Если в 3 года ты рисуешь Куинджи — в 23 года ты будешь рисовать героиновые глюки, а в 33 — картинки на приеме у психотерапевта.

— Я долго искала хорошего преподавателя по рисованию. На Южнобутовской потрясающий преподаватель, но она берет 15 тысяч в месяц! Конечно, я никаких денег бы не пожалела, но это для нас пока дороговато. Хвалят кружок в «Лире», и мы идем туда, сегодня подали заявление, — рассказывает подруга.

Ее дочери Маше 3 года.

— А она уже умеет рисовать?

— Она недавно научилась раскрашивать, не выходя за контур!

Другая знакомая мама трехлетнего малыша отдала его сразу в два кружка: рисования и раннего чтения и обучения счету.

— Алеся, вы манкируете! Вы обещали, что ваша Машенька будет ходить вместе с нами! — напоминает мама Давида.

Я смотрю на своего Масяныча, ковыряющуюся в луже, и думаю, как было бы здорово, если бы вот эта неорганизованная, непослушная, лохматая девочка, больше всего на свете любящая ковырять в носу и еще в песочнице, рисовала. Передо мной встает идеал, и я вспоминаю расхожие лозунги: «Каждый ребенок — гений!», «После трех уже поздно!», «Главное — найти хорошего педагога!». Я заряжаюсь, высоко поднимаю голову и иду домой пилить мужа на тему кружка.

Муж скептически смотрит на Машу и изрекает:

— А ты уверена, что она сможет усидеть на стуле хоть десять минут?

— Да! Она вообще-то любит рисовать. Наверное.

— Да ну! — парирует муж. — Когда я водил ее в «Детскую комнату» в клубе «Зебра», все дети пошли рисовать с педагогом, а она осталась в бассейне с шариками. Ее звали-звали — бесполезно. Ей еще рано! Ты только отвращение у нее вызовешь.

— Но Саша, а вдруг мы что-то упустим?

— Четыре тысячи рублей в месяц, — изрек муж и углубился в компьютер.

— Мама! Я хочу с Давидом! В кружок! — ноет Маша. И я все-таки повела ее на пробный урок.

Вокруг нашего дома три развивающих центра. Все активно агитируют приходить именно к ним, раздают бесплатные шарики, приглашают аниматоров. Клубы находятся на первых этажах жилых домов. Их вестибюли настолько малы, что там не умещается коляска и некуда повесить куртку, если не ушла предыдущая группа. Зато стены увешаны детскими поделками. На стене ближайшего развивающего клуба висят фотографии только что вставших на ноги малышей, и красуется подпись: «Именно в этом возрасте самое время учить буквы и цифры».

— А я-то думала, что в это время нужно учиться надевать штаны, — заметила я, отдавая администраторше 300 рублей за пробный урок.

— Одно другому не мешает! — с улыбкой заметила она.

Машу и еще двоих малышей уводят за дверь.

Из-за двери я слышу развеселую музыку и команды педагога. Они, кажется, поют слоги (точнее, педагог поет, а дети не успевают). Голос срывающийся, поминутно называющий имя того, чье ускользающее внимание нужно снова ловить.

Тем временем из соседнего кабинета выходит старшая группа с тетрадочками и портфелями. Они еще не школьники, но выглядят как будто уже в первом классе и учатся по-настоящему. Настолько по-настоящему, что куда-то пропала в них эта детская сумасшедшинка, с которой выбегают из-за двери с ясным и твердым намерением все разломать.

Администратор шепотом рассказывает, какие они делают успехи и в какие престижные школы поступят.

— К школе нужно уже уметь читать и писать! — твердо заявила она, намекая, что этим они и займутся с моей Машей, и это наш единственный шанс.

— Как? Разве писать в школах уже не учат? — удивилась я.

— В обычной-то учат. Ну вы же понимаете, к нам приходят дети, чьи родители хотят отдать их в престижные школы. В обычных сами знаете, какой контингент…

В это время бабушки и папы всовывали податливые уставшие руки своих чад в рукава курток, а ноги в ботинки. Меня передернуло. Слуги гениев. Кажется, я была на фабрике по производству нарциссизма.

— Вы знаете, тут один папа говорит мне: «Я понял, за что я плачу деньги, когда мой ребенок за обедом сказал «Ай лайк орэндж джус!». Представляете, вот ваша дочка будет удивлять бабушек и в три года говорить по-английски! — светилась администратор.

— Но она может заговорить по-английски и в семь лет. И за два месяца выучит то, что дети у вас учат год.

— В семь уже поздно, деточка моя! — всплеснула руками администратор.

А ведь какой потрясающий маркетинговый прием: убедить родителей, что после трех лет уже поздно начинать заниматься английским, танцами, плаваньем и скрипкой. Ничего не напоминает? «Успейте ТОЛЬКО сегодня!». Так же, как нам продают платиновые ножи и пылесосы Кирби со скидкой только сегодня — так продают и «будущее» наших детей, убеждая, что мы его упустим.

matrony_pic_09012017_1

По истечении 40 минут из-за двери вышла Маша. Возбужденная и одновременно измученная. Вручила мне какую-то распечатанную бумажку с картинками.

— Это домашнее задание! — пояснила педагог. — Она должна назвать слова, в которых есть буква «А». Надо развивать ей фонематический слух!

Конечно, никакого фонематического слуха у Маши не было и в помине, она знала букву А, но еще не могла понять, что машинка, нарисованная на картинке, — это слово, а вовсе не машинка, и что в этом слове надо услышать отдельные буквы — ведь она воспринимала его на слух целиком!

Сколько я ни спрашивала Машу, что она там делала — она сама не поняла и не могла рассказать. Зато прыгала, как заведенная, и требовала: «Еще! Еще!». Словно ее там включили и забыли выключить. Это было похоже на экзальтированный сеанс в какой-нибудь секте.

Но я решила «дожать» и отправила ее на второй пробный урок — рисования.

А администратор в это время «дожимала» меня.

— Разве вы хотите, чтобы ваш ребенок был серенькой личностью? Или какой-нибудь… домохозяйкой?

Тут я потупила глазки, потому что сама и есть «какая-нибудь домохозяйка». Только не от безысходности я выбрала этот путь. А наоборот, от избытка, видимо, талантов. И как-то мне обилие моих «талантов» сильно мешает быть этой самой домохозяйкой. Из меня ведь тоже пытались сделать гения. Успеха частично достигли: у меня выросло самолюбие гения, с ним я обрела проблемы с общением и решением простых и регулярных задач («не моего полета»).

И тут мне захотелось сказать: Да! Да, я хочу, чтобы мой ребенок был серой личностью!

Если честно, я устала от поколения «гениев». Я смотрю на своих бывших одноклассников и вижу, как «талантливые девочки» меняют «талантливых мальчиков», но ни с кем не могут ужиться. Как эти талантливые девочки откладывают рождение детей, чтобы не губить свой талант. И как потом этот талант мешает им принять ребенка таким, какой он есть, — обычным, не гением. Как они всегда сравнивают его с собой и в ужасе замечают, что не читает он в три года. Как превращают жизнь своих детей в бесконечное соревнование, чтобы были не хуже них самих в детстве или соседских. И вырастают они серенькие и измученные властью талантливой мамочки. А если их дети выберут иной путь? Если захотят быть… домохозяйкой? Мороженщиком? Технологом? Хлебопеком? Садовником?

Я наблюдаю за серенькими личностями, и почему-то мне они нравятся все больше и больше. Не обладая большим самолюбием, они часто достигают многого. У них больше поле выбора: от них не требуют высот. У них есть право на ошибку, право быть не идеальными, право быть посредственностями. Они чаще счастливо выходят замуж, не конкурируют с мужем и детьми за лучший кусок и самое мягкое одеялко. Не отлынивают от обыденного труда. И потом, кто-то же должен обслуживать всех этих гениев. Печь им хлеб, лечить их, воспитывать их детей. Просто быть хорошим, уважаемым профессионалом, который знает свое дело.

Маша выходит из другой двери и вручает мне аппликацию. Три ровненько наклеенных ствола березки и пластилиновые листики.

— Это «Березовая роща» Куинджи, — разъяснила педагог.

Маша светилась. Я похвалила картину.

А муж не оценил.

— А что именно сделала здесь Маша?

— Э-э, не знаю. Меня туда не пустили.

— Возьми клей, ножницы и научи ее делать это сама.

Я надулась. Он жалеет деньги на ребенка! Можно подумать, у меня много времени делать с ней аппликации и рисовать, когда второй маленький на руках!

А ночью я вспомнила себя. Как хвалили мое пение педагоги. Как я солировала в музыкальной школе. Как мне играли на фортепиано, как аплодировал нам зал. Как умножались грамоты на стене. А потом, в двадцать лет оказалось, что работать я не умею. И я поняла: если в 3 года ты рисуешь Куинджи — есть риск, что в 23 года ты будешь рисовать героиновые глюки, а в 33 — картинки на приеме у психотерапевта. Потому что в 3 года ты должен научиться самостоятельно надевать штаны и есть, а не рисовать. А что получается? Тебя оденут, накормят, за руку отведут к педагогу, нарисуют с тобой картину, споют с тобой песню на конкурсе, будут аплодировать тебе, будут выставлять твои работы на выставках. Боже, если бы можно было запретить эти выставки и эти аплодисменты! Потому что ты вырастешь с ощущением, что тебя всегда будет вести за ручку хороший педагог и тебе всегда будет аплодировать зал, и у тебя всегда будут  множиться эти грамоты на стене, сами собой, почти без усилий, за деньги родителей.

Только не будет этого больше. В универе ты будешь валять дурака — потому что «отпустило», потому что больше никто не принуждает и не ведет за ручку. Кое-как доучишься. Потому что учиться самостоятельно тебя как раз не научили! (Боже, спасибо, что в моей жизни были плохие учителя и их было больше, чем хороших! Я все-таки научилась учиться сама!).

А потом — попадешь в ловушку кризиса 25-летних. Потому что вместо хорошего педагога тебя ждет плохой начальник, вместо аплодисментов зала — едкие сплетни коллег. И главное, выясняется, что все те успехи, что ты показывал в детстве, характеризовали не тебя, а твоего хорошего учителя. Он был профессионалом, а не ты. Ты — ноль. Ну, в крайнем случае, единичка. И теперь надо как бы жить с нуля. Те профессиональные навыки, которые наши предки, набивая шишки, получали в 10-14 лет, мы получаем в 30.

…В кружок Машу мы отдавать пока что не стали. Через полгода фонематический слух появился у Маши сам собой — она стала называть за обедом слова и сама перечислять, какие в них есть буквы. Потом стала читать слова на упаковке сока, сметаны и сыра. А как-то, когда я варила борщ, она взяла лист бумаги и написала разборчиво и в правильную сторону: «Маша». А потом — «мама», «папа» и «баба». Я ее этому не учила, в садик она не ходит. Просто она листала книгу, где эти слова написаны большими буквами. А потом стала повторять эти буквы на бумаге.

Она просто работала. Как серенькая личность. И мне не важно, что сделала она это «рано». Сделала бы на год позже — ну и пусть. Главное, она сделала это сама, без натаскивания. Березы пока не рисует. Не знаю, станет ли она как Куинджи — это ее дело. По крайней мере, она обязана научиться сама надевать ботинки и куртку. Остальное она мне не обязана.

И — смените, пожалуйста, лозунг. Не каждый ребенок — гений. Каждый ребенок — потенциальный профессионал. Но это не звучит. Непопулярно. У нас привыкли перевыполнять планы и делать пятилетки в четыре года. Но вспомните, что стало с освоенными тогда землями. Где они сейчас? Нужны ли они и нужны ли были те рывки и те усилия? Но появилось новое поле непаханое, новый смысл жизни — Дети. Освоить это поле быстрей!..

Нет, я не против кружков. Очень даже за, но позже и когда ребенок сам выберет и будет способен работать, действительно работать над своим талантом, а не только быть руководимым. Но я хочу поддержать тех, у кого нет денег или возможности отдать детей в кружки. Мне кажется, что мы с вами ничего не теряем. А может, и приобретаем.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

28 лет, профессиональный журналист и преподаватель, корреспондент «Русского репортера», автор учебника «Репортаж: от идеи до гонорара». Сейчас мама двоих маленьких детей, занимаюсь их воспитанием, пишу статьи и репортажи на «Православие и мир», которые я охарактеризовала бы общей темой «материнство как фильм ужасов». С рождением детей уверена, что живу в фильме ужасов, не столько из-за какашек, аллергий и насморков, сколько из-за наших больниц и общества, не предназначенного для счастливого материнства, безопасного детства, здорового образования. В связи с этим вижу свою миссию в том, чтобы своим талантом способствовать последним трем вещам. Также (по остаточному принципу) пишу сказки, стихи, валяю шерстяные бусы и броши на заказ, продолжаю брать интервью и учить желающих технике репортажа.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Да, очень свысока звучит это — «серенькая личность». Помню, когда я по собственному желанию пошла в 15 лет в студию вышивки, серьезную такую, с серьезной преподавательницей, а через год ушла — от мелкой работы стала болеть голова — эта преподавательница критиковала мое решение уйти, мол, будешь как все эти серости… я тогда только вскользь удивилась. А теперь, с высоты лет, и образования, и диссертации, вспоминаю и думаю: она конечно круто вышивает, но высшего образования у нее нет. Не потому ли ей на вышивке свет клином сошелся, и все остальные — «серости»? Ну а в случае с детскими кружками это чистый… Читать далее »

Migella

Так там же упор что в обычных школах контингент гопнический -я так поняла. И это наверное проблема. Имхо.

Вряд ли более гопнический, чем в наше время. Ну и лучше гопники, чем мажоры ))

Ezhik

О,гораздо более гопнические,у нас,во всяком случае…

Самое главное. чтобы выросший ребенок не сказал маме: мама, а почему ты меня не отдала на танцы или в художественную школу, или в секцию плавания,а я бы мог стать звездой… (они ж все отбор года в 4-5 начинают). И как тогда ответить?

Ответить правду: что в возрасте 4-5 лет ребенок еще не проявлял особых способностей, поэтому вероятность угадать, где он мог бы стать «звездой», была равна 1,5%, а вероятность серьезной травмы, когда к 9-11 годам (а именно в этом возрасте дети поступают в профессиональные хореографические и художественные школы) ребенок узнает, что он недостаточно способный, чтобы учиться там, где учатся действительно одаренные дети, напротив, равна 98,5%. К тому же, по-настоящему талантливый ребенок проявит способности сам, его не нужно запихивать куда-то наугад, да еще так рано (и поверьте, педагоги такого ребенка не пропустят, а сделают ради него исключение, примут его позже сверстников, и он… Читать далее »

А если выросший ребенок спросит, почему мама не купила ему айфон последней модели или не свозила его на каникулы в Диснейленд? Это перекладывание с себя ответственности. Если ребенок реально выросший, то сам научится всему, что ему интересно, в любом возрасте, сам купит и съездит, куда хочет. А если инфантил, привыкший ни за что не брать ответственность, то что и разговаривать с таким — в угол поставить достаточно будет )))) звездой становится не тот, кого раньше всех отдпли в секцию, а тот, кто родился с звездным талантом в определенной сфере. И выросшие дети обычно это понимают

Ezhik

Только отчасти. Моя дочь ходит в спортшколу-со средними успехами,не выдающимися-мы этот путь не выбрали. В нашей спортшколе есть в настоящее время два значимых спортсмена-призеры чемпионатов Европы,олимпийских игр. Про одну говорят-«самородок». Про другого-«взял упорством». Бывает,говорят-«все способности есть,но не прилагать усилия». Естественно, что на данном этапе отбора неспособных в принципе уже нет,но вариабельность талант/упорство/затраченное время/раннее начало однозначно присутствуют. Про картины и худшколу не скажу,но во многих школах типа спортивных вполне себе формируются волевые качества. И как мне видится,свой потолок в подобных заведениях дети видят рано-лет в 8. Вот риск травмы-это да,есть такое… Тут еще от родителей зависит-если конечно,настраивать на безусловную «звездность»,то проблемы… Читать далее »

kasablanca

4-5 только фигурное катание. Все. Художественная школа с 10 (в мое время было так). Музыкальная — с 6-7.

Migella

Так вроде кружки для представления о профессиях. И только.

О, какой бред!

И как может 3.5-летний ребенок сам научиться читать и писать?!

Как 3,5-летний не знаю, а 4-летняя дочь научилась сама, причем мы узнали об этом практически случайно. При это никак не означало какой-то особенной талантливости: ее младшую сестру и братьев приходилось учить читать и писать, но они также прекрасно учились и поступали в вузы. Просто у старшей дочки был свой бонус: она прочитала сама кучу книг до школы в свое удовольствие, не завися в этом от взрослых.

Добрый вечер, присоединилась только что — очень уж тема правильно»подбита»!На мой взгляд, ключевая фраза в статье -«Просто она листала книгу, где эти слова написаны большими буквами. А потом стала повторять эти буквы на бумаге».Если это делает мама, терпеливо самостоятельно показывая картинки и называя буквы перед сном малышу, начав хоть с года — в 3 он будет читать.Ребенком надо ЗАНИМАТЬСЯ, не только и не столько покупая образовательную услугу в дошкольном возрасте.А что абсолютно и безусловно нужно ребенку до школы — группа физического развития, не спортивная секция!!!

Ezhik

Еще хочу отметить одну вещь.)) В подобных статьях часто есть некий посыл-если дети захотят быть мороженщиком/садовником/хлебопеком-так пусть будут,и будут профессионалами! А если захотят быть грузчиками или уборщицами?
Посыл звучит от авторов с каким-нибудь высшим гуманитарным образованием,в обеспеченной семье,где 4 тысячи,конечно,деньги,но если уж захочется -то можно и найти ребенку на кружок.
Интересно было бы,как бы изменилось мнение подобных авторов,если бы для ребенка и впрямь реальностью замаячила работа хлебопека-я немного знакома с этой профессией,с весом мешков с мукой и объемом чанов,или мороженщика-это кто? продавец в ларьке или работник на предприятии? садовника-это кто и где? озеленитель городских улиц? ландшафтный дизайнер?

verba-knt

ДА! Ежик смотрит в корень. Наши дедушки и бабушки, а еще папы и мамы изо всех сил пытались уйти из рабочих профессий — а тогда соцгарантий от государства были намного больше. Мои деревенские друзья — отличные столяр, водитель, автослесарь, портниха, нянечка-воспитательница — стараются изо всех сил получить «вышку», хоть вечернюю, хоть заочную, и вместе с ней — возможность карьерного роста. Потому что без нее ты нужен только пока молод и здоров, и деньги, достаточные для жизни, будут платить только в конверте, без соцпакета. И это очень тяжелая работа. Почти вся «рабочая» Москва работает либо за гроши, либо «вчерную» — либо… Читать далее »

Спасибо за замечательную статью. Только вот не только это в России — раннее развитие детей. Насколько я понимаю, это опять же с Запада. В США очень это развито, к школе требуют уметь читать-писать и т.д. Чем престижней школа, тем больше требуется. Перемен во многих школах вообще нет — отменили, чтобы учителя успевали довести урок. При этом растет число детей с психическими заболеваниями. Проблема вышла на национальный уровень, но остановить очень сложно — родители очень напуганы, что чадо не попадет в самый лучший ВУЗ, если не поступит в самые лучшие школы и т.д. Так что сплошное давление на детей, а уровень… Читать далее »

В последнее время усилилось классовое расслоение. Все панически боятся стать лузерами и увидеть в роли такового собственного ребенка. Отсюда неврозы и более серьезные психические расстройства.
И думаю автор лукавит насчет спокойного отношения к возможности для своих детей оказаться в роли обслуги.

Только класс зависит не от уровня образования, а от уровня доходов. Эти вещи между собой конечно связаны, но не напрямую. И что такое «роль обслуги»? объективно в мире сфера производства сокращается в плане задействованности там людей, а сфера услуг расширяется. Экскурсовод, аниматор, администратор гостиницы — это обслуга или нет? и что плохого в этой роли?

Ezhik

Чтобы стать экскурсоводом,придется для начала где-то поучиться-просто так не возьмут,как я понимаю.Администратор гостиницы-уже начальник и карьерная должность,как мне видится,или придется начать с «низов» и очень хорошо себя зарекомендовать,или отбор сразу будет производиться среди претендентов с высшим образованием. Аниматор да,наверное возможно. Но я не представляю аниматора после 30. То есть это «обслуга»,но уже не низкого уровня.
А если горничной в хостеле? Кассиром в супермаркете? Вот тут уже можно обойтись без образования…

А по существу статьи конечно,такое раннее развитие,да еще за немалые деньги-необязательно. Хотя,думаю,не вредно для «несадовских» детей ну или маме потусоваться…))

Для получения любой профессии придется где-то учиться. В статье-то речь о дошкольном частном образовании. А вот оно совершенно необязательно ни для профессиональной реализации, ни даже для достижения звездных высот. Ну и мое частное мнение, что звездные высоты совершенно не способствуют счастью, и я не желала бы своим детям гениальности

И главное — в статье речь как раз о том, что эти ранние развивашки никоим образом не растят гениев, а выбивают из родителей денежки и демотивируют детей самим искать сферу своих интересов и приложения времени, таланта и сил. Так что как раз оттуда в лузеры дорога самая прямая

Могу наблюдать результат уже выросших детей, прошедших через «раннее развитие» около двадцати лет назад. Все нормально у них. Не гении. Но это и невозможно без природных данных. Но там, где родители занимались детьми и с детьми, а не оставляли их как трава расти без внимания, советов и поддержки — как минимум результат не плохой. Тогда эта мода только начиналась, если без фанатизма(например деления и умножения в пять-шесть лет), то все в порядке, да и с ребенком, которого заставляли делить, тоже психом не стал))) Ну и вот пример автора: она не без гордости перечисляет свои заслуги в профиле: и журналист, и… Читать далее »

Mary Nightingale

Автор в другом месте писала, что самореализация для женщины не главное и теперь для нее на первом месте семья и перспектива многодетности. Категоричность — ее фирменный стиль. Но в данной статье во многом согласна. Наверное, она достаточно уделяет дочери внимания, если та «сама» научилась читать. И это главное, а не кружки по нескольку тысяч в месяц.

Про кружки я поддерживаю! Недоумение вызвала сентенция про «обслуживание» гениев. Там в одной куче и врачи и хлебопеки. Во-первых в куче, во-вторых свысока, во-третьих про «хлебопека» все же верится с трудом.

Ezhik

Точно-точно,именно туда после ранних развивашек-в лузеры. А кто без развивашек-в гармоничные «серенькие личности».

Mary Nightingale

Читать (писать не обязательно) к школе — вполне нормально и желательно при отсутствии серьезных отклонений в развитии.

N@t@li@

Уважаемая Алеся, согласна с вами по всем пунктам! Спасибо за статью.

kasablanca

Самое сложное в педагогике (и в жизни?) это «золотая середина». Потому что в воспитании детей (и в жизни?) олимпийский закон «дальше, выше, быстрее» не работает (может поэтому успешным спортсменам так сложно найти себя в жизни?). Между ранним развитием и «цыганским ребенком» лежит пропасть, в которой и надо существовать.
Ведь у тех же самых Никитиных было много хорошего, если убрать их крайности, которые, кстати и нанесли им потом урон.

Похожие статьи