Слышала от знакомой бабушки, что когда внучка посмотрела «Машу», пошла на кухню и стала бить тарелки – подражать.

Все правильно, советские мультики скучны,они, паразиты ,заставляют думать, причем, не только детей но и родителей, которым подчас лень обнять смысл мультика. Куда как проще ткнуть ребятенка в телек с щенят патрулем и ничего не обьяснять, смеется над дуростью и пусть его?

Ksjuscha

о да!насколько с вами согласна!мои смотрят с удовольствием и советские и иностранные мульты,но в иностранных очень часто гнильца проскальзывает или куда более жестокие,чем»советская нуднятина».

В точку! моя дочка посмотрела Простоквашино и засыпала кучей вопросов (ей 4 года)…а после всяких патрулей приходится объяснять, что те методы «спасения» абсолютно неправдоподобны и в реальной жизни так сделать не получится…

Не смогла пройти мимо…я смотрю, сейчас прямо мода какая-то на психологические разборы всего, что только можно разобрать…уже и до советских мультиков добрались…ну ладно, я бы ещё поняла если бы разбор делал человек, родившийся хотя бы в конце 70-начале 80-х годов и за ставший этот самый СССР, который модно сейчас поливать отходами…но простите, вы судите о том, в чем не разбираетесь! да, я и сама не все мультики любила, это все же дело вкуса и предпочтений…но наши советские мультики были красивыми, размеренными, заставляющими задумываться, герои были цельными и продуманным, а не картонными! да даже одна озвучка чего стоит!! а тот же… Читать далее »
Floy88

Мы тоже «за» советские мультфильмы. (какие там хорошие песенки!) Они жизненные и с правильными установками. А современные мульты могут и подождать. Сколько их еще будет…

Вот и выросло идеальное поколение инфантильных потребителей, не способных ни на одно душевное движение, способное только развлекаться и потреблять, думать? зачем?, сострадать? зачем?, принимать всю сложность и многообразие мира?зачем, если можно бесконечно развлекаться, ни о чем не заботится, не думать, потреблять и чесать свое эго, и дети у них такие же вырастут. Да советские мультики растили скромных, трудолюбивых благородных граждан, для которых внутренний мир это основа их существования, а западные эрзац мультики учат тому, что падающего нужно подтолкнуть, чтобы потом над ним посмеяться, зачем строить отношения с меланхоличным осликом, если его можно сделать изгоем? Тьфу на Вас, вырастет Ваша дочурка… Читать далее »
Ezhik

Ода-да,скромных благородных граждан…растили их со статьями за тунеядство,общественными вытрезвителями и ЛТП,существенной многосторонней социальной помощью и планированием. А как только все это закончилось,весь внутренний благородный мир тех граждан рассыпался как труха. Не у всех,конечно,но у большей половины. А иначе откуда взялось бы такое поколение? ведь это дети тех самых благородных граждан и их внуки.

goodman
Рассуждения автора интересны, может быть, сами по себе, но не как суждение о советских мультфильмах. Во-первых, советские мультфильмы сделаны добротно и качественно, в отличие например, от нынешних, которые я бы уж точно, детям смотреть не рекомендовал. Диснеевские мультфильмы превосходны, но это другая стилистика, другая техника, но общий посыл на победу добра над злом и у советских мультиков, и у американских, схожий. Вообще, и книги, написанные для детей и фильмы, снятые для детей, они по сути взрослые, потому что создавали их талантливые и умелые в этом деле, взрослые люди. Это определенный жанр, но детский только условно — потому и эти книги,… Читать далее »
diva5549

Дети,живущие заграницей,предпочитают советские фильмы,мультфильмы и песни.

wpDiscuz

Похожие статьи