Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в наших местах — это уже начало зимы. Помню, как бабушка торопила родителей к этому дню привести огород в порядок: пригнуть к земле и пришпилить малину, щедро подкормить коровяком уходящую в зиму смородину.

В центр огорода сносили подсушенную на заборе помидорную и картофельную ботву, складывали в кучу и сжигали. Бабушка боялась «заразы» на огороде. Трудного слова «фитофтороз» она не знала, а потому говорила про него по-простому — «зараза», «чернушна болесь».

По огороду небольшими кучками разбрасывали перепревший навоз из парников, пришпаривая их нутро кипятком с солью, чтобы не водились «мураши», способные сточить добротное бревенчатое строение за пару-тройку лет.

По утрам на крышах, тротуарах и земле сверкала серебряная изморозь, лужи затягивало тонким ледком, по которому мы, дети, любили пробегать, слушая звонкий треск ледяного стекла, боясь замарать сапожки или ботиночки.

К Покрову, как и к Пасхе, избы обязательно белили. В погожий солнечный денёк выносили всю «труху», как в шутку говорила бабушка, освобождая комнаты для побелки. Громоздкую мебель аккуратно передвигали, подкладывая под неё тканые деревенские дорожки — боялись оцарапать покрашенные летом полы.

После побелки промывали полы по два раза, второй раз— обязательно с нашатырём, чтобы блестели. Вставляли в окна вторые рамы. В междурамье для красоты укладывали зелёный или белый мох (ягель), равномерно распределяя по нему кедровые или сосновые шишки, алые гроздья рябины. Развешивали на окнах «зимние» шторы из плотной ткани.

В начале октября срубали с огорода тугие кочаны капусты, складывая их в сенцах или «зимовейке» в большую кучу, чтобы к Покрову полезный овощ поднабрал сахару. Промывали и соскабливали до белизны кадушки, предназначенные для засолки капусты. Запаривали их кипятком, добавляя для аромата черёмуховые или рябиновые ветви.

Родители частенько спорили, что лучше — рябина или черёмуха. Спор прекращала бабушка, командовавшая, чем «на энтот раз бочки запаривать будем». Иногда вредничала и отправляла родителей за можжевельником на Иркут. «Он тожа шибко уж порезный!» — веско говорила она. Спорить с ней было бесполезно, и папа с мешком отправлялся в лес за колючим кустарником.

Дня за два до Покрова или сразу после него, смотря по погоде, приступали к засолке капусты. Мама очищала кочаны от верхних зелёных листов, раскладывала белые сахарные головки на большом столе в холодных сенях, мыла и очищала морковь, натирала её («шоркала» — по выражению бабушки) на крупной тёрке. Потом и мне доверили это нехитрое дело. Правда, всякий раз бабушка при этом мне напоминала, чтобы я выполняла работу помедленнее и «руки себе не порвала».

Бабушка приносила из закромов (чулана, где под потолком висели связанные в пучки «порезные», то есть, как я понимала, полезные, лекарственные травы) большой холщовый мешочек, полный укропных семян. К засолке припасали только крупную «каменную» соль.

И начинался процесс! Мама с бабушкой поочерёдно крошили капусту на шинковке, отбрасывая в кучку кочерыжки для поросёнка. Мы с папой подворовывали «свинячью еду», путаясь у них под ногами.

Бабушкин намётанный глаз и умелые руки были как нельзя кстати — она на глазок точно отмеривала нужное для капусты количество соли. Не то что я! Мой глаз точно не алмаз (бабушка бы, наверное, ухохоталась, наблюдая, как я взвешиваю кочаны до засолки и записываю количество килограммов, а потом отнимаю вес кочерыжек, определяя в итоге точный вес капусты и соли для неё).

В капусту чаще всего добавляли тёртую морковь и укропные семечки, но иногда папа одерживал верх над крошильщицами, и тогда в капусту добавляли яблоки, полевой тмин и морковь, порезанную кружочками. Папина капуста мне казалась самой лучшей и вкусной!

Поверх бочки укладывали деревянный кружок с дыркой посередине и ставили на него груз («гнёт» — как говорила бабушка). К утру стоящая в тепле капуста давала сок. Снимали гнёт (тяжёлый камень или ведёрко с водой), протыкали капусту до дна, давая выйти скопившимся в ней газам.

Наши соседи, уроженцы Архангельской области, как и позднее наши соседи из Вологодской, любили капусту покислее. По меткому папиному выражению — «капустку-вырвиглаз!». Однажды мне довелось посмотреть, как они солят капусту. На дно кадки, как и мои родные, укладывали зелёные капустные листья, но дальше начиналось нечто совсем для меня непонятное: на дно и стенки кадушки сыпали ржаную муку. Укладывали первый слой капусты, пересыпали его клюквой и ржаной мукой, и так несколько раз.

Брожение было что надо! Запах стоял такой, что в дом зайти было невозможно. «Шти» у них, по словам бабули, получались «шибко уж сердитые», такие, что скулы сводило.

Наша домашняя капуста не была такой кислой, и её с удовольствием употребляли с лучком, сдобренную пахучим подсолнечным маслом. Ели с горячей картошкой, обжаренной на свином сале или сливочном масле. Использовали её и для начинки пирогов, варки щей и борщей.

После завершения брожения капусту скатывали в колобки, укладывали на листы и выносили на улицу под навес для заморозки. Заледеневшие колобки складывали в большие кастрюли и держали всю зиму на морозе. Зимой такую капусту было очень удобно доставать. Кто-то держал капусту в бочке, но потом её приходилось ковырять ножом, что было не совсем удобно.

Такого, как сейчас, перекладывания квашеной капусты по банкам, в деревне раньше не было. Но я думаю, бабушка бы одобрила такое полезное новшество.

14 октября с утра бабушка поздравляла нас с праздником. «С Покровом вас Матушки нашей Владычицы Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной!» — торжественно провозглашала она и доставала, несмотря на протесты мамы, из сундука, стоявшего в её комнате, обёрнутую в чистое полотенечко, потемневшую от времени икону Богородицы. Это была Казанская икона Божией Матери. Ставила её на полочку в правом углу, окружая вышитым полотенцем. К середине 80-х годов икона Богородицы стояла у неё на этом месте уже постоянно.

Ни одного храма в районе после революции у нас не осталось. Самый ближайший — в Слюдянке, за 130 километров. На праздник Покрова Богородицы в храм Святого Николая Чудотворца ездила одна подруга моей бабушки, одинокая вдова, муж которой погиб под Москвой.

Мама запрещала бабушке участвовать в подобных «старорежимных мероприятиях». «Ты бы ещё царя-батюшку вспомнила!» — возмущённо говорила она. Но я-то видела, как бабуля шушукалась о чём-то украдкой со своей подругой бабой Нюрой, племянница которой жила неподалёку от храма особо почитаемого на берегах Байкала святого.

45297996

Старушки собирали гостинцы для слюдянского батюшки, отца Владимира, писали записочки об упокоении и здравии своих родных. Провожали паломницу до автобуса, а потом встречали после возвращения с молебна. О чём они беседовали, я, к большому моему сожалению, не знаю.

Помню только, какие радостные и светлые лица у них были в эти, с лёгким морозцем, октябрьские дни, когда земля покрывалась чистым белым покрывалом, какие вкусные пироги пекли они к Покрову, как мирно и долго чаёвничали, вспоминая далёкое прошлое…

Зажигали перед иконой Пречистой Девы церковные свечи и ладан. Подолгу стояли перед скорбным и строгим ликом Богоматери с младенцем Христом на руках, молясь о ближних, о сохранении «земли нашей русской от всякого ворога и супостата». Своими словами просили Богородицу о том, чтобы «никогда не было больше войны у нашего порога».

Стоя перед иконой (окном в неведомый горний мир), молились так горячо, так искренне и сильно, как это могут только женщины-матери.

Фото: www.panoramio.com

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Закончила филфак Иркутского госуниверситета, работаю журналистом, победительница краевых конкурсов о семье, финалистка 5 Межуданродного медиаконкурса "Живое слово" в Болдино в 2010 году.

Другие статьи автора
новые старые популярные
ККК

Прекрасная история. Спасибо!

Кристина (Одесса)

Большое спасибо Вам за рассказ! Прямо в духе Шмелева получилось, его "Лета Господня"…

С праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Татьна

Какая добрая статья, как будто в детстве побывала!!! Спасибо вам!

Emiliya

Благодарю Вас за такую теплую статью. С Праздником!

другая Светлана

С праздником Вас, Татьяна! Спасибо за рассказ, нахлынули приятные воспоминания…мы тоже так солили капусту с бабулей! А про Слюдянку недавно документальный фильм был — как же красиво в Ваших местах!

протопопица

Ах, милые наши бабушки — молитвенницы.Без "умных" книжек, без лекций Осипова — знали они главное о вере христианской.
Вот и моя бабушка Соня такая же была. Дед шибко ревновал ее, и потому в церковь не пускал((( Она за него всю войну молилась, и по обету спала только на жестком сундуке. Дед с войны вернулся,хоть и раненый.
Когда мои партийные родители не видели, подводила меня к своему красному углу, говорила: "смотри внучечка, и знай, что бы ни случилось, не обижайся, помни — на все воля Божья".
Спасибо автору за чудесную статью!

Хельга

Ой, какая мудрая и добрая Ваша бабулечка, и не доказывала никому из детей, что, вот, мол, по обету дождалась, а вы не веруете, а с любовью в простоте сердца учила внучку. Такой веры и силы духа были люди, дивен Бог во святых своих!

Niourok

Спасибо, Татьяна, за прекрасные рассказы. Царствие Небесное вашей бабушке. С праздником!

Гоблинище

Красиво ))
А мы не раскладывали капусту по банкам, а держали в той же бочке, где солили. На холоде, но не на морозе

Лариса

Написано живо, как все-таки раньше ощущался этот великий праздник,особенно в деревне, и соление капусты было семейным праздником,в нем принимала участие вся семья,жаль,что со временем уходят эти традиции…

инна

как тепло от ваших воспоминаний!!!!!вспоминаю свою деревню и своих бабушку и дедушку.Какие люди были!Уходит поколение наших бабушек.И так грустно.Есть ли им достойная замена?Сомнения…

Похожие статьи